К грешной земле я аккордом прижат,
Мощным созвучием в кодах,
Мечется пламя, и свечи дрожат,
Тени теряются в сводах.
Стрельчатых окон цветное стекло
И разноцветные звуки,
Ласково смотрит Христос и светло,
Подняв над паствою руки.
Стонет в молитве церковный хорал,
Льётся то в гневе, то в неге,
И растворяется скорбный финал
Облаком, плачущим в небе.
Древний собор в полный голос поёт,
Души с восторгом взлетели!
Но уже умер последний аккорд
Каплей дождя на панели.
Замер орган, утонув в тишине,
Езус застыл, нас прощая…
…Слушая Баха парю в вышине,
Совесть свою очищая.
«Боже, прости мне мой новый роман»,
-Русской молюсь я иконе.
В этом году я влюбился в орган
В старом Висбаденском Доме.
Снова приходит торжественный слог,
Завтра он станет стихами,
Верю я искренне: истинный Бог
Был и всегда будет с нами!
Meiner Meinung nach, ist das Gedicht besser geschrieben, als die erste Variante. Es ist zweifellos lesenswert. Doch steht hier in einigen Zeilen die Betonung in Frage (zwar in der letzten Zeile erster Strophe).
Es ist zu bemerken, dass die Ausdruckskraft des obengeschriebenen Textes viel groesser ist.
mit grosser Ahnung,