Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 1)


Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 1)

Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 1)

В одном из произведений Александра Карого есть легенда о Душе:
«Душа каждого человека рождается здесь, в этой долине. С самого ее появления она начинает свое шествие по ней. Появляется она на Юге - оазисе среди горных вершин, но вскоре, ее путь пролегает через пустыню. В ней нет ни воды, ни растений, ни чего бы то ни было живого. Каждый ее шаг неустанно наблюдает глаз Господний. Этот глаз и служит здесь «солнцем». Если человек не нарушает заповедей, то его душа спокойно идет по пустыне, ее не мучают: жажда, голод и солнце не жарит так, что невозможно терпеть. Но если он допускает оплошность, душе становится все тяжелее и тяжелее, и в конце концов, она гибнет и не доходит до Севера – оазиса вечной жизни и добра. В случае, когда душа не доходит до середины пути между оазисами, она попадает в Ад, если дальше, ближе к заветной цели, то ей дается еще один шанс, и душа начинает свой путь заново.»
По-моему очень интересная интерпретация, включающая в себя сразу несколько направлений философии и религии. Наша жизнь – это путь с Юга на Север. Путь, по которому идет душа. И то, какой именно дорогой она пойдет, что совершит во время пути, все в конце ей зачтется.

Интересно, что, изучая работы конкурсантов, мне открылась одна странная вещь. Оказывается, что самым жестоким испытанием на пути у Души является Любовь. Именно из-за нее Душа сначала учится нежности, страсти, а потом, увы, разочарованию, ненависти, страданиям и даже может оборвать свой путь на середине…
Невольно вспомнила стихотворение известного психолога Владимира Леви:
Любовь измеряется мерой прощения,
привязанность - болью прощания,
а ненависть - силой того отвращения,
с которым ты помнишь свои обещания.
И тою же мерой, с припадками ревности,
тебя обгрызают, как рыбы-пирании,
друзья и заботы, источники нервности,
и все-то ты знаешь заранее...
Кошмар возрастает в пропорции к сумме
развеявшихся иллюзий.
Ты это предвидел. Ты благоразумен,
ты взгляд своевременно сузил.
Но время взрывается. Новый обычай
родится как частное мнение.
Права человека по сущности - птичьи,
а суть естества - отклонение,
свобода - вот ужас. Проклятье всевышнее
Адаму, а Еве напутствие...
Не с той ли поры, как нагрузка излишняя,
она измеряется мерой отсутствия?
И в липких объятиях сладкой беспечности
напомнит назойливый насморк,
что ценность мгновенья равна Бесконечности,
деленной на жизнь и помноженной на смерть.
Итак - подытожили. Жизнь - возвращение
забытого займа, сиречь - завещание.
Любовь измеряется мерой прощения,
привязанность - болью прощания...

Казалось бы – странная ассоциация. Любовь – это что-то светлое, неземное, воспетое поэтами… И в то же время поэтами воспеты и страдания Души от этой самой Любви.
Итак, начну именно с поэзии. Поговорим о душе?

Но сначала напомню, что темой конкурса была ДУША. Душа как ГЛАВНЫЙ или второстепенный, но ЗНАЧИМЫЙ ГЕРОЙ произведения. А это означает, что если слово «душа» один раз мелькнуло в тексте, то это еще не попадание в тему. К тому же, многие авторы, прочитав лишь название конкурса, выставили произведения, которые можно было бы назвать откровениями. Просто откровениями… Ну и, как всегда, были произведения, которые вообще не соответствовали ни теме, ни названию. Такие я рассматривать не буду. Также не буду рассматривать произведения тех авторов, кто нарушил правила Положения, выставив более одной работы или работы, «далеко выходящие» за рамки оговоренного объема. Вы уже ознакомились с обзорами некоторых моих коллег… Мне жаль, что и не все члены жюри прочли тему в Положении, а интерпретировали только название конкурса. Говорю как инициатор и председатель жюри, тема была оговорена четко, и победят только те работы, которые точно соответствуют теме. Был конкурс «Поэзия», там оценивали только лишь поэзию, здесь конкурс тематический, если стихотворение безупречно, но не соответствует теме, оно не может победить. А неразберихи с Положением у нас на портале, увы, происходят всегда. Могу пойти лишь на одну уступку. Я разделю произведения в обзоре на соответствующие теме и откровения. Среди первых будут выбраны победители, а среди вторых… Считаю возможным наградить лучшее произведение Дипломом «Откровение». По каждой номинации.

1. Уваркина Ольга. Молитва.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72444
Стихотворные молитвы всегда приводят меня в какой-то трепет. Заставляют застыть, задуматься…

Не дай оглохнуть к горестным мольбам,
Живущих рядом, праведных и грешных,
Ведь на земле тот самый ад кромешный,
Который и не снится Там.

Все же отнесу это произведение к откровениям. Если рассматривать его как молитву, то, на мой взгляд, все хорошо – емко, строго, эмоционально. Если же говорить отвлеченно о поэзии, то, возможно, не очень оригинальная образность, хотя, в любом случае, произведение выполняет ту роль, для которой создано.
Техника хорошая. Кольцевая рифмовка. 4-5-стопный ямб, каждый четвертый стих на одну стопу короче, что создает интересную эмоциональную расстановку интонаций.

2. Елена Шуваева-Петросян. Газелла о душе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72445
Такое оригинально-необычное произведение:

На берегу уснувших тел гуляют души,
И тихий странный хоровод взывает к свету.

Пьют звон из звездных мерных чаш, внимая Богу,
Моя душа средь вечных вод взывает к свету.

Елена взяла за основу создания стихотворения классическую персидскую газеллу. Кстати, хочу сказать, что в классической газелле считается обязательным упоминание в последнем бейте поэтического псевдонима автора. Хотя, для европейской поэзии эта форма недостаточно разработана и характерными признаками для газеллы остается лишь большое количество стоп, не меньше 5 бейтов и определенная схема рифмовки (аа ха ха ха…)
Понравилась используемая изобразительность: «темница-плоть», «на берегу уснувших тел гуляют души», «расправляя крыльев тонкий плед», «тело-лед».
Светлое впечатление, несмотря на серьезность темы.

3. Николай Хлебников. (X-nick). Постплатоническое.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72446
Любовь все-таки необыкновенное чувство… То пролетает мимолетно или сгорает быстро, как лист бумаги, то держит в своих цепких объятиях, даже когда ты уже не существуешь.

Ты никогда не улыбнёшься мне
и не поделишься секретами своими.
Не свяжешь с именем моим полёт во сне, —
ты так моё и не узнаешь имя.

И души наши — в этом вся беда! —
не изольют друг другу поздних откровений.
Они не встретятся, поскольку никогда
не вырвутся из разных измерений…

Когда прочла, единственной, четко оформленной мыслью было – АбАлдеть… Вспомнились фильмы «Привидение», «Между небом и землей»… И только потом взялась за технику и расстроилась, что ритм ломанный, а рифмы есть неточные. Но к рифмам придираться не стану, читаются они очень хорошо, а вот размер стоило бы подправить. Безупречны только первый и шестой катрен.
И все равно. Рекомендую всем чувствительным душам.

4. Шухаева Ирина. Заявление души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72448
Какими эксцентричными иногда бывают души:

Она сообщила: любовь так огромна,
Что мне тесно в мире привычном,
Для тебя я как будто бездомна,
И не знаю границ. Мне прилично:
Ночевать, где хочу, пускаться в скитанья,
Хохотать и рыдать истерично,
Каждый день проживать по желанью.
Я люблю, что всегда эстетично.

Интересное произведение. Заслужено ли человек получает ту или иную душу? И почему им иногда хочется на волю?
Рифмы хорошие, а вот размер хромает. Первых две строки написаны амфибрахием. Дальше идет анапест. Пятая строка совсем сбита. А вот эмоциональность мне понравилась – «хохотать и рыдать истерично». Женский характер у души.

5. Илана Вайсман. Душа-бродяга.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72452
Уезжая, убегая, покидая, человек всегда оставляет часть своей души

Моя душа осталась там,
А здесь — все чувства, мысли, тело.
И я, наперекор слезам,
Хочу привыкнуть к новым стенам

Оригинальный образ души создала Илана в своем произведении. Та часть души, что осталась на прежнем месте – это загулявшая кошка, не желающая возвращаться обратно.

Но рыжим солнечным клубком
По свету кошка заблудила,
Оставив сердцу слезный ком —
Мне переезда не простила.

Очень приятное стихотворение. И техника отменная.

6. Сергей Ворошилов. Как легко, как до боли просто…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72465
Наверное, каждый человек хоть иногда ощущает такое состояние:

А над миром колдует осень,
Багровеет за далью даль,
И частицу души уносит
В Небеса моя грусть-печаль.

Какие сильные произведения в самом начале нашего конкурса.
И все же это произведение я отнесу к откровениям.
Понравились сравнения: «как легко, как до боли просто, будто вымели грязь дожди», «мессией новым через дебри бредет рассвет».
Размер четко выдержан, рифмы ровные, перекрестная рифмовка женских и мужских рифм.

7. Helen_33. Разговор с душой.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72467
Познаешь душу, познаешь и себя…

Я знаю, ты не просто «капля тела»,
Ты – выше, ты – божественно-незрима,
О, как бы я познать себя хотела,
Пусть ты порой ко мне неумолима.

По-детски светлое стихотворение. И вся образность об этом же говорит: «душа моя как аленький цветочек, как в сказке, что ночами детям снится», «ее пинают, а она не злится, лишь только улыбается печально»… Даже не знаю, вся эта простота стихосложения – недостаток или достоинство?
Если же говорить о технике, рифмы правильные, но уж слишком простые – «росточек — цветочек». И слишком много глагольных. 5-стопный ямб сбивается в последних стихах четных катренов. Во втором на один слог, а в последнем на целую стопу.

8. Ksana. Сиамские.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72472
Это произведение напомнило мне легенду об Андрогине.

Сросшиеся ручки-ножки,
Ломкие пальчики,
И душа –
Одна
На два тела,
Большая как небо —
Сиамская…

Неоднозначное отношение к стихотворению. У меня. С одной стороны, цепляет своей неординарностью, с другой – сбивает с толку исполнением: «ломкие пальчики», «ласкаю твой трупик». Пожалуй, такие же впечатления вызывает первый глоток сока, которого еще ни разу не пробовал. И все же, что-то есть. По крайней мере, я спокойно мимо стихо пройти не смогла.

9. Сергей. Свадьба. Цикл «Откровения».
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72474
Нет. Прошу прощения у автора, но не возьму это произведение даже в раздел «откровения». Несмотря на название.
Читайте внимательно Положение к каждому конкурсу.

10. Галина Лапаева. Бабье лето.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72478
Душа чувствительна даже к причудам погоды.

Ох, не верьте осени —
Мне её тепло
С синеватой проседью
Душу извело…
На постылость простыни —
Морось да туман,
Ох, не верьте осени —
Всё самообман…
Не разбудит звонница
Лета поутру,
Лишь душа — покойницей —
Стынет на ветру…

Что-то есенинское есть в образности стихотворения: «на постылость простыни – морось да туман», «не разбудит звонница лета поутру», «душа-покойница стынет на ветру».
Техника хорошая. Хорей. В нечетных стихах 4-стопный, в четных – 3-стопный. Все рифмы мужские и четкие.

11. Люче. Блюз для бездомных душ.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72483
Наверное, автор права, блюз можно слушать только душой.

Открытые струны дрожали упруго
И ждали касания пальцев крылатых.
И души рванулись навстречу друг другу,
Срывая тяжелые, душные латы.

И звуки тягучего черного блюза
Забыть заставляли заботы мирские.
И падали в душу, как будто бы в лузу
Шары от ударов безумного кия.

Ах, сколько ассоциаций вызывает произведение! Для начала вспомнила дивное стихотворение Иннокентия Анненского «Смычок и струны», потом замечательные блюзы Sade…
Красиво вылепленные эпитеты и метафоры: «плакали струны», «звезды метались в глазах изумленных», «струился из месяца свет тонкорунный», «томные клены», «пленительный блюз пеленал и лелеял», «тихо брели ни о чем не жалея, по сонной аллее бездомные души».
Музыканты!!! Не пройдите мимо, вы утонете в этой красоте.
К тому же техника отличная.

12. tony. Сам с собой я не дружу.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72486
Не дружить с самим собой – опасный симптом, скажу я вам…

Исподлобья погляжу —
вот такие, брат, дела!
Сам с собой я не дружу —
не ищу себе я зла.

С огромной натяжкой отправляю стихотворение в раздел откровений.
Техника неплохая. Четко выдержанный хорей. В такой расстановке строк рифмуются только четные стихи. Все рифмы мужские.
Да и идея интересная, но мне показалось, что она не слишком ярко выполнена, словно автор просто зарифмовал то, что пришло в голову.
«Без эмоций и без чувств,
отмечая голый факт».

13. Галич. Мне голос был…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72494
Слышать свою душу – это в какой-то мере счастье.

Мне голос был: -Иди в себя…-
И я послушал.
Там и живу. Там – счастлив я.
Там – слышу душу…

Главное – не уйти в себя насовсем.

А голос шепчет мне: -Крепись!-
Я не умею…
Так и проходит моя жизнь.
Душой болею…

Помимо аллегоричности самого произведения, особой изобразительности нет. Просто стройное повествование, словно обреченное.
Техника же неплохая.
Четкий ямб – в четных строках по 2 стопы, в нечетных – по 4. Перекрестная рифмовка.

14. Тамара Ростовская. Строфы судного дня.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72495
В этом стихотворении светлый образ безгрешной души.

Светлым – светло, белым – бело,
Как будто снегу намело,
То ангел распростер крыло
У моря иль в саду?
Бывает так лишь раз в году,
Когда как белая черешня
Душа, раскаявшись, безгрешна –
У Бога на виду.

Читала, затаив дыхание. Приятное стихотворение.
Второе четверостишье немного хромает – сбит ритм на один слог во второй и третьей строках, и не выдержана рифма в первой строке.

15. Куликов. Душой с тобой соприкасаясь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72498
Любовь – это соприкосновение двух душ.

Душой с тобой соприкасаясь,
Строкой своею молчаливой,
Перед Всевышнем я покаюсь,
За грех любви неудержимой.

Все же это откровение. Откровение влюбленного. Стихотворение простенькое по изобразительности, но наполнено чувствами.
4-стопный ямб выдержан, правда есть плавающие ударения при соблюдении ритма.
В первом и четвертом катренах все рифмы женские, а в остальных – перекрестная рифмовка женских и мужских.

16. Артур Доу. Я тебе оставляю себя.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72502
Бесподобное стихотворение. Такое трогательное… Но совсем не про душу. И, как мне кажется, не откровение. Просто любовная лирика. Попробуйте разместить произведение в ВКР.

17. Александр Дубинин. Веретено.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72503
И вновь что-то, похожее на молитву.

Так пусть тогда из послебытия,
В созвездьях атомов, в гирляндах поднебесных
Раздастся крик – и в этом буду я:
«Дай, Господи, с Тобою вновь воскреснуть!»

Тоже отношу к разделу «Откровения».
Я называю такие стихотворения тяжелыми. Кто-то прочувствует их, кто-то останется равнодушным, кто-то поймет только то, что захочет понять. Только автор может знать, какие откровения он вложил в свое произведение.
5-стопный ямб выдержан, кроме второй строки последнего катрена. Есть неточные рифмы: «безумье — зубы», «долечишь — калечат», «просить — сил».

18. ЛЕНа. Клятва.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72510
Эти стихи, скорее, о любви. Но никак не в теме конкурса. Читайте внимательно Положение.

19. Батый Ирина. Надломленную душу с чем сравню?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72513
А вот если бы не пошла за ссылкой, то даже не знала бы, что автор заменила произведение… Вообще-то, стоило бы предупредить….
Надломленная душа – подобие разрушенного храма. Хороший образ, запоминающийся. В первом катрене необходимо подправить сбой ритма в последней строке.
Финал произведения понравился.

Под звон и счет разменных медяков
Уж в сердце теплется едва огарок.
От холода житейских сквозняков
Его огонь внутри дрожит, неярок.

Хорошо, что заменили, а то ругать хотела. Прошлое стихотворение действительно было несколько не в тему.

20. Марк Луцкий. Что-то мне разбередило душу.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72514
Как лечат свою душу поэты? Ну, конечно же, стихами.

Что ж, достану старую тетрадь,
Синюю, в линеечку простую,
Ручка есть — начну стихи писать,
И стихами душу забинтую.

Какая оригинальная метафора – забинтовать кровоточащую душу стихами. И такая знакомая ситуация… Вот всегда в произведениях Марка можно найти что-нибудь эдакое. Приятное для души.
К технике претензий нет.

21. Игорь Тогунов. «Я знаю ветра праведную стужу…»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72523
Душа – свободолюбивая бунтарка.

Я знаю ветра праведную стужу,
Когда душа немеет и она
Готова взбунтоваться и наружу
Рвануться из бесцветного нутра.

А еще душа может поднять над миром, отметить звездой путь, назло неудачам и врагам. И со светлой улыбкой подвести к богам.
Приятное стихотворение. С четко выдержанным 5-стопным ямбом, стройными рифмами. Зацепилась только за «нутра».

22. Г.Нейман. Отречение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72534
Иногда, чтобы почувствовать свою душу, нужно отречься от условностей мира.

затолкай свою память в заброшенный склеп
и в болотном окне утопи свою скорбь
прикрывая тряпицею жалкий свой горб
встань на росстани пьян обнажен и нелеп
и ловя то плевки то монеты на грудь
на ладони то угли то льдинки держа
ощути как прозрачно искрится душа
отливая на солнце кровавым чуть-чуть

Вот такой стиль – без знаков препинания, бывает иногда оправдан. В данном случае, я считаю, что он органично сочетается со смыслом произведения. Как душа, вырвавшаяся на свободу и презревшая даже законы грамматики.
Очень хорошо выражена эмоциональность и взволнованность в стихах в виде постоянного обращения. Словно к читателю: «пей до одури», «обреки этот мир на немедленный слом», «оборви эту жизнь», «разори этот дом», «обнеси этот город забором из трав». И дальше, по приведенной цитате.
На мой взгляд, очень и очень. К тому же техника – четко выдержанный 4-стопный анапест, кольцевая рифмовка мужских рифм.

23. Солнечная женщина. Душа кружится в светлой ауре любви.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72538
Как по-разному показали души наши конкурсанты! Эта — светлая. Может потому, что она в ауре любви?

Душа кружится в светлой ауре любви,
В потоке радости, блаженства и покоя…
Кто мог подумать, что сбывается такое,
О чём возможно лишь стихами говорить.

Светлое стихотворение. Солнечное. Душевное. «И я невольно улыбаюсь незнакомым», «теперь я знаю, как божественно прекрасно душе кружиться в светлой ауре любви».
Четко выдержанный 6-стопный ямб. Кольцевая рифмовка женских и мужских рифм. Вот только «любви — говорить» — не очень точная.

24. N. Reber. В такие дни…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72542
Какие все же откровения рождает иногда душа:

В такие дни кроишь свой микрокосм
из похоти и ветоши последней —
подлёдный лов на мёрзлый волчий хвост
в каком-то смысле — но несовершенней…
Мир в голове (когда б вы знали, мисс!),
сработанный в долблении усердном,
имеет сходство с божьим садом и с,
увы, сифилитической каверной.

Все же это откровение.
Необычные образы подобраны в стихотворении. Каждая строфа заставляет вслушаться.

Такие дни, что, оборвавшись, смех
и яблоко, сорвавшееся с треском,
не падают — ни вниз, ни, даже, вверх,
растерянному Ньютону в отместку.

Или вот еще:

Такие дни — кармический запой,
продукт татуированных извилин…
Смерть входит в жизнь как синий в голубой,
развеяв миф про параллельность линий.

Есть несколько неточных рифм. Но, вместе с тем, есть и очень оригинальные, неизбитые. Размер – 5-стопный ямб – четко выдержан.
Так жаль, что произведение не стопроцентно соответствует теме конкурса… Понравилось. В любом случае – рекомендую.

25. Берлов. Покаяние.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72545
Твоя душа с тобой и в радости и в горе.

Кайся, кайся, моли и веруй,
Плачь и пой под тяжелой ношей,
Эх, душа, мы не знали меру,
И удел нам грозит не хороший.

Так просто написано, но, наверное, состояние, понятное каждому.
Изобразительность основана на эпитетах: «душа безымянная», «греховность моя окаянная».
Размер, наверное, задумывался анапест. Но первых три строки второго катрена выпадают из ритма. Рифмы стройные.

26. Игорь Ларионов. Не знаю.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72555
Но чаще всего душа болеет любовью:

Не знаю, есть ли крылья у меня,
Но если есть, наверное, из пепла…
Душа моя больная не окрепла
От всполохов любовного огня…

Все же произведение не столько о душе, сколько откровение.
Интересная метафора – крылья из пепла. Значит, не сможешь взлететь?
Эпитеты яркие: «ненайденного счастья», «постылой веры в чудеса», «не знаю, есть ли вечная любовь, но для меня она извечной болью», «я лишний на неискреннем застолье», «на празднике невысказанных слов».
Отличная техника. Четко выдержанный 5-стопный ямб. Кольцевая рифмовка женских и мужских ровных рифм. Даже глагольные отсутствуют.

27. Злата. В моей душе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72557
Душа всегда чувствует твое настроение. Или это ты ее чувствуешь?

В моей душе стремительный прибой
Всегда навеет грустные мотивы.
Они звучат и летом, и зимой,
И мечутся минуты торопливо.

Мечущаяся душа получилась у Златы. «Но почему-то мысли рвутся в бой, и радость не приносит упоенья». «Сбылись мои мечты, вот только нет победы над собой».
5-стопный ямб. Первых два катрена отличные, а вот в третьем, в четных строках не хватает по слогу, да и рифмы в этих строках повторяют друг друга.

28. Григорий Беркович. Перед зеркалом (разговор с душой).
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72559
А я бы назвала это произведение разговором Души с Человеком.

Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
Это качается грязная, старая люстра…
Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?

На мой взгляд, очень оригинальный разговор получился. «Мы друг от друга с тобой отличаемся мало, только тональностью нашей последней минуты…» Какой глубокий смысл заложен в эти две строки. И дальше: «руку держу неумело на собственном пульсе, ритмы сердечные будто бы строки косые… жалкий итог отношения минуса к плюсу…»
Мне очень понравилось. Спасибо.
По технике. Идеально выполненный 5-стопный дактиль. Есть несколько неточных рифм, но они теряются на фоне остальных – достаточно оригинальных.

29. Эрнест Стефанович. Память души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72567
Такое проникновенное стихотворение, посвященное памяти мамы…

Преклонюсь на славянском пригорке
Поминальной пасхальной порой
На подрост из еловинки горькой,
Не боясь, что пристукнет жарой.

Посижу, чтоб увидеть, как с неба
Вечный звон принимает земля.
А душе дам нектара и хлеба,
И пущу полетать, как шмеля.

Действительно, наверное, только в такие моменты можно отпустить свою душу и не бояться, что она может быть непонятой. Просто вспомнить…
Очень приятное стихотворение. И, наверное, понятное каждому.
И техника на высоте.

30. Smurov. Радуга.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72572
Наверное, это так здорово, когда душа похожа на радугу.

Лечу,привычно скинув тело,
Как шелуху,
И в небе за дугой умело
Черчу дугу,
И семь цветов,не совмещаясь,
Равняют ряд,
И над землей,переливаясь,
Парят,парят…
И ты глядишь — не понимая —
И не дыша :
Волшебной радугой сияет
Моя душа!

Светлое стихотворение. Только, на мой взгляд, первые четыре строки, хоть и оригинальны, но не составляют смысловой ряд с остальными.
Есть несколько неточных рифм. Ритм четкий. 2-, 4-стопный ямб.

31. Светлана Святенко (Svetlyachok). Мне бы глоток веры…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72574
Так странно… счастья ищем земного, а без него страдает именно душа.

Водами родниковыми
В кровь источена,
Стонет душа…
Хватит… довольно мучить…
Знайте же меру,
Подлинных благ источники.
Мне бы глоток веры,
Да света лучик…

Все же склонна отнести это стихотворение к откровению.
Тяжелое. И изобразительность с каждой строфой только усиливает это впечатление: «пламень меня измучил – размякшей губкой впитываю его ласки», «ветер меня изнежил – дыханьем влажным стер с опаленной кожи золу желаний», «рай не потерян – он похоронен… где-то», «мой компас бредит».
Размер не проследила, а рифмы есть. Вольный стих? Что ж, в любом случае – впечатляет.

32. Марк Львовский. Душа томится вольная.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72577
Душа любит свободу, но иногда томится и от нее?

Дороженька раздольная,
До самых дальних звёзд,
Душа томится вольная,
От долгожданных грёз!

Похоже, это тоже всего лишь откровение.
Особой изобразительности в стихотворении нет, но читается легко. И в нем сомнения, понятные любому.
Техника проста, но выполнена отлично.

33. Евгений Вермут. Кем я был? Кто я есть…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72583
Жалейте свои души. Им это необходимо.

Я ее не жалел,
Всем подряд отдавал,
Все казалось, что нет ей предела.
Кто-то брал,
Кто-то с кровью куски вырывал,
Оживала она, но грубела.
И страдала она, и не ведала сна,
Только молча обиды сносила…
Путь далек до небес,
Долетела б она.
Жаль, что я не берег ее силы…

Еще одно достаточно тяжелое в смысле восприятия и ощущений стихо.

Мое тело сгниет, пылью досок дыша,
А от сени глубокой могилы
Небо так далеко…
Долетела б душа.
Жаль, что я не берег ее силы.

Техника на уровне. Хорошие ровные рифмы. Четкий 3-, 4-стопный анапест.

34. Степан Павленко. Мороз. 1942.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72584
Конечно, такие произведения должны быть, потому что мы сильны, пока помним. Но, к сожалению, не могу принять его, как подходящее к теме конкурса.

35. Харькова Ирина. Как будто все уйдет.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72591
Еще одно произведение, похожее на молитву.

Как будто эта боль
Всегда со мной была.
Но, Господи, позволь,
Расправь мои крыла!

Измученной душе
Привидься, появись!
Ты видишь — я уже
Почти шагнула вниз.

Все-таки – откровение. О душе слишком мало.
Размер выдержан четко, а вот рифмы есть неточные: «появись — вниз», «восход — уйдет». И как-то, на мой взгляд, небрежно или без души вылеплено стихотворение. Много повторов. И смысл некоторых фраз…Восход унесется… Это даже для метафоры сомнительно. Гнет заплечный?

36. Алексей Головко. Вожаку.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72593
Честно говоря, так и не определилась, как прокомментировать это произведение.

И не вздохнешь, коль не захочешь!
Душа – она и есть душа.
Душой вдохнуть прохладу ночи,
Смолистость пихт, прель камыша…

«Снимая стресс», ты пьешь спиртное.
Футболом болен, боксом. Но –
Теряешь самое святое,
Душевных нитей волокно.

Отдельно образ главного героя стихотворения и отдельно строки о душе воспринимаются. А вместе они, почему-то, не связываются. Может от смысловой неясности и слишком назойливого повторения слова «вздохнуть»?
Образности не очень много. Рифмы ровные, но есть несколько неточных. Размер выдержан, но в первом катрене при перекрестной рифмовке женские рифмы сменяют мужские, а в остальных – наоборот.

37. Евгений Бунин. Огонь души твоей свечение…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72608
Не могу уверенно заявить, что это стихотворение соответствует теме конкурса, но очень уж оно светлое:

Огонь души твоей свечение,
Пылающей строкой стиха,
Горит в моём воображении!
И нежная твоя рука,
Через космическую просеку
И галактические дни,
В мою ладошку в гости просится…
А губы, жаркие твои,
Мне поцелуи шлют воздушные!

Мало о душе. И вряд ли откровения. Но зато сколько любви!

38. Людмила Светлова. Положи в свои ладошки…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72611
А это произведение, словно вторит в унисон предыдущему:

Положи в свои ладошки
Все тревоги и печали,
Ветром своего дыхания
Путь им светлый укажи.
Лучик ласкового солнца
Их согреет в синей дали,
К сердцу нежно прикоснётся
Грусть святой души.

Тоже мало о душе, но много света, добра и тепла. Такие стихи хочется перечитывать, впитывая красоту, которую вдохнул в них автор.

39. Сергей Дигурко (asada). Откровение души (вне конкурса).
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72612
Душа у человека – всего несколько грамм, но как четко она воспринимает и боль нашу, и радость.

Человека ранимого душа – девять граммов, не более,
Нагана вороного пуля, ей ровня свинцовая.
Беззаботной порхает бабочкой, ненасытной кружит болью,
Не для каждой бедолаги найдется приют во Вселенной.

40. Светлана Аркадьева. Душа кралась по закоулкам храма…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72619
Стихотворение-аллегория, в котором показан весь путь души:

Когда же путь земной душою пройден,
Ей предначертан долгий звёздный путь.
С одной мольбою пред лицом Господним:
Вернуться в храм ещё когда-нибудь.

Оригинальная работа, как, впрочем, практически все из тех, что я читала у
Светланы. Образно, философично, стильно и вместе с тем, понятно читателю.
И техника на высоте.

41. zebra. URBI ET ORBI
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72622
В жестокости мира страдает душа.

Гримасы техники-витают,
Весь мир духовный-разрушают,
Прощения-нет,одни-страдания,
Душа отдана на-заклания.

Несколько небрежное стихотворение. Совершенно не понятна расстановка дефисов почти в каждой строке. Изобразительность почти отсутствует, только ассоциативные всплески коротких фактов. Получается впечатление скандирования на митинге. Или маршевая речевка…
Ритм не везде четко выдержан, к тому же, если придерживаться ямба, которым написано стихотворение, то в некоторых словах «плавает» ударение: облИк, лицА людей, отдАна.
Errare humanum est.

42. пиллар. Немеркнущий маяк Желания.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72643
Интересный верлибр о душе.

Немеркнущий маяк Желания,
зажженный теплом крови Господней,
огнем наделяет мои сигареты и душу мою.
Как пепел сигареты той
в прошлое,
в Лету
каждая встреча падает,
И разбиваются вдребезги
жизни секунды.

Про сигареты – это забавно… А вот образ безнадежно уходящей жизни, оставляющей в душе горящей лишь следы сажи, мне понравился.
И финал впечатляет:

Эта судьба уготована всем,
кто у Великого маяка
черпает свет и огонь.

43. Ольга Русакова. Неугасимая…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72646
Следующее произведение о счастье материнства.

Неугасимая
Во мне пылает сила.
Невыносимая…
Я так ее просила…
Она во мне растет ежемоментно,
Но только мне пока она заметна.
Я очень бережно ее в себе ношу,
Отдать ей всю себя спешу,
Прошу
Ее понять величье нашего единства,
Предназначения моего и счастья –
материнства.

Светлое, даже восторженное стихотворение. Но не про душу. Возможно, откровение… В авторе чувствуется новичок. Техника слабенькая, но читается приятно.

44. Tomas Berg. Прощение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72659
О душе всепрощающей:

Одиноко , в пыльном свете,
Растворяясь , не спеша,
Шла, безвременьем раздетой,
По дороге снов, Душа.

Измордованной, избитой,
Ураганом диких драм,
Покидала «волчью» свиту,
Оставляя блик врагам.

Легкое в чтение, приятное в изобразительности и значимое по смыслу стихотворение. Образы запоминающиеся: «растворив в тумане жалость о несбыточных мирах», «ветром, выдохнув печально и во льдах запрятав след», «всех простила за небрежность и за прерванный полет»…
4-стопный хорей. Четко выдержан. Интересные рифмы.

45. Юлия Чиж. Есть состояние… (вне конкурса)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72687
Душа пуста… Какое болезненное состояние. И как ярко это передано в стихотворении:

Есть состояние душевной пустоты,
Когда нет веры никому (и даже Богу)…
В ней лишь могилы старые, кресты…
И захламление (сам чёрт сломает ногу)…
Душа больна. А может, умерла?
Преставилась и отлетела в Вечность?
А может, просто выжжена дотла –
Исчезли Чистота и Безупречность…
Найди свою дорогу к куполам,
Возвышенным над бренностью Всевышним…
Проделай путь нелёгкий этот сам…
Душа исторгнет то, что было лишним.

Вот когда начинаешь жалеть, что члены жюри не могут принимать участия в конкурсе. Достойное стихо.

46. Вадим Цокуренко. Струна.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72690
Все же редко в конкурсе встречаются светлые и легкие стихи. Такие, как это.

И, воспарив над суетой
Воды и суши,
Вдруг стали звонкою струной…
Коснись и слушай!..

Порыв души вложив в туше,
Играй с начала!..
Слагались строки, а в душе –
Струна звучала!..

Настоящая музыка души. «Плелась затейливая вязь любви и слова», «неторопливый вальс-бостон сменяло скерцо, и попадали в унисон слова и сердце». По ритму напомнило Пастернака. Ямб. В четных строках 2-стопный, в нечетных – 4-стопный. Хорошие рифмы.

47. Марина Литвинова. Пепелище.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72693
И все-таки у поэтов более чувствительные души.

Боль в груди еще не окрепла.
Замираю я, чуть дыша.
Страха нет, только горстка пепла —
То сгорела моя душа…

Какие оригинальный образы использовала автор: «жгучий холод ножом по горлу дописал свой последний стих», «в одеянье прозрачно-черном ночь рождает беззвучный миг», «избегая лунного взгляда, проберусь к образам в углу».
Ритм выдержан четко. Рифмы – вполне.

48. Инна Мень. Душа стонала брошенной собакой.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72704
Душа как индикатор отражает состояние сердца.

Душа стонала брошенной собакой
На голубой софит полночницы-луны,
В отчАяньи я сочеталась браком
С морозным холодом серебряной зимы…
И сердце, превратившееся в льдину,
Уж не болело просто потому,
Что, расколовшись нА две половины,
Собой впитав немую тишину,
На век застыло айсбергом в пустыне

Яркие и пронзительный образы. Эпитеты эмоциональные: брошенная собака, полночница-луна, морозный холод серебряной зимы, немая тишина, невысказанные строчки темноты, кладбище несбывшейся мечты.
Есть маленькое нарушение ритма. Вторая и четвертая строки на один слог длиннее, чем остальные четные. Рифмы хорошие.

49. КОСС. Рыбка глупая.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72730
Очень оригинален образ души в виде рыбки:

Душа моя, как рыбка глупая,
Опять попалась на крючок.
Лежит теперь, и носом хлюпает,
И прячет слёзы в плавничок.

Ирония, на которую способен только закоренелый оптимист: «не плачь, мой окунь златожабровый, тебя сожрать – кишка тонка», «скорей от рыбаков беги. И можешь, для разнообразия, оставить на воде круги».
Четко выдержанный 4-, 5-стопный ямб, рифмы хорошие, правда «златожабровый – без жалости» — сомнительна. Но вообще, одна оригинальность и метафоричность чего стоит!

50. Виктор Быков. Сумерки души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72732
А теперь, после оптимизма, окунемся в сумерки души:

Лишь ощущенье мёртвой пустоты
В пылающей от боли голове
И слабый след потерянной мечты
В потерянной от горестей душе…

Такое тяжелое ощущение… Видимо, стихотворение было написано в момент сильных переживаний, потому что просто так такие строки не пишут: «приходит ночь, несущая печаль», «хочется напиться допьяна, чтоб забыться от своей тоски», «сдавливает боль мои виски». Сумерки души – хороший образ, а вот остальные более привычные. В последних двух строках хорошо бы избежать повторения слова «потерянной».
Четко выдержанный 5-стопный ямб. Все рифмы мужские. Есть неточные: «печаль — души», «голове — душе».

51. Таволгин. Ах, беда моя ковровая…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72736
Это произведение напомнило мне песню Высоцкого «Я несла свою беду».

Ах, беда моя ковровая,
Утром первой
просыпаешься,
К ночи
памятью еловою
Да кострами разгораешься.

Про беду. Но совсем не про душу. Разве что откровение…

52. Александр Асмолов. Зеркало.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72742
Считается, что глаза – зеркало душу. А где найти такое зеркало, чтоб самому свою душу увидеть?

Давно хочу такое зеркало найти,
Чтоб отражение души своей увидеть.
С надеждой давнею смиренно подойти
И осознать, кого могу любить и ненавидеть.

Хорошая была задумка. Так философично о душе, жизни, минувших днях…

Минувших дней увижу след,
Прошедших жизней отпечаток встречу.
И сладковатый вкус давно утерянных побед,
И расставаний вечных горечь на губах замечу.

Все же техника стихотворения слишком вольная. Рифмы подобраны скрупулезно. А вот ритм… Если посчитать слоги, получается такая картинка: 12-13-12-15 10-11-14-17 10-11-12-13- 8-11-14-15 8-9-12-13 8-9-12-15

53. Северинка. …души кусочек…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72748
Пусть меня простят поэты-мужчины, но вот так нежно о душе могут сказать только женщины:

Я уезжаю…
Не грусти!
Оставлю здесь души кусочек.
Свернется он в тугой клубочек,
В бутон, готовый зацвести,
В хрустальный шарик, в амулет,
Тебя хранящий от ненастья,
В букетик роз, в осколок счастья,
Познавший нежности секрет.
Он ляжет в теплую ладонь,
Привычной шевельнется лаской,
Забытой отзовется сказкой,
Погасит горечи огонь…

Не удержалась, привела это миленькое стихотворение целиком.
Четко выдержанный 4-стопный ямб с кольцевой рифмовкой женских и мужских рифм. Рифмы хорошие.

54. Олёна. Безумная душа.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72751
Тяжело, наверное, когда душа не хочет жить спокойно:

Мерцают дни… То ввысь то в пропасть
Летит безумная душа
То погружаясь медом.. в деготь..
То счастье .. на куски кроша…

Какие образы выбраны для персонификации души: «то робко дышит», «вдруг… порыв… сбежала прочь», «не спит, застывшая в камее, живет… бесчувственность громя!».
Размер выдержан четко, а вот рифмы есть совсем неточные: «пропасть — деготь», «естества — душа».

55. Эмилия Овруцкая. В полете незримом.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72760
Иногда в поэзии очень трудно понять, что автор скрывает за аллегорией. Например, в этом произведении можно было бы подумать, что душа изображена в виде птицы… Но тогда, наверное, бессмысленно было бы говорить о стае…

Засмотришься клином –
…….вожак одержимый
…………за стаю в ответе…
В полете незримом
…….срываюсь!
…………Я – птица…
……………я – ветер…

Все же получается, что вне темы конкурса. Хоть стихотворение и очень симпатичное.

56. Дедушка эЛ. С душой по душам, или все о душе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72766
А вы когда-нибудь пробовали поговорить по душам со своей душой?

Предложил я душе разговор по душам:
«От души, — говорю, — потолкуем?
Может, примешь, душа, для души – двести грамм
Ты за молодость нашу лихую?»

Произведение могло бы стать маленьким учебником или большим списком всех аллегорий приписываемых душе. Кстати, интересно хотя бы просто прочесть. Рекомендую.

«Не могу пред тобою кривить я душой,
Ведь скребут на душе моей кошки –
Как теперь обрести мне душевный покой?
За душой ни гроша и ни крошки!»

Четко выдержанный 3-х, 4-стопный анапест, стройные рифмы.

57. Ксения Пушкарева. Не больно.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72778
Когда умирает душа – это боль или облегчение?

Моя душа умерла во вторник.
Она мучилась долго, болела,
И болезнь оказалась неизлечимой.
Я устала от агонии внутри себя.
Потому испытала облегчение,
Узнав о ее кончине.
В моей жизни нет больше
Смысла.
Я потеряла то главное,
Что было во мне.
И осталась одна.

Любовь все же странное чувство… когда она уходит, кажется, что вместе с ней уходит и душа. Или умирает. Именно о таком состоянии данный верлибр. Похороны души. Хотя… я бы все-таки посоветовала сначала реанимацию. Но это эмоции. Верлибр же, на мой взгляд, хоть и не очень поэтичен, даже для такого жанра, но глубокий по содержанию.

58. Omois. В чем счастье?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72779
Может, помните старый фильм, если не ошибаюсь, «Доживем до понедельника», где главный герой писал сочинение на тему «Что такое счастье». Счастье – это когда тебя понимают. Вот и это произведение о том, что такое счастье, но, увы, вне темы конкурса.

Дивлюсь вопросу снова твоему:
В чем счастье? Где оно берет начало?
А счастье в том, что я дышу, живу,
Так я в десятом классе написала.

59. Шрайк. В стволе времен, в ветвях галактик.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72781
Прочитав это произведение, невольно задумываешься о собственной душе.

Мой Бог, душа моя – твоя!
В стволе времен, в ветвях галактик
Блуждать придется ей, а я –
Пока ношу земные лапти.
Мой Бог, душа – весь мой багаж,
Ей дороги мои дороги,
Когда болит она – кураж
Земных веселий не к порогу.

Интересна параллель, проводимая в стихотворении. Душа и «палеозоя бедный ящер». «Находит след до логова и там ложится реликтом миллионов лет».
Четко выдержанный 4-стопный ямб. Интересные рифмы.

60. Сяо Жи. Подарок.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72785
Возможно, это говорит душа?

— Слышишь, у меня есть свет!
Я его тебе с звездою,
Свежей утренней зарею
Хочешь подарю?
— Да нет…

Что нам нужно от души? Свет? Цвет, в который раскрасится мир? Небо? Облака? Вообще весь мир? Нет. Просто, чтобы она была. Но все эти же вопросы мы задаем и по отношению к любимому человеку.
Так произведение о душе или…?

61. Татьяна Полякова (Егоровна). Бесприютностью несовершенств…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72786
Душа и разум… Неужели они такие разные?

Бесприютностью несовершенств
Одурманен истерзанный разум…
… он души просветленной подтекст
Не желает осмысливать сразу.

Но…, поймав напряжение крыл,
Ручейками мелодии льется…
… А мой дух, что вчера голосил,
Над своею печалью смеется…

Все же, если вдуматься в произведение, оно слишком противоречиво. В первом катрене разум одурманен и истерзан, а душа просветленная. Во втором – разум «ручейками мелодии льется», а душа, еще вчера голосившая? Смеется над своей печалью. Видимо, все же печаль ее была светла и даже дала силы разуму?
Четкий трехстопный анапест. Рифма только смутила – «несовершенств — подтекст».

62. Виталий Гайдачук. Научусь…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72789
Ну почему же мы всегда откладываем все важные дела на завтра?

Научусь завтра доброй улыбке
Обнаженного летнего утра.
И еще грустной нежности скрипки,
Яркой дерзости у перламутра.

Искрометности Венского вальса
В танце листьев багряного клена,
Губ бесстыдству, что старым романсом
Шепчут милой на ушко влюблено.

Прекрасное стихотворение. Жаль, что вне темы конкурса.

63. Анна Семироль. Ледяная бабочка.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72835
Долго думала над этим стихотворением:

Она распята нежностью на камне,
Она забыла все, что знала раньше,
Она в тугом плену чужих фантазий,
Ее мечты уводят в топь все дальше.

Его дыханье – ветер ее крыльев,
Его каприз – во что бы то ни стало,
Его поспешность больно ранит кожу,
Он знает ее всю… но слишком мало.

Сначала подумала – любовная лирика. Но что-то не дало мне отвергнуть произведение сразу. Ну, во-первых, оно очень красивое. Во-вторых… она – это все же душа? Я даже пожалела, что приходится в угоду конкурсу копаться в аллегориях и смысле, а не принять произведение душой.
И вот что еще странно. Технично выверены только два первых катрена, дальше сбои и в размере, и в ритме, и в рифмах. Произведение же целиком оставляет очень приятное впечатление. Рекомендую. Просто рекомендую прочесть.

64. АЛЕКСЕЮШКА. Душа грустит с надеждою на завтра.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72837
Как все-таки чувствительны души…

Так холодно в груди и сердце стонет,
Когда душа грустит, печалится в ночи,
Безрадостные мысли, плача, гонит –
От счастья, видимо, потеряны ключи.

Горько-грустное стихотворение. Есть несколько замечаний. В первых двух катренах слишком избитые метафоры и эпитеты – «жизнь – сплошная сказка», «сердце стонет», «грели душу». В третьем катрене изобразительность посимпатичней, но, опять-таки, душа уснула обиженным котенком или уморившимся ребенком?
Размер и рифмы выдержаны.

65. Н.Р. Кому бы сдать душу в аренду?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72846
А вот интересно, всегда ли нам дана та душа, которую мы заслуживаем?

Кому бы сдать душу в аренду?
Простаивает часами…
К деньгам не радеет. И к бренду
Не тянется. За небесами

Все ищет звезду, что сорвется.
Снежинку, что в такт закружило.
Заплачет душа – улыбнется.
Вот так нам: мне больно, ей живо.

Здесь, кажется, смысловая неточность. Душа засмеется, когда хозяйка заплачет. Или можно было просто переделать строку:
Заплачу – душа улыбнется.
Вот так нам: мне больно, ей живо.
А вообще, глубокое стихотворение. Концовка понравилась:

Где стены вздымаются храмов,
Которых увидеть страшимся…
Где солнце не мимо, а прямо…
Сквозь сердце на спину садится.

Неплохая техника, только во второй строке пропущен один слог и рифма «страшимся — садится» не очень точная.

66. А. Невишневский. Кавказ, Ставрополь, городу 225 лет.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72848
Мы многое воспринимаем душой.

Строки чуть стонут… Клеймо – сочинитель,
Камнем висит на душе тяжкий груз,
Высится в городе ангел-хранитель,
Как на ладони сверкает Эльбрус.

Эмоциональное стихотворение. Наверное, такие пишут после путешествий, посещений каких-то знаменитых музеев и достопримечательностей. Постоянное повторение слова «синий» дарит произведению свой цвет. «Клеймо – сочинитель» — понравилось.
По технике несколько замечаний. Если придерживаться заданного размера (дактиль), то в третьей строке ударение расставится таким образом: крОпаю стИхи. В 10 и 12 строках размер сбит на один слог.

67. Андрей Баранов. Снегопад.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72868
Интересная параллель между душой лирического героя и душой… белого снега.

Не рыдая, не стеная,
Тихо в воздухе шурша,
С неба наземь упадает
Снега белая душа.

А моя душа метется
Между небом и землей,
То грустится, то поется,
То не спится ей со мной.

Вот такие две разные души. Одна тихая и спокойная. Вторая – мечущаяся и своевольная. Немного смущает слово «упадает» в данной интерпретации. Да и «шурша» вызывает нехорошие ассоциации с крышей…
К технике особых претензий нет.

68. Дима Клейн. Лезвие души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72877
Вообще, стихотворение классное:

Я отделяю сталь
От звона холодной стали,
Я отделяю хрусталь
От капли вина в бокале,
Я отделяю печаль
От причины этой печали,
Я отделяю любовь
От того, что «make love» назвали.

Но тема именно души не раскрыта.

69. Звездочка. Плач души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72884
Душа, как женщина, хочет и любви, и свободы.

Не будь жестоким ко мне, люби меня.
Об этом плачет тебе душа твоя.
Зачем лишаешь меня свободы ты,
Не замечаешь моей ты красоты?

Не очень техничное стихо, но какое-то живое и светлое.
Все же несколько слов о технике. Ритм выдержан, но если придерживаться размера, ударения в словах падают неправильно. Есть сомнительные рифмы: «меня — твоя», «запою — полечу», «любви — преподнеси». Изобразительность очень простенькая или слишком привычная: «неиссякаемый фонтан любви», «в порыве счастья полечу».

70. В.Жуков. Мир души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72889
Интересный образ – мир души.

В том мире крутится кино
Из прошлых детских драм.
Вопрос бессмертия давно
Не актуален там.

Там боль пережитых разлук
Светильником в тиши,
Колеблясь, озаряет круг
Галактики души.

Стихотворение создает впечатление строгости и стройности. Этому помогает и то, что все рифмы мужские, а образность не очень мягкая.
Техника выверенная и четкая.

71. Вера Хамидуллина. Душа и тело.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72892
Ирония жизни души и тела?

В законном браке с бренным телом
Живет прекрасная душа
Не так, возможно, как хотела…
С годами истрепалось тело.
Душа – все также хороша.

Интересное стихотворение. Грустная ирония, как мне показалось, перешла в конце в отчаяние.

Но муж, есть муж! Куда ей деться!
Пуд соли съели с ним давно.
Пришлось слюбиться и стерпеться.
Раз на двоих одно лишь сердце,
Им жить до гроба суждено.

Странное построение произведения. Две пятистишные строфы написаны 4-стопным ямбом. В последней, четырехстишной, две строки написаны дактилем и еще две – 3-стопным амфибрахием.

72. Артемис. Не грусти, капитан! (избранное)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72940
О Любви и о Душе, конечно, сказано здорово:

Что будет жить Земная Красота
Что все, кого теряли будут с нами
Не душными вонючими кострами, —
Любовью, как катарсисом Души.

Но слишком мало, чтобы соответствовать теме конкурса.

73. Валерий Белолис. И тихо он вышел…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72946
Ой… Сначала прочла стихотворение, а потом, не поверив собственным глазам, вернулась и внимательно перечитала имя автора. Оказалось, что глаза не врут…

Искал в людях цвет,
Не смысл выражений.
Не видел их бед,
И просто движений.

Делил на разумных,
Чувствительных, Близких.
Еще на неопытных,
Ласковых, низких.

Не о душе, конечно, но, возможно, откровения. Стиль, как мне кажется, не свойственный Валерию. Резкость, острота слов, фраз. Или, возможно, это хороший способ показать, как герой переосмысливает себя…
Техника неуверенная, а вот яркость образности кое где мне понравилась:

И тихо он вышел…
Сбежались лишь крысы.
Не плакать же вслед
Обезумевшей мысли?

74. Хельга Янссон. Печаль души (из цикла «В краю, где цветут апельсины»)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72958
Еще раз о душе, которая берет на себя наши горести и печали.

Я по полям один брожу –
Не вижу в жизни смысла.
Я камень на душе ношу –
Печали моей жизни.

Произведение напоминает песню. Грустную песню дорог. Не очень много изобразительности, в строках есть повторения, которых можно было бы избежать, но герой вырисовывается четкий.
Техника не стройная. Первый катрен – 4-стопный ямб, все рифмы мужские. Второй и третий меняют ритм. В четных три стопы, в нечетных – четыре и рифма появляется женская. В трех последних катренах снова 4-стопный ямб, но рифмовка уже женских и мужских.
Рифмы есть совсем неточные: «плачет — испанки», «смысл — твердить», «смысла — жизни», «развязать — тогда», «смысл — жил».

75. Татиана Будкова. Дважды в реку не войдешь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72975
Не держитесь за прошлое. От этого душе только хуже.

Оглянулась, обомлела:
Ну куда ж я без души?!
Без души я просто тело,
Не хочу я телом жить!

Стихотворение простое в исполнении, но очень понятное читателю. Понравилось сравнение: «реки прошлого как омут, пусть в них наши годы тонут». Почему-то первый катрен отличается от остальных рифмовкой.

0 комментариев

  1. a_nevishnevskiy

    Не первое замечание по поводу ритма. Мне представляется, что сбивчивый ритм придаёт произведениям то, что нужно. Склько ритмически выверенных, рифмованых по правилам стихотворений, а… не то! Успеха конкурсантам!

  2. elena_shuvaevapetrosyan

    Наталья, вот ЭТО работа! Это не обзор, это отдельное произведение!

    Благодарю Вас за мнение о моей Газелле! Обращаясь к новым жанрам, мы ждем критики, оценки… Вы мне очень помогли! На данный момент я написала всего лишь две газеллы, но уже подумываю о третьей:-)

    Спасибо! Сердечное!

  3. lyuche_lyudmila_chebotareva_

    Наталья, преклоняюсь перед Вашими потрясающими способностями проделать столь титанический труд. Профессиональный подход к делу, корректность и доброжелательность…
    Спасибо огромное!

    С уважением,
    Людмила

  4. aleksandr_dubinin

    И вновь говорю Вам «Спасибо!» за большой проделанный труд.
    Вы упоминаете мое стихотворение «Веретено» ( в обзоре — 17-ое) и рифмы из него, как неточные: «безумье — зубы», «долечишь – калечат», «просить – сил».
    На мой взгляд, ритмически это ЗВУЧИТ. Хотелось бы узнать, в чем Вы видите неточность рифм.
    Заранее благодарю, Александр.

  5. natalya_balueva_

    Про рифмы я Вам уже написала.
    Теперь хочу еще уточнить, сейчас перечитала свои комментарии и поняла, что Вы могли их воспринять не так, как надо бы.
    Получилось, что слово «тяжелое» звучит как упрек. Это не так. Есть стихи легкие, абсолютно ничего за собой не несущие, а есть тяжелые. Это я их так называю. Над ними надо думать, и не просто думать, размышлять. Они долго не оставляют в покое, всплывают в памяти, как серьезная книга или фильм…

  6. lyuche_lyudmila_chebotareva_

    Спасибо, Наталья!
    Тогда, может, Вам будет интересно прочитать и продолжение, которое я сегодня опубликовала на своей страничке — «Блюз для разминувшихся душ».
    Успехов Вам!

    Искренне,
    Людмила

Добавить комментарий