Формула сокращенного умножения


Формула сокращенного умножения

Помножь меня на ветер за окном,
На чистый вздох предутренних рассветов,
На реки, что в движении своём
Несут прохладу солнечного лета.

Помножь меня на фатум, на мираж,
На строчки первой полосы газеты
И нищенской судьбы ажиотаж
С талонами на спички и галеты.

Помножь на зычный реактивный звук,
На все, что было в чувствах не желанно,
Помножь на паутину, что паук,
Не мудрствуя, сплетает филигранно.

Помножь на фазу теплоты руки,
На васильки заснеженного поля,
На дерзкую стремительность строки,
Рожденную в неистовстве юдоли.

На странности прохожих и машин
На перекрестках фыркающих чинно.
Помножь на жемчуга всех тех глубин,
Где темнота покоится невинно.

Помножь на зычный клёкот журавлей,
На страсть волнений в чистоте свиданий,
На всю серьезность запертых дверей,
Ограничений, правил, назиданий.

Помножь меня на зов сигнальных труб,
На лозунги невсенародных вече,
На искреннюю нежность рук и губ,
На все разлуки, что рождают встречи.

Помножь меня на континенты льда,
На дерзкий смех, на искру самомненья,
На седину, что в долг берут года,
На счастье плакать просто без мученья,

Помножь меня на тех дворовых псов,
Что по весне устраивают своры.
Помножь на осознанье всех основ,
Которыми приумножают споры,

На пламя страсти в одночасье зим,
На чистоту манер провинциала,
На слабый свист и богатырский сплин,
На пароход, стоящий у причала,

На ласточкино странное гнездо,
На календарь приколотый к комоду,
На дедовское старое ружье
И тягу к морю, лесу, небосводу.

Помножь на страх, упрятанный во тьму,
На свет в конце холодного туннеля,
На странное стремленье к естеству
Подснежника в объятиях апреля,

На жесткий век, на прошлые долги,
На каждую страницу новой книги,
На ночи трудные, что были так долги,
На блеск фуршетов, ржавые вериги,

На словари, на мамин вкусный квас.
Помножь на верноподданных во власти,
На первый класс и на последний класс,
С познанием желания и страсти.

Помножь на жажду чуда красоты,
На радость, полирующей огрехи,
На веру веры, веру доброты,
На смех сквозь слёзы, слёзы — в горьком смехе…

И если я отличен от нуля —
Внимательно на листике тетрадки
Помножь меня на самого меня,
И ничего не оставляй в остатке.

0 комментариев

  1. igor_togunov

    Да, Александр, спасибо Вам. И прошу прощения, что пришлось удалить Ваш коммент — не получается правка в прямом режиме, не принимает сайт, так только удалением и размещением новой редакции, что я и сделал. Кое с чем согласился. Вот паку сввет в конце тоннеля оставил, обо строчка несет довольно существенную смысловую нагрузку, а адекватную замену необходимому смыслу пока не нашел=))))) Еще раз спасибо. А редактирование — так это я делаю постоянно — стихи они живые, кое-что отмирает так наращивать приходится.+))))

  2. aleksandr_suhih

    Ну, тоннель сейчас сгладился 🙂 А стих, по-моему, наполнился воздухом и мощь его стала более чувствуемой, но не выпирающей. И еще зримей зазвучали строки: «На чистоту манер провинциала», «На счастье плакать просто без мученья», «На всю серьезность запертых дверей».
    И концовка стала чистой, легкой (но не легковесной) и простой в самом хорошем смысле!

    Заглядывайте на огонек :))

  3. flagman

    На мой взгляд, одно из лучших, если не лучшее ваше стихотворение, из тех, что я имел удовольствие читать.
    Вот только концовка слегка смущает. Дело даже не в «остатке», который обнаруживается скорее при делении, чем при умножении, а в какой-то недоговоренности, коварной неопределенности. Читатель ведь привык воспринимать ВСЕ стихи как басни, где в последних строчках ему преподносят мораль в рафинированном виде.
    Сам я склонен объяснять смысл так: человек всегда больше самого себя, так же как мысль всегда меньше чувства, ощущения. Внутренний мир поэтому невозможно адекватно спроецировать на внешний. То есть, известное Тютчевское: мысль изреченная есть ложь. НО это именно мое объяснение. Насколько оно близко к тому, что вы хотели выразить — не знаю.
    Но, наверное, это не так и важно. В стихотворении достаточно ярких и точных образов, не оставляющих равнодушным. А значит оно состоялось.
    Спасибо.

  4. igor_togunov

    Во-первых, спасибо за принятие и одобрение этого моего стишка. Во-вторых, а не очень согласен с тем, что современный читатель, который воистину интересуется литературой, ценит настоящее как раз раздражается назидательными концовками стишков, несколько подергивается в конвульсиях, когда замечает, что автор назидательно эдак с ним общается. Это совсем не исключает наличие современных произведений подобных басням с обязательной моралью. Да и современные авторы по моим скромным наблюдениям и знаниям литературного процесса чураются назидательности. И в-третьих, по существу стишка, а конкретно по последнему катрену. Конечно, а знаю про нестыковку с остатком, конечно при делении, я не при умножении. Но дело в том, что в последнее четверостишье вложен несколько иной смысл, чем воспринят Вами. (Не знаю, хорошо ли плохо это для авторского выражения). Но более в своем творчестве работая в плоскости символизма (есть доля условности в этом утверждении) я и нанизал некий символический смысл на последнее четверостишье, который объясним, как мне кажется, довольно просто (вот это и есть мораль сходни басенной): при всем при том, с чем я связан, на что я помножен, о чем сказано выше, если я буду Вам (читателю имяреку, исследователю) интересен [«И если я отличен от нуля»], исследуйте, запишите, оставьте свое отношение, мнение об этом интересе, обо мне не походя [«Внимательно на листике тетрадки»], пойми, что я в мире и мир во мне – единое цельное [«Помножь меня на самого меня»], и прими меня полного, всего, со всеми плюсами и минусами, взлетами и падениями, не отбрасывай всё хорошее и плохое, что есть во мне [« И ничего не оставляй в остатке»].
    P.S.Есть мнение, что не очень корректно объяснять стих, но я думаю, что стихи символической сущности могут быть разъяснены автором.

  5. aleksandr_suhih

    Игорь, полностью согласен с Вашими разъяснениями о символическом смысле «умножения». Прошу прочесть на моей странице стих: «Без наград» и высказать мнение о моем понимании мистико-символистского умножения-деления нецифровых величин… Вообще, эти общепринятые способы стихоподачи авторов, которые (ставя в пример Пушкинскую ясность), совершенно отучили читателя и самого себя от глубинности ощущений, от многослойности стиха, от межстрочного пространства, от того «эффекта айсберга», который в прозе проповедовал великий Хэм! Все это очень печально :(( Поэтому мне и было приятно встретить в Вашем стихе исключение из правил. А все эти разглаженные стихи и мнения должны еще более утвердить нас, как противников такого сложения:), в ПРАВИЛЬНОСТИ и устойчивости СВОЕГО пути.

    С творческим пиететом и уважением, собрат-антиназидатель, А. Сухих

    P. S. И меня задевает, что Вы свои СТИХИ называете стишками… Не надо бы так, а? ://

Добавить комментарий