ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ


ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

В связи с возрастающим замещением печатной книги телевидением и Интернетом, часто высказывается мнение о предстоящей гибели книжной литературы.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, не имеет значения в каком виде читаем мы литературу: в печатном или электронном.
Да, на данном этапе времени чтение с экрана является менее удобным, не зря многие вводят электронный текст в компьютер и распечатывают.
Причины и в уставании глаз от экрана, если он электронно-лучевой, и в одностраничности текста, и, наконец, в неудобстве пользования компьютером, лёжа на диване, как мы привыкли читать книгу.
Но техника развивается, и недалёк день, когда читатель получит недорогую электронную книжку: с аналогичным книжному изображением (это имеет место и сейчас в дисплеях на жидких кристаллах); с несколькими перелистываемыми страницами; в подходящем формате, да ещё и гибкую и неломкую, ибо мы привыкли, кроме чтения книги, садиться на неё и бросаться томиками в семейных ссорах.
Но у такой электронной книги будет то преимущество, что она заменит Вам нагромождение книжных полок, т. к. Ваша библиотека вся будет в компьютере, а в книжку Вы будете скачивать для чтения новый интересный роман или сборник.

Во вторых, слухи о полной замене книги телевизором преувеличены. Этот миф склонны популязировать даже великие люди.
Так Занусси, который недавно посетил Россию, высказался о том, что телевидение вытеснит чтение книг, но поскольку телефильмы нуждаются в сценариях, то и скоро литература будет представлять ценность, только как материал для сценариев.
Однако, при этом совершенно недооценивается разное психо-эмоциональное воздействие на человека просмотров телефильмов и чтения книги.
Через зрение и слух человек воспринимает более 90% информации. Поэтому телеинформация плотно забивает нейронные комплексы и в сознании и в подсознании зрителя. Но скорость оперативного и когнитивного (познавательного) мышления существенно разная. Зритель просто не успевает воспринять телеинформацию с одновременной аналитической переработкой её. Поэтому почти весь поток информации прямиком идёт в подсознательную память на уровне инграмм.
Другое дело – чтение книги. Читатель сам руководит скоростью восприятия, то запоем пробегает интересную страницу, то задумывается. Чередование процессов восприятия и осмысления информации происходит незаметно для читателя, но оно происходит! В отличие от телевизионного зомбирования массивным потоком, когда и подумать то некогда.
Не надо объяснять, что всякое кодирование (или сейчас стал модным термин: нейро-лингвистическое программирование) вредно, так как уничтожает личностные характеристики.
С точки зрения этологических принципов, для здоровья человека необходимо постоянное ОПТИМАЛЬНОЕ возбуждение всех клеток организма. Если этот принцип нарушен, то в теле возникают застойные очаги некрозирующих клеток, которые постепенно заражают преждевременным апоптозом все клетки организма, человек заболевает и быстро старится.
Кровеносные, мышечные и другие подобные клетки получают возбуждение от занятий физкультурой.
Нейронные клетки мозга – от мыслительной деятельности.
Не зря подмечена положительная корреляция между активностью мышления и продолжительностью жизни.
(Следует заметить ОПТИМАЛЬНОЙ активностью, т. к. всякое перевозбуждение приводит к переокислению клеток, и недавно американе сделали вывод, что кто слишком много думает – меньше живёт).
Хорошо, если человек по роду деятельности проявляет творческую активность, но даже и тогда не достаёт возбуждения многих психо-эмоциональных нейронных комплексов, которые может дать ТОЛЬКО чтение литературы.
Отсюда вывод – гомо сапиенс всегда будет читать книгу.

В третьих, высказывается беспокойство по поводу размножения литературной братии, благодаря Интернету.
Но этому следует только радоваться.
Почему китайцы получили второе место на Олимпиаде?
Потому что их много, и там в каждой школе есть бассейн.
Значит, есть из кого выбирать будущих чемпионов при массовых занятиях спортом.
Конечно, основная масса сетературы и не литература вовсе, а тусовочные креативы.
Но и возрастает вероятность появления литературных шедевров.
Кто сказал, что печатаются только лучшие произведения и авторы?
Тогда почему переполнены склады книжных магазинов невостребованной читателями литературой?
Во многом это объясняется неоправданным снобизмом издателей к сетевой литературе. Но неся постоянные убытки, они уже задумались, и сетевые авторы пробивают себе дорогу.
Есть расхожее мнение, что литературное качество произведений и коммерческий спрос на них – вещи разные.
Но, например, тот же Лев Толстой заявил, что всё что написано им до 50 лет объясняется денежным и амбициозным интересом.
Стали, в конце концов, знаменитыми А. Чехов и Д.Лондон, вначале писавшие только ради заработка.
Все классики понимали, что литература пишется для удовольствия читателя. Хорошо проанализировал это в своих статьях, например, С. Моэм.
В связи с невообразимым всплеском числа литераторов, благодаря Интернету, количество перешло в новое качество, а именно число подлинно художественных произведений возросло, и появилась возможность отбирать из их числа дополнительно по критерию коммерческого спроса. Как говорится: «запрячь коня и трепетную лань».
Вот уж во истину, что в мире не делается – делается к лучшему.
Остаётся не разводить нелепые споры, типа: мешает ли Интернет «настоящей» литературе, а находить научные критерии отбора произведений для печати из массы публикуемых в сети.
Но это уже «из другой оперы». По этому поводу раньше мной опубликован «Алгоритм отбора произведений в сети».

0 комментариев

  1. valentina_bondarenko

    Эдуард, статья интересная, но уж больно «теоретическая».
    Жду от Вас чего-нибудь более «прикладного» — например, обзора по «Эротической прозе». Скоро бодем подводить итоги этапа, так что присоединяйтесь!

  2. eduard_snejin

    Спасибо за прочтение статьи. Что ж, всякий, более или менее долговременный прогноз выглядит теоретическим. На статью меня спровоцировал Илья, своей статьёй на эту тему.
    Но! Для Вас и для Макаровой. Уж поверьте, что в Интернете гораздо больше интересных вещей, которые бы в печати пользовались спросом, чем которые продаёт «Поверенный».
    У меня уже набралась библиотечка штук на сто произведений на ура.
    По «ЭП». Из 8-ми там 3 моих. Просто неудобно рецензировать, напишу Вам по майлу.

Добавить комментарий

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

В связи с возрастающим замещением печатной книги телевидением и Интернетом, часто высказывается мнение о предстоящей гибели книжной литературы.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, не имеет значения в каком виде читаем мы литературу: в печатном бумажном или электронном.
Да, на данном этапе времени чтение с экрана является менее удобным, не зря многие вводят электронный текст в компьютер и распечатывают.
Причины и в уставании глаз от экрана, если он электронно-лучевой, и в одностраничности текста, и, наконец, в неудобстве пользования компьютером, лёжа на диване, как мы привыкли читать книгу.
Но техника развивается, и недалёк день, когда читатель получит недорогую электронную книжку: с аналогичным книжному изображением; с перелистываемыми страницами; в подходящем формате, да ещё и гибкую и неломкую, ибо мы привыкли, кроме чтения книги, садиться на неё и бросаться томиками в семейных ссорах.
Но у такой электронной книги будет то преимущество, что она заменит Вам нагромождение книжных полок, т. к. Ваша библиотека вся будет в компьютере, а в книжку Вы будете скачивать для чтения новый интересный роман или сборник.
Не слишком повлияет на стоимость электронной книги радиосвязь её с Интернетом через компьютер.
Книжка может быть совмещена с мобильным телефоном для прямого доступа в Интернет и скачивания оттуда информации, в том числе литературных произведений.
Собственно, описываемые электронные книжки имеются в продаже уже сейчас, под названием планшетные компьютеры (не путать с ноубоками!), но их цена составляет 200 $ во «взрослом» варианте и 50 $ в детском.
По прогнозам фирм-производителей, широкое распространение электронных книг получит через три года.
Несомненно, будет резко падать выпуск книг в обычном бумажном варианте, но это проблема издателей, а не читателей.

Во вторых, слухи о полной замене книги телевизором преувеличены. Этот миф склонны популязировать даже великие люди.
Так Занусси, который недавно посетил Россию, высказался о том, что телевидение вытеснит чтение книг, но поскольку телефильмы нуждаются в сценариях, то и скоро литература будет представлять ценность, только как материал для сценариев.
Однако, при этом совершенно недооценивается разное психо-эмоциональное воздействие на человека просмотров телефильмов и чтения книги.
Через зрение и слух человек воспринимает более 90% информации. Поэтому телеинформация плотно забивает нейронные комплексы и в сознании и в подсознании зрителя. Но скорость оперативного и когнитивного (познавательного) мышления существенно разная. Зритель просто не успевает воспринять телеинформацию с одновременной аналитической переработкой её. Поэтому почти весь поток информации прямиком идёт в подсознательную память и зомбирует зрителя.
Другое дело – чтение книги. Читатель сам руководит скоростью восприятия, то запоем пробегает интересную страницу, то задумывается, то листает назад. Происходит чередование процессов восприятия и осмысления информации, в отличие от забивающего органы чувств и мозг массивного потока, когда и подумать то некогда.
Такое, как сейчас стало модным говорить, нейро-лингвистическое программирование уничтожает личностные характеристики.
Физиология и психология утверждают, что для здоровья человека необходимо постоянное ОПТИМАЛЬНОЕ возбуждение всех клеток организма. Если этот принцип нарушен, то пассивные клетки в организме просто погибают, преждевременный апоптоз вызывает болезни и старит организм.
Кровеносные, мышечные и другие подобные клетки получают возбуждение от занятий физкультурой.
Нейронные клетки мозга – от мыслительной деятельности.
Не зря подмечена положительная корреляция между активностью мышления и продолжительностью жизни.
Однако, возбуждение должно быть ОПТИМАЛЬНЫМ по силе и времени воздействия, всякое перевозбуждение приводит к окислению клеток и также быстрому старению. Все знают — спорт старит. Недавно учёные сделали вывод, что кто слишком много думает – тоже меньше живёт.
Всё же здоровью «россиян» больше угрожает леность мысли, нежели перегрузка мозгов.
Хорошо, если человек по роду деятельности проявляет творческую активность, но даже и тогда не достаёт возбуждения многих психо-эмоциональных нейронных комплексов, которое может дать ТОЛЬКО чтение литературы.
Отсюда вывод – гомо сапиенс всегда будет читать книгу (опять же отмечу, что не обязательно в знакомом книжном варианте).

В третьих, высказывается беспокойство по поводу размножения литературной братии, благодаря Интернету.
Но этому следует только радоваться.
Почему китайцы получили второе место на Олимпиаде?
Потому что их много, и там в каждой школе есть бассейн.
Значит, есть из кого выбирать будущих чемпионов при массовых занятиях спортом.
Конечно, основная масса сетевой литературы и не литература вовсе, а тусовочные креативы, не сочинения, а изложения случаев в личной жизни «литератора».
Но на массовом фоне общедоступности публикаций возрастает и вероятность появления литературных шедевров.
Кто сказал, что сейчас печатаются только лучшие произведения и авторы?
Тогда почему переполнены склады книжных магазинов невостребованной читателями литературой?
Во многом это объясняется неоправданным снобизмом издателей к сетевой литературе. Но, неся постоянные убытки, они уже задумались, и сетевые авторы пробивают себе дорогу.
Есть расхожее мнение, что литературное качество произведений и коммерческий спрос на них – вещи разные.
Но, например, тот же Лев Толстой заявил, что всё что написано им до 50 лет объясняется денежным и амбициозным интересами.
Стали, в конце концов, знаменитыми А. Чехов и Д.Лондон, вначале писавшие только ради заработка.
Все классики понимали, что литература пишется для удовольствия читателя. Хорошо проанализировал это в своих статьях, например, С. Моэм.
В связи с невообразимым всплеском числа литераторов, благодаря Интернету, количество перешло в новое качество, а именно число подлинно художественных произведений возросло, и появилась возможность отбирать из их числа дополнительно по критерию коммерческого спроса. Как говорится: «запрячь в одну повозку коня и трепетную лань».
Теперь основное. В связи с внедрением Интернета и электронных книг, как в сети, так и планшетных устройств для их чтения, о чём говорилось выше, человечество на пороге революции в издательско-читательских отношениях.
Читатель САМ, без издателя будет собирать собственную библиотеку для чтения. Уже сейчас, когда ещё в пользовании мало планшетных устройств для чтения книг, но уже много размещённых в сети литературных публикаций, издатели (и пока авторы) пытаются воспрепятствовать появлению интернетных страниц с новыми, пользующимся спросом, произведениями.
Но прогресс не остановишь.
Через два-три года, когда резко сократится издание бумажных книг, издатели окажутся лишней структурой в диалоге автор – читатель. А авторы будут размещать свои креативы только на сайты, защищённые от несанкционированного бесплатного чтения.
Вот уж во истину, что в мире не делается – делается к лучшему.
Остаётся не разводить нелепые споры, типа: мешает ли Интернет «настоящей» литературе, а применять научные критерии отбора произведений для бумажной печати из массы публикуемых в сети, пока ещё существует бумажное издательство.
Но это уже «из другой оперы». По этому поводу раньше мной опубликован «Алгоритм отбора произведений в сети».

Добавить комментарий

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

В связи с возрастающим замещением печатной книги телевидением и Интернетом, часто высказывается мнение о предстоящей гибели книжной литературы.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, не имеет значения в каком виде читаем мы литературу: в печатном или электронном.
Да, на данном этапе времени чтение с экрана является менее удобным, не зря многие вводят электронный текст в компьютер и распечатывают.
Причины и в уставании глаз от экрана, если он электронно-лучевой, и в одностраничности текста, и, наконец, в неудобстве пользования компьютером, лёжа на диване, как мы привыкли читать книгу.
Но техника развивается, и недалёк день, когда читатель получит недорогую электронную книжку: с аналогичным книжному изображением (это имеет место и сейчас в дисплеях на жидких кристаллах); с несколькими перелистываемыми страницами; в подходящем формате, да ещё и гибкую и неломкую, ибо мы привыкли, кроме чтения книги, садиться на неё и бросаться томиками в семейных ссорах.
Но у такой электронной книги будет то преимущество, что она заменит Вам нагромождение книжных полок, т. к. Ваша библиотека вся будет в компьютере, а в книжку Вы будете скачивать для чтения новый интересный роман или сборник.

Во вторых, слухи о полной замене книги телевизором преувеличены. Этот миф склонны популязировать даже великие люди.
Так Занусси, который недавно посетил Россию, высказался о том, что телевидение вытеснит чтение книг, но поскольку телефильмы нуждаются в сценариях, то и скоро литература будет представлять ценность, только как материал для сценариев.
Однако, при этом совершенно недооценивается разное психо-эмоциональное воздействие на человека просмотров телефильмов и чтения книги.
Через зрение и слух человек воспринимает более 90% информации. Поэтому телеинформация плотно забивает нейронные комплексы и в сознании и в подсознании зрителя. Но скорость оперативного и когнитивного (познавательного) мышления существенно разная. Зритель просто не успевает воспринять телеинформацию с одновременной аналитической переработкой её. Поэтому почти весь поток информации прямиком идёт в подсознательную память на уровне инграмм.
Другое дело – чтение книги. Читатель сам руководит скоростью восприятия, то запоем пробегает интересную страницу, то задумывается. Чередование процессов восприятия и осмысления информации происходит незаметно для читателя, но оно происходит! В отличие от телевизионного зомбирования массивным потоком, когда и подумать то некогда.
Не надо объяснять, что всякое кодирование (или сейчас стал модным термин: нейро-лингвистическое программирование) вредно, так как уничтожает личностные характеристики.
С точки зрения этологических принципов, для здоровья человека необходимо постоянное ОПТИМАЛЬНОЕ возбуждение всех клеток организма. Если этот принцип нарушен, то в теле возникают застойные очаги некрозирующих клеток, которые постепенно заражают преждевременным апоптозом все клетки организма, человек заболевает и быстро старится.
Кровеносные, мышечные и другие подобные клетки получают возбуждение от занятий физкультурой.
Нейронные клетки мозга – от мыслительной деятельности.
Не зря подмечена положительная корреляция между активностью мышления и продолжительностью жизни.
(Следует заметить ОПТИМАЛЬНОЙ активностью, т. к. всякое перевозбуждение приводит к переокислению клеток, и недавно американе сделали вывод, что кто слишком много думает – меньше живёт).
Хорошо, если человек по роду деятельности проявляет творческую активность, но даже и тогда не достаёт возбуждения многих психо-эмоциональных нейронных комплексов, которые может дать ТОЛЬКО чтение литературы.
Отсюда вывод – гомо сапиенс всегда будет читать книгу.

В третьих, высказывается беспокойство по поводу размножения литературной братии, благодаря Интернету.
Но этому следует только радоваться.
Почему китайцы получили второе место на Олимпиаде?
Потому что их много, и там в каждой школе есть бассейн.
Значит, есть из кого выбирать будущих чемпионов при массовых занятиях спортом.
Конечно, основная масса сетературы и не литература вовсе, а тусовочные креативы.
Но и возрастает вероятность появления литературных шедевров.
Кто сказал, что печатаются только лучшие произведения и авторы?
Тогда почему переполнены склады книжных магазинов невостребованной читателями литературой?
Во многом это объясняется неоправданным снобизмом издателей к сетевой литературе. Но неся постоянные убытки, они уже задумались, и сетевые авторы пробивают себе дорогу.
Есть расхожее мнение, что литературное качество произведений и коммерческий спрос на них – вещи разные.
Но, например, тот же Лев Толстой заявил, что всё что написано им до 50 лет объясняется денежным и амбициозным интересом.
Стали, в конце концов, знаменитыми А. Чехов и Д.Лондон, вначале писавшие только ради заработка.
Все классики понимали, что литература пишется для удовольствия читателя. Хорошо проанализировал это в своих статьях, например, С. Моэм.
В связи с невообразимым всплеском числа литераторов, благодаря Интернету, количество перешло в новое качество, а именно число подлинно художественных произведений возросло, и появилась возможность отбирать из их числа дополнительно по критерию коммерческого спроса. Как говорится: «запрячь коня и трепетную лань».
Вот уж во истину, что в мире не делается – делается к лучшему.
Остаётся не разводить нелепые споры, типа: мешает ли Интернет «настоящей» литературе, а находить научные критерии отбора произведений для печати из массы публикуемых в сети.
Но это уже «из другой оперы». По этому поводу раньше мной опубликован «Алгоритм отбора произведений в сети».

0 комментариев

  1. maksim_da

    Доброго дня, Эдуард.
    Согласен, о вытеснении электроникой литературы речи быть не может, пожалуй, нас ожидает симбиоз. Однако, очевидно на текущий момент разрыв между сетевой литературой и бумажной существенен. По-повводу ЖК-мониторов, Вы погорячились. Как счастливый обаладтель могу констатировать: проблемы не решает, столько же по времени, сколько книгу и с тем же комфортом читать невозожно. Опять же на диван не взберешься. Правда тут уже синтезаторы речи на пятки наступают, сопят в затылок — недавно, в порядке эксперимента, установил парочку, из последних, голоса у них, какие-то плачущие, но полне разборчивые. Главный камень преткновения всех этих систем — расстановка ударений. Тут видимо засилья PPC следует ожидать. Да впрочем, оно уже и началось, достаточно спустится в московское метро и огладется. Экран по-меньше — не так глаза устают. Правда, строчки получаются слишком короткие, но это дело привычки.
    По поводу того, что издатели поняли, лично я сомневаюсь. Нужен кто-то смелый, кто первым поставит это дело на широкую ногу, одним махом займет нишу на рынке, обеспечив себе преимущества монополии. Но это требует определенной смелости, ставка будет велика. И все же, полной, коммерционализации, допускать нельзя — это компромисс, а любой компромисс есть ограничение творческой свободы.
    С уважением.

  2. eduard_snejin

    Да, на сегодняшний день ещё нет электронной книги, такой же удобной как обычная. Но, поверьте, это вопрос времени, причём недалёкого (3-4 года).
    РРС тоже книгу не заменят по уже изложенным причинам. Лично я, люблю на слух слушать стьи (лучше запоминается), но не перевариваю чтение художественных произведений, нет временной свободы для самочущения.
    Издатели уже зашевелились. Кто не успел, тот опоздал.

  3. eduard_snejin

    Ну, Ваша растиражированная восторженность смутила меня. Не претендую на мессию или прорицателя, но делаю вывод, что изложенные мной простые истины, оказывается, не являются очевидными для всех. Но, видимо, это только для России. На Западе электронная литература через три года заместит бумажную на 80%.

  4. yuriy_ivanov_

    Спасибо. Жаль, что с этой статьей я не познакомился в начале творческого пути, а сразу взялся за классическое отображение своего мирка. Выпущено четыре книги, у всех серьезный и высокий имидж. Вплоть до победителя Всесоюзных и прочих конкурсов. Но настоящего признания на должном уровне я пока не заимел. Недавно перешел на кропание чтива. Неизвестно, что получится. А время упущено много.

  5. eduard_snejin

    Уважаемый Юрий!
    Во-первых рад Вашим успехам. Они заслужены, я здесь высоко оценил Ваш роман, наверно читали.
    Не совсем понял о влиянии моей статьи на Ваше творчество. Разве, что привёл высказывание С. Моэма, что литература пишется для удовольствия читателя. Конечно, это главная цель творчества, не для себя же и не для критиков пишет автор, а для читателя. Если тому читать неинтересно, с любой странички, на которой случайно откроет книжку у прилавка, то он её и не купит и, наоборот.
    Опять же существует масса психологических способов воздействия на читателя, чтобы ему стало интересно. Это и яркое начало, и неожиданный конец, и живой диалог, в который вкладывается и описательная часть повествования, и игра темпов повествования, и преподнесение читателю 70% известной информации для лёгкости чтения, но 30% новой, для проявления любопытства и прочее, прочее.
    Ваш стиль всё это содержит.
    С пожеланием удачи.

  6. yuriy_ivanov_

    Уважаемый Эдуард, я имел ввиду то, что если бы прочитал о блеснувших в Вашей статье, не знаемых мною в начале творческого пути, изюминках для привлечения к своей персоне внимания читателей, то давно ходил бы в классиках. То есть, я сразу начал с «тяжелого металла», а это не каждому в радость. Детектив и прочее чтиво считал и считаю литературой несерьезной, мягко сказать. Но из Вашей статьи стало ясно, что для многих великих она была паровозом. Спасибо.

  7. eduard_snejin

    Детективное изложение — постановка читателю загадки, продуцирует у того адреналин. Лезут в горы, сплавляются по опасным рекам, играют в карты, рискуют, одним словом, тоже для ощущения состояния, которое даёт адреналин и дофамины. Человек — наркоман, не важно от чего получает он гормональное возбуждение. В оптимальной дозе возбуждение застоявшихся от безделья клеток мозга действует на организм омолаживающим образом. Американцы, которые наводят статистику во всём, получили такой результат, изучая здоровье кроссвордистов, по сравнению с контрольной группой бездеятельных особей.
    Разве можно с пренебрежением относиться к психологическим реакциям читателя? (А они от игры гормонов). Обращаться исключительно к разумному левому полушарию? Да оно определяет сущность человека, по подсчётам тех же американских этологов, всего на 15 — 20 %.
    Писателю надо пробиваться к подсознанию читателя.
    Ох и трудно ему, писателю! Подсознание живёт на ассоциативных, неопределённых образах, поэтому куда лучше воздействуют на него музыка, свет, цвет, движения, чем вербальное раздражение. Реакция человека на произнесённую речь зависит не столько от смысла слов, как от интонации, с которой они сказаны. А писателю и интонацию надо выразить теми же застывшими словами.
    Но, как уже сказано в статье, реципиент нуждается в литературе по причине НЕНАЗОЙЛИВОГО воздействия печатного слова на процесс мышления. Читатель сам, своими ритмами осознания синхронизирует поглощение литературного материала, успевает «переварить» его, в отличие от других, зомбирующих видов воздействия. При этом гармонично взаимодействуют оба полушария, и смысловое и эмоциональное.
    Скажете — то же происходит при неторопливом рассмотрении картины, созерцании природы, слушании симфонической музыки. Нет не то. В этих видах воздействия определяющим остаются ассоциации, при чтении художественного текста ассоциации сбалансированы размышлением. Значит задействуются другие типы нейрологических структур, и только литература способна возбуждать их, чем предотвращается безвременный апоптоз этих мозговых клеток. (Отмирает то, что не работает). Вот и пришли к понятию объективной ценности литературного чтения для улучшения здоровья человека и его умственных способностей.
    Извините за повторение того, о чём уже сказано в статье.
    Всем нам надо учиться учитывать психологию восприятия читателя, не пренебрегая ни детективным, ни сексуальным способами воздействия.
    Бессмыслены споры, призывающие фактически к обеднению потенциала влияния, под видом второсортности детективной и эротической литературы.

  8. yuriy_ivanov_

    Вопрос очень серьезный. Но на сегодняшний день я доволен Вашими изложениями. Они заставили призадуматься. А это в жизни и правда главное, несмотря на увеличение количества сердечных, кажется, экстрасистолов. Так называются лишние и прерывистые сердцебиения. Врач сказал, что они появляются от больших нагрузок, но не дал рекомендаций от их избавления. Будем искать пути избавления сами, тем более, нам ли привыкать. Кстати, у Вас они появляются?Вещь не очень приятная. Спасибо.

  9. roman_litvan

    Спасибо Вам за статью. Мысль, в ней содержащаяся, не бесспорна — но довольно заманчива для людей, которые не только «писатели», но, кроме этого, увлеченные читатели.
    Оптимизм по поводу дальнейшей судьбы книги и читателя книги не представляется столь категоричным и радужным, поскольку навыки при «игре в чтение книги» отличаются и они труднее, чем при «игре в кино» или «в телевизор».
    Подробно эти вопросы расмотрены в моей статье «О связи нравственности и культуры. О чтении книг». Статья присутствует на этом сайте на моей странице.
    Вообще проблема снижения интереса к чтению настоящей литературы занимает меня давным давно, кажется, еще до того как телевизор забрал такую всеобъемлющую власть над умами и временем наших сограждан. Этой теме уделено много внимания и в моих больших романах — но чтобы с этим ознакомиться, необходимо прочесть, скажем, двухтомный роман «Прекрасный миг вечности.

    Еще раз спасибо за Ваши интересные размышления.

    С уважением,
    Р.Литван

  10. eduard_snejin

    Спасибо Вам. Вашу статью посмотрю, сейчас пока в цейтноте. Всё-таки, не суть важно в каком виде будет книжка в печатном или на экране удобного КПК. Да, следовало мне акцентировать, что развитие мышления пр чтении книг, которое забивается телевизором, тесно коррелирует с нравственностью, т. к. нравственность может быть ТОЛЬКО осознанная.

Добавить комментарий

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

В связи с возрастающим замещением печатной книги телевидением и Интернетом, часто высказывается мнение о предстоящей гибели книжной литературы.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, не имеет значения в каком виде читаем мы литературу: в печатном или электронном.
Да, на данном этапе времени чтение с экрана является менее удобным, не зря многие вводят электронный текст в компьютер и распечатывают.
Причины и в уставании глаз от экрана, если он электронно-лучевой, и в одностраничности текста, и, наконец, в неудобстве пользования компьютером, лёжа на диване, как мы привыкли читать книгу.
Но техника развивается, и недалёк день, когда читатель получит недорогую электронную книжку: с аналогичным книжному изображением (это имеет место и сейчас в дисплеях на жидких кристаллах); с несколькими перелистываемыми страницами; в подходящем формате, да ещё и гибкую и неломкую, ибо мы привыкли, кроме чтения книги, садиться на неё и бросаться томиками в семейных ссорах.
Но у такой электронной книги будет то преимущество, что она заменит Вам нагромождение книжных полок, т. к. Ваша библиотека вся будет в компьютере, а в книжку Вы будете скачивать для чтения новый интересный роман или сборник.

Во вторых, слухи о полной замене книги телевизором преувеличены. Этот миф склонны популязировать даже великие люди.
Так Занусси, который недавно посетил Россию, высказался о том, что телевидение вытеснит чтение книг, но поскольку телефильмы нуждаются в сценариях, то и скоро литература будет представлять ценность, только как материал для сценариев.
Однако, при этом совершенно недооценивается разное психо-эмоциональное воздействие на человека просмотров телефильмов и чтения книги.
Через зрение и слух человек воспринимает более 90% информации. Поэтому телеинформация плотно забивает нейронные комплексы и в сознании и в подсознании зрителя. Но скорость оперативного и когнитивного (познавательного) мышления существенно разная. Зритель просто не успевает воспринять телеинформацию с одновременной аналитической переработкой её. Поэтому почти весь поток информации прямиком идёт в подсознательную память на уровне инграмм.
Другое дело – чтение книги. Читатель сам руководит скоростью восприятия, то запоем пробегает интересную страницу, то задумывается. Чередование процессов восприятия и осмысления информации происходит незаметно для читателя, но оно происходит! В отличие от телевизионного зомбирования массивным потоком, когда и подумать то некогда.
Не надо объяснять, что всякое кодирование (или сейчас стал модным термин: нейро-лингвистическое программирование) вредно, так как уничтожает личностные характеристики.
С точки зрения этологических принципов, для здоровья человека необходимо постоянное ОПТИМАЛЬНОЕ возбуждение всех клеток организма. Если этот принцип нарушен, то в теле возникают застойные очаги некрозирующих клеток, которые постепенно заражают преждевременным апоптозом все клетки организма, человек заболевает и быстро старится.
Кровеносные, мышечные и другие подобные клетки получают возбуждение от занятий физкультурой.
Нейронные клетки мозга – от мыслительной деятельности.
Не зря подмечена положительная корреляция между активностью мышления и продолжительностью жизни.
(Следует заметить ОПТИМАЛЬНОЙ активностью, т. к. всякое перевозбуждение приводит к переокислению клеток, и недавно американе сделали вывод, что кто слишком много думает – меньше живёт).
Хорошо, если человек по роду деятельности проявляет творческую активность, но даже и тогда не достаёт возбуждения многих психо-эмоциональных нейронных комплексов, которые может дать ТОЛЬКО чтение литературы.
Отсюда вывод – гомо сапиенс всегда будет читать книгу.

В третьих, высказывается беспокойство по поводу размножения литературной братии, благодаря Интернету.
Но этому следует только радоваться.
Почему китайцы получили второе место на Олимпиаде?
Потому что их много, и там в каждой школе есть бассейн.
Значит, есть из кого выбирать будущих чемпионов при массовых занятиях спортом.
Конечно, основная масса сетературы и не литература вовсе, а тусовочные креативы.
Но и возрастает вероятность появления литературных шедевров.
Кто сказал, что печатаются только лучшие произведения и авторы?
Тогда почему переполнены склады книжных магазинов невостребованной читателями литературой?
Во многом это объясняется неоправданным снобизмом издателей к сетевой литературе. Но неся постоянные убытки, они уже задумались, и сетевые авторы пробивают себе дорогу.
Есть расхожее мнение, что литературное качество произведений и коммерческий спрос на них – вещи разные.
Но, например, тот же Лев Толстой заявил, что всё что написано им до 50 лет объясняется денежным и амбициозным интересом.
Стали, в конце концов, знаменитыми А. Чехов и Д.Лондон, вначале писавшие только ради заработка.
Все классики понимали, что литература пишется для удовольствия читателя. Хорошо проанализировал это в своих статьях, например, С. Моэм.
В связи с невообразимым всплеском числа литераторов, благодаря Интернету, количество перешло в новое качество, а именно число подлинно художественных произведений возросло, и появилась возможность отбирать из их числа дополнительно по критерию коммерческого спроса. Как говорится: «запрячь коня и трепетную лань».
Вот уж во истину, что в мире не делается – делается к лучшему.
Остаётся не разводить нелепые споры, типа: мешает ли Интернет «настоящей» литературе, а находить научные критерии отбора произведений для печати из массы публикуемых в сети.
Но это уже «из другой оперы». По этому поводу раньше мной опубликован «Алгоритм отбора произведений в сети».

Добавить комментарий