Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 2)


Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 2)

Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души» Поэзия. Часть 2)

76. Игорь Б.Бурдонов. Все десять душ моих…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72982
Китайцы считают, что у человека не одна душа, а десять:
семь земных душ по и три небесных души хунь.
Когда человек умирает, земные души-по уходят в землю,
а небесные души-хунь поднимаются на небо.

Какая оригинальная работа…

Все десять душ моих поднимались по склону горы.

Первая душа тепло камней нагретых солнцем и трещинок чертеж
читала пальцами и улыбалась.

Вторая душа не дыша следила бабочки полет
и сама была как бабочка.

Третья душа у корней горной сосны забылась подобно старой хвое,
что усыпала землю меж корней горной сосны.

Четвертая душа была не здесь:
ее душа – как странно, что у душ душа бывает –
плыла в лазури неба вместе с облаками,
что плыли с нами наравне.

Пятая душа бездумно собирала землянику.

Шестая душа по тропе поднималась и сочиняла стихи.

Седьмая душа на скале над обрывом ловила ветер,
что падал, падал, падал.

Восьмая душа в горном лесу, где плетет паутину паук, погибала.

Девятая душа сидела на камне и плакала.

Десятая душа, заблудившись в цветах, смеялась.

Как часто мы говорим – «найти занятие по душе». Теперь я буду вкладывать в эту фразу немного другой смысл.

77. Рыжая. Клизма для души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73044
Вообще-то, стихотворение оригинальное:

Если бы душе поставить клизму,
Вымыть все миазмы и тошноты,
Сгнившие былые катаклизмы,
Спрятанные в глубину заботы…

Смысл глубокий… Но душа, моя душа, как говорится, не приняла такой интерпретации.
Техника хорошая.

78. Avalone. Черный лед.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73054
Что рождает печаль души?

Настанет время –
И лед растает.
Смешавшись с пеплом,
Он черным станет.
В душе умершей
Лишь стих родится.
И тот печальный.

Все же, если душа еще рождает стихи, она не умерла.
Стихотворение эмоционально, пусть даже своей грустью, может, именно поэтому ломанный ритм не сразу бросается в глаза… Но это скорее вольный стих.

79. Улыбина Юлия. Неисповедимые пути.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73074
Вот она – Любовь!

Разбиваясь в катастрофах
вспыхнув искрой в самолете, пламенем взлетев под своды,
возвратиться лунным светом, растекаясь кипрской пеной
в жизни разыграть Джульетту, выдохнуть на эшафоте
тихим шепотом: «Люблю»
И вдохнуть глоточек неба, растворенного над нами,
с тем, кто болен был не мною,
прокричать тебе, любимый, что ни в чем ты невиновен!

Стихотворение не очень раскрывает тему души, но оно такое необычное, яркое и эмоциональное, что пройти мимо него просто невозможно.

80. Ольга Моисеева. Урок Души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73080
А вот это, похоже, настоящее откровение души:

Я когда-то боялась, что в ад, а не в рай
Попаду. Но однажды проверить сумела
Какой же из двух мне достанется край…
…У вселенной их нет – вот в чем дело.

Интересное произведение. Своим смыслом. «Черный Космос – теперь все мое существо. Он болезненно пуст и велик, и огромен…» «А ты на безумно далекой Земле, где для жизни тебе нужен воздух».
Необычно построение произведения. Каждая строфа выдержана в таком ритме:
1 строка – 4-стопный анапест с мужской рифмой;
2 строка – 4-стопный анапест с женской рифмой;
3 строка – 4-стопный амфибрахий с мужской рифмой;
4 строка – 3-стопный анапест с женской рифмой.

81. Владимир Плющиков. Тишина, как приговор…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73093
Завораживающее произведение:

Над осколками бокала
Тишина, как приговор…
Кровь чернилами стекала
И притягивала взор.
С бытом несоизмерима,
Сострадая и греша,
Потерялась в струйках дыма
Неприметная душа.

Мастерски изображена атмосфера тишины, принятия решения, исхода…

Золоченые оклады
Затенили горечь глаз…
Приоткрылась дверца ада…
Или рая в этот раз…
Посидели на дорожку,
Путь был неисповедим…
…И, колечками, в окошко
Потянулся легкий дым…

82. Рада Ререш. Просто обо мне…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73102
Еще немного откровений:

Слишком много вопросов в душе раздается,
Ответ я жду, а его все нет,
Неужели вновь душа не проснется
И озарит солнцем забытый свет.

В строчках ни капли смысла,
Вдохновенье забыло меня
Одиночества серая скука
Забирает день ото дня…

Очень несовершенное стихо. По технике, по построению фраз. Размер не выдержан, ритм вольный, есть неточные рифмы.
Но сама тема узнаваема и понятна каждому.

83. Наталья Плеханова (Natk@). Перемены.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73111
И вновь узнаваемый голос души:

Не думать и не ждать; прервать души полет;
Напиться горечью самой себе измены; —
Все равносильно смерти. А душа зовет,
Желает, жаждет: перемены, перемены!

Всего четыре строки, а так много сказано. Отличное четверо, достойное остаться цитатой.

84. Наталья_Радуга. А можешь ты, как я?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73147
А в это стихотворение я просто влюбилась:

А можешь ты любить, как я – взахлеб,
без страха, без оглядки, очень просто,
не разбирая – рано или поздно,
как будто все в последний раз и чтоб
на грани выдоха последнего и вдоха,
среди ромашек ли, чертополоха,
когда все хорошо, когда все плохо,
испепеляет жар и бьет озноб,
в грязи осенней и на перепутье,
любить меня возвышенно, распутно,
на золотом одре, иль поминутно
ища пристанища,
так, что позорный столб
не испугает – чисто и прилюдно?

Как жаль, что оно вне темы конкурса… Но в папочку с откровениями я его положу.

85. Алена Чубарова. Исповедь маловерной.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73150
Еще одно стихотворение в папочку с откровениями.

Господи! Повсюду мне ТВОЙ дом – равнина,
Лес и берег моря, горная тропа.
И во имя Духа, и во имя Сына,
Господи, прости! Но…
Я – глуха, слепа
В тех палатах звонных, в тех хоромах пышных,
Где тебе во славу каждая строка.

Прозреваю там лишь, где все звуки – тише,
И писать приметы просится рука.

86. Ю.Силин. Куда б меня не бросила судьбина…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73154
И еще одно стихотворение… Все же напомню, что по Положению, тема конкурса – душа как главный или второстепенный, но значимый герой произведения. Здесь же – просто откровение.

Я ощущаю мир с его страстями,
Вселенную – холодной пустотой
В которой кое-где сверкает пламя
Летящее, божественный покой…

87. И. А. Шевченко. * * * (автор Наталья Искрина)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73176
И еще раз… Яркое стихотворение, но это только лишь откровение.

Где-то там, за стеклом картины,
В сиреневой пустоте,
Иногда мне хочется стать паутиной
На забытом тобой холсте.

88. Иван Купала. А помнишь…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73230
Еще одно произведение в серии откровений? Хотя, это больше воспоминания:

А помнишь – лето, море, вечер.
Виднелся Казантип вдалече…
И мидии потом всю ночь пекли.
Арбуз с бахчи приволокли…

Эх… в моих воспоминаниях тоже есть печеные в костре мидии.

89. Павел Отставнов. «Рейтинг и Душа».
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73301
Последнее время мы все время обсуждаем рейтинги. Даже в стихах.

А Рейтинг не скрывает главной цели:
«Все средства для Победы хороши!»
И натыкается Талант на эти «мели»,
Подмен не видя, рейтингом – Души!

Актуальное произведение, только тема души, как мне кажется, раскрыта слишком мало.

90. Эдуард Снежин. Тату в поднебесье.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73314
Хорошее стихотворение. Острое и, наверняка, нужное, но…
Честно говоря, видя, как Эдуард выбирает в «десятку» лучших конкурса «Откровение как способ…» те произведения, в которых раскрыта тема души, я решила, что это очень интересует и близко ему. Ожидала, что самые яркие произведения о душе будут именно от этого автора. Особенно надеялась на эссе…
Эдуард, ну почему вы во всех номинациях выставили только откровения, а не именно о душе, как указано в теме конкурса?

91. Ledy Winter. Уводит за руку Зима.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73407
Нет, даже последний катрен не делает произведение подходящим к теме конкурса. Но как пейзажная лирика… Попробуйте разместить стихотворение в ВКР.

92. Вяз. «Дыша простужено…»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73699
Интересная параллель между душой и осенью, увяданием природы.

Ничтожная не может кожица
Избыть озноб у бузины…
На днях душа моя скукожится
До чрезвычайной узины,
Потом она уснет усталая,
И встрепенется лишь когда
Весны лавина разудалая
Сметет напором холода.

Симпатичная пейзажная зарисовка: «рябой сентябрь», «луна чуть теплится лампадою», «светила яблоками белыми под ветром сыплются с небес», «обреченно стынет лес».

93. Галина Шапкина. Безмятежно ночь купалась…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73715
Просто еще раз повторю: тема конкурса – ДУША как главный или второстепенный, но значимый герой произведения.

94. Shadow. Душа.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73716
Выбор в любви всегда делает душа.

Как-то раз я пошла погулять,
И оставила душу в саду,
А она повстречала тебя –
Себе на радость, а мне …?-не пойму.
Увидав, не смогла позабыть
И расстаться с тобой не смогла,
Обещала до смерти любить
И от сердца ключи отдала.

Симпатичная душа получилась в стихотворении: «взяла на прокат чуток страсти с приправой огня, и одев, словно платье, закат, позвала на свиданье». Только платье надевают, а не одевают.
В четвертой строке сбой ритма. Есть неточные рифмы. Если не ошибаюсь, я уже говорила об этом в обзоре рыцарского конкурса…

95. Валентина Черняева. Откровение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73743
А вот очень интересная интерпретация откровений:

Душа! Что чувствует она?
Куда зовет? Куда стремится?
Чем до краев она полна?
Трепещет от чего, как птица?
У каждого в ней свой набор:
Любви и ненависти кроха…
В моей – любви сверх-перебор.
От перебора очень плохо.

Стройное и строгое стихо с философским смыслом. Понравилось сравнение: «и тяжелей из всех обуз – Любовь! Как прессом душу давит…»
Хорошая техника. 4-стопный ямб, неплохие рифмы.

96. Семен Венцимеров. 4 августа 2006 года.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73799
Здесь тоже проводится некоторая параллель между любовью и душой.

Об одном лишь жалею: порвать нужно было давно
Те оковы души, что меня три декады терзали…
Ты добавила яду в любовное наше вино…
От большого ума? От души светозарной? Едва ли…

В какой-то мере, мне трудно говорить об этом произведении. Дело в том, что оно мне очень понравилось – смыслом, созданной атмосферой, техникой… Но! Оно содержит ненормативную лексику в трех катренах из шести. Я в растерянности. Просто приведу еще одну «чистую» цитату.

Деформация совести… Ты не стеснялась стихи
Брать мои – и печатать, себя объявляя поэтом…
Если ложь стала сутью, то – раз или двести солги –
Все едино… Господь над душой твоей плакал при этом…

Я был глуп, слеп и глух, очевидного не замечал,
Был наивно доверчив – и ранен тобою смертельно…
Но, Всевышний, жалея, сознанье мое отключал…
Я очнулся свободным… я сам по себе, я – отдельно…

97. Alnatura Lolitta. Клином – в безразличие души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73805
Лирика, которую называют гражданской.

Сколько будут еще литься слезы?
Сколько еще будем мы терпеть
От продажной погани угрозы?
…………….
Тяжела душа, мне не взлететь.

Философично и жестко. О безразличии душ наших. «Как надежду сохранить в душе, когда беда – в боль людскую, слезы, неизбежность – утопила смех детей и нежность мрамором покрыла навсегда?»
5-стопный хорей выдержан. Строфы пятистрочные с рифмовкой аваав, но рифмы а не всегда точные.

98. Андрей Царевский. Духи небесные, духи ночные…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73813
Образное откровение души:

Душу мою холодит откровение,
Сумрачных сонмов колеблется здание,
Вечного ветра волшебное веянье,
Крыльев мечты золотое сияние.

Я не просто так сказала – образное. В произведении очень много эпитетов: «духи ночные, тихие ангелы звезд неприкаянных», «песни живые», «тонов отчаянных», «звезды усталые», «пламени лунного», «слова запоздалые», «разрушенном сердце», «светлого мрака», «ангела-грешника».
Техника хорошая. 4-стопный дактиль. Использованы дактилические рифмы.

99. S.O.F. Дорога-река
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73891
Возможно, откровение?

Где-то в пыли
С землей слилась
Лежит и моя мечта,
Которая не сбылась,
Под старой кроссовкой.
Под старой кроссовкой
С надписью
«Adidas».

100. Иван Мазилин. Душа моя.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73901
Так интересно, когда стихи пишут прозаики:

Сыростью повеяло с востока,
Канонада звезд рванула в Лето
И Душа вдруг распахнула крылья,
Изготовясь к дальнему полету.

Жизнь моя прожитая неспешно,
Четко вписанная в виражи,
Встрепенулась и взлетела, сбрасывая
Всех одежд налипших миражи.

Очень красивая образность: «дремотою вечер обозначен», «день забот упал на дно души», «паутиной тонкой на пригорки тишина спускается с небес», «нарядились в багряные ризы лики неподвижных облаков».
А вот техника очень вольная. Ритм ломанный: 10-9-10-9 10-9-10-9 12-11-10-9 10-10-10-10 10-9-12-9. Некоторые рифмы вообще не соблюдены.

101. Джон Ричардс. Душа моя.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73922
Актуальное замечание!

Душа моя нашла впотьмах просвет,
Но почему же так заведено,
Чем красочнее счастия момент,
Тем меньше времени ему отведено.

Философично. Концовка про загадочность души понравилась.
Немного бы технику поправить… В первом катрене в одной (четвертой) строке один лишний слог. Во втором уже в двух – второй и четвертой. А в третьем аж в трех последних.

102. Вик Стрелец. Срывая одежды.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73935
Рекомендую к прочтению эту работу.

Пишу, размышляя о сущности тонкой,
о вечной душе. Где-то там, как иконка,
она возмущает, упрятавши гены,
чудные легенды

Огромно желанье проникнуть в подкорку
затем, чтобы жизнь не ютилась покорно
на душных задворках. И движутся тайны
совсем как путаны.

Ритм, образность, рифмы рождают необычное ощущение и как-то сразу располагают к произведению.
Стихотворение написано амфибрахием. Первые три строки каждого катрена – 4-стопным, а последняя – 2-стопным. Это придает особую плавность звучанию. Рифмы интересные. На первый взгляд, не совсем точные, но опять же, фонетично – очень приятные. «Гены — легенды», «тайны — путаны», «где же ты — одежды», «Отнял — подворотные».
К тому же произведение интересно философичностью и смыслом.

Душа ли владеет бессмысленным телом
иль мы нашей сущей душою владеем?
Бессмертна душа? Но бессмертен и камень,
лежащий веками!

103. Майя Кузнецова. Расскажи мне.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74008
Неплохое стихотворение, но это не о душе. И даже не откровение. Это, скорее, вызов на откровенный разговор.

Расскажи о поломанных крыльях,
Чей-то заветной мечты.
О надежде и вере, что жили,
А теперь вдруг совсем не нужны.

104. Нюта. Птицы.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74085
Работа не рассматривалась в связи с нарушением автором Положения конкурса.

105. МиЛеди. Что-то совсем особое… Что-то едва тебе…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74126
Красивое стихотворение:

Призраком зацелованным в думы мечты стекут…
Пленником избалованным выйдет душа из пут…
И в караваны снежные выпустит мой февраль
Светлое… Дивное… Грешное… Нам открывая даль!

Вот только смутил такой образ: «я сердцем трогаю мыслей твоих предел». Душой метафору понимаю, а разум подкидывает мыслишку о недалекости лирического героя. Разве у мыслей есть предел? Как их можно ограничить?
Рифмы неплохие, а по ритму… третья и восьмая строки длиннее на один слог.

106. leonid. Когда поступки и слова…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74129
Необычный образ:

Все тот же правильный овал
Чертами вывернут наружу,
Вот только вместо глаз – провал…
Они же отражают душу.

И еще есть яркие метафоры: «молчит пристыжено душа», «по циферблату ходит время».
4-стопный ямб выдержан четко, а вот рифмы есть неточные: «слова — душа», «время – не веря».

107. Эврика! Заболела стихами…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74179
А это произведение меня улыбнуло:

Заболела стихами…
Тревожно…
— Время, вылечить это возможно?
Не смертельно?
Пустяк?
Современность?
— Подозренье на вечную ценность…
Но диагноз уж больно не прочный,
И потомки поставят Вам точный…

Точно и четко, как афоризм. Но, все же, откладывая в папочку с откровениями.

108. Софья Чеснокова. В ванне заперлась и плакала.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74197
А может, это плакала душа?

Забери меня отсюда,
хоть
в шалаш, хоть в ад, хоть в Рим,

от беды, от пересудов,
плоть
и ДУШУ – забери!

Для раскрытия темы души, на мой взгляд, одного упоминания о ней недостаточно.
Если позволите, одно замечание. Если я не ошибаюсь, то ванна – это та емкость, где мы купаемся, а комната, где можно запереться – ванная.

109. Anira. Растраченная жизнь на страхи и мужчин…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74248
А это, похоже, откровения не души, а для души:

Сама в себе я убивала чувства
Давно ушла в себя и… ничего.
Была на каждой стадии распутства,
Всех ублажала, не любила никого.

Прости меня, моя безгрешная душа –
Расправилась с тобою я жестоко.
Как жаль,… ты, я надеюсь, не мертва?
Мне так на этом свете одиноко…

Не очень насыщенная жизнь получилась… Только страхи и мужчины? Как-то царапает эта строка. Впрочем, стихотворение искреннее и эмоциональное.
Техника не очень стройная. Первый и последний катрены выпадают из ритма, так же, как и последние строки в 3-м и 4-м катренах. Есть неточные рифмы.

110. Сергей Соколов. Амбразура.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74284
Стихотворение интересно своей метафоричностью:

Давно пора мне сердце образумить.
В атаку рвется мыслям вопреки.
Припав душою к жаркой амбразуре,
Ловлю я пулеметные плевки.

Душа на амбразуру любви? Мне всегда было интересно как авторам приходят такие образы в голову…
Странные ощущения. Четко чувствуется ирония. И в то же время, ирония какая-то грустная: «фонтаном бьет кровища из души. Но все люблю и верю, и мечтаю», «зализывая раны на ходу», «не знаю, дотяну ли, доползу ли, иль сразу душу – в заморозку в морг?», «хоть я тресну, но воскресну! Пробоины во мраке залижу…»
Техника хорошая.

111. Галина Тен. Не знаю, что в душе моей творится.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74289
Состояние, наверное, знакомое многим:

Не хочется мечтать и даже плакать.
Огонь моей души давно погас.
В саду, где были розы – только слякоть,
В душе, где было счастье – только грязь.

Жесткое стихотворение. «Увядшие растоптанные розы, кровавый дождь и грозный камнепад». Мне показалось, что получился даже перебор с эпитетами. А в третьем катрене три раза повторяется слово «давно». Иногда такой метод, усиливающий акцент, оправдан, но, кажется, не в этом случае.
Техника хорошая.

112. Тринити. Голос Тени.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74338
Все же склоняюсь к тому, что это миниатюра, а не стихотворение в прозе. Это во-первых… А во-вторых, автор нарушил Положение конкурса.

113. Михей Подколодный. Кладбище старых снов.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74359
В стопку с откровениями.

«Ты божественна, ангел нежный,
Лучезарна в сияньи звезд!
В океане страстей безбрежных
Ты – царица любовных грез!»

Все же «Очарована, околдована» уже существует, и мне кажется, что лучше оригинала вряд ли кто-то выдумает…

114. А. К,. О Душе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74394
Если бы это было музыкальное произведение, я бы сказала, что это джаз.

Веруя – не унываешь,
Надеясь – живешь,
Любя – исцеляешь.
Разве сможет душа прожить,
Отвернувшись от Неба и Бога?

Интересная философия, состоящая в основном из вопросов и дающая читателю шанс подумать.

И вообще – так ли нужно ей быть,
Если жизнь превратилась в погоню –
За желаньем в карманы набить –
Горсть тщеславья, изъетого молью.

Говоря о технике, снова вспоминаю джаз. Техника достаточно вольная, как джазовая импровизация.

115. Андрей Бородушкин. Память души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74496
Очень красивое стихотворение:

Полшага до вечности – мизерный путь.
Гораздо трудней – оставаться на грани.
Я в прошлом опять начинаю тонуть,
Но верю, что память души не обманет.

Можно было бы сказать, что откровение – это когда вспоминает душа.
Красивая образность в произведении: «блестит золотой пеленою закат и купол небесный расколот на части», «зеленые брызги слепого дождя обняли лицо и напомнили лето», «осколки огня, отдавшего жизнь свою ради рассвета».
Не очень много о душе, для раскрытия темы…
Техника на уровне.

116. Ольга Терек. Тебе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74538
Печаль души.

Ты плачешь? Твою душу терзает печаль?
Моя же давно похолодела.
Слезы замерзли, им больше не жаль…
Жить без тебя? Как же все осточертело…

О душе, конечно, есть строки, но слишком в привычной интерпретации, вскользь. Не очень хорошо раскрыта тема.
Да и техника слабовата…

117. Евгений Невельский. Товарняк.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74545
Еще одно стихотворение в стопку с откровениями.

С тех пор столько времени прахом пошло
До этих – создания строк,
Мильоны составов на запад ушло,
Мильоны – ушло на восток.
А я все бегу от тебя, суета,
К манящему жизни огню,
Но силы – не те, и дыхалка – не та,
Смогу ль, не сорвусь, догоню?…

Мне понравилось. Четко, слажено, стройно. Если б еще про душу…

118. Евгений Грачев. Душа.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74583
Я помню это красивейшее стихотворение в конкурсе безумия. Только называлось оно «Я — снег». Да и не о душе совсем…

Я – снег… Написал кто-то бережно
В синей тетрадке:
«Ты белый цветок
На высоком апрельском окне,
Я помню тот вечер, метель,
Рождество и смешные колядки,
Две тени плывут, как две лодки, по гладкой стене»

119, 120. Елена. Попрощайтесь за меня.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74703
Наверное, откровения… Но не о душе.

Поймите, что не должен быть иной
Финал у этой связи, столь порочной.
Прощайте. Уезжаю этой ночью…
И попрощайтесь за меня… с женой.

121. Георг Хакен. Прощение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74704
А вот такие откровения:

Каюсь, грешен, вы меня простите,
Я всего лишь смертный человек.
Я легко с ладоней отпустите
Душу, словно бабочку, на снег.

Красивый образ души.
Строгое стихотворение с философско-религиозным смыслом.
И строгое, четкое исполнение. 5-стопный хорей. Перекрестная рифмовка женских и мужских рифм.

122. Наталья Павлова. Моя душа…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74731
Почему-то чаще всего поэты пишут именно о печальной или раненой душе.

Моя Душа, как раненая птица
Спешит закончить свой полет.
Ей больно, ей так трудно возродиться
Кто во Вселенной ее ждет?

Понравились две последние строки:
«Но тишина звучала во Вселенной.
Ищи Душа лекарство лишь в себе».
Стихотворение написано 5-стопным ямбом, вот только в четных строках первого катрена не хватает по два слога.
Есть неточные рифмы: «печали — ранен», «силы — Вселенной».

123. Татьяна Осетрова. Исповедь души, выросшей на гороховой грядке.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74735
Забавное произведение…

Прям душка! Чудесная кроха!
(Не дура-омела!)
Вот, зрею на грядке с горохом…
За что меня — в тело???

Горошинкой гляну из банта –
Так на пол и в клочья!
Зачем ты описывал, Данте,
Мое одиночье?!

Прелестная ирония. «Не жизнь – суета из мозаин!». Интересно… может ли душа после смерти вселиться в зеленый горошек? Ведь говорят, что душа есть у всего.
Техника отличная. Чередование в строках 3-х и 2-хстопного амфибрахия поддерживает задор произведения.

124. Ярослав Хельги. «О снах, душе и крыльях».
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74766
Это произведение созданной атмосферой напоминает молитву:

Сны мои белые,
Сны мои беглые,
Яркие, смелые,
Бьете вы стрелами
В ночь пустотелую,
В плоть онемелую,
В боль застарелую,
Искрами жжете вы душу мою
И сознание.

Душу любившую,
Душу простившую,
Щедро дарившую,
Свято хранившую
Страсти излишние,
Яд свой излившие
В самую истую сущность мою –
Наказание.

Это же ощущение поддерживает и используемая изобразительность: «корчился, как в огне», «в тихом теченьи лет вновь родился на свет», «крылья свободы на самом краю мирозданья».
Интересно построение произведения. 7-стишные строфы, написанные дактилем. Первые 6 строк по две стопы, в последней – 5. Третья строфа удлинена восемью двустопными строками.
Строки рифмуются попарно, а последние, длинные строки каждой строфы – между собой.

125. Фролова Алена. * * *
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74810
Это тоже о переселении душ:

Стал ты цветком или рыбкой, а может быть птичкой колибри,
Может быть кленом зеленым, а может быть мотыльком…
Где ты теперь, моя радость, свет мой, моя улыбка?
В сердце моем остался маленький снежный ком.

Так светло написано о таком грустном…
Метафора запомнилась: «во мне однажды снова проснется утро».
Техника несколько небрежная, ритм выходит неровным: 17-15-15-13-15-15-14-14-14-15-14-15.
Есть и неточные рифмы: «колибри — улыбка».

126. Dako-ta DieS. Про что-то.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74821
Помня прозу, подозреваю, что автор – сложившийся прозаик. Я обратила внимание, что у прозаиков получаются очень красивые, образные стихи, но нечеткая техника.

Томилось время, нитями тянулось
Шло сквозь моря, остатки океанов,
Глаза прикрыло пеленой тумана,
И в сердце что-то нежное проснулось…

Упала тишь, пропали расстоянья,
Прошли моменты воли пресных слез,
И полотно прикрылось горсткой звезд,
И улетели вдаль твои страданья…

Но не буду говорить сейчас о недостатках, стихотворение красивое, но, увы, вне темы конкурса о душе.

127. Ната М. * * *
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74862
Интересная аллегория:

В сапогах,
От сотворенья света
Что натянуты в любой поход,
Ты прошел в душе
И не заметил,
Что она уже не зацветет…

Стихотворение из тех, чья простота, краткость и лаконичность сравнима с афоризмами. Немного цепляет неверное построение последней фразы, но в целом – неплохое впечатление.
5-стопный хорей выдержан, а вот рифмы… «Легенды — садовник»?

128. загадка. Две части от мира.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74944
Сначала приведу цитату:

На две части разбиты миры,
И по разные стороны мы.
Мы пройдем по пути одному,
Но лишь я к небесам полечу.

На самом деле, и задумка хорошая, и чувствуется эмоциональность, воодушевление. И в то же время… Второй катрен словно просто подборка общепринятых фраз.
К тому же, техника. Ритм: 9-9-9-9 8-8-8-8 10-7-6-10. Рифмы: «одному — полечу», «ушло – за что».

129. Нюта. Тону.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74987
Работа не рассматривалась, в связи с нарушением автором Положения о конкурсе.

130. Инга Пидевич. Души заветная шкатулка.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75053
А в этом стихотворении очень милый образ души:

Души заветная шкатулка
Хранит подарки детских дней:
Тепло родного переулка,
Манящий звук игры детей,

Булыжник мостовой тогдашней,
По талым водам быстрый бег
Отважной лодочки бумажной
В таинственность подземных рек.

С удовольствием бы привела все стихотворение, настолько приятно оно читается и вызывает теплые воспоминания.
Рекомендую.
Тем более, что и техника на высоте.

131. Матвеева Наталия. Одиночество.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75059
Может быть, автор перепутала конкурсы? Это стихотворение больше подошло бы к «Одиночество, как способ…»

132. Ефросинья. Мальчик-с-пальчик.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75071
Бесподобное стихотворение. Мне очень понравилось.

Как время быстро! Сыплется крупою
Из старого заплечного мешка.
И уходя отсюда на века,
Ты не вернешься меченной тропою.
Раз заблудившись в собственных следах,
Закружишься меж корабельных сосен.
Развеет драгоценный пепел осень.
Ты – Мальчик-с-пальчик в дранных сапогах…
И занесен в таинственную глушь,
Быть может, ветром или чьей-то волей,
Соринкой в великановом раздолье…
Ты – ворох листьев сред бессмертных душ…

Но я намеренно привела его целиком, чтоб показать, что конкурсу, в котором душа должна быть значимым или главным героем произведения, оно не очень подходит.

133. Роман Тункель. День прошел и слава богу.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75089
Интересное произведение, но тоже вне темы конкурса.

Не искать ответ, а просто
Без сомнений, скромно жить,
С наслажденьем папиросы
В одиночестве курить.

Пить, гулять, плясать до гроба,
Не решать судьбу светил…
День прошел – и слава богу.
Так нас Тютчев научил.

134. Марина Мануйлова (astra). Пусть в жизни ты грешил.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75111
Любовная лирика. Замечательное стихотворение, проникновенное и искреннее. Вне темы конкурса, но в папочку с откровениями отложу.

Из зависти любовь другие мажут сажей,
Так и не испытав взаимности безумств…
Пусть многих ты любил, был сам любим… Неважно…
Прощаю… разлюбить сама тебя боюсь…

135. Awbub. Любил я Вас так некрасиво…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75132
И снова любовная лирика. Увы, не о душе. Жаль, что приходится отсеивать интересные произведения из-за непопадания в тему.

Другой любви не может быть…
И не за что мне извиняться…
Хотя признаюсь: «Вас любить
Не очень то большое счастье…»

136. Вероника С. Когда-нибудь…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75144
И снова, прекрасное стихотворение и совершенно вне темы конкурса о душе.

Когда-нибудь, когда достанет силы
Не брать в расчет судьбу родных людей,
Когда-нибудь, в один из этих длинных,
Я подпишусь под слабостью своей…

137. Евгения Таубес. * * * (Я каждый день чего-то жду)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75190
После такого «выброса» неформатных произведений, радует попадание в тему.

Постой, сознание мое,
Там жаждет крови воронье.
А ты, душа моя, легка,
Чиста, нежна, как облака.
И так же, как они, быстра.
Наверное, ты им сестра.
Но только как же мне, земной,
Успеть повсюду за тобой?

Серьезное, философичное произведение.
И финал замечательный:

Хоть осень нынче, — будет май.
И встречу новую весну.
А повезет – так не одну.
И пусть порой мне не до сна,
Я выпью жизнь свою до дна!

Хорошая стройная техника. Все рифмы мужские, что создает атмосферу снова-таки строгости и серьезности.

138. Инна Кругодеева. Живу?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75201
Не о душе… Но, похоже, откровение. И… есть в этом стихотворении что-то. Ох, есть!

Я живу? Или только записана
В черновик и забыта в углу?
Надо мной днем и ночью высится
Потолок. Каждый угол – глух.
Каждый день одинаково выверен
Одинаковым циркулем. Круг.
из которого мне не вырваться,
если только протянутых рук
Не заметит…
Но как не верится!
Что во тьме, наступившей вокруг,
Их увидит кошачьим зрением
Не таящийся враг, а друг.

140. Мосеев Михаил. Кабина лифта не двигается.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75212
Белые, вольные стихи, верлибры очень редко выигрывают на фоне классической поэзии. А жаль…

От утра до утра от вечера до вечера
Теряя день час минуту секунду
Пространство вселенную кожу
Дыхание сердце позвонки до самого
Последнего бессмертную душу
Да здравствует вечное тело!
Да здравствует бесконечное рождение!

Столько чувств, эмоциональности, ощущений… Мне понравилось.

141. Ольга Андреева. О душе еще рано.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75241
Тоже необычное стихотворение:

О душе еще рано. Душа подождет –
Покаянья и освобожденья.
А пока она в теле —
При деле – и вот
Ее серое утро за горло берет –
Отвяжись, наважденье…

Загубили душу. А потом
Понесли – с иконой и крестом.

На мой взгляд, интересная метафоричность. Да и произведение легкое и в то же время серьезное по смыслу.
Не очень стройная техника и способ рифмовки в строфах не одинаковый.

142. Сергей Матросов. Созрев для нежнейшего бешенства…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75251
А вот, кажется, новый взгляд на душу:

Созрев для нежнейшего бешенства,
волшебного женского жеста,
душа – сумасшедшая беженка
из несовершенства в блаженство.
Живешь вожделенной бессонницей
и жертвуешь влажною стражей.
Душа – это междоусобица,
внушительный шабаш пейзажа.

Оригинально, не правда ли? Больше всего понравилось, что волшебный женский жест – нежнейшее бешенство. Улыбнули, знаток женских капризов.
Техника хорошая. 3-стопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой женских и дактилических рифм.

143. Евгений Кисляков. Душа.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75290
И снова вернемся к классической интерпретации души:

Ей охота достигнуть нирваны,
Дотянуться до звездных небес.
Но нельзя залатать все те раны,
Что нанес так безжалостно бес.

Улетает она в бесконечность,
Одиноко, одна, не спеша.
Что же ждет впереди – может вечность?!
Где найдешь ты покой свой, душа?

В произведении нет какой-то изысканной изобразительности, но повествование располагает именно своей простотой и понятностью.
Есть замечания по технике. Первые две строки и первые строки 4-го и 5-го катренов короче на один слог. Рифмы хорошие.

144. Скифин. Где же правильная грань искусства?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75327
Тема конкурса – душа как главный или второстепенный, но значимый герой произведения. Вряд ли это о душе:

У нее слабеющие пальцы,
А глаза хотят лишь одного.

Знаю до конца все эти танцы:
То, что будет после и потом.

145. Томми Рут. В детстве бабка говорила…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75336
Возможно, откровение:

Я под радугой бежала, била ноги по стерне,
Задыхалась, умирала – так хотелось счастья мне.
Да обманным видно было, семицветья колдовство
И обещанного счастья, на меня не снизошло.

146. Арман. Задумчив милый друг Природы…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75360
Хорошее стихотворение, передающее настроение, но для раскрытия темы одного слова «душа» мало.

Но ты, мой друг усталый,
С душой глубокой, не простой,
Как цвет осенний запоздалый,
Совсем не тот, совсем другой.

147. Эльвира Юрасова. В эту легкую сеть откровений…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75395
Любовь – это касание двух душ?

Я однажды опять,
как на удочку снов, попадусь
в эту легкую сеть откровений,
касаний души,
но привычной иронии
еле заметная грусть
не расскажет тебе,
чем иллюзии так хороши.

Нежное, спокойное и красивое по образности стихотворение. «Нежный обман вырастает из памяти лет», «на ладони судьбы прежним абрисом – твой силуэт», «подсказок небес разгадать до конца не дано», «нас с тобой повенчал снегопад», «мы по линии жизни так долго идем наугад».
Техника отличная. 5-стопный анапест. Я бы все же расставила строки именно по 5 стоп в каждой…

148. А Р Т. «Мне просто мой Ангел сказал, что тебе я нужна…»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75449
Грандиозная работа, скажу я вам.

Ведь ты, как и я, Микрокосм и ребенок Творца:
Пульсация, максимум-минимум, точка, отрезок,
Объем или площадь; проекция Слова, Числа,
Вибраций из запахов, звуков, цветов… Будь не резок,

Когда на вопрос: «Для чего мы живем?!», я в ответ
Тебе улыбнусь и отвечу: «Для знаний небесных!»
И нам предстоит обучение множество лет,
В которых любые мгновенья ценны и чудесны…

Просто рекомендую прочесть. Большое, интересное по смыслу и достаточно качественное произведение. Ни одного сбоя в 8 катренах, написанных 5-стопным амфибрахием. Рифмы неплохие, хоть и есть несколько неточных. Душе не является определяющей в стихотворении, но имеет значение.

Попробуй понять, что наш мир многолик и богат:
Не все, что ты ранее принял за истину – правда…
В начале пути твои мысли всегда невпопад,
А дальше в системе найдут свое светлое завтра…

Прислушайся к сердцу! Звенит благодатно струна,
Которая звуком Небес камень боли разрушит…
Мне просто мой Ангел сказал, что тебе я нужна,
Шепнув очень тихо: «Останься, согрей его душу!»

149. Nemico. Клетки серые раскисли.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75453
Клетки серые раскисли,
Кругом голова.
Причешу свои я мысли,
Оберну в слова,
В лабиринт внесу догадок:
Хороши? Плохи?
Может, их в таком наряде
Примут за стихи?

Без комментариев.

150. ГрАль. Дождь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75463
Разговор по душам… с дождем?

Я подумал: «Если вдруг,
Стану я потом дождем,
Выйдешь ли ко мне, мой друг
Сможем ли побыть вдвоем?

Сможем так же посидеть
За бутылочкой вина?
Сможем песни мы попеть
До утра и до пьяна?

Приятное произведение, располагающее к себе своей простотой и ясностью, а еще светлой грустью. Интересно, может ли душа потом стать дождем?

Попрощаться, как всегда,
Быть веселым, но потом
Чуть взгрустнуть. Но не беда –
Стану ж я потом дождем…

И закапаю опять
Только душу мне затронь…
Сможешь ли меня принять
И подставишь ли ладонь?»

151. Ермак. Душа.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75538
И снова классический взгляд на знания о душе:

На висках седина мне поныне дана,
Осень снова пришла и дожди обещает,
Нет покоя душе, улетает она
Под прикрытием сна далеко улетает…

Симпатичное стихотворение. Мне кажется только, что если придерживаться заданного размера – 4-стопный анапест – в первых двух строках будет проблема с ударениями.
И рифмы… «Земель — простор»?
А вот образ «а душа в небесах свечку тихо потушит» — понравился.

152. Владислав Эстрайх. За спиной загорится рассвет.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75583
Мне нравится проза Владислава. И потому вдвойне приятней читать такое замечательное стихотворение:

Ты стоишь на дороге ночной,
В небесах мрачных слышен шум ветра.
Где потерян приют и покой?
Где потерян приют и покой?
На вопросы души нет ответа.

Крики птицы во тьме – это знак,
Образ прошлого, светлого лета,
Что лишь в самых безумных мечтах
Остается живой каплей света.

Философская лирика, призывающая задуматься. Концовка понравилась:

И душа твоя рвется туда,
Прочь из тела стремится безудержно,
Чтоб конец положить страшным снам,
Неизвестности вечному ужасу.

Но тот край остается мечтой,
А мечта не имеет значения.
Ты так долго боролся с судьбой…
Бой окончен. И вновь поражение.

Техника хорошая. 3-стопный анапест с перекрестной рифмовкой мужских и дактилических рифм. Правда, во втором и третьих катренах вместо дактилической рифмы – женская.

153. Pogrebnoj-Alexandroff. Федорено горе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75596
154. Pogrebnoj-Alexandroff. Дитя.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75629
Произведения не рассматривались в связи с нарушением автором Положения о конкурсе.

155. Николай Марянин. Росток оттаявшей души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75647
Хорошее стихотворение. Интересна в нем параллель между зимой, как состоянием природы и внутренними ощущениями лирического героя.

Зима соединила землю с небом
Цементом льда и инея тесьмой…
Меня заносит временем, как снегом,
И сковывает холодом и тьмой.

К сожалению, считаю, что тема души раскрыта в произведении и слабо.

156. Мария. Долгожданная встреча.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75710
Интересный образ – тлеющая душа.

Мне не тревожно и не горестно,
В задворках тела спит душа.
Она любить, страдать и ссориться
Не может, тлея не спеша.

Неплохое стихотворение в целом. Но есть смысловые неувязки. «А по лицу стекает исморось от серых туч над головой». Даже для метафоры трудновато представляется… Да и ошибки в написании. Или опечатки?
А вот техника хорошая. И ритм, и рифмы четко выдержаны.

157. Lea Lota. Печальные огни.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75729
Красивая изобразительность, но одного упоминания слова «душа» мало для попадания в тему конкурса:

Крылатые мечты,
Давно расплавившие воск о солнце,
Взирают с глубины
На птичьи силуэты; звуки громче,
И высыхают слезы –
Из прошлого ненастные дорожки –
В дыхании мороза
От ледяных пустынь немой души.

158. Евгения Костюкова. Другу.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75737
И опять не о душе. Возможно, откровение.

Истаяла… почти равна нолю…
не чую звезд… ослепла… онемела.
Сыграй, Ванюша, прометеев блюз,
а то совсем зима осатанела.

159. Ольга Тимофеенко. «Не жалейте меня!»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75829
По-моему, очень неплохо. Мало о душе, но как откровения – вполне.

Веселиться с другими буду,
А в душе пустоту укрою…
Может кто-то, потом, разбудит
И возьмет «мою крепость» с боем,

А пока я устала биться
О прозрачную стену грусти…
Мне хотелось бы вдрызг напиться,
Но в запой меня Бог не пустит!

Мне понравилась ритмика и некоторое просторечие этой поэзии: «вдрызг напиться», «всю жизнь за собой таскала», «грим размазав от слез по ветру».
И концовка отличная, вселяющая надежду: «как же мир наш порой изменчив: грусть – вчера, а сегодня – крылья!»
Ритм выдержан четко. Рифмы хорошие, правда есть несколько неточных.

160. Алексей Рябоконь. С тобой.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75890
Нет, это не о душе. И не откровения. Это стихи об обиженном влюбленном.

Не понять тебе до сели, что такой как я поёт,
Не услышать фальш гитары, не узнать фа-ми-ля-соль.
Кружка чая протекает, Солнце село в два часа,
Для меня оно не сяет, раз не видеть мне тебя.

Комментарии излишни.

0 комментариев

  1. Avalone

    Очень обстоятельный обзор.Ничто не упущено,никто не пропущен.Это очень полезно для авторов услышать точку зрения со стороны.Ну а если это точка зрения человека более сведущего в вопросах литературы,то вдвойне необходимо.Хочется чтобы было побольше таких обзоров,чтобы больше писали рецензий,даже если они нелицеприятны.На ошибках учатся.Спасибо.

  2. olga_moiseeva

    Потрясающая серия обзоров! Вы ТАКУЮ РАБОТУ проделали!: внимательнейшим образом рассмотрели все стихотворения и с КАЖДЫМ участником поговорили (корректно и по делу) о его произведении, а это так нужно, так важно всем авторам! Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!!!
    С большим интересом прочла уже 1 и 2 части Ваших обзоров, сейчас пойду с удовольствием читать все остальные.
    С уважением, Ольга

  3. natalya_plehanova_Natk@

    Если просто сказать, что эти обзоры титанический труд, это значит — ничего не сказать.
    Говорят, мы понимаем тех, кто схож нам по нашим вибрациям, т.е. по частотам. Человек воспринимает звуки в каком-то диапозоне чатот. кто-то слышит больше, чем слышат другие, кто-то может воспроизводить высокие либо низкие чатоты .. из них получаются певцы, не важно, оперные, попсовые или исполняющие рок.
    А здесь нужно внести новое понятие человек умеющий чувствовать чужую душу в широком диапозоне. Действительно, если душа состоит из 10 душ тех 7-и, которые после смерти уходят под землю, и тех 3-х, которые улетают на небо. А в процессе жизни наверное человеческий дух познает эти души по ним либо поднимается вверх, либо достигая какой-то планки зависает на том уровне…
    Твой дух, как мне кажется, познал свои души достаточно глубоко и может понимать воспринимать, даже не знаю как это назвать, души других людей…
    Наташа, очень хочется тебе чего-то пожелать… наверное, такого же глубокого понимания твоей души другим человеком.

Добавить комментарий