Демон листопада


Демон листопада

«Никого не пощадила эта осень,
Листопад кружит в сто тысяч баллов…»

Старуха меня достала. Каждый раз, когда я приходила к Кате в гости, она выползала из своей комнаты и начинала шляться по квартире, прикрываясь неотложными делами. Какие могут быть дела у старушки, дышащей, по её же собственным словам на ладан, не было понятно ни мне, ни подруге.
— Подслушивает, сычиха старая, — шептала Катька. – Житья от неё нет. Вчера на маму палкой замахнулась, чашки в её сторону бросала, ругается как последняя… шваль.
— Может она… того?.. – робко предположила я.
— Да нет, какое там… Всю жизнь такая злющая. Только к старости у неё это… видимо, обострилась… природная злость.
Когда я уходила, старуха попридержала дверь клюкой и монотонно отчеканила:
— Неча сюда ходить. Дурной пример Катьке подаёшь. Посмотри, как вырядилась…, белоручка. Бросит тебя твой хахаль, не посмотрит на то, что ты такая фифа…
Слова падали проклятьями, взгляд их владелицы был неотрывно направлен на меня.
Только дома я пришла в себя. Перед глазами стояло перекошенное ненавистью лицо старой женщины, Катькина рассечённая губа и, почему-то, жёлтые кленовые листья.

Ангелом я не была никогда. В детском саду вместе с хулиганкой Иркой лупила зарвавшихся мальчишек, в школе – тоже как-то пару раз пришлось вдарить для образумления… Бить только по делу, по существу Справедливости. Как бы дикэ это ни звучало. Ну и потом – мне было жаль вторую щёку.

О проклятьях я знала не много и, в то же время, знала всё. С одной стороны они представлялись мне чем-то неисправимо колдовским, с другой – как человек, знакомый с психологией, я понимала, что их роль в нашем сознании выполняют обычные страхи, обусловленные извечной верой в чудесное. Углубляться в дебри дальнейших размышлений мне не хотелось, и я предложила себе пойти третьим путём. Не зная истинной природы явления надо оперирывать всеми фактами, хочешь найти шарик – выбирай все стаканчики. Осталось определиться с направлением…
Колдуньи с ведуньями отпали сразу. Липовые слишком много брали за свои услуги, настоящих же – днём с огнём не сыщешь, а, если и сыщешь, то не пойдёшь – так, на всякий случай. Многочисленные книги о чёрной и белой магии, продающиеся в книжных магазинах, понятное дело, доверия не внушали, родовые также не подходили, по причине их полного отсутствия. Полагаться приходилось только на собственные силы.
Три дня назад на лингво-анализе препод дал нам «домашку»: написать небольшой художественный рассказ и выделить в нём определённые грамматические конструкции. Я взяла тетрадь…

«Стоял тёплый октябрьский вечер. Сезон листопадов был в самом разгаре: город горел, пылал, обжигал красками. Дворники сметали осеннее золото в кучи, чтобы потом получить из него неизвестный науке аромат под названием «ускользающее тепло». В одном из городских парков проснулся Он.
У Него не было ничего: ни имени, ни памяти, ни разума. Смотря на мир глазами опавших кленовых листьев, он не видел никого, кто проявлял бы к нему интерес. Ничто не интересовало Его.
Только на третий день ему удалось пополниться. Русоволосая девушка в светлом плаще на какое-то время застыла над листьями, и Он почувствовал что-то родственное: девушкой интересовались все, но её занимало – ничто. Через минуту каблучки незнакомки затихли в глубине парка, а в тающем мареве осени яркой звездой вспыхнула одна эмоция.
Он искал её долго. Прощупывая сознания снующих поверх Него людей, Он пытался ухватиться за ту ниточку, которая привела бы его к клубку. Однажды Он почти было вышел на след старой женщины с ненавистью в глазах, но, дождавшись её появления в одном из парков, понял, что ошибся: старушка боялась соседей и больших собак, жила одиноко и не имела никакого отношения к девушке.
В один из вечеров он лежал у реки и смотрел на закатное солнце. Ярко-красное, в серо-голубом пространстве неба, оно казалось ирреальным и не предвещало ничего… Неожиданно порыв ветра принёс ряд образов, среди которых был один похожий.
Он потёк по листьям, выбирая кратчайший путь до огромного светящегося здания, нырнул в кленовый букет маленького мальчика и заглянул внутрь. Каскад эмоций, обрушившийся на Него, оглушал. Он взвизгнул и вырвался из рук ребёнка. Листья разлетелись по магазину, мальчик заплакал. Выбираясь из-под тяжести навалившихся образов, Он уже знал, что Она тут.
Старуха медленно брела по парку, время от времени опираясь на самодельную клюку, и что-то бормотала себе под нос. Внезапно воздух налился влагой, а с неба посыпались золотые звёзды кленовых листьев. Хаотично кружась, они бросались под ноги старухе, били её по рукам, лезли в глаза… Женщина испуганно охнула и, пытаясь отогнать от себя жёлтый танец, вскинула вверх руки. Клюшка выпала, и в тот же момент что-то больно полоснуло её по ноге. Беглого взгляда хватило, чтобы понять – остроконечные лучи ржавых звёздочек были самыми настоящими ножами… Падая на колени, старуха не могла видеть, как мощный порыв ветра поднял в парке все кленовые листья и взвихрил их в единую сущность… Огромная лиственная фигура наклонилась над ней и прошелестела: «Справедливости…».
Обнаруженная в ворохе листьев случайным прохожим, через полчаса она скончается в больнице, успев прошептать только одно: «Демон… Демон листопада».

Ночь была ясной. Яркая Луна с пересекающем её пассажирским боингом весело сияла над контурами огромных мрачных домов и не предвещала ничего… Резкий звонок нарушил звёздное безмолвие: звёзды покачнулись, стали падать на крыши, скатываться вниз горошинками…
Звонила Катька. Глядя, как две кленовые ладошки скользят по стеклу, я заранее знала, что она скажет.

0 комментариев

  1. andrey_andreev

    Сильно. Очень сильно. Особенно на меня произвело впечатление вот что:
    «Клюшка выпала, и в тот же момент что-то больно полоснуло её по ноге. Беглого взгляда хватило, чтобы понять – остроконечные лучи ржавых звёздочек были самыми настоящими ножами… Падая на колени, старуха не могла видеть, как мощный порыв ветра поднял в парке все кленовые листья и взвихрил их в единую сущность… Огромная лиственная фигура наклонилась над ней и прошелестела: «Справедливости…»».
    Кому как, а мне стало жутко, когда я представил себе этот образ. Честное слово, мне бы не хотелось, что бы возмездие настигло меня в таком обличье.
    Спасибо за интересное чтение.
    С пожеланием творческих успехов, Андрей Андреев.

  2. lyudmila_livneva

    Третий раз пытаюсь ответить на рецензию!
    Первый два текста гласили приблизительно следующее: «прощу прощения, что не смогла ответить сразу по причине сильной занятости». Как всегда не успевала уложиться в срок с оценкой конкурсных произведений на «Преданьях». А потом — начались сбои на сервере. Надеюсь, что с третьей попытки всё-таки удастся поблгодарить Вас, Андрей, за прочтение моего рассказа и оценку образа, который мне очень хотелось как-то воплотить в литературную жизнь. 🙂

  3. andrey_andreev

    Ничего страшного, Людмила, Вы ведь всё-таки ответили.
    А образ демона листопада у Вас действительно получился очень мощный. Не знаю, как другие, но я очень живо себе представил это существо. Оно очень запоминающееся и колоритное. Впечатлило сильно. Возможно, я даже задействую Вашего демона в каком-нибудь из своих страшных рассказов (разумеется, со ссылкой на создателя этого персонажа).
    Скажу ещё вот что. У Вас получается весьма и весьма отличная проза. То, что я читал, заслуживает оценки «10» по 5-балльной шкале.
    Пишите ещё! Буду ждать.
    С наилучшими, Андрей Андреев.

  4. lyudmila_livneva

    Вот в этом и вся проблема — я придумываю хорошую идею, но достойно (так, чтобы понравилось мне) никак не могу её воплотить. То времени не хватает, то знаний, то другая идея увлечёт…
    Конечно, используйте. Ссылку — какую угодно. Если Ваше произведение станет классикой — потомки обязательно докопаются до первоисточника образа, а если не станет, то и не жалко (шутка с долей правды).
    Оценка Ваша весьма приятная. Я её, конечно же, не заслуживаю, поэтому всё, что могу сказать: «буду стараться писать так, чтобы не краснея принимать подобные рецензии». 🙂

  5. andrey_andreev

    «Вот в этом и вся проблема — я придумываю хорошую идею, но достойно (так, чтобы понравилось мне) никак не могу её воплотить. То времени не хватает, то знаний, то другая идея увлечёт…»
    Я тоже очень критично отношусь к своим произведениям. Многие из них подвергаются постоянной правке. Я даже стараюсь их лишний раз не перечитывать, чтобы не поддаваться искушению снова что-то улучшить. 🙂 Предела для совершенствования нет.
    А что касается времени, знаний и увлечённости другими идеями… Например, стихотворение «Никтофобия» я писал ровно десять лет (с 1993 по 2003 годы). А оно размером-то всего на лист А4. И всё равно я этим стихотворением недоволен. Или вот короткий рассказ «Податель плодородия» (11 листов) писался два года, а, скажем, повесть «Жена дяди Лёши» была написана всего за два с половиной месяца. Тут не угадаешь. Опять же, мне свойственно писать по несколько вещей одновременно, периодически забрасывая что-то в пыльный ящик на год-другой…
    «Конечно, используйте».
    Огромное спасибо.
    «Ссылку — какую угодно».
    Что-то типа «Данный образ придуман Людмилой Ливневой (см. рассказ «Демон листопада»)».
    «Если Ваше произведение станет классикой — потомки обязательно докопаются до первоисточника образа, а если не станет, то и не жалко (шутка с долей правды)».
    Ох, Людмила, я глубоко сомневаюсь, что мои произведения станут классикой. Я на это, в сущности, и не претендую. Достаточно того, что бы их читали.
    Классикой эти работы не станут хотя бы из-за моих резких, едва ли не сатанинских высказываний на тему бога и религии, которые присутствуют практически в каждом произведении. Так что, скандальная известность — может быть, классика — сто к одному, что нет. Но, сказать по совести, мне и скандальной известности не хотелось бы. Не хочу быть новым Алистером Кроули или Ла Вэем. Пусть лучше меня читает узкий круг людей (как Лавкрафта, пред которым я не то что преклоняю колени, а просто падаю ниц), мне этого будет вполне достаточно…
    «Оценка Ваша весьма приятная».
    Сказал, что думал… 🙂
    «Я её, конечно же, не заслуживаю, поэтому всё, что могу сказать: «буду стараться писать так, чтобы не краснея принимать подобные рецензии». :)»
    Скромность — очень хорошее качество. 🙂 Заметьте, Людмила, я сказал лишь про Вашу прозу, ту, которую читал, не касаясь, например, стихов, потому что не считаю себя вправе оценивать поэзию (самому сначала нужно научиться писать стихи).
    Ваша проза мне понравилась с нескольких позиций. 1. Читаемость — текст воспринимается хорошо, в него как бы погружаешься, не спотыкаясь о какие-то витиеватые фразы или безумный порядок слов в предложении. Язык приятный, ровный. 2. Образный ряд — с одной стороны, всё ключевые образы прописаны чётко, грамотно, но с другой — «в промежутке» между ними остаются «пустоты», дающие возможность читателю самостоятельно достраивать недостающее, опираясь на своё воображение. 3. Эмоциональность повестования. Она есть, причём в той мере, в какой необходимо — не больше, не меньше. 4. Интересная тема. Здесь выскажусь чисто субъективно. Мне очень интересно Вас читать.
    В общем, Людмила, «я требую продолжения банкета»! Пишите ещё. Буду ждать.

  6. lyudmila_livneva

    Да, у меня тоже есть такое — не люблю перечитывать написанное. Но это касается только тех вещей, которые не выставляются на всеобщее обозрение. В отношении них действует другое правило — не люблю исправлять. Только про прошествии какого-то времени, осознании того, что не так, что не устраивает лично меня, а не критиков…
    Свои впечатлениями о творческом процессе в прозаической области поделиться не могу по причине их небольшого наличия и, как следствия, отсутствия практики, кажу лишь, что безусловно — всё пишется под настроение, под желание и под то самое — вдохновение, без которого мало что выходит не только в творчестве, но и в жизни.
    Серьёзную ссылку предлагаете… Это совершенно ни к чему. Впрочем, дело… авторское. 🙂
    Хм… Думаю, что Вы по адресу попали с Вашими высказываниями. Я тоже не большая приверженница традиционных взглядов на такие вопросы…
    Скромность у меня от… знания. К сожалению или, может быть к счастью, я лучше разбираюсь в том, что читаю, нежели в том, что пишу. Сложно перетащить знания из одной области в другую, точнее перенаправить их, но вот… как уже сказала, буду стараться.
    Любопытная оценка. По полочкам разложили… 🙂

  7. andrey_andreev

    «Да, у меня тоже есть такое — не люблю перечитывать написанное».
    Я не столько не люблю себя читать (наоборот, чтение некоторых своих произведений доставляет мне удовольствие :)), сколько не люблю свои работы за то, что всегда могу найти в них что-то подлежащее правке и корректуре. Я начинаю злиться на самого себя за то, что до сих пор (за где-то 14 лет литературного стажа) не научился писать идеально, что даже я могу спокойно найти огрехи в своих рассказах, а что говорить о читателях? И далее в том же духе… Иными словами, я постоянно недоволен своим творчеством.
    «Свои впечатлениями о творческом процессе в прозаической области поделиться не могу по причине их небольшого наличия и, как следствия, отсутствия практики»
    У Вас очень хорошие задатки прозаика. И уж если первые опыты в прозе такие качественные и удачные, то дальше должно быть только лучше и профессиональнее. Поэтому прошу Вас: не забрасывайте прозу, будьте не только поэтом, но и писателем.
    «скажу лишь, что безусловно — всё пишется под настроение, под желание и под то самое — вдохновение, без которого мало что выходит не только в творчестве, но и в жизни».
    Да, всё это так. И вдохновение тут играет далеко не последнюю роль. Вот только у меня (не знаю, как у Вас) с ним периодически случаются проблемы, поэтому кое-какие вещи приходится отправлять отлежаться, чтобы не испортить их какими-то графоманскими строчками…
    «Серьёзную ссылку предлагаете… Это совершенно ни к чему. Впрочем, дело… авторское. :)»
    Людмила, я по-другому не могу. Ссылка должна быть именно такой. Поэтому я самым нахальным образом не прислушаюсь к Вашим словам и оставлю её в том же виде.
    «Хм… Думаю, что Вы по адресу попали с Вашими высказываниями. Я тоже не большая приверженница традиционных взглядов на такие вопросы…»
    О, в нашем клубе пополнение! 🙂 Мы, кстати, уже распределили места на инквизиторском костре, но, если хотите, можем немного потесниться…
    «Скромность у меня от… знания. К сожалению или, может быть к счастью, я лучше разбираюсь в том, что читаю, нежели в том, что пишу. Сложно перетащить знания из одной области в другую, точнее перенаправить их, но вот… как уже сказала, буду стараться».
    Вы знаете, когда у меня появляется идея рассказа на тему, в которой я мало понимаю, я всегда стараюсь её изучить. Обкладываюсь словарями и другой справочной литературой и вникаю, вникаю, вникаю… Поэтому, надеюсь, у меня получаются более-менее сносные рассказы.
    «Любопытная оценка. По полочкам разложили… :)»
    Я не волшебник, я только учусь… 🙂

  8. andrey_andreev

    «Ну, вот — я снова вернулась. 🙂 Продолжаем диалог».
    Замечательно, Людмила, я лчень этому рад. А то я уже заждался. 🙂
    «Лучше бы Вы не начинали разговор об огрехах, Андрей».
    Почему же? Эта тема и мне близка: сам грешен. 🙂
    «Если со своими стихами я худо-бедно разобралась, с прозаическими произведениями мне придётся разбираться ещё оч-чень долго. :-))»
    Возможно, но задатки, как я уже говорил, у Вас очень хорошие, так что я не сомневаюсь, что Вы во всём со временем разберётесь и будете радовать если не всех, то, по крайней мере, меня своими новыми работами.
    «Посмотрим, насчёт прозы. В любом случае что-то писать да придётся».
    Куда Вы денетесь, Людмила! 🙂 Вы же не хотите получать от меня в виде «спама» по пятьдесят писем в день, текст которых будет сводиться к следующему: «Мила, не зарывайте талант в землю! Пишите, я Вас умоляю!» 🙂
    «Вдохновение… Оно у меня несколько абстрактное, кажется… Я не очень умею его определять, так как всё, что пишу — пишу больше стихийно, чем запланированно… :)»
    В творчестве запланированного вообще мало. У меня бывает, что я вообще не пишу неделями. А всё из-за того, что мой Муз (у меня это — толстый лысый мужик в очках, шортах, сланцах, вечно с похмелья и с бутылкой пива в руках) ушёл в запой и пропадает где-то в злачных местах, наслаждаясь обществом продажных женщин. 🙂
    «:-) — на вопрос о ссылке».
    Вы очень скоро улыбнётесь ещё шире. Пока не скажу, по какому поводу (чтобы Вам любопытнее было).
    «В таком случае, потеснится придётся на целых два места. ;-)»
    Костёр большой, и мы совсем не против этого.
    «Я ещё друга с собой прихвачу».
    Как в школе: построились парами — мальчик-девочка, мальчик-девочка — и пошли на костёр… 🙂
    «Ему самое тёплое местечко. :-))»
    «Фигушки, я плотоядная!» (корова из мультфильма) Самое тёплое местечко я для себя приберёг. Чтобы хоть перед смертью погреть свои старые кости и избавиться от вечного ревматизма. 🙂
    «Это немного другое, Андрюш, но идею я поняла. :-)»
    В двух словах это звучит так: когда пишешь прозу, говори только то, в чём уверен. Будь правдив, и читатель к тебе потянется.
    «:-) Не скромничайте».
    В чём — в чём, а в излишней скромности я замечен не был. 🙂
    Кстати, Милочка, у меня к Вам «претензия»: Вы почему ещё не член союза писателей «Новый Современник»? Вы же имеете право на вступление в него без рекомендаций. Зря мы Вам что ли призовое место присуждали? 🙂 🙂 🙂 Так что порадуйте дедушку (меня то есть) 🙂 гордой надписью на Вашей авторской странице: «Член международного союза писателей…»

Добавить комментарий