На улице стояла теплая, летняя погода. Валентина шла по улице, улыбаясь и желая здоровья встречным знакомым людям. Мир для неё казался светлым, люди добрыми и радушными.
Еще недавно ее жизнь была кошмаром. Она боялась возвращения с работы своего пьяного мужа. От страха становилась невидимой, передвигалась тихо, чтобы лишний раз не обращать на себя внимания.
Жизнь у Валентины изменилась после встречи с Ириной Андреевной. Эта женщина многим людям помогла устроить судьбу. В поселке ее уважали, ходили за советом к ней. Сейчас Валентина шла к Ирине Андреевне не за советом, а рассказать о своей изменившейся судьбе в лучшую сторону.
Муж Валентины был здоровый крепкий мужик, работающий в леспромхозе,
вахтовым методом. Пятнадцать дней работал и затем столько же дома пил и буянил.
Когда очередной раз муж, после долгого отсутствия, поднимался на крыльцо пьяный, в грязных сапогах, терпенье Валентины кончилась. Она только что закончила мыть пол и стояла с тряпкой в руках.
— Ты не видишь, что я полы помыла, сними грязные сапоги перед крыльцом.
Муж оттолкнул Валентину и стал подниматься по ступенькам, но тут же получил мокрой тряпкой по голове. Такого никогда не было, от смелости Валентины он пришел в негодование. Повернувшись к ней лицом, встретился с ее глазами. Эта была уже не та
робкая женщина он это понял. Но для самоутверждения решил припугнуть и намахнулся на нее рукой.
Валентина уже полгода работала путейцем. Она ловко научилась забивать костыли в шпалы и поэтому ее точный удар в голову мужа, сбил его с ног. Он скатился в низ по ступенькам и сел ошарашенный, от внезапного поворота событий. Валентина спустилась к нему и громко сказала.
— Не смей на меня намахиваться, я за себя постоять смогу.
Развернувшись, она пошла в дом. Муж, поверженный, закрывая рукой голову, лег возле ступенек. Он ещё бурчал что то невнятно и затем захрапел не найдя в себе сил подняться.
У Валентины не было ни жалости, ни злости, она ощутила в себе прилив энергии.
Сегодняшняя победа придала ей смелости и решимости. Теперь она точно знала, что она в доме хозяйка.
Утром Валентина ушла на работу, вечером уставшая, от тяжелого труда, не спеша, возвращалась домой.
По пути зашла в магазин, купила продуктов, и с двумя полными сумками выбиваясь из последних сил, побрела домой. Дома предстоит приготовить ужин , перегладить стираное белье, да и в огороде работы полно. Как все надоело, думала про себя Валентина. А эта пьянь наверно опять оставит после себя беспорядок. Как хорошо было бы жить одной, а то, как нянька вожусь с ним. Незаметно для себя Валентина уже оказалась возле своей калитки.
Она поставила сумки, чтобы открыть щеколду, которая очень туго открывалась.
И тут Валентина увидела своего дорогого мужа. Трезвый, вымытый, побритый, но с опухшим лицом от долгой попойки, он вышел ей на встречу, взял тяжелые сумки с продуктами, стоявшие на земле возле калитки и, глядя на жену, проговорил.
— А я тебе ужин приготовил — и, не дождавшись ответа продолжил перечислять сделанную им работу по дому за сегодняшний день.
— Белье уже высохло, я его снял и в шкаф сложил, в огороде полил, баню натопил ,можешь идти помыться .
Валентина не верила своим глазам и не верила своим ушам. В коем веке такое было, она не могла припомнить. Ее удивленный взгляд заметил муж.
— Вот хотел помочь тебе, у тебя работа тяжелая, а я все равно отдыхаю,
мне не скоро на работу.
Валентину сразу же покинули силы то ли оттого, что муж её пожалел, а может от усталости.
— Сейчас я вынесу тебе халат и полотенце.
Он ушел, Валентина осталась сидеть на ступеньке крыльца. Через минуту вышел муж с полотенцем и халатом в руках, положил вещи на колени уставшей жене и сказал
— Я ужин разогрею, пока ты моешься.
— Спасибо — поблагодарила она мужа и ,тяжело поднявшись со ступенек, пошла мыться.
В бане Валентина раздевалась и плакала, не зная отчего, толи от радости за своего мужа, то ли от жалости к себе.
Мила, здравствуйте.
Прочитал и этот Ваш рассказ.
Коротко о деталях, на которые Вы, может быть, обратите внимание:
…На УЛИЦЕ стояла теплая, летняя погода. Валентина шла по УЛИЦЕ…
…Как все надоело, думала про себя Валентина. А эта пьянь наверно опять оставит после себя беспорядок. Как хорошо было бы жить одной, а то, как нянька вожусь с ним. (размышления, кавычки?)
…Намахиваться… (за…?)
…поэтому ЕЁ точный удар в голову мужа, сбил ЕГО с ног…
И есть ошибки, вычитайте, исправьте, чтобы не придирались.
Что же касается собственно рассказа.
Он монолитен, не размазывается на излишние детали, достаточно точно передает идею.
Язык убедителен, правдив, точно вводит нас в атмосферу быта и характеры героев.
По стилю мне тоже, кажется, — это попадание в цель. Так и надо РАССКАЗЫВАТЬ о жизни ЭТИХ людей.
Теперь об идее.
Надо сказать, что жизнь простых людей кажется наполненной настолько простыми идеями, что под придирчивым взглядом свысока эти идеи и не видны вовсе.
Ну, что за идеи: преодолела себя, дала отпор мужу, принялась за его воспитание…
Так, «бытовуха»… Но…
Но это и есть жизнь этих людей. И именно в этой жизни и решается, что или Кто получится из этих людей. И каждый человек должен бороться за себя, и за того, кого считает нужным поддержать, чтобы до конца остаться человеком. До конца: земного или Вечного – это уже каждый сам понимает по своей вере.
Но «что» или «Кто» каждый человек – это не только вопрос личный. Это вопрос и общественный. Общество – это то, из «чего» или «кого» оно состоит. И тот, кто это не понимает, рано или поздно столкнется с «чем-то»…
Вот почему я понимаю Вас Мила, и ваш пристальный интерес к жизни т.н. «простых» людей. Это я считаю очень важным делом. И рассказ этот считаю нужным и своевременным.
Что же касается психологических особенностей персонажей. Они упрощены. Видимо намеренно. Да, и такое в жизни бывает: раз, удар и все встало на место!
То есть, даже если мне лично и хотелось бы, чтобы автор дал понять, что не все еще решено, это начало борьбы женщины и за себя и за него, сердешного… Но, повторяю, это решение автора и я знаю, что жизненно это решение оправдано – есть такие человеческие типы. Но, правда, такое решение связано с тем, что герой должен полностью психологически сломаться, попасть под влияние, «под каблук»… Это бы показать. Или, наоборот, он перетерпел решительную внутреннюю эволюцию, связанную с осознанием, что рядом Человек, а он уже не стал таковым…
То есть, Мила, мне кажется Ваше решение жизненной ситуации правдиво, но можно прописать, дополняя, что же произошло в душах…
Впрочем, это уже детали. Мила, я поддерживаю Ваши писательские исследования жизни российской. Слеп, кто считает, что жизнь людей, не «звезд» — это ерунда. Да, это не «гламур», но именно эта жизнь определяет, куда пойдет Россия.
Здравствуйте Павел! Когда есть рецензия уже начинаю понимать ,что нужно доработать и какие ошибки исправить. Это большая помощь мне, в моей начинающей литературной деятельности, и конечно же я прибегаю к помощи учебника "Стилистика и литературное редактирование". В своих рассказах я намеренно пишу о простых людях, тем языком, каким люди расссказывают о своей жизни, либо ведущие друг с другом диалог. Историй из жизни простых людей у меня много, со временем это будет сборник рассказов, естественно доработанный и отредактированный, важно то, есть о чём и о ком писать и главное для кого. В наше время " звёзды " и олигархи сами о себе пишут, создаются телесериалы о красивой жизни, о коррупции, о высокопоставленных чиновниках, а я хочу писать о простой реальности, о которой не знают, которую многие не видели, может быть не увидят, а она есть, от неё никуда не денешься.
К тому же я художник и картины пишу простые не замысловатые, простые русские пейзажи, русский быт и прочее.
Павел я Вам благодарна за то, что Вы находите время ознакомится с моим творчеством и ответить.
С уваженьем к Вам Мила.
Мила, я писал о «начинающих» в «Письме пишущим Авторам(Писателям и Критикам)»:
«нет начинающих, продолжающих, закончивших»… Есть только Авторы, или не авторы… Причем в данном случае я говорю о пишущих Авторах
То есть, или дано тебе быть Автором именно в писательской деятельности, или ты Автор, но в другой, например, Автор-хирург…
А так как талант (Авторство) дает Бог, поэтому «начинающие» мы с рождения…
А вот «писательское ремесло» (это определение А. Стругацкого) — это да, это со временем, это очень сильно зависит от работы над собой и над текстом, и от количества написанного зависит и сильно…
А Вы учитесь, Вы много пишете, Вам близко к душе писательство – значит, это Ваше, значит правильной дорогой идете… Причем своей.
Но учимся все мы, кто пишет для себя, мы все сами себя и поддерживаем и поднимаем и ведем именно нашим жизненным Путем.
Идем своим Путем, посему и пишем Своё, и по-своему.
Это, Мила, относится в полной мере к Вам и Вашим рассказам.
С уважением, Павел Отставнов.