Когда мы возникли друг в друге…(поэтический импрессионизм и экспрессия Даши Баталиной)


Когда мы возникли друг в друге…(поэтический импрессионизм и экспрессия Даши Баталиной)

….время пущено…

нам собою не стать
даже если вернуться к началу
по колено в ручье
выручая вчерашнюю мелочь
пересохнут уста
расплетутся запястья устало
ибо с каждым глотком
под корой разливается немощь
скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец
наша доля теперь
с каждым выдохом делаться старше
время пущено вскачь
сорвалось перепуганным зайцем
наше жадное счастье
до капельки выцедить жажду
испечет наши лица
изгложет морщинами руки
нам себя не вернуть
разве вместе исчезнуть однажды
время пущено вспять
в час когда мы возникли друг в друге

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=67820&pid=91

Даша Баталина в прямом смысле слова — «молодой» автор, вчерашняя школьница, а ныне- студентка первокурсница .Думаю, я не ошибусь, что приведенное мною выше произведение Даши даст фору многим и многим стихам зрелых авторов, выставленным на конкурс.
Здесь есть всё, что я лично ищу в поэзии- музыка; смысл, да не просто -а..право и левополушарный смыслы: над- и -подсмыслы и подспудные их течения да переливы (чтоб и для правого и для левого полушария кайф поймать)!; техника на уровне ….(ну не буду !) ;энергетика, чтоб произведение захватило в свой водоворот и несло к финалу и далеко за его пределы в собственные читательские моря да глубины ; интонация, авторская,неповторимая (я очень ценю этот кушнеровский критерий-). Интонация, ведь отражает гармоническую тонику ладов души автора, как инструмента для извлечения особой музыки поэзии!
Эмоциональный ручей Дашиных стихов смывает читателя с родных берегов уже с первой строки и несёт, то бурно захватывая в болевые воронки, то отпуская, просачиваясь под острова смысла и перескакивая через камушки «над» и «под»- смыслов, несёт властно, то заставляя сердце трепетать перепуганным зайцем , то разливаясь к окончанию по равнине глубоченного по сути своей финального четверостишия- до самого устья, где смешивается с водами бескрайнего моря поэзии.
Ритмическая организация стихотворения -на основе классического анапеста как нельзя более отражает переливы ручья- как фоново действующего образа (!), запущенного механизма времени, времени, которое и есть ещё один персонаж стихотворения Даши (наряду с его героями — юными смятенными , растерянными слегка даже ошеломлёнными -влюблёнными), …Лирический голос стихов обозначен местоимениями второго лица -МЫ, НАС. Местоимения «Я» не существует в космосе этих стихов!
Mногозначительность и поэтическая глубина, многоплановость образа ручья — меня восхищает безмерно! Ручей- это начало реки юной жизни ,и поэтический фон ручья как нельзя более подходит к психологическим переливам тонких настроений и кружению смысловых воронок и психологических нюансов — мгновенных импрессий состояний этого лирического «МЫ» в стихотворении Даши . Ручей- он и символ начала, весны, юности, и в то же время реминесцирует к расхожему образному понятию реки( река жизни, река забвения, Лета или Стикс — пресловутые, куда несёт свои воды любой ручей на Земле.). Герои стихотворения (МЫ) столь юны, они так спешат «жить, думать ,чувствовать, любить, свершать открытья «, познавать в этой жизни всё, торопливо, взахлёб,и в то же время глубоко :

Bcе видеть, все понять,
все знать, все пережить!
(М.Волошин)

. ..И в этом бурном начале реки своей жизни, когда она ещё не перешла на спокойное и полноводное равнинное течение определённости- они растерянно ищут те зёрна своей индивидуальности, которая заверчена , деформирована теперь новыми условиями , новыми вспыхнувшими чувствами и отношениями, закружившими их, так же серьёзно, как и безвозвратно…
Цельность личности, даже сильной и гармоничной, нарушается сильным чувством к другому человеку. Любящий уже — не «Я».В нём водворилось » возникло» ещё одно «Я» .Он-уже только МЫ. «Нам собою не стать…»

…. даже если вернуться к началу….
под корой разливается немощь.

НЕМОЩЬ. То есть Себя в себе уже нет.
Уже нет Того Я: нельзя дважды войти в ручей!Вот ещё одна прелестная поэтическая изюминка этого образа -ручья юной жизни: нельзя вернуться к себе вчерашнему, как нельзя дважды вступить в одну реку. Аллюзия в эту пословицу , скрытая суггестия стихии ручья, уносящего частички самости героев ,не может , по-моему, не пленить читателя.
Дальше прелестными строками :

«скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец»,-

развивается тема отрицания мысли «СВОЯ рубашка ближе к телу «и «родился в рубашке» , и ещё «встречают по одёжке «(рубашкам)….
Эти -СВОИ рубашки героям уже ЧУЖИЕ. Теперь чувство так захватило их , что и оболочка эта- ближайшая к душе- кожа, рубашка- своя, доставшаяся …не в любви …а распашоночно напяленная заботливой рукой мамы ( есть ещё трактовка «смирительная» -рубашка, и я обе трактовки приемлю и имею ввиду ,и люблю в этом многомерном многоуровневом контексте стихотворения Даши) уже не значима, и не нужна. Она скормлена ветру- упрямой стихии первых взрослых страстей….
Не могу отделаться от реминисценции к своему (прости, Дашенька, нескромность, «ПРЕЛОМЛЕНИЮ»), уверена ты поймаешь нить :

……Каждый мой вдох-
твой выдох-
и общие вены
…………..

Разделив друг с другом кожу,
Мы утратили причину
Говорить слова, что ложно
Преломляются пучиной.

В темноводье нашей плоти
Не маячит свет сознанья ,
И уволен переводчик,
Искажающий признанья.

Исчезновение себя, исчезновение друг в друге, поиски своего начала, жадная жажда счастья, и такая растворенность друг в друге, что себя одного уже и не найти, не выделить, не уЛИЧить, и не обЛИЧить; потеряно своё обличье, возникло сплошное мы, влюблённые, не идентифицирующие себя друг без друга…

наша доля теперь
с каждым выдохом делаться старше
время пущено вскачь
сорвалось перепуганным зайцем —

Немного страшно, что младенческие одёжки отданы ветру, что истоки ручья со вчерашней уплывшей мелочью — стремительно уходят из новой переполненной жизни, и жаль юности и страшно взрослеть
(» с каждым выдохом делаться старше») , и в то же время хочется жить, и любопытно , и неутолимый голод до счастья назрел, и птенец Птицы Счастья разевает свой ненасытный клюв: надо кормить «наше жадное счастье». НАШЕ, потому что МОЕГО счастья у НИХ нет , как и МОЕЙ рубашки и МОЕЙ кожи.

нам себя не вернуть
разве вместе исчезнуть однажды
время пущено вспять
в час когда мы возникли друг в друге

Потрясающий финал:

Время не может больше разделять, только соединять, вплоть до исчезновения ,полного растворения своего Я, чтобы вместе заново родиться друг в друге — уже сразу новой сущностью — НАМИ. Потому «вспять», что назад к рождению , но не к рождению «Я плюс Я «. К рождению «МЫ.»
И конечно, нельзя не отметить 2-ю музыкальную тему Дашиной симфонии , давшую ей название «…время пущено…» .
Всякий , самый бойкий и юркий ручей рано или поздно смешается с водами этих самых «Стикса , Кацита и Леты» , и , как сформулировала сама Даша , » еще не осознано, не «поверено» в то, что ТАКАЯ любовь может быть продолжена за пределами белковой жизни — на уровне бессмертных астральных субстанций». Механизм пущен.
….Потрясающий образный и эмоциональный мир создала юный автор. Мир, в который входишь и сразу растворяешься в её «ручье». Многомерный Космос состояний души, психологическая Симфония по охвату волнующих общечеловеческих тем и форме их отражения.
Поэтический импрессионизм: свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций двух душ и в их едином лирическом «МЫ», кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы восприятия, движения мысли, настроения… и при этом целостность художественного произведения : ничего лишнего.
Ей-Богу , не хочется говорить о рифмах и прочей кухне: все приёмы так органичны , так гармоничны телу стихотворения , что говорить о них- как отрывать и рассматривать руки-ноги! Наряду с точными, классическими концевыми рифмами (жажды -однажды), Даша умело пользуется созвучиями целых строк , а это уже рука Мастера (выручая вчерашнюю мелочь- под корой разливается немощь). Юный автор владеет и таким изысканным приёмом, как звукопись: «ветреные строки» пишет, как будто партию ветра исполняет. Смотрите, где о нём, ветре:

скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец

Сколько здесь звуков от его, Бореевой песни: О, У, А, И. Сколько сочетаний шуршащих , лепечущих листвой согласных( кл, уш, аш, ал). и звень разбитого невзначай стекла есть(з,з)!

Потрясающая энергетика, экспрессия у этого стихотворного полотна юного Художника!
Потому что — Поэзия.

0 комментариев

Добавить комментарий