№1. ИЗ «ТРАКТАТА ОБ АНГЕЛАХ».  Номинатор И.Акс.


№1. ИЗ «ТРАКТАТА ОБ АНГЕЛАХ». Номинатор И.Акс.

ОБ АНГЕЛАХ,
ТВОРЕНИЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНО ПОСЛУШНЫХ
И УКОСНИТЕЛЬНО НЕПОСЛУШНЫХ,
ИХ МЕСТЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ,
ОБ ИХ СТРОЕ И ОБРАЗЕ МЫШЛЕНИЯ,
О ПРОБЛЕМЕ ИХ РАЗМНОЖЕНИЯ
И ЗАСЕЛЕНИИ НЕБЕС
ПУТЕМ СОЗДАНИЯ
ИСКУССТВЕННОГО АНГЕЛЬСКОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ,
И О ЧЕЛОВЕКЕ:
КАК ЕМУ УДАЛОСЬ, НЕ ОТВЕДАВ
С ДРЕВА ЖИЗНИ,
ОБРЕСТИ БЕССМЕРТИЕ,
ИБО ОН БЫЛ НАДЕЛЕН ТВОРЧЕСКИМИ
СПОСОБНОСТЯМИ,
ТРАКТАТ
НА СОИСКАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ СТЕПЕНИ
В КАКОЙ-НИБУДЬ ОБЛАСТИ,
написанный одним скромным учеником,
пожелавшим не указывать своего имени

ЧАСТЬ I:

АНГЕЛЫ КАК ПЕРВАЯ НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА БОГА
СОЗДАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ

АНГЕЛЫ И ЛЮДИ: ИЗВЕЧНЫЙ КОФЛИКТ

Используя как лекало Зодиак,
Вывернутый звездами наружу,
Ангелы выкроили небо так,
Чтобы можно было сшить из него душу.
Ангелы не знают никаких забав
И полностью лишены фантазии,
В чем сразу же убеждаешься, попав
В их отлаженное однообразие.
Это портные, отрезающие грехи
Лежащим в примерочной их солярия.
С их легкой руки
Попадаешь в рай
собственного левого полушария.
Ангелы не понимают движущей силы страстей.
Человеческие эмоции для них – атавизмы.
Попасть к ним –
Все равно, что оказаться в нищете
После расточительной жизни.

АНГЕЛЫ И ВОПРОС РОЖДАЕМОСТИ

Ангел – житель небесных пустот,
Куда не заносит нас жизненный опыт.
Из всех созданий он именно тот,
Чей приход прославляют, но не торопят.
Неизвестно еще, что происходит там,
Где тебя перекраивают по ангельским меркам.
Должно быть, ходишь за собственной душой по пятам,
Разрываемый между «низом» и «верхом».
Тогда-то и понимаешь, что, возможно, грех,
От которого тебя пытаются избавить,
И есть то, что выделяет одного из всех,
Как всплеск, будоражащий заводь.
А ангелов все равно никто до конца не разберет:
Как у них получается без наслаждения и муки
Воспроизводить свой ангельский род,
При помощи какой механической штуки?..

АНГЕЛ И БОГ: НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Ангел никогда не станет Богом,
Потому что ему не хватает таланта.
Но Бог защитил себя во многом,
Сделав своим посредником крылатого мутанта:
В ангеле ровно столько же амбиций
(Как свидетельствует история Царства Божьего),
Сколько в родственной ему птице,
Не летающей выше положенного.
Ангел ценится за исполнительские способности
И неумение переступать запреты.
Он сплошь состоит из совести,
А угрызения выпадают на человеческие субъекты.
Ангел поначалу кажется резче,
Чем на картинах, где его мягкость завысили.
У ангела очень развиты плечи,
И он движется со скоростью посмертной мысли

ПАДШИЙ АНГЕЛ И ВОПРОС ЧИСТОКРОВНОСТИ

Вот уже летают первые мухи.
Куски солнца плавают в мокрой траве.
В мае ангелы, которые гнездились на юге,
Появляются, как грешные мысли в нашей голове.
Ангелы играют роль ингибиторов
В реактивной человеческой среде.
Они служат примером в период выборов,
Поскольку их не застукивали ни с кем и нигде.
Однако их поведение не пользуется популярностью.
Видно, Бог чего-то в них не учел.
А, кроме того, ангелы отличаются полярностью –
У них не все так, как у пчел.
В них есть какое-то неприметное искривление,
Какой-то пустяк,
Какой-то намек на падение.
Так бывает в гостях
С ребенком, старающимся не смотреть на сладости.

Падший ангел – это тот, кто расслабился.

Но в чем не продумана ангельская порода,
Это в том, что в ангелах больше, чем надо завода.
Поэтому, переступая запретные барьеры,
Ангелы забывают о чувстве меры.

Ангел предрасположен к тому, чтоб стать падшим,
Как к воспламенению приспособлен факел.
Но это не должно быть осознано каждым,
Кто не есть чистокровный ангел.

БОЖЕСТВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ В СВЕТЕ ДАРВИНИЗМА

Одно лишь можно сказать с определенностью:
Ангел – носитель инородной структуры.
Он предшествовал своей бытовой непригодностью
Сотворению человеческой натуры.
Ангел – не то, что более правильно,
В смысле совершенствования по воле случая,
Как следует из теории Дарвина,
Где последующая ветвь – это измененная предыдущая.
Если думать по этой вероломной схеме,
Получится, что Бог – от недоразвитого ангела,
А первичным будет падшее племя,
Которое природа переписывала набело.
На самом же деле ангел это ангел –
Летательное устройство с мыслящим отсеком.
И сколько бы раз он ни поднимался и ни падал,
Ему все равно не сделаться человеком.
Человека хоть высели из Эдема,
Хоть лиши его греховной плоти,
Он всегда сохранится как недоказанная теорема,
Как сущность, развивающая себя в перевороте.
Человеку не могут дать исчерпывающего определения
Философы, имеющие достаточно навыков.
Над ним бьются целые поколения
Разных по своей предназначенности ангелов.

ВОПРОС О СОЗДАНИИ
ИСКУССТВЕННОГО АНГЕЛЬСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Неспособность ангелов размножаться
Определяет их взаимоотношения с человеком.
Вся ангельская цивилизация
Работает над искусственным ангельским интеллектом.
С этой целью спроектировано чистилище,
Где душа резко теряет в весе,
Поскольку содержится на духовной пище
И фильтруется в качестве неочищенной смеси.
То, что, в конце – концов, остается,
Эта дистиллированная субстанция,
Движется в рай, где много солнца,
Чтоб как следует настояться.
Ангелы уже много чего открыли,
Чтоб приспособить душу для своих стратегий.
Но к ней не приживаются консервированные крылья,
И она совершает побеги.

ЧАСТЬ II:

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НОВАЯ ПОПЫТКА БОГА
РАЗВИВАТЬ МНОГООБРАЗИЕ

АДАМ: ВТОРАЯ ПОПЫТКА БОГА
СОЗДАТЬ НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ СУЩЕСТВО

Зачем Богу понадобилось высаживать Древо,
Требовать, чтоб Адам дал имя животным,
Если Адам был для вспашки и посева,
И все остальное шло как по нотам?

Но нет, что-то Господу не давало покоя.
Он, наверное, ни за что не желал смириться,
Что по его образу и подобию вышло такое –
Покорное, глиняное, с согнутою поясницей.

Бог дал понять Адаму, что тот – хозяин,
И с волненьем следил за его развитьем.
Тщетно! Разделив животных по названьям,
Адам остался холоден и нелюбопытен.

ЕВА: ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА БОГА
СОЗДАТЬ НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ СУЩЕСТВО

Бог понимал, что терпит фиаско.
Но Божьи намеренья не могут не сбыться!
Бог решил, что Адаму нужна серьезная встряска,
И вытащил из него под наркозом центр любопытства.

Центр любопытства связан со щекоткой.
Больше всего щекотки – в ребрах.
Так появилась Ева с ее дугообразной походкой
И травинкой в губах припухлых и добрых.

КОМУ НУЖНА БЫЛА ЕВА?

Сотворение человека объясняется тем,
Что Бог стремился к многообразию,
О чем свидетельствует Эдем,
Занимавший современную Евразию.

Идентичность ангелов давила на Творца,
И он решил кое-что переделать.
Его замысел коснулся не только лица,
Но и того, что выделило женскую прелесть.

По мифу, Бог не хотел, чтоб Адам
Жил в одиночестве и предавался грусти.
Но Адам был всецело посвящен трудам
И понятья не имел о подобном чувстве.
Адам не знал, что он одинок,
Поскольку у него не было опыта совместной жизни,
И с женщинами, как известно, он развлекаться не мог.
В Еве нуждался не Адам, а Всевышний!

ЕВА КАК ИНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Ева была сделана не из того, что Адам,
Очевидно, чтоб избежать рокового повторения.
Она получилась развитой не по годам
И с отсутствием Адамова смирения.

Ева обозначила противовес
И выбила систему из монотонности.
Ее генетический замес
Обострил в ней человеческие склонности.
Это был уже не двойник,
А новая разновидность человеческой структуры.
Создание Евы есть существенный сдвиг
В философии Господней культуры.

Благодаря Еве изменилась окружающая среда,
Стало быстро расти население,
И Бог сбросил с себя навсегда
Бремя сотворения.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗМИЯ

Этот змей несчастный каждое утро встречал Адама
Одним и тем же предложением поесть на завтрак
Плод запретный вместо приторного банана.
Но Адам шел мимо, откинув свою мотыгу набок.
Такая работа Змею давно приелась.
Он знал, что с Адама не будет толку.
А тут как раз Ева обследовала окрестность
И болтала сама с собой без умолку.
У Евы не было никакой цели,
Ее не занимала прагматика жизни,
Она была воплощенное безделье,
И даже ангелы, глядя, застывали в укоризне.
«Эй, что там у тебя?» — спросила Ева у Змея,
Тыча в плод полированным ногтем.
Змей онемел, поверить не смея.
(Эмоциями мы всё себе портим!)
Но Змей взял себя в руки тут же,
Пока их еще у него не отняли.
Он понял, что настал конец его рекрутской службе
И сорвал плод под восторженные вопли.
Жизнь брызнула соком на Евины руки,
И открылась ее опасность и красота.
А Змей сказал: «Лучше буду ползать на брюхе,
Чем стоять истуканом возле Твоего куста!».

ЕВА И ДРЕВО

Что представляло собой Древо Познания,
И почему Господь не знал наперед,
Какие предстоят Ему испытания,
И как Он прогневается на человеческий род?
Почему понятие о безусловности созданного
Приходит к Господу только спустя?
И не отведала ли Ева вместо чего-то особенного
Обыкновенный плод, а познанье бытия
Началось с ее любопытства, что раньше
Пробудилось, чем съеден был запретный плод?
И, может быть, Ева и не изгонялась даже
Из Эдема, а просто увидела его наоборот?

ЕВА И БОГ: ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Изменение Евы было такого свойства,
Что Рай для нее перестал быть Раем.
Она почувствовала безотчетное беспокойство,
Будто каждый шаг ее надзираем.
Она мысленно вернулась к моменту,
Когда из спящего Адама вытянули ребро,
И смекнула, что плата за ренту
Райской земли – подороже, чем серебро.
Рай – это место, где ничего не боятся,
Или – нарушение в человеческом мозгу.
Ева же поняла возможность новых манипуляций
И сказала Господу: «Все знаю и не могу!».

ЕВА РАЗОЧАРОВАННАЯ

Итак, Ева разочаровалась в Рае незадолго
До того, как ее оттуда попросили.
Она сконцентрировалась не на защите в лице Бога,
А на угрозе, скрытой в Его силе.
Ева почувствовала, что механизм сотворения
Может вполне идти через нее,
Что она отличается от растения,
А рассказы о равенстве – вранье.
И чтобы (еще чего доброго!)
Господь не принялся за новые опыты,
Ева, пересчитав Адаму ребра,
Решила хлеб насущный добывать кровью и потом.

ЛИМИТЫ БОГА

Даже если бы ангел и отведал плод вместо Адама,
Запретные соки его бы не изменили.
В нем осталась бы та же программа
И даже те же неотваливающиеся крылья.
Плод был рассчитан на развитие потенциала,
Каковым обладало человеческое существо,
И как бы история не порицала
Поступок Евы, она была – от Него,
Сотворенная по Его образу и подобию.
Из этого следует, что интерес –
Признак божественного, преданный с кровью
(Возможно, при помощи лимфатических желез).
И вообще, будь сказано ангелу не в обиду,
Но само по себе напрашивается следствие, —
Тот факт, что ангел отличался по виду
От Господа, свидетельствует о его несовершенстве.
Ангела можно похвалить за прочную основу,
Что за столько лет его крылья не имеют вида тряпья.

Но, конечно, и Господу следует сказать как-нибудь к слову,
Что пока ему не удалось придумать что-либо лучше Себя.

СОТВОРЕНИЕ ДУШИ КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАПРЕТА

Древо Познания и Древо Жизни
Суть Божественные Пространство и Время.
Смертный, Адам сделался подвижней,
Обзавелся детьми,
Образовались семьи.
Человечество заполнило мир по горизонтали.
Вертикаль времени поделилась между двумя
Видами ангелов – которые не пали
И которые свалились плашмя
От всего этого небесного распорядка,
Что наводит, между прочим, на мысль,
Что не так у них все там гладко,
А то с чего бы это ангел возьми и сорвись?
Так или иначе, но заполнив сушу,
Человек – поскольку был одарен –
Хоть и не отведал с Древа Жизни, но изобрел себе Душу
И так отворил все заслоны времен.
За это Бог приставил к нему ангела,
Чтоб человек был всегда в борьбе,
Чтоб он отстаивал Душу, и чтоб его не оставило
Желание быть подобным самому себе.
Душа – это остроумнейшая победа над Запретом
И лучшее человеческое изобретение до сегодня,
Выполненное с должным этикетом
И почтеньем ко всему, что есть дело Господне.

0 комментариев

  1. dmitriy_rodionov

    Где-то это уже читал.
    Хотя автор изменил некоторые параграфы и правила,
    мучает вопрос — а на черта?
    И Библейская версия вполне устраивала.
    А то, что с рифмой — в этом ли суть?
    Евангелисты давно всё перепели до рвоты!
    Вот какие коллизии несут
    сложности древнееврейского перевода…

  2. dmitriy_drozd

    При первом прочтении испытал редкое в последнее время чувство — чувство чего-то настоящего — шедевра — того, что и нас переживет и автора… не знаю — надо будет еще раз перечитать.
    Но одна беда. Это уже к номинатору — Ирина — ведь это не подборка стихов — это Трактат — цельное произведение — можно сказать поэма — но не подборка. не знаю, как к этому отнесется жюри — все-таки…
    Но мне кажется, что произведение в любом случае не пропадет — в авторе чувствуется редкое умение при таком объеме произведения сохранить минимум воды, концетрацию мысли — это очень здорово. Боюсь говорить много лестных слов — но мне очень понравилось…

  3. ilya_slavitskiy_Oldboy

    Если вывернуть наоборот знакомое, кажется
    До слова, до буквы, до маленькой точки.
    Если пропустить через душу, и потом это сшить заживо,
    Получится нечто, подходящее не для каждого,
    Но, может быть, кто-то дочитает до самой последней строчки.
    И, может быть, этот кто-то тоже задумается, и станет чуть правильней
    И, может быть тоже вскочит, мыслью ошпаренный среди ночи…
    …И – все таки надо писать «ТРАКТАТЫ ОБ АНГЕЛАХ»,
    Несмотря на не ангельские обстоятельства и не совсем идеальный почерк!

    <07/17/06>

  4. piituh

    «Трактат об ангелах» Веры Зубаревой «был впервые опубликован в сборнике стихотворений «Ледяная игла» (New York: Effect Publishing, Inc, 1993). В 1995 году он вышел отдельной книге с параллельным переводом на английский и рисунками Эрнста Неизвестного (Одесса: Русская книга). Третье издание «Трактата» в переводе на немецкий язык готовится в Швейцарии (Pano Verlag, 2002)» (Mr. Google). Надеюсь, 3-е изд. состоялось — стихи того стоят, в частности, принимая эстафету М. Волошина.

  5. nadejda_kogan

    Редкого остроумия трактат!! И если под словом «поэзия» следует понимать «лекарство для Души», то это — ПОЭЗИЯ, пусть меня забросают гнилыми помидорами эстеты. А душа несомненно изобретена для того, чтобы не всех поэтов на Земле отстреливали за безделье и хулиганские выходки. )))

  6. mihail_berkovich

    Удивительно рассудочное и скучное повествование на хорошо обкатанную тему.
    «В мае ангелы, которые гнездились на юге,
    Появляются, как грешные мысли в нашей голове». Зачем именно в мае ангелы появляются в нашей голове, когда ей совсем не до них?

Добавить комментарий