Невидимая борьба

Известно, что поле брани между Всевышним и лукавым – человеческие души. А душе приходится очень нелегко, особенно в наше смутное время. Это ощущаем на себе мы, об этом говорят книги. Ведь литература – не что иное, как эпоха, запечатленная на бумаге.

“Мы не то чтобы собирались напиться, но к стойке бегали частенько. А Кирилл так и просидел весь вечер над единственной кружкой. … На нём была куртка “LaBamba” Голову он брил наголо. Слева на черепе у него был розовый шрам. Джинсы он носил исключительно кожаные”.
Таким описанием начинается “История четвертая” романа Ильи Стогова “Мачо не плачут”. По ходу текста облик Кирилла, главного героя истории, рисуется явственнее: типичный современный “мачо”, жизнь которого составляют алкоголь, беспорядочные связи и легкие наркотики. Правда, от обычного прожигателя жизни его отличает одно: Кирилл – талантливый музыкант, играющий в жанре рокабили.
Есть много изъянов в нравственности героя: он не лишен цинизма, жестокости. Когда бармен отказывается наливать муз. группе Кирилла алкоголь бесплатно, они бьют его и отбирают водку. Но однажды парень случайно попадает в Троице-Сергиеву Лавру…
Спустя некоторое время его не узнают: он не пьет, воздерживается от связей с женщинами, каждое воскресение ходит в церковь.
– Ты только не говори, что я псих, о’кей? – объясняет другу Кирилл. – Я раньше сам к таким вещам относился, как к шизофрении. Но это другое, понимаешь?..
Он говорит про старенького батюшку, который смотрел так, словно знал все недобрые, бесчестные поступки Кирилла. По-детски неуклюже, наивно, но искренне описывает молодой человек своё состояние: “Перед иконой встал на колени. А молиться-то не умею, понимаешь? Стою, как дурак!”
Каково грешному человеку вдруг увидеть незримо Бога в монастырском храме, в романе показано очень изобразительно:
“Кирилл рассказывал, как ночью, укрывшись тонкой курткой, спал на каменном церковном полу. Его трясло. Под куполом древней церкви шелестели крыльями ангелы. Как он вдруг понял, что такое грешить, и плакал, глядя на тусклые золотые иконы… Он боялся и чувствовал, что не стоит бояться”.
Процесс воцерковления идёт нелегко. Кирилл читает Библию, жизнеописания святых, но многого не понимает и надеется, что со временем станет легче. По приглашению настоятеля приходит с другими верующими на чаепития и внимательно слушает, как остальные говорят о Боге.
И вдруг он снова возвращается к светской жизни: активно репетирует, дает концерты, пьет, общается со спонсорами, ухаживает за девушками, рисует… Илья Стогов подаёт характеристику душевного состояния Кирилла тонким сравнением: “В нём была какая-то отчаянная решимость. Как у двоечника, который хотел лишь вырвать из дневника листок с плохой отметкой, а в результате сжег портфель со всеми учебниками”.
Такая “отчаянная решимость” необычайно убедительно и верно отражает, насколько остро столкнулись в душе противоречия и как слабый человек пытается собрать последние силы для сохранения цельности своего духовного облика. Чувствуя, что один не справится, Кирилл снова едет в Лавру, живет в корпусе для послушников, колет дрова, отстаивает утренние и вечерние службы, молится. А по возвращении спустя некоторое время попадает в больницу с диагнозом “гепатит В”. Провожая друга, пришедшего навестить, Кирилл, ранее с усмешкой признававшийся: “Вены мои девственны”, – теперь не оставляет недомолвок:
– Ты понял, да? Это героин.
В завершении сцены из уст второстепенного персонажа мы узнаем, что Кирилл и вся его группа стали наркозависимыми. Кто-то умер от передозировки, кто-то сел в тюрьму за три грамма кокаина, кого-то зарубили топором наркоторговцы. А Кирилла, задолжавшего многим за героин, в неврологическом стационаре “кормят таблетками”. “Чувствую, что весь прохимичен. Соображаю плохо”, – жалобно сообщает он по больничному телефону другу. А тому в трубке слышно дыхание Кирилла – слабое, “маленькими глоточками”.
На примере героя книги Стогова отчетливо видно, с какой сильнейшей напряженностью идет духовная борьба. И такой персонаж, как Кирилл, наиболее показателен. Ведь, несмотря на далеко не праведный образ жизни, в плане духовности молодой человек все же стоит на порядок выше многих своих сверстников: ему чужды стремление к материальным благам, зависть, высокомерие из-за своей популярности, он много читает, думает, пишет музыку. И к вере он потянулся, потому что увидел в ней для себя выход из обессмысленного грешного существования. В конце темного тоннеля, каким являлась его жизнь, зажегся свет. Перед Кириллом встала задача сохранить этот свет, но с ней он не смог справиться. Почему? Ранее все время парень был далек от Бога и своими поступками, сам того не осознавая, угождал лукавому. А сатана просто так никого от себя не отпускает. Возвращаться к греху Кирилл уже не хочет, он борется по мере сил, берет на себя послушание в монастыре. Но негатив, накопившийся за счет предыдущих лет, перевешивает, организм требует привычных стимуляторов. Душа Кирилла разрывается между Божьим светом и собственными ошибками, нашептанными врагом рода человеческого, мечется по замкнутому кругу: алкоголь, марихуана – воцерковление, храм – снова алкоголь – снова храм – и, в итоге, героин, – жизненный цикл делает последний оборот.

“Мачо не плачут” в целом не является духовным произведением, но история Кирилла показывает истинную трагедию человека. То, что происходило в душе Кирилла, наличествует в душе каждого, принимая разные внешние формы: пусть не алкоголь и наркотики, а свои индивидуальные пороки, ошибки, соблазны. С ними-то и предстоит бороться, чтобы жить по воле Божией. “Жизнь по воле Божией – это самая большая награда человеку от Господа, – пишет клирик храма Христа Спасителя, кандидат богословия иерей Андрей Овчинников. – Тот, кто познал ее, уже не завидует тем, кто преуспел в чем-то материальном. Жить по воле Божией – значит быть наполненным радостью, значит чувствовать Бога. Это блаженное состояние должно стать для нас, христиан, смыслом и целью нашего пребывания на земле”.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.