Proto-поповка


Proto-поповка

Тим-то й у теперешньому
свойому етнографічному стані
Харківська губернія має давні
великоросійські поселення, і
на них треба нам тепер
звернути увагу…

Д.І.Багалій

Сегодня, когда экраны телевизоров пестрят от политических разборок, мы стали забывать о более важном: о культуре, о наследии, о преемственности. Мало кому интересно, что у нас «под носом» исчезает в небытие уникальная культура, и кто знает, удастся ли раскопать ее останки лет эдак через надцать. Кто мы, слобожане, – вопрос весьма не простой.
Территория Слобожанщины – бывшее «дикое поле» – заселена относительно недавно. Природа этого края богата лесами и водоемами, земля – полезными ископаемыми. По-над речками и озерами, вблизи от лесов, и возникли поселения, такие как Протопоповка, Петровское, Шевелевка, Лозовеньки, Асеевка… В здешних селах звучат песни: «давношние», «старорежимные», а также относительно новые, военные. Слова этих песен ни русские, ни украинские. Да и люди не говорят, а «балакают». «Мы здесь первые русские, – поясняет «аборигенка» села Петровское Дора Федоровна, – а потом уже примешались украинцы, и вот в нас такая дурацкая речь непонятная: ни русская, ни украинская». Смешались похожие языки народов, и сформировалась особая, самобытная «мова», в каждом селе своя. Здешних жителей мало интересует официальный статус языка.
Экспедиция филологического факультета Харьковского университета им. В.Н.Каразина нарушила более чем 10-летнюю традицию вынужденного нелюбопытства к украинской «русской» глубинке. До этого с громоздкими бобинными магнитофонами сии края посещали молодые специалисты аж в 1984 году.
В селе Протопоповка Балаклейского района нас, аспирантов университета, встретили, как и положено в селе, радушно. Конечно, грех пожаловаться на официальную встречу в Балаклее, где нам любезно предоставили микроавтобус налоговой инспекции, но кто был в селе, поймет отличие. Главное здесь – отсутствие малейшего намека на официоз. Никакого барьера и вместе с тем никакого панибратства. Словом, на уровне иностранной делегации.
В первую очередь нам представили Татьяну Алексеевну, лучшего учителя и лучшего директора. Нескромно? А к чему скрывать, ведь это достижение детей, только надо направить их развитие в правильное русло. Неудивительно, что большинство гениев – выходцы из села, что также доказывает роль народной культуры в образовании. Подтверждение – множество наград и дипломов. Директор, кроме того что педагог, еще и руководитель. Многие руководители находят «мудрое» решение в перекладывании функций на подчиненных. Здесь совсем другое – директор должен уметь все. И это не «пыль в глаза». До нас дошли слухи о ссоре с местным руководством из-за подряда на постройку котельной. Да и только зашел слушок, что Алексеевне предложили место в Балаклее, даже свой двухэтажный коттеджик «засватала», сразу возникли просьбы, проблемы; покупателя отговорили. Как не остаться? Школа здесь – ничем не хуже балаклейской. Ну, устаревшие компьютеры, – где они сейчас неустаревшие? Зато будет заключен договор с Харьковским университетом им. Каразина и, возможно, с другими вузами. У ребят будет перспектива обучения в дальнейшем.
Разве это глухое село? Имеется даже краеведческий музей при школе, созданный не без участия местных детей, на голом энтузиазме.
Может быть, первое впечатление – самое яркое. Потому что в суете трудовых будней находили для нас время и выделяли личный транспорт местные головы Петровского, Лозовенек, Асеевки, удалось даже пообщаться с головой «украинского» села Грушевахи.
Особенно запомнилось приглашение головы с. Петровское Владимира Михайловича отужинать, по его выражению, в летней квартире. «Я сюда перебираюсь жить на лето», – пояснил нам голова. Под открытым небом, на полуострове, на берегу Северского Донца было все, что нужно человеку: бильярдный и теннисный столики, гамак, удочки, таганок с газовыми баллонами и беседка, даже маленький телевизор. На берегу – два пляжа и т.п. Место это не закрытое, никем не охраняется, сюда часто приезжают гости. Что и говорить, можно работать продуктивнее, чем в душном кабинете. Как-то даже был парень из «Жди меня», итальянец, который разыскал в здешних краях свою маму. Но это уже совсем другая история… А еще в этих местах нашли залежи белой глины. Построить бы завод – чем не Буды? Конкуренция Украине никогда не помешает.
Голова с. Лозовеньки, услышав о своем соседе, высказался весьма доброжелательно, с улыбкой прибавил: «очень своеобразный человек». Кстати говоря, @ему@ наша экспедиция очень благодарна за содействие в записи местных песен, а также в тиражировании для нас студийных записей местного фольклорного коллектива.
Следует отметить содействие головы Асеевки. Пожалуй, отсутствие транспорта (машина @@@ была в ремонте), свободного времени, а главное, отсутствие местного фольклорного ансамбля поставили бы в тупик кого угодно. Ан нет – и транспорт, и время: все нашлось. А фольклор существует и сам по себе, вне ансамбля. Местные бабушки и дедушки охотно поделились с нами своим кладом. Днем то и дело слышно во дворах звуки гармошки. Культура, как известно, требует преемственности. Так и здесь – где какой праздник, событие – приглашают бабушек. А молодежь – не «поколение пепси» – тоже, бывает, подпевает знакомый мотив, но только в семейном кругу. Стесняются. Бабушка Елена из села Асеевка спела для нас под игру своего мужа Ивана: «Я деда полюбила за гармошку…»
Гармошечку я любила, гармониста тешила.
Гармонисту на плечо сама гармошку вешала.
А как только бабушка распелась, сначала будто с неохотой, а на самом деле с неподдельным интересом, подпела «Густые туманы» и 14-летняя внучка Люба.
У автора статьи создается впечатление, что смысл развития украинской цивилизации отнюдь не в создании культурного унификата, не в создании искусственных границ и несуществующих проблем, а в открытом диалоге народов. Этот диалог создается веками и живет в безвременье: в таких отдаленных благодатных местах, которые почему-то называют богом забытыми. Места эти, на которых, по сведеньям историков, первыми неофициальными поселенцами были украинские пасечники, затем при Петре I, Иване IV, сюда переселяли народ из различных областей России, а при Алексее Михайловиче – из Украины, отображают результат такого диалога. Культура не умирает никогда, цивилизация же погибает, особенно если она мертворожденная. В статье нет никакой политики и, уж точно, анахронизма.
Наша экспедиция выражает благодарность голове администрации г. Балаклея…, экскурсоводу…, водителю…, голове с. Петровское…, голове с. Асеевка…, голове с. Лозовеньки…, директору школы с. Протопоповка…, руководителям фольклорных ансамблей, а также мы выражаем особую благодарность тем людям, которые смогли сберечь и донести до нас на самом деле бесценное наследие. Здоровья и долгих лет жизни вам!

0 комментариев

Добавить комментарий

Протопоповка

Эпиграф:
Тим-то й у теперешньому свойому етнографічному стані Харківська губернія має давні великоросійські поселення, і на них треба нам тепер звернути увагу…
Д.І.Багалій
Основной текст:
Сегодня, когда экраны телевизоров пестрят от политических разборок, мы стали забывать о более важном: о культуре, о наследии, о преемственности. Мало кому интересно, что у нас «под носом» исчезает в небытие уникальная культура, и кто знает, удастся ли раскопать ее останки лет эдак через надцать. Кто мы, слобожане, – вопрос весьма не простой.
Территория Слобожанщины – бывшее «дикое поле» – заселена относительно недавно. Природа этого края богата лесами и водоемами, земля – полезными ископаемыми. По-над речками и озерами и образовались, вблизи от лесов и возникли поселения, такие как Протопоповка, Петровское, Шевелевка, Лозовеньки, Асеевка… В здешних селах звучат песни: «давношние», «старорежимные», а также относительно новые, военные. Слова этих песен ни русские, ни украинские. Да и люди не говорят, а «балакают». «Мы здесь первые русские, – поясняет «аборигенка» села Петровское Дора Федоровна, – а потом уже примешались украинцы, и вот в нас такая дурацкая речь непонятная: ни русская, ни украинская». Смешались похожие языки народов, и сформировалась особая, самобытная «мова», в каждом селе своя. Здешних жителей мало интересует официальный статус языка.
Экспедиция филологического факультета Харьковского университета им. В.Н.Каразина нарушила более чем 10-летнюю традицию вынужденного нелюбопытства к украинской «русской» глубинке. До этого с громоздкими бобинными магнитофонами эти края посещали молодые специалисты аж в 1984 году.
В селе Протопоповка Балаклейского района нас, аспирантов университета, встретили, как и положено в селе. Конечно, грех пожаловаться на официальную встречу в Балаклеи, где нам любезно предоставили микроавтобус налоговой инспекции, но кто был в селе, поймет отличие. Главное здесь – отсутствие малейшего намека на официоз. Никакого барьера и вместе с тем никакого панибратства. Словом, на уровне иностранной делегации.
В первую очередь нам представили Татьяну Алексеевну, лучшего учителя и лучшего директора. Нескромно? А к чему скрывать, ведь это достижение детей, только надо направить их развитие в правильное русло. Неудивительно, что большинство гениев – выходцы из села, что также доказывает роль народной культуры в образовании. Подтверждение – множество наград и дипломов. Директор, кроме того, что педагог, еще и руководитель. Многие руководители находят «мудрое» решение в перекладывании функций на подчиненных. Здесь совсем другое – директор должен уметь все. И это не «пыль в глаза». До нас дошли слухи о ссоре с местным руководством из-за подряда на постройку котельной. Да и только зашел слушок, что Алексеевне предложили место в Балаклеи, даже свой двухэтажный коттедж «засватала», сразу возникли просьбы, проблемы; покупателя отговорили. Как не остаться? Школа здесь – ничем не хуже балаклейской. Ну, устаревшие компьютеры, – где они сейчас неустаревшие? Зато будет заключен договор с Харьковским университетом и, возможно, с другими вузами. У ребят будет перспектива обучения в дальнейшем.
Разве это глухое село? Имеется даже краеведческий музей при школе, созданный не без участия местных детей, на голом энтузиазме.
Может быть, первое впечатление – самое яркое. Потому что в суете трудовых будней находили для нас время и выделяли личный транспорт местные головы Петровского, Лозовенек, Асеевки, удалось даже пообщаться с головой «украинского» села Грушевахи.
Особенно запомнилось приглашение головы с. Петровское Владимира Михайловича отужинать, по его выражению, в летней квартире. «Я сюда перебираюсь жить на лето», – пояснил нам голова. Под открытым небом, на полуострове, на берегу Северского Донца было все, что нужно человеку: бильярдный и теннисный столики, гамак, удочки, таганок с газовыми баллонами и беседка, даже маленький телевизор. На берегу Донца – два пляжа и т.п. Место это не закрытое, никем не охраняется, сюда часто приезжают гости. Что и говорить, можно работать продуктивнее, чем в душном кабинете. Как-то даже был парень из «Жди меня», итальянец, который разыскал в здешних краях свою маму. Но это уже совсем другая история… А еще в этих местах нашли залежи белой глины. Построить бы завод – чем не Буды? Конкуренция Украине никогда не помешает.
Голова с. Лозовеньки, услышав о своем соседе, высказался весьма доброжелательно, с улыбкой прибавил: «очень своеобразный человек». Кстати говоря, @ему@ наша экспедиция очень благодарна за содействие в записи местных песен, а также в тиражировании для нас студийных записей местного фольклорного коллектива.
Следует отметить содействие головы Асеевки. Пожалуй, отсутствие транспорта (машина @@@ была в ремонте), свободного времени, а главное, отсутствие местного фольклорного ансамбля поставили бы в тупик кого угодно. Ан нет – и транспорт, и время: все нашлось. А фольклор существует и сам по себе, вне ансамбля. Местные бабушки и дедушки охотно поделились с нами своим кладом. Днем то и дело слышно то здесь, то там во дворах звуки гармошки. Культура, как известно, требует преемственности. Так и здесь – где какой праздник, событие – приглашают бабушек. А молодежь – не «поколение пепси» – тоже, бывает, подпевает знакомый мотив, но только в семейном кругу. Стесняются. Бабушка Елена из села Асеевка спела для нас под игру своего мужа Ивана: «Я деда полюбила за гармошку…»
Гармошечку я любила, гармониста тешила. Гармонисту на плечо сама гармошку вешала.
А как только бабушка распелась, сначала будто с неохотой, а на самом деле с неподдельным интересом, подпела «Густые туманы» и 14-летняя внучка Люба.
У автора статьи создается впечатление, что смысл развития украинской цивилизации отнюдь не в создании культурного унификата, не в создании искусственных границ и несуществующих проблем, а в открытом диалоге народов. Этот диалог создается веками и живет в таких отдаленных благодатных местах, которые почему-то называют богом забытыми. Места эти, на которых, по сведеньям историков, первыми неофициальными поселенцами были украинские пасечники, затем при Петре I, Иване IV, сюда переселяли народ из различных областей России, а при Алексее Михайловиче – из Украины, отображают результат такого диалога. Культура не умирает никогда, цивилизация же погибает, особенно если она мертворожденная. В статье нет никакой политики и, уж точно, анахронизма.
Наша экспедиция выражает благодарность голове администрации г. Балаклея…, экскурсоводу…, водителю…, голове с. Петровское…, голове с. Асеевка…, голове с. Лозовеньки…, директору школы с. Протопоповка…, руководителям фольклорных ансамблей, а также мы выражаем особую благодарность тем людям, которые смогли сберечь и донести до нас на самом деле бесценное наследие. Здоровья и долгих лет жизни вам!

Добавить комментарий