Пролог
В районе библейского Мёртвого моря,
Где воды солёны и берег скалист,
Два города-брата Содом и Гоморра,
Порочнее всех именитых столиц,
Погрязнув в разврате стояли, как крепость:
Распущенность старцев, растленность детей,
Насилия мерзость, к пришельцам свирепость…
И Бог уничтожил их волей своей.
История Лота
Лот много лет при старце Аврааме
Любимым был его учеником.
Женившись на Ирит – вельможной даме,
Он был с ней счастлив: дочери и дом,
В котором к благоденствию привыкли.
Уж щедрый Бог послал им женихов…
Два Ангела под вечер забрели к ним.
Гостеприимный Лот напёк хлебов,
И, пригласив с поклоном и почтеньем,
Ночлег и пищу предложил гостям,
Но колебались Ангелы – смиреньем
Не отличались нравы содомян.
Тем временем Ирит ушла за солью,
Раскрыв секрет домашних новостей…
И вскоре люд, враждебный их застолью,
Пришёл «познать» непрошеных гостей.
И Лот, моля в отчаянье о чуде,
Готов был дочерей отдать толпе,
Но та, растленная в привычном блуде,
Лишь юношей желала… Гости те –
Посланцы неба – приняли решенье
Примерно и жестоко наказать
Всех нечестивцев. И лишили зренья…
Господь не мог об этом не узнать!
Божья милость
«Найди мне трёх, – велел Бог Аврааму, –
Благочестивых жителей в стране».
Но тщетны поиски – и даже в Храме
Подобных нет, а значит – быть беде!
Пришел расплаты час, настало время
Слезами горя лица утереть.
Задумал истребить людское племя
Всесильный Бог – отец всему, что есть.
И Лоту было приказанье с неба
Семью подальше в горы увести,
Был строг наказ: «Каким бы страшным ни был
Гром разрушений позади пути,
Не оборачиваться, ибо грешным
Сочтёт поступок сей Грозящий Перст!»
Лот с дочерьми, с женою безутешной
Пустились в путь из обречённых мест.
Гибель Содома и Гоморры
С небес дождём лились огонь и сера,
Взмывали вверх зыбучие пески,
Взбесившаяся с рёвом атмосфера
Рвала дома и лавки на куски,
Сады испепеляла и аллеи,
Могучие мосты, квартал Огней,
Плюясь слюной горящей и зверея
Неумолимо пожирала всех людей,
Метущихся по площадям и склонам,
Истерзанных отцов и матерей,
Пытавшихся за огненным циклоном
В дыму по голосам найти детей.
Зловоние потоком липкой крови
Ползло по опалённым черепам,
Деревья падали, летели с башен кровли,
И раскололся купол… Это Храм
На обезумевшую землю рухнул,
Шипели газы, багровел закат,
Как будто опустившись краем в бухту,
Светило увеличилось стократ!
Среди слепящих молний и гуденья,
Не веря разуму и выжженным глазам,
Поверженные ниц от изможденья
Живые факелы взывали к небесам:
Нас пощади, Господь, погрязших в блуде,
Пошедших по неверному пути!
Нас тысячи, и мы – живые люди…
Избавь от гнева своего! Прости!
История Ирит
Душа болит, не может отогреться,
Там люди гибнут, съёжившись в огне!
Проклятый день! Как рвётся горем сердце!
Им страшно в этой чёрной белизне!
Взглянуть на город! Хоть разок последний…
Подбитой птицею дыхание замри…
И столбиком солёных искуплений
Застыла навсегда Ирит.
Продолжение
Лот горевал, что велика потеря,
Три дня рыдали дочки над Ирит,
Уж не боясь людей, страшились зверя –
Пещера их оберегала быт.
У девушек в душе жила забота:
Одни в пространстве – никого вокруг…
Как род людской продлить? Ведь, кроме Лота,
Мужчины не осталось в мире. Вдруг,
Как будто Божья искра пробежала –
У старшей дочери родился дерзкий план
Начать всё человечество сначала
От мудрого отца… Когда он сильно пьян…
Ведь не позволит он кровосмешенья –
Погибнет род людской и всё кругом…
И девушки, принявшие решенье,
Отца поили молодым вином.
Две ночи пил старик, закон поправ,
Обеих дочек оплодотворив…
У старшей дочери родился сын Моав,
У младшей – тоже мальчик – Бен-Амми.*
Эпилог
Разврат не поощряется Всевышним.
Блюсти себя и поливать посев
Нам велено Отцом, пока мы дышим…
Не дай нам, Боже, испытать Твой гнев!
* От них и произошли два великих народа —
моавитяне и аммонитяне
«…Две ночи пил старик, закон поправ,
Обеих дочек оплодотворив…»
«…Разврат не поощряется Всевышним…»
Вопрос простой: коль «свыше» грех навеян,
Он вовсе не является грехом?
Ох, бедный Лот, коль был ты лопухом,
То никогда не стать тебе умнее!
И как не возмутиться тут судьбою?!
Твой город пал, жена твоя — как столб,
В молитвах был разбит о землю лоб…
А грех содомский ты увёл с собою…
Уважаемый Анатолий! Меня чрезвычайно заинтересовало где Вы нашли имя жены Лота — Ирит. В Библии ее имя не упомянается.Если нетрудно , пожалуйста дайте ссылку. С увжением, Тамара.
Жена Лота и соляной столб
В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них — жена Лота. Почему она оглянулась?
Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу.
Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.
Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком.
Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.
Кроме того — под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.
Вводные сведения:
Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо
гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота — нашего праотца Авраама она вынесла
традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет,
который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего
ее отдали под суд.
Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума
и Пиркей де-раби Элиэзер). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.
Первый слой
Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее
счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более
подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то,
что запрет «не оглядывайтесь!» — столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный
город — ведь это сущая «мелочь»! — ничего плохого не произойдет.
Второй слой
Духовный потенциал Ирит был огромен… Имя ее состоит из букв: аин, реш, йуд, тав. И образовано оно от корня
аин, реш, hей (в женском роде добавляются йуд и тав), что означает — «пробуждение», «возбуждение».
Иначе говоря, ее суть — «быть возбужденной», томиться желанием йихуда, соединения мужского и женского начал,
которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот
(не только племянник Авраама, но и — ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает
процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.
Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» — это отрыв Ирит
(вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате
Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое — это мое, твое — это твое». И если мы напишем слово
«твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома,
стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь
местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное — это для Тебя, а не для нас»).
От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности,
следовало отделиться. Полностью и окончательно — «без оглядки».
Слой третий
Почему она превратилась именно в соляной столб?
Соль на иврите — мелах. В этом слове — два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е.
буква+огласовка).
Слог ме означает движение «от». Ме-ир, к примеру — движение, уход от города (на иврите — ир).
Слог лах — «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.
В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют,
посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.
Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим» (женские воды). Жена Лота по имени Ирит
(о значении имени — см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться»,
подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность
(а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! — см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих
ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома.
Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать
свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть — она «ушла от влажности» — ме-лах…
Слой четвертый
Если слово «мелах» прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом» («сон»). Жена Лота
хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением,
которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе — невозможно.
Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» — ее халом обратился в мелах.
Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам…
Слой пятый
Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно — и о ней.
Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал
родоначальником моавитян. В среде моавитян, примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук
Ишай родил Давида — основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения — этапа
Прихода Машиаха…
Автор текста рав Элиягу Эссас
27.09.06
Не лишено…
Но (опять же) не сам придумал 🙁