Новелла – отмычка от вашей души

(Еще раз. И вне конкурса)

Недавно я обратился к ведущему портала с просьбой ввести номинацию в прозе – «Новеллы». Считал и считаю, что введение этой номинации позволит более полно представить варианты прозаических текстов, познакомить с классикой этого направления, а также узнать отличие новеллы от рассказа, повести, романа и т.д.
Я пообещал написать очерк по этой теме, для того, чтобы авторы портала познакомились с темой, с истоками ее возникновения, но потом подумал, что главное – это заинтересовать, дать повод для движения по дороге. Это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Но, все мы здесь учимся вместе. Один изучает тему, и рассказывает, как он ее понял, как он ее видит, пропуская ее через себя, через свое внутреннее.
Что же касается, реакции на будущий очерк о новеллах… Он прогнозируем. Поставить новеллу в свою нишу не просто. Но, научившись, это делать, эту номинацию ждет хорошее будущее. Новеллы читать легко! Только завязка и сразу развязка. Но, не все так однозначно. Например, Бунин. Почему он не называл свои «явно новеллы» новеллами? Может, потому что он русский, а новелла – изобретение итальянское? Шучу немного. Но это именно так. Посмотрим. Тут можно многое почерпнуть, изучая. Одно знаю, определить номинацию нужно. Даже сейчас на портале большинство рассказов – не рассказы по большому счету, повести – не повести. Потому что, текст пишется часто только ради развязки и ради того, как бы эффектнее ее преподнести.
Сам я познакомился с этим жанром давно. С раннего детства меня сопровождали две толстые книги по семьсот страниц каждая, в светло-коричневой затертой обложке, выпуска 1959 года… «Французская новелла 19 века». Мериме, Нодье, Мюссе, Жорж Санд, Стендаль, Бальзак, Готье, Флобер, Поль Арен, Альфонс Доде, а главное – Эмиль Золя, Жюль Ренар, Анатоль Франс… это настоящие истоки современного развития этого направления. Истинно новеллистов сейчас найти непросто. Видимо, считая этот литературный жанр чем-то половинчатым, переходным, однобоким, современные авторы относятся к нему несерьезно. А тогда, когда новелла была элитарным искусством и принадлежала к «наиважнейшим из искусств», писали новеллы почти все и почти везде.
Бессонные ночи с книжкой в коричневой обложке…
Помнится.

А не французские? Для меня непревзойденным новеллистом является С. Цвейг. Мало кто знает, что цикл новелл написали даже браться Стругацкие. Переберите «художников слова», и почти что каждый «баловался» новеллой. Мое убеждение, что у любого вдумчивого читателя, тем более читателя-автора, должен быть «свой» новеллист, «своя» новелла. И не беда, что вряд ли мы добьемся «чистоты жанра». Важно другое. Важно, чтобы захотелось и самому написать новеллу. Это желание возникает, когда внутри вас открывается потайная дверь в глубины ваших чувств и переживаний, в глубины памяти и вашего тонкого мира. Ключик же… почти отмычка… это новелла, хорошая новелла.
А когда дверца открывается, мы начинаем жить по-настоящему.
Так что же является НОВЕЛЛОЙ?
Давайте посмотрим в словари.
Новелла
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.
“Новелла. Краткое эпическое произведение с компактной фабулярной конструкцией, сближенной с драматической, с преобладанием динамических мотивов, однонаправленным действием, обычно ясно обозначенной позицией рассказчика и сильным акцентом на окончании, содержащем пуант (тематические и композиционные разновидности новелл такие же, как и в романе, и называются аналогично)” (S. 170).
2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.
“Новелла <...> более короткое, стихотворное или чаще прозаическое повествование о новом, неслыханном, однако в противоп. сказке фактич. или возм. отдельном происшествии с единственным конфликтом в сжатой, прямолинейно ведущей к цели и замкнутой в себе форме и почти объективном сообщающем стиле без вмешательства рассказчика, без эпической широты и обрисовки характеров, присущих роману; напротив, часто в виде обрамленного или хроникального повествования, которые делают возможным для поэта высказывание собственного мнения или отражение рассказанного через посредство воспринимающего и подчеркивают строго тектоническое строение Н., общее у нее с драмой.
3) Deloffre F. La nouvelle // Littérature et genre littéraires / Par J. Bessière et al.
“В то время как к литературным жанрам, возникшим еще в эпоху античности, относительно легко применим исторический подход, существуют жанры совсем недавнего происхождения, которые еще нуждаются в четком и ясном определении. Такова новелла.
В эпоху романтизма термин «новелла» под влиянием Гофмана, Новалиса и Эдгара По приобрел значение «фантастическая сказка». Немного позже в произведениях Мериме и Мопассана этот термин стал употребляться в более узком смысле, обозначая короткие реалистические рассказы, как правило, драматического содержания, заканчивающиеся каким-либо неожиданным событием. В конечном счете, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка” (p. 77).
4) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1.
“Новелла — см. повесть” (Стлб. 516).
5) Кожинов В.В. Новелла // Словарь литературоведческих терминов. С. 239 – 240.
“Н. (от итал. novella — новость) — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр лит-ры, представляющий малую повествовательную форму. Нередко термин «Н.» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «Н. « отмечается специфическое содержание. <...> В Н. обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. <...> для Н. характерен прозаический, нейтральный стиль, воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. <...> Действие Н. развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней”.
6) Михайлов А.В. Новелла // Клэ. Т. 5. Стлб. 306 – 308.
“Н. <...> — лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом. <...> Н. по своему объему сопоставляется с рассказом, а по своей структуре противопоставляется ему. Возможность такого противопоставления возникла при переходе к критическому реализму. <...> Н. понималась как небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда экстенсивность в изображении действительности и описательность; она крайне скупо изображает душу героя («подробности чувства»). В Н. должен быть отчетливый и неожиданный поворот, от к-рого действие сразу приходит к развязке. Н. понимали как строгий жанр, где не должно быть ни одного случайного компонента. В основе Н. попросту мог лежать анекдот, но именно искусной строгостью своего построения Н. преобразовывала анекдотически мелкое содержание и придавала ему особую значительность и типичность в формах самой нетипичности, необыкновенности. <...> Как бы ни пользовались термином «Н.» в 19 в., теперь уже возникли основания для противопоставления Н. просто рассказу, т. е. любому короткому повествованию без строгого построения”.
7) Эпштейн М.Н. Новелла // Лэс. С. 248.
“Н. <...> малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает повод для их отождествления <...>), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр. перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры, выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, Н. есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности <...> Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психологич. детерминизма”.

Даже словари дают не всегда точные определения, даже они спорят. Что же мы можем сделать? Мы можем пробовать найти свою новеллу… или попытаться написать ее.
Пробуем?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.