Глава 1
По комнате, мягко, плотно, рванными ватными волнами расстилался вязкий табачный дым. Едва разбавленный жидким светом пасмурного дня, вяло и безнадёжно скользящим из почерневшего от пыли окна, он с таинственно-ленивой непринуждённостью прятался в разбросанных по всей комнате предметах…
Здесь было всё: банки из-под краски, тромбон, с изогнутой и вставленной в трубу кулисой, листы фанеры, афиши, обои, старая печатная машинка, колесо от велосипеда, партитура, разбитый аквариум, валенки, книги, соломенная шляпа, огромный жёлтый чемодан, позеленевшие от времени газеты… И на отвоеванном у всего этого хлама пятачке, в самом центре комнаты, сидели двое: средних лет женщина с улыбкой лилипута и кипой бумаг на коленях, и седой, очень худощавый мужчина, с туго переплетёнными в косичку ногами и сигаретой в зубах.
— Здравствуйте… это театр «Бенефис»? – спросил я, прикрывая дверь за спиной.
Взгляд худощавого изменил направление, сделался удивлённым, но в тот же миг, вновь въелся в бесконечную струйку дыма, убегающую в потолок. Женщина оказалась более гостеприимной и кивнула на стул.
— Наталья Яковлевна, художественный руководитель театра,- представилась она, — а это Синин Юрий Евгеньевич, режиссёр.
Не сводя глаз с сигареты, Синин протянул мне длинную костлявую кисть.
— Майоров Вячеслав, — пожал я её.
Минуту спустя, в комнате появился молодой человек с серьгой в ухе и томиком Маяковского под мышкой.
— Здрас-с-с-те, — запрыгали, по нам, его вспотевшие, чрезмерно расширенные глаза, — прошу прощение, я по объявлению, — поклонился он Синину.
— Проходите, садитесь, — вновь проявила гостеприимство дама.
Он раскланялся с ней, двумя руками потряс наши с Сининым руки, перед кем — то, за что — то, извинился и неуклюже уселся на краешек стула. Режиссёр принуждённо и тоскливо вздохнул, затушил окурок, расплёл свои нескончаемые ноги и подошёл к окну. За окном моросил дождь…. Долго, бесконечно долго смотрел он в окно…
— Юрий Евгеньевич…может, пора?..
Человек у окна не слышал. Из кармана своей засаленной джинсовки неспешно достал он пачку «Тройки», вынул из неё сигарету, помял её и, смотря куда-то вдаль, закурил.
… Когда очередная сигарета была докурена, Синин уселся на подоконник, переплёл ноги, водрузил локоть на колено и уронил подбородок в ладонь. В следующий миг, всадив в меня свой холодный пронзительный взгляд, он задал потрясающий вопрос:
— Зачем вы пришли сюда?
Зависла удручающая пауза. Я дико посмотрел на почитателя поэзии Маяковского и наткнулся на его базедовый взгляд.
— Я, задал вам вопрос, молодой человек,- полублагородным прокуренным басом загудел Синин, — зачем? Сидели бы дома, в тепле.… На улице сы-ы-ро… хо-о-о-лодно… тоскливо…
«Театр уже начался» — подумал я.
-А у него зонтик,- зашёлся лихорадочной икотой студент. («Даю пари — он студент!»)
Ну а вы зачем пожаловали? — с изысканным, пресыщено-ленивым садизмом взглянул на него режиссёр.
— Я? — перестав, вдруг, смеяться, искренне удивился тот.
— Зачем я здесь, я знаю! Или же вы хотите прочесть нам стихи Маяковского? Покорнейше благодарю, я их слышал в исполнении Яхонтова!
— Юрий Евгеньевич, — встрепенулась Наталья Яковлевна.
— Позволь, мне просто интересно, чертовски любопытно, что привело сюда этих двух, думаю не только с виду, интеллигентных людей.
— Я по объявлению… Меня пригласили на прослушивание…
— Понимаю, — спокойно прервал он его, — с какой целью вы сделали это?
— Хочу выступать в театре!
— Выступают в цирке молодой человек, в театре играют! Это, во-первых. Во-вторых, чтобы играть, нужны маломальские способности, о талантах, я вообще не говорю. И, наконец, в-третьих, это труд, труд, и ещё раз труд! Пот и кровь, пот и кровь и ничего взамен, разве что аплодисменты зрителей. Неблагодарное это дело ребята! А если вы ищете здесь какую-то финансовую выгоду, то заранее хочу разочаровать вас: н-е-е-т, вы не туда пришли. Ещё никто и никогда не заработал здесь. Если искусство начинает приносить прибыль, то это уже не искусство, а шоубизнес. Настоящий актёр — голодный актёр! И я не понимаю, нет, не то, что не понимаю, мне просто по — человечески, по – отцовски, жалко тех девочек и мальчиков, которые идут в театр. Пока молоды, здоровы, чисты, бегите, бегите отсюда как чёрт от ладана! Театр – это каждодневный, жестокий, изнурительный, адский труд! Театр – это зависть, ложь, нервы, сплетни, интриги, пьянки… это болото, которое затягивает неимоверно, и из которого выбраться уже практически невозможно. Оно губит, калечит, выворачивает с корнем, и, пройдя эту школу очень сложно, снова, стать нормальным, полноценным человеком! Актёр – это клеймо на всю жизнь. Актёры – это фанатики, юродивые, не нашедшие себя ни в одном другом деле, не умеющие ничего! Только играть! Играть!! У них нет ничего, кроме сцены, у них нет личной жизни; театр – их личная жизнь!.. Театр!!
Синина несло: он говорил о растлевающей роли театра, о загубленных дарованиях и спившихся талантах; о том, что лучше быть хорошим кондуктором, чем плохим актёром, что нет ничего хуже, чем провинциальная слава, и так далее и тому подобное.… Прошло около часа с момента моего прихода и, казалось, режиссер, только набирал обороты…
Скоро начались воспоминания о сибирском детстве, учёбе в «Щепке», о жизни театральной богемы столицы.… Ещё через полчаса он подвергал тщательному анализу технику драматического искусства Чехова. Спустя ещё некоторое время, им были проявлены незаурядные познания в древнегреческой мифологии, судостроении, авангардной живописи, в восточной кухне и казахском языке (на котором он гениально прочитал нам отрывок из «Суранши-батыра»)
За всё это время Наталья Яковлевна несколько раз выходила из комнаты, многозначительно покашливала, смотрела на часы, шумно листала какие — то бумаги, но не смела таки, прервать затянувшийся монолог режиссёра.
… — Подходит ко мне один мальчик после спектакля, ну может чуть постарше вас: «А ведь «Лес», это про нас!..» — выкатил он обезумевшие, дикие, страшные глаза и с хищным удивлением вонзил их в меня. Вены на его лбу вздулись, подбородок начал мелко трястись. – «Про нас», говорит, — произнёс он сдавленно и обиженно. – «Про н-а-с-сс…», — страшно и едва слышно. — «Про нас!!!» — истошно заорал он, обнажив неполный ряд жёлтых зубов.- Это мы, мы в этом лесу живём!! В этой темноте, в этих дебрях, болоте! – истерично тряс он руками, — и сдохнем здесь, так и не узнав, что есть в этом мире что – то ещ-щ-ё!..
Раздался робкий стук в дверь.
-Да!
Дверь впустила голову в платке:
— Вы ещё долго?
— В чём дело?!
— Помыть надо…
— Полчаса!
« Вот оно, начинается… »,- пробежал по моей спине холодок.
— Ну, что там у вас? – раздражённо кивнул Синин в сторону моего «коллеги».
— У меня?
Режиссёр не удостоил его ответом.
— У меня стихотворение…
Синин молчал.
— Прочитать?
— Ну, если хотите, спойте!!!
— Стихи о советском паспорте,- окончательно сконфузившись, пробурчал он себе под нос, и с головой ушёл в перелистывание страниц.
Ждать пришлось довольно долго. Когда, наконец, нужное стихотворение было найдено, все мы, с замиранием, погрузились в великое таинство поэзии…
…Помнится, давным-давно, в старой деревенской церквушке отпевал мою прабабку седой псаломщик с трясущийся головой. Всё это: полный скорби и смирения обряд, глухой кашель старушек, пряная лампадно — кадильная тишина, таинственное потрескивание свечей, и это незабываемое, торжественно – страшное: «Последнее целование дадим, братие, усопшему…». Всё это казалось теперь столь ярко, празднично и жизнерадостно!
Синин мужественно выслушал до конца.
— Тоже, Маяковский? — тускло посмотрел он на меня.
— Да. ( «Как он догадался?»)
— Попробуйте…
Я поднялся со стула, заглотнул побольше воздуха, и начал вколачивать сваи:
— Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота…
Летите,
в звёзды врезываясь!
Ни тебе аванса,
ни пивной…
Трезвость!
— Стоп! Стоп! Кому вы рассказываете? – прервал меня Синин.
— Как кому? – опешил я, — вам…
— Так и рассказывайте мне! Я что, там — на потолке? Или в окне, или залез под эту парту? Вот он я! Вот! Перед вами сижу! Я пришёл послушать стихи. Так будьте любезны — читайте их мне! Давайте, давайте!
— Нет, Есенин,
это
не насмешка…
В горле
горе комом –
не смешок…
— Стоп! Хорошо, хорошо… Кому посвящено это стихотворение?
— Сергею Есенину.
— Есенину! Замечательно! Ты Маяковский, я – Есенин! Отлично! Ну, давай Володя, что ты там мне написал.… Ах, Вовка, помнишь как мы с тобой.…Сашку, Сашку Бремера, помнишь? Ну, помнишь, как на Тверской, а в кармане лишь двугривенный.… Эх, душа ты моя, душа! Ну, давай родимый! Давай! Давай!!!
-Вы ушли,
как говорится,
в мир иной…
Произошло невероятное: я понял это стихотворение! Понял всю его глубину и драматизм. В таких ярких и необыкновенных красках открылось оно мне! Не Синин, — Есенин сидел передо мной! Выражение лица его было растерянным, глаза его были страшны и глубоки. Жестокая, непреодолимая, фатальная грусть разлилась в них…
— Прекратите!
Бросьте!
Вы в своём уме ли?! – хрипел я, чувствуя, как к горлу подкатывает ком, —
— Дать,
чтоб щёки заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел! – с жадным страхом всасывался я в него глазами.
Он виновато кивал и тяжело вздыхал: «Ну что ж теперь то…судьба видно такая…судьба…»
Поэт разговаривал с поэтом!
-Что ж, — сладко затянулся новой сигаретой Синин,- фактура есть, голос, позиция.…Но ещё учиться и учиться; впрочем, если есть желание, то вполне, — взглянул он на Шор.
Я был принят!
Здравствуйте, Вячеслав!
Замечательно!
Спасибо за превосходное чтение.
С уважением и дружескими пожеланиями,
Вит
Спасибо Виталий, чертовски приятно слышать такое