АННОТАЦИЯ
Что такое добро и зло? Какое место они занимают в мире? Каковы их взаимоотношения? Как отличить добро от зла? Какое место отведено человеку в их противостоянии? Как не ошибиться в выборе? Влияет ли выбор между добром и злом на повседневную жизнь и на нашу судьбу?
На все эти вопросы отвечает данная книга, основываясь на древнейшем учении. Книга содержит много практических примеров и рекомендаций, рассматривает самые разные стороны нашей жизни.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Объем книги 300 страниц
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Авторитеты и стереотипы
• Всегда ли книга — источник истинных знаний?
• Можно ли слепо верить учителям?
• Стереотипы — иллюзорная действительность
• Разновидности стереотипов и их особенности
Глава 2. Древнеарийское учение о добре и зле
• Что мы знаем о древнеарийском учении?
• Сущность добра и зла
• Место и роль человека в мире
• Эры развития мира
• Троичность мира и три основные силы зла
• Благие Творения и их осквернение
Глава 3. Граница между добром и злом
• Где искать границу, и есть ли она?
• Об «относительности» добра и зла
• Можно ли делить мир на добро и зло?
• «По ту сторону добра и зла»
Глава 4. Приемы и методы зла
• Стратегия и тактика сил зла
• Разнообразие способов разрушения мира
• Методы сталкивания людей
• Образы кумиров и врагов
Глава 5. Необходимо ли зло?
• Доводы о «необходимости» зла
• Неизбежны ли страх и насилие?
• Может ли ложь быть во благо?
• Нужна ли гордыня?
Глава 6. Абсолютные ценности: истинные и мнимые
• Достоинства и цели человека
• Что можно считать истинной ценностью?
• Методы оценки ценностей
• Интересы людей и их борьба
Глава 7. Как относиться к миру?
• Любить или ненавидеть мир?
• Приспосабливать мир или приспосабливаться самому?
• Методы борьбы со злом
• Что такое хорошие манеры?
Глава 8. Свобода и самоограничение
• Между свободой и предопределенностью
• Свобода — от чего и во имя чего?
• Связь свободы с добром и злом
• Свобода и объединения людей
Глава 9. Здоровье и питание
• Сущность болезней и их лечения
• Мифы современной медицины
• Саморегуляция организма — основа здоровья
• Питание и предрассудки
Глава 10. Выбор и культура
• Чему и как учить человека?
• Подготовка к осознанному выбору
• Искусство и действительность
• Свобода и ответственность художника
Послесловие
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина и смысл его земного века.
Есть один вопрос, который интересует всех, важность которого рано или поздно становится ясной каждому, но обсуждать который не принято. Не принято — и все тут. Даже в наше время, когда, казалось бы, никаких запретных тем не осталось, когда все совершенно свободно говорят о самом сокровенном, самом интимном и личном. Речь идет о таком простом и «детском» вопросе, как «Что такое хорошо и что такое плохо?» или в другой формулировке «Что есть добро, и что есть зло?» Помните, как у В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?
Разные люди уклоняются от обсуждения этого вопроса по различным причинам. Одни считают, что здесь настолько все ясно и прозрачно, что и говорить не о чем. Другие наоборот полагают, что вопрос этот чрезвычайно сложен, ответить на него никому не под силу, поэтому лучше его не трогать. Третьи уверены, что в данном случае нет даже никакого предмета для обсуждения, так как сама постановка вопроса в столь общей и неконкретной форме не имеет смысла. Четвертые не считают себя вправе касаться этой проблемы, думая, что это удел избранных, посвятивших этому всю жизнь и изучивших все существующие труды на эту тему. Пятые во всем полагаются на свою безошибочную интуицию, которая без всяких доводов разума подскажет им, как относиться к тому или иному событию или явлению. Шестые… Словом, доводов приводится очень много.
Некоторые люди хоть и редко, но все же рискуют обсудить вопрос о добре и зле среди самых близких родственников и друзей, от которых не ждут обидных насмешек и обвинений в наивности. Бывает и так, что отдельные смельчаки даже высказывают свое мнение широкой аудитории, правда, обычно это случается с довольно авторитетными людьми, прямо возражать которым мало кто решится, даже если не во всем с ними согласен. То есть никакого обсуждения опять же не получается.
Но проблема-то остается. Но решить-то ее хочется, чтобы раз и навсегда понять, как поступать можно и нужно, а как нельзя ни при каких обстоятельствах. С вопросом о добре и зле тесно связаны все важнейшие вопросы: «Как жить?», «Зачем жить?», «Почему все происходит так, а не иначе?», наконец, «Как устроен мир?». Поэтому, наверное, немного найдется людей, которые бы ни разу не думали об этом.
А может, не стоит и пытаться ответить на столь глобальный вопрос? Может быть, и без этого вполне можно прожить и не чувствовать себя в чем-то обделенным? Наверное, можно. Но вопрос этот только на первый взгляд кажется не имеющим к реальной жизни особого отношения. Мы сталкиваемся с ним гораздо чаще, чем может показаться. Например, только понимая, что есть добро, а что зло, можно оценивать действительность. Иначе даже бесспорные, общепризнанные и многочисленные факты не имеют ровным счетом никакого значения, так как относиться к одним и тем же фактам можно совершенно по-разному, и выводы из них могут быть прямо противоположными. При этом даже нет никакой основы для спора, для обсуждения, для поиска истины: оппоненты просто не слышат друг друга.
Например, один человек будет ужасаться тому, что некий правитель уничтожил многие тысячи и даже миллионы своих подданных, а другой скажет, что только так и следовало поступать, чтобы укрепить мощь государства и добиться единства народа. Кто-то будет предупреждать о совершенно реальной опасности некоего научного открытия для человечества и всей планеты, а кто-то упорно будет настаивать на снятии всяких ограничений и запретов, мешающих свободному развитию науки, которая служит Его Величеству Прогрессу. Одни будут требовать закрытия завода, отравляющего людей и природу на многие километры вокруг, а другие будут говорить об огромной пользе продукции этого завода для государства и о неизбежности небольших в масштабе страны жертв. Одни будут считать «западную цивилизацию» светлым будущим всего человечества, а другие — главной угрозой ему. Примеры можно множить и множить.
То есть любые знания, любая информация, любые факты, любые доказательства без решения рассматриваемого вопроса не имеют никакого смысла. Ведь нам, как это ни покажется кому-то странным, гораздо важнее не сами факты, а то, как мы к ним относимся, и как они в свою очередь относятся к нам.
Крайне важен вопрос о добре и зле для самооценки человека, для анализа своих поступков, своих склонностей, особенностей своего характера, своих устремлений, своего понимания смысла жизни. Не решив этого вопроса, невозможно избавиться от сомнений, правильно ли я поступаю, можно ли вести себя таким образом, прав ли я в данном вопросе. Невозможно также уберечься от чужих влияний, порой враждебных. Короче говоря, любому человеку крайне важно иметь точку отсчета для отношения к себе и миру, причем желательно, чтобы эта точка отсчета была истинной, а не мнимой, не кажущейся.
Для разговора о добре и зле многие авторы выбирают форму художественной литературы. В этом есть свои преимущества, но и свои недостатки: нередко читатели совсем не так понимают автора, как бы ему хотелось. Поэтому в данной книге не используются художественные образы, ее скорее можно отнести к публицистике или научно-популярной литературе. Пусть лучше кто-то не согласится с позицией автора, чем эта позиция останется неясной или будет допускать неоднозначное понимание. Пусть лучше кто-то сразу отложит книгу, не предлагающую захватывающего сюжета, красивых, сильных и симпатичных героев, а требующую самостоятельных размышлений и, возможно, неоднократного прочтения. В конце концов, есть и такие читатели, кому близок именно такой стиль изложения, а в наше время, когда зло так сильно и всепроникающе, когда проблема выбора предельно обостряется, «мягкое» иносказание, «ненавязчивое» высказывание своих взглядов, «тонкая» агитация за идеи часто не достигают своих целей, а порой даже приводят к прямо противоположным результатам.
Совершенно сознательно автор стремился избежать в книге ссылок на какие бы то ни было авторитеты, чтобы сложившиеся стереотипы отношения к различным именам и традициям не мешали читателю самостоятельно размышлять, соглашаться или не соглашаться с мнением автора. Однако в основе книги лежат ключевые принципы древнейшего духовного учения человечества, учения древних ариев, которое считало свободу выбора величайшим даром Бога, дающим нам шанс развить свои потенциальные способности творца, а также главной целью земного существования человека, но призывало при этом каждого из нас в любой ситуации выбирать добро и отрекаться от зла.
Мгновенья выбора — великий дар, возможность с вечностью соприкоснуться.
Но важно тьму от света отличать, чтоб в этом выборе не обмануться.
Считается, что именно это учение дало начало всем существующим сейчас и существовавшим в древности религиям.
Данная книга, конечно же, не претендует на сколько-нибудь полное раскрытие безграничной темы выбора между добром и злом, анализа всех сторон данного вопроса, всех его частных проявлений, всех его тонкостей. Наверное, книга также не сможет никого переубедить, ведь в конечном счете каждый человек решает главный вопрос своей жизни самостоятельно. Книга не претендует на то, чтобы что-нибудь «неопровержимо доказать» или «окончательно опровергнуть», что в принципе невозможно. Пусть в ней будет говориться о так называемых «прописных» истинах, но в эти «прописи» никому не грех заглянуть лишний раз, к тому же, к сожалению, не все понимают эти «прописи» одинаково. Возможно, книга кого-то заставит задуматься, кому-то поможет окончательно определиться, наконец, кому-то просто даст новые силы жить, что в нашем пораженном злом мире не так-то просто.
В этой связи вспоминается замечательная мысль Ф. Искандера: «К пятидесяти годам некоторые честные люди начинают нервничать: “А стоило ли?” Хочется взбодрить их криком: ”Держитесь, братцы, уже не так много осталось!”»
Хотя, конечно же, в подобной поддержке нуждаются и люди всех других возрастов — как еще только выбирающие свой жизненный путь, так и приближающиеся к его концу. Вот в этой поддержке, наверное, и состоит основная цель книги.
Несколько слов о структуре книги. Отдельные ее главы посвящены разным аспектам вопроса о добре и зле, имеющим огромное значение в наше время. Однако не стоит рассматривать каждую из этих глав как законченный и всесторонний анализ заявленной в ее заглавии проблемы. В таком объеме это просто невозможно, да и вообще обозначенные темы поистине неисчерпаемы. Разбиение на главы — это всего лишь попытка хоть какой-то классификации, хоть минимального упорядочивания рассматриваемых положений. Тем не менее, материал книги изложен по возможности систематически, последовательно и предельно сжато. Особенно хотелось бы обратить внимание читателей на вторую главу, содержащую ключевые принципы древнеарийского учения, мало известного в наше время.
С текстом книги можно ознакомиться на сайте http://dobro-i-zlo.narod.ru
Два замечания по поовду Вашего текста.
1. Вы так увлечённо рассуждаете о добре и зле, как будто в мире действительно существуют добро и зло. На самом же деле и добро, и зло, и сам мир — лишь иллюзии.
2. Мудрость всегда лаконична. Человеку не познать Тайны мироздания, он может лишь догадываться об очень немногих из множества составляющих этой тайны, и познанного им за всю свою жизнь вряд ли хватит на две-три фразы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО откровений. А Вы целую книгу сочинили… Надо ли говорить, что любая книга на подобную тематику не может не быть выдумкой?..