… мировоззрение романтиков породило фэнтэзи. Мировоззрение
сциентистов-прагматиков сконструировало сайенс фикшен….
Конечно, для рафинированного позитивиста и материалиста появление в
произведении бессмертного эльфа или, скажем, господина Воланда сразу же
относит текст к жанру «фэнтэзи», а модель мира — к абстрактным. Но если
мыслить в рамках исторического континиума, окажется, что и эльфы, и демоны существуют — в том же смысле, в котором вообще существует мир наблюдаемый.
Во всяком случае, они менее абстрактны, нежели фотонный звездолет.
Обязана ли «фэнтэзи» быть глупой?
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН
Одна серьезная дама, увидев у меня в руках сборник «Фэнтэзи-2006», удивилась: Ну как ты можешь это читать? Такого вообще не бывает. Книги для подростков…
Я ответила этой сучной особе: А, может, это книги для тех, кто не боится заглянуть в зазеркалье? Задать себе вопрос: а если? Усомниться в абсолютности материально осязаемого мира? Кто пытается переосмыслить доступный нашим органам чувств порядок вещей?
На 1 этап конкурса выставлено 37 произведений, одно из них пришлось отложить по техническим причинам, кроме того, куда-то по неизвестным мне причинам исчезло одно произведение, что показалось мне интересным. Что ж, право автора.
В представленных работах я искала, прежде всего, изюминку, загогулинку в сюжете, нечто такое, что позволило бы сказать – ну, надо же! Какой класс! Речь не идет о безусловно новом, оригинальном, сюжете либо идее. Кажется, все уже было сказано – попробуй, придумай нечто новое. Я искала в текстах что-то, что заставило бы корифеев жанра занервничать – корона сползает! или удовлетворенно вздохнуть, сидя на облаках – наши люди! Растет смена! Замечу также, что говоря о влиянии на автора того или иного известного писателя, я ни в кое мере не считаю этот факт, априори, недостатком произведения.
Некоторые авторы недостаточно четко видят грань между фантастическим произведением и фэнтезийным. Я исходила из упрощенной формулы: чем объясняются происходящие с героями «необычности»? Если технологически, достижениями науки – это в соседнюю рубрику – фантастику, если вмешательством высших сил – это к нам, в фэнтези и мистику. Произведений смешанного типа не попадалось.
Второе, для меня, как обозревателя, существенное замечание. Об отрывках из … Хотя вопрос отрывков из больших произведений не оговаривался специально в Положении о конкурсе, я считаю рассмотрение их в рамках конкурса вполне допустимым, тем более, что на конкурс не выставлются большие формы, такие, как роман.
Мне представляется совершенно необходимым, чтобы автор, выставляя на конкурс отрывок, непременно давал ссылку на полный текст произведения. В таком случае, обозреватель всегда имеет возможность обратиться к полному тексту, если предстваленный КУСЬ порождает вопросы. Сам факт существующего продолжения или начала позволяет предположить, что в дальнейшем разъснятся неточности, исчезнут противоречия… И так далее. В своем обзоре я отмечаю те произведения, которые нуждаются именно в таком вот «обращении к первоисточнику».
Надеюсь, что всем, кому нравится поломать собственные мозги и заглянуть за грань реального, будет интересно ознакомиться с работами.
Поехали (правда, меня за эту реплику критикуют… ну да Бог, с ним). Нумерация произведений – моя, работы рассматриваются, начиная с последней поданной.
1. Легкое решение. Александрова Александра
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=81995
Я склонна отнести данное произведение к жанру фантастики. Но, поскольку, технологическое объяснение происходящих необычных событий не прописано, я все же сочла возможным включить его в обзор.
От героя уходит жена. Приглашенный к другу на вечеринку с девушками, он выходит на балкон и видит нечто вроде летающей тарелки. На следующий день оказывается, что все, что он пожелает, может сбыться. Он возвращает жену, но это словно и не она, словно она вернулась по велению чуждой силы. Тогда герой желает… Следующий эпизод – жаба приобретает разум…
«Большая жаба старалась ни о чем не думать, и раньше у нее это хорошо получалось. Однако в последнее время, ее беспокоило то, что у нее начала расти голова. Это было тяжело и неудобно. Что-то уже не позволяло ей наслаждаться покоем и неподвижностью. У нее появлялись какие-то желания. И они сбывались.
… Все чаще в ее голове зарождался вопрос, почему ее так привлекают люди? Она ловила себя на мысли, что даже в чем-то им завидует. Или… или даже сама не прочь стать человеком…»
Что же хотел сказать нам автор?
“Елка подумал, что …если у него открылся какой-то дар, и его желания исполняются, вопреки его воле — он ведь не может ими управлять — то это его абсолютно не радует. Это, конечно, хорошо, когда сбываются мысли, но если при этом ты не можешь этот процесс контролировать – это страшно. Помыслив глупость, можно навредить себе, или другим или … он подумал о своей жене, которая скорее походила на пластиковую куклу – или еще хуже…»
Затянуто только. Очень медленно идем мы к этой мысли… и скучновато.
2. Открытия профессора Буба Енчика. Вадим Чирков
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=81989
Ну какое же это фэнтэзи? Притчи, басни в прозе… Хотя – занятно…
3.Холод. Татьяна Минасян
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=81798
Это вообще не фантастика. Приключения. См. Джека Лондона. А рассказ хороший.
4.Однажды проснуться… Римма Глебова
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=81753
Данное произведение не относится к жанру фэнтэзи. Размораживать или нет замороженного дедушку, поскольку деньги кончились? Это почти и не фантастика – вон и опыты уже проводятся над простейшими организмами.
5. Сергей Маслов. Амазонка
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=81694
Добротно и основательно выписанная мистическая история о юной девушке, утонувшей в пруду, и «нечистом» месте – ее бывшем доме. В этой простой истории нет никакой особой оригинальности или яркости сюжета, но неторопливое повествование, картины лета, сельской жизни, описание трагической судьбы Маши Белостоцкой – несомненно, доставит удовольствие любителям танственного и непонятного, что случается в нашей жизни. Текст спокойный, стилистически выдержанный.
6. Пёстрый остров. Александр Асмолов
Таинственный остров в океане населенный бабочками. Сюда попадают умершие светлые души. Плотник, потерявший жену, отправляется на ее поиски… На Пестрый остров, к бабочкам. Сказка. Замечательная, поэтичная – скорее, для детей. Дети не обратят внимания на перенасыщенность эпитетами «прекрасный». «замечательный», «удивительный».
« На просторах безбрежного океана, там, где нагуливают силу шторма и огромные волны,»
«На нём не было ни зверей, ни людей, а – лишь небольшое озеро, окруженное полями необычайно красивых цветов. И ещё там жили удивительно красивые бабочки.»
«Незнакомец попросил у капитана разрешения угостить его выпивкой и выслушать» — кто кого угощает и слушает?
«Едва ступив на желанный остров, плотник был очарован огромными полями необычайно красивых цветов. Он даже разулся, чтобы не поранить их. Они были повсюду – огромные, яркие, ароматные. А на цветах и над ними было несметное количество таких же прекрасных бабочек.» — на мой взгляд, это перебор. Сироп получается.
Не задумаются над тем, что бабочка – это гусеница и кокон, объеденные листья, обглоданные ветки. ТО есть о том, что поэтичность образа – остров, населенный бабочками – несколько спорна
7. Провидец.Ян Лисица
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=80948
Интересно. Анж ле Пти – маленький Ангел, хозяин Сите. Провидец. Очень неплохая идея: покровитель Сите, покровитель Парижа. Видит будущее. Стоило бы прописать двуякую сущность мальчика-побирушки и ангела. Рассказ вполне может вырасти в бОльшее произведение. С точки зрения текста как материала – необходимо пристальное чтение, шлифовка.
Например:
«белобрысый мальчишка лет тринадцадцати сидел на корточках и кормил голубей хлебным мякишем.
— Скажите, Морис, не тот ли это ребенок, что приносил нам вчера булочки с маком? Вы ему ещё дали три су…»
= Для средневековья мальчик в 13 лет – это уже не ребенок. «Паренек, отрок», но не ребенок.
«На паперти было людно, но подслеповатые глаза аббата заприметили в толпе знакомое лицо» ???? = сомнительно…
«Слабоумный? – д`Эвре посмотрел на мальчика с сожалением.
— Вроде того.» = дальнейшее поведение мальчика мало соотвествует этому определению.
«С улыбкой, он возразил» = ничем не оправданное стилистически обратное построение фразы.
Этот рассказ С ПОТЕНЦИАЛОМ. Из такого сюжета можно сделать весьма интересную историю.
Советую прочесть.
8. Мальчик и Он. Алтай
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=80554
О том, как Булгаков получил свой дар? Во всяком случае, нам на это сильно намекают.
Маленький мальчик, оставшись в доме вечером один, лезет за вареньем, банка разбивается. Он идет выбросить мусор, и тут является Дэвил (дьявол).
Что нужно ему от мальчика?
«Сейчас я попрошу тебя подписать этот документ, в котором я обязуюсь сделать тебя бессмертным. Мысли твоей не будет преград на пути познания, ты прикоснешься к великим тайнам Вселенной, доселе неизвестным человечеству, и принесешь людям бесценный дар – Знание. Конечно, это будет лишь крупица огромной глыбы, имя которой – Истина. Ведь за свою короткую жизнь человек успевает сделать очень немногое, а сколько таких песчинок уже хранит человеческая История, вместе с именами их первооткрывателей. Да, я обещаю тебе бессмертие не бренного тела, но имени! Бессмертием твоим будет благодарная память Человечества.»
« — Конечно, ты можешь отказаться. Ведь я не обещаю тебе спокойной жизни. Отнюдь, чашу горя, которую ты при этом выпьешь до дна, ничем не измеришь. Но это будет твоя судьба!»
А, собственно, зачем все это Дэвилу?
«- Нет, мертвые души мне не нужны, душа – дитя,- без разума, и разум – ничто,- без души, — покачал головой мистер Дэвил. – Я возьму только некоторые ее качества. Я возьму взамен твои самоуспокоенность и самодовольство, леность твоей души и ее слабость, заберу твою праздность и усталость, духовную сытость и равнодушие к познанию мира, отниму черствость к чужим бедам и скорби, скупость и спесь… Чтобы все это не мешало тебе никогда!»
Но ответа нет. Выходит, по замыслу автора, именно дьявол дает мучительный дар стремления к познанию истины?
Довольно спорное утверждение. Впрочем, это мнение автора, пусть так.
В целом рассказ, к сожалению, не цепляет. Написан несколько нравоучительно в местах «философствования», и скучновато в местах фантастических. Изобилует тяжеловесными рассуждениями, и затянутыми описаниями.
9. Сказки отрубленных голов. Корвин
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=80289
Если вы думаете, что с лету поймете о чем тут написано то вы ошибаетесь. Что это? Ожерелье микроисторий. Сказки? Притчи? Ночные бредовые фантазии? Сны? Абсурдные словесные изыски? Философские этюды? Поиски смысла бытия? Издевки над доверчивыми читателями? Что делает автор? Пишет ли он это все всерьез или издевается над читателем? Да и рассчитано ли все это на то, что кто-либо будет читать, и не только читать, но понимать – и сопереживать? Вы думаете, я нашла однозначный ответ – нисколько. Три раза хотела отложить – и вынести вердикт – бред. Почему-то вспомнилась Алиса в зазеркалье. И альбом с репродукциями Босха. И еще что-то такое… давно виденное… неуловимое… у Тарковского, что ли? Я дочитала до последней сказки. И все встало на свои места. Вроде бы. Не уверена.
«…когда я провожал ее домой, я думал о том, что хорошо быть кому-то нужным.
И все. Я был счастлив.»
А этого он был шариком, просто головой, головой на ножках, лопающей пауков… Живым и мертвым одновременно…
В общем, если вы любите головоломки – то эти сказки для вас. Не сверните только шею. Не утоните в парадоксах. Вы любите парадоксы?
«Цветок уже высох, с него облетели лепестки, и теперь он выглядел намного красивее, чем раньше.»
«Вы хотите сказать, что кукловод – кукла?
— Конечно, ведь только идеальная кукла может создавать кукол из живых людей. А кукловод – это и есть идеальная кукла.
— Но как он это делает?
— Очень просто. Он отрубает голову, забирает душу, а вместо нее набивает место для души опилками. А у тебя есть душа, значит ты – не кукла.»
«Я должен идти. Как сердце…
Я не боюсь. Это черная комната, и я должен найти Ее. Черную кошку.
Только так я могу доказать им всем, что я на что-то способен. Любая цель, не столь эфемерна, как кажется на первый взгляд. И я не боюсь, я не боюсь…»
А черная кошка сидела и думала, стоит ли играться с этой глупой черной мышкой в черной комнате…»
«- Кто ты? – спросил я.
— Я хомячок.
— Почему?
— Потому что хомячки никого не любят.»
И многое многое…
Текст. Да, есть что покритиковать. Повторы. Длинноты. Некоторые стилистические неточности. Да ну их!
Вадим Корвин верен себе, своему стилю, своим путям и своим мирам: узнаваемым и вывернутым назнанку, простым и многослойным. Его истории – именно те, которые читаешь, а думаешь о своем, и вдруг в простых коротких фразах находишь ответы на свои собственные вопросы, что гвоздем в мозгу торчали.
Так много мыслей… Так много вопросов… Есть на них ответ или нет? И вообще – это ответ или новый вопрос?
« А когда же Путь закончится?
Когда я дойду до его начала. Он замкнется, а значит, будет закончен.»
В общем, любителям вывихнуть собственные мозги, а потом вправлять их обратно – очень рекомендую…
10.ВЫСШАЯ ИНСТАНЦИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ (фрагмент из романа).
Бельферман Моисей
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79242
Этот фрагмент нельзя отнести к жанру стопроцентного фэнтези, и уж, конечно, мистика тоже ни при чем. Философская Притча, выросшая до размеров романа?
«С миссией контрольной отправляется Ангел Исрамиэль в инспекционный полет: обязан представить отчет, глобальные рекомендации по изменению Политики Действия. …
«- Нет, пусть он поспешит: выдаст рекомендации о расширении Райского Заповедника! Пора Господу позаботиться об отдыхе, досуге Существующих Душ. Господу Следует Поднатужиться: переделить на части Душу Адама. Создать Новые Души для продолжения расселения людей на планете Земля.»
»Представит отчет детальный с рекомендациями. Часть их продумывает, готовит заранее: остерегается растратить себя по пустякам, утонуть в обилии фактов. Исрамиэль надеется: его рекомендациями заинтересуются при широком обсуждении. Прислушается Господь. Под давлением фактов поступит. Ангел Исрамиэль много времени, внимания и забот отдал наблюдению за Свободными Душами: каждую обязан пристраивать!»
… Эти несколько цитат отражают содержание представленного отрывка.
Для меня, читающей произведения Моисея Бельфермана впервые, особенности стиля автора затрудняли понимание и восприятие. Несомненно, это произведение выделяется из общего массива поданных на конкурс рассказов и отрывков и манерой написания, и содержанием. Я бы сказала, своей элитностью. Необычным взглядом на небесную канцелярию, как на какую-то контору и работающую по принципу конторы. Видимо, я должна признать высокий технический уровень отрывка и глубокое содержание – судьбы человечества, духовное развитие, приобретение души.
Конспективный стиль повествования делает роман похожим на … конспект романа. Все время ожидаешь, а когда же, собственно, начнется действие?
И – всем рекомендую почитать, попытаться осмыслить, возможно, поспорить. Вот такая парадоксальная оценка.
11. Приют всех странников не странных.Виктор Роднин
Эти стихи сюда случайно попали.
12. Меч и щит.Каролина Эдельштайн
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78701
ФЭНТЭЗИ. Автор явно вдохновляется подвигами Гарри Поттера – со знаком минус. Девочка — ученица школы демонов, отличница — должна напитаться силой убиенных жертв. Зачет у нее такой. Ледяным мечом замочила целый автобус пассажиров. Жив остался один бомж. Плохой ученик этой школы – но видимо еще не плохой человек — заложил ее ментам. Девочка с главным демоном является убить мента и мальчика — предателя. Но доблестный капитан закрыл собой мальчика, сам погиб, а демоница не смогла убить мальчика. Мент стал живым щитом.
Закончив чтение, остаюсь в недоумении : ну и что? Рассказу не хватает иронии, все происходит – уж очень по-серьезному, но для серьезного фэнтэзийно-мистического детектива ему ну очень далеко. Конец скомкан,словно автор решил все — пора закругляться. Может быть – это отрывок, и в дальнейшем повествовании все непонятки раскрываются — то где на это ссылочка? В задачу обозревателей этого конкурса не входит чтение больших форм, но факт существования продолжения снимает многие вопросы. Если это отдельный рассказ, то он без конца, поскольку то, что происходит в конце не разрешает, обрисованного конфликта.
Текст ровный, никакой. Персонажи схематичны, изображены вполне банально, традиционно: туповатый простоватый капитан, демонический демон, плохая девочка напоминает девушку легкого поведения, хороший мальчик – дрожащий (но в глубине мужественный) слюнтяй…
Эта вещь может понравиться подросткам, но вряд ли заинтересует тех, кто уже не входит в понятие тиинэйджер. Не хватает глубины.
Не говорите мне, что так оно и задумывалось – для детей. Хорошей детской книгой можно назвать ту, которую с удовольствием читают взрослые.
13.Подарок из Киева. Сударушка
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78048
Городское юмористическое фэнтези.
Киев. Наши дни. Две кошки идут (описано долго и подробно) на Андреевский спуск в Замок Ричарда, а затем в дом Булгакова к Воланду. Итак, Воланд ныне живет в Киеве и собирает людские души в кристаллы. А из них извлекает свет и… короче делает всяческие гадости. Тут появляются писатели-сетераторы: ну прям специально к Воладну в руки :
«Что-что, а расположить к себе людей, сыграв необходимую роль, дьявол умел. Особенно женщин, особенно доверчивых, особенно писательниц или считающих себя таковыми где-то в глубине доверчивой души. На вечеринке он узнал от миловидной блондинки с прекрасным именем Татьяна, что его гости — члены клуба «Говорящие руки», практически все они страдают модной нынче болезнью — графоманией, и большинство из них перманентно находится в состоянии глубокого творческого кризиса.»
Конечно же , писатели поддались на уловки коварного Воланда :
«Рукописи теперь действительно горели. И не просто горели, а пылали. Но чего стоило горение! Болезни и неудачи преследовали авторов. И это бы ещё полбеды. Настоящая же беда заключалась в том, что крепкие доверительные отношения, коими всегда дорожили члены клуба, стали вытесняться недомолвками, обидами, непониманием, подобно тому, как давно не полотые грядки зарастают сорняком. А уж о начатом в прежние времена с особым энтузиазмом совместном проекте и речи быть не могло, — ничего не получалось. ПРАВДА, ТРАДИЦИОННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНКУРСЫ, НЕЧТО ВРОДЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГРАФОМАНОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ, ПО-ПРЕЖНЕМУ ОРГАНИЗОВЫВАЛИСЬ РЕГУЛЯРНО. НО ОНИ СТАЛИ ТЕПЕРЬ ЕДИНСТВЕННОЙ ОТДУШИНОЙ В ОБРАЗОВЫВАЮЩЕМСЯ ВАКУУМЕ» — ИНТЕРЕСНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ, КОЛЛЕГИ. (выделено мною, МЧ)
Ох, что-то мне это сильно напомнило… Что-то такое свеженькое… Может,это обычное зеркало?
НЕ скажу, чем заканчивается эта детективно-мистическая история – вдруг вы еще не читали?
Вот так вот. Спрашиваем себя – в чем сверхзадача? Писатель – в чем твое предназначенье? Для чего горят наши рукописи? И горят ли? И какой ценой? Масса вопросов. И ответ имеется. Прочитайте рассказ до конца – узнаете.
Идея неплохая. Вдохновленная Булгаковым. Автор тоже мелькает среди писателей. Лично я бы сильно спорила с тем фактом, что Воланд — в Киеве, тем более в доме Булгакова. Но это оставим за кадром. Слишком подробное описание киевских улиц: не очень интересное тем, кто их не знает.Самое интересное в идее рассказа – что это значит — рукописи горят/не горят. Горят – значит, зажигают сердца, значит хороши.
Точка зрения на повествование все время меняется: то это кошки, то Воланд, то писательница. Прием сам по себе интересный, но мне представляется непроработанным.
Текст оставляет ощущение сокращенного на скорую руку. Думается, стоило бы поработать над самим текстом, расширить там, где скомкано (где рассказ вдруг приобретает форму прибежал-схватил-убежал), пересмотреть киевские реалии – не всегда упоминание улиц органично вплетается в повествование.
В целом – интересно, прочтите.
14. Смерть забыла про меня. Мари Веглинская
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78022
МИСТИКА. Старый священник приезжает в заброшенный приход-церковь, восстанавливает ее, несет слово Божье. Встречается с Мартой — странной старухой – по мнению селян, вечной — невестой Сатаны. В конце выясняется, что это сама Смерть и есть. Такая концовка представляется нелогичной — почему тогда она говорит что смерть о ней забыла? Сама о себе забыла?
К сожалению, некоторые смысловые линии зависают, не получая развития и решения. Например, странные сны священнника.
Вполне традиционны художественные приемы – патриархальное бытие старого священника, идиллические картинки жизни крестьян, полная селянка – помощница, внезапно молодеющая старуха Марта.
Произведение может привлечь любитиелей неторопливого, обстоятельного повествования, изобилующего описаниями природы и бытия.
15. Всё своё …Игорь Кит
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77503
Мистически-философская история о добровольном одиночестве и уединении. Человек, живущий в чемодане. Интересная, дающая повод поразмышлять над местом человека в жизни. Пожалуй, одна из самых запоминающихся работ.
Четкий, проработанный текст. Хочется процитировать.
«Слабый свет вырвал у вселенского мрака малую частицу пространства. Я двинулся к выходу. Целую вечность, с гулко бьющимся сердцем, я открывал многочисленные задвижки и запоры. Наконец я с трудом сдвинул тяжелую сейфовую дверь. За ней ничего не было. Ничего. Совсем.
Пустота и мрак. Мрак и пустота…
Я стоял на пороге долго… очень долго. Не в силах ни шагнуть вперед, ни повернуть назад. Я стоял и ни о чем не думал, в моем распоряжении оставалась лишь малая толика разума, контролирующая системы жизнеобеспечения.»
Всем рекомендую.
16. Привал. София Каждан
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77421
МИСТИКА. Пьяная молодежь попикниковала на кладбище на могиле солдата. Его мать их прокляла. С тех пор – с ними случаются всяческие несчастья. И это мы уже встречали. Но, повторюсь, даже уже исследованная тема может получить новое звучание, если сделана ярко и неординарно. К сожалению, данный рассказ художественными находками не радует. Текст — словно какой-то конспект по принципу встал-сел-пришел-ушел.
17.МОЛОДОСТЬ НА ОДНУ НОЧЬ (фрагмент)Алена Чубарова
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76759
ФЭНТЭЗИ. Пьеса-Сказка. Симпатичная, с юмором, на тему любви, молодости и той цены, которую мы платим. Написано легко и весело. Замечательно может нас развлечь холодным зимним вечером, да и повод подумать над жизнью – тоже дает.
18.Сети, мой Сети. Сешат
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76398
ФЭНТЭЗИ. Попытка альтернативного толкования древнеегипетской мифологии. И через нее – вновь о добре и зле, о справедливости и цене свободы. Осирис — глупый и бестолковый, жестокий по отношению к смертным, Сет – ищущий, неспокойный, пытающийся быть справедливым. Так сказать, египетский Прометей.
Сохмет — богиня войны. Намек на то, что влюблена в Сета, и если бы Сет ответил на ее чувство, то все было бы иначе. Ну вот, опять все несчастья от женщин и их неразделенной любви…. Сет — рыжий? Потомок северных царей? Я поискала информацию относительно масти Сета в литературе, но ничего не нашла, поэтому оставляю просто вопрос. Вспоминаются Валентинов и Олди.
Клиповое построение повествования затрудняет понимание — необходимо хорошее знание египетской мифологии.Если вы не знаток мифологии – с лету вам его не одолеть. И в то же время придает ему характер действия, совершающегося перед глазами читателя, втягивает вас в дейстсвие как соучастника, а не как зрителя.
Если бы это произведение издавалось, его необходимо было бы снабдить словарем. Автор ставит перед читателем вечные вопросы : о добре и зле, о смысле всего живущего – через призму древнеегипетской истории богов и смертных.
Mне весьма понравилось.
19. ВИНО БЕЗ СОЛНЦА.Шнапсоклаус
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76384
ФЭНТЭЗИ. Забавная история. Колдун ищет бессмертия. К нему его может привести только могущественный скоМОрох. Через Дверь. Где Дверь — знает моряк Джим. Колдун убивает всех на своем пути, ищет Дверь. Джима он тоже хочет принести в жертву, но не успевает — пару капель его крови стали жертвой. СкоМорох позволяет колдуну произнести желание и отправляет его в волшебную землю выращивать ВЕЧНО чудо-лозу для чудо-винограда для чудо-вина которое он очень любит. Оригинальный неожиданный конец. Легкий ироничный текст. Читается легко, весело, как пьется хорошее легкое вино.
Рекомендую.
20. НАДО ЖЕ ТАКОЕ ВЫДУМАТЬ!.Ира Егорова
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76338
Аллегория. Симпатичная миниатюрка : мир человеческий, материальный с точки зрения юной души, еще ни разу не имевшей тела. Напискано в форме диалога.
21. Ад, созданный нами.Злата
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75505
ФЭНТЭЗИ.Параллельные миры, боги, ангелы, борьба Добра и Зла, проблемы преступления и наказания, совести и справедливости. В общем, полный набор глубоких истин и серьезных вопросов. В центре — Звенислав — некто, повелевающий нижним миром и создающий ад по своему разумению. И вдруг в конце — оказывается что все это сон.
Очевидно, даное произведение является отрывком. Ссылки нет. Я просмотрела историю «рассказа». Отрывок из ЭПОПЕИ о Богах. Ох. Лишний раз убеждаюсь, что публикация кусей дело тонкое и неблагодарное. Не исключено, что в полном произведении многие вопросы снимаются (сюжетные и текстовые). В виде отрывка выглядит требующим сюжетной и текстовой доработки. Возникает множество вопросов – кто, что и зачем? В конце — сон. Так, что это все — гротеск? Ирония? Или по-серьезному? В тексте присутствует смешение стилей. То ирония, то выспренное и возвышенное, то философствование… Что всем этим автор хотел сказать? Что такое — безумие? Тема до конца не развита, хотя объема еще хватает. Речь персонажей лишена индивидуальности, описаниям и размышлениям – по содержанию, вроде и правильным, не хватает яркости, какой-то изюминки, чтобы захотелось их разделить или поспорить.
На мой взгляд, сюжеты на столь серьезную тему должны вызывать желание отложить книгу и задуматься, что-то примерить на себя, с чем-то поспорить… И вновь вернуться к книге. Но для этого они должны не просто содержать в себе набор умных слов, но слова эти должны быть именно теми, которые цепляют и не отпускают, не дают спать ночами, не оставляют вас ни на минуту. Как в «Бездне голодных глаз», Олди, например.
Я хочу сказать, что идея, положенная в основу сюжета, плодотворна и благодатна. Но требуется сеьезная работа над текстом, над образами, над языком повествования и языком персонажей.
22.Кого мы нынче схоронили? Грязнов Михаил
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75338
Юморная МИСТИКА. Пьяница перепив, умер на улице.. Опознать его было невозможно, родственники его похоронили, оплакали. Неожиданно он позвонил из больницы и потребовал, чтобы его забрали. Он с перепою попал в реанимацию. Следователь по делу взял анализы у него и у тела. Затем еще раз у него, и на этот раз еще и сопли. Вскоре Гоша-пьяница еше раз умер. Его опять похоронили. И в конце – обязательная для таких истории загогулинка. Какая – узнайте сами.
Написано легко, изящно, с юмором.
Прочтите, не пожалеете.
23.ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. Пиллар
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75120
МИСТИКА с привидениями на даче. Молодые люди решили провести ночь на старой даче в конце сезона. И тут к ним является привидение. Далее следуют всякие забавные приключения. Есть интересные сюжетные черточки. С юмором.
Для чтения вечерком, когда устанешь от политических дискуссий и убойных сериалов…
24. Квартирантки. Ксения Пушкарева
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75118
МИСТИКА. Хорошо написанная история с привидениями. Две девушки сняли квартиру в старом доме. А там… В общем, довольно предсказуемая и не раз описанная история. Написано в соотвествии с характером подобных сюжетов: немного юмора, немного страха.
Еще одно — для чтения вечерком, когда устанешь от политических дискуссий и убойных сериалов…
25. Источник красоты.Галина Мальцева
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74885
Об истинной и мнимой красоте, о красоте внутренней и внешней. Некрасивая девушка, неуверенная в себе вместе с подругой идет к Источнику красоты, чтобы ради парня, в которого влюблена, стать красивой. Но источник не делает человека красивее, он уравновешивает внутренний и внешний мир. Прекорасные душой становятся лучше внешне, пустота души – тоже отражается на внешности. Героиня понимает это и обретает веру в себя.
Текст без особых недостатков, но, к сожаленю, и без находок.
26.Всадники.Н.Р.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74856
ФЭНТЭЗИ. Дмиор — первосвященник несущий в мир веру в Чистого Бога. Встречает Всадника- вестника несчастья. Всадники — это «Где-то…в далеких мирах, давно, Всадники были людьми. Но эти люди были одержимы чудовищной силы страстями. Такими, что выбросили их из мира людей. И теперь им суждено блуждать между мирами, искупая свое существование отсутствием для них людского мира страстей. Они очень сильно верили. И очень сильно любили или ненавидели. И ты давно уже понял это, первосвященник. И понял, что страсть твоя к Богу порочна. Место ей там, в холоде между мирами…» Носители сильных страстей из далеких миров являются и носителями силы, они добрые и недобрые, светлые и темные.
Некоторая нелогичность в развитии сюжета: Зачем хороший явился рыбакам, вследствие чего они покинули свой поселок и попали в плен; а затем он же явился им и вдохновил на сопротивление? Прям провокатор какой-то.
Приготовьтесь к тому, что вам придется перечитать этот рассказ несколько раз, пока вам не покажется, что вы поняли замысел автора.
27..Чудо лесное.Дмитрий Родионов
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74836
О цветке папоротника и абсолютном знании. Ученый и местный охотник идут в лес смотреть на цвет папороти. Старик отговаривает ученого трогать цвет: он опасен. Ученый не слушает, ему открываются все страдания мира, все боли. Он, не выдержав, умирает.
«И он понял… Теперь придётся пройти через все страдания, которые он причинил на земле: начиная от мук сожженного муравья до стремления выжить последней частички нерожденного плода его жены, выскабливаемой хирургической сталью…»
Замечательные описания леса, утра в лесу. Рассказ, безусловно, стоит прочесть.
28. Mortis.Сяо Жи
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74768
РАССКАЗ-ПРИТЧА? В начале я отнеслась к нему скептически. Увидела уже слышанные мотивы (вечная борьба добра со злом), но вскоре увлеклась. Да, идея сюжета не оригинальна, но это не суть важно.
Сергей потерял маленькую дочь — погибла под машиной. Жена отравилась, он ищет способа вернуть их, изменить судьбу. Обращается к Смерти, Жизни и Времени. Готов заплатить любую плату. Хотите узнать, что из этого получилось – прочтите рассказ. Еще одна попытка решить – а стоит ли вмешиваться в судьбу, менять ход времени?
Написано легко, с юмором, не смотря на серьезные поставленные вопросы. Небольшие технические недостатки. Рассказ стоит прочитать, еще раз задуматься над связью жизнь-смерть-время.
29.Парарельсные измерения.Эрнест Стефанович
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74615
МИСТИКА-ФАНТАСТИКА. Или все же ПРАВДА ЖИЗНИ? Очерк о связи постранства и времени.
История поезда-призрака,как предвестника несчастий. Рассуждения о пространстве и времени, о движении времени и путешествии в нем. О связи пространства и времени и их взаимном пересечении… Автор утверждает что рельсы перемыкают временные пласты, и в подтверждение приводит историю с поездом. Стоит прочесть, и задуматься – а вдруг что-то в этом есть?
30. ГЛАЗА ДЬЯВОЛА.Константин Довгодуш
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74548
МИСТИКА. Готический рассказ. Младший дьявол — тролль требует у женщины жертву за жизнь ее дочери. Разумеется получает, требует все большую вплоть до убийства мужа. Хорошо отработанный таниственный сюжет. Загадочный неожиданный поворот в конце. Характерная для готического рассказа некоторая недосказанность, чтобы было страшнее и непонятнее в конце. Однако тут требуется тщательно сбалансировать недосказанность чтобы она не превратилась в незавершенность.
Тем, кто любит загадочное и непонятное, из серии – не читайте на ночь,- рассказ понравится.
31.Глухие удары. Владислав Эстрайх
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74254
МИСТИКА
О случайности и предопределенности в судьбе. «Случайностей не бывает. Всё мы идём по тонкой нити нашей судьбы, и когда на ней завязывается узел, мы не в силах миновать его. Мы можем лишь споткнуться об него и постараться удержать равновесие.
А иногда остаётся лишь красиво упасть.»
Герой попадает в сумашедший дом, где знакомится с пациентом, который лечится там уже семь лет. Каждого из них привело в этот дом личное горе.
Мне непонятна связь всего сюжета с главной сентенцией. НИ в линии Евгения, ни в линии Олега, ни в единой их линии. Словно что-то из рассказа было выброшено.
32. Ловушка для снов. Ольга Грушевская
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74186
После прочтения всего рассказа, остаюсь в полном недоумении: ну и что? О чем это все и зачем? Пересказывается сон: Поездка в поезде, потом пароход, потом магазин. Вещи, которые выбираются неизвестно для чего. Непонятная история с порваными чулками и их покупкой. Появление сына и его друга — и снова неизвестно для чего. Я готова допустить, что автор замыслил некую глубокую символику, но спрятал ее очень глубоко, докопаться не представляется возможным.
33. ИСКУШЕНИЕ.Андрей Репнин
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73686
ПРИТЧА, будем считать — ФЭНТЭЗИ
Отшельник на горе. К нему является НЕКТО или НЕЧТО, называясь сыном, просит принять и желает любить героя. Отшельник — чист и прозрачен, люди внизу — грзязны и нечестивы. Банальная антитеза.
Мальчик-юноша-девушка-женщина-некто-зверь льнет к отшельнику. Но отшельник должен устоять. Что же символизирует ЭТО и во имя чего отшельник уединился? Чему он противостоит. Искушение — что же это?
Все эти вопросы возникают при чтении, но автор не дает на них ответа. Получается абстрактное противостояние абстрактному искушению — без смысла и сути. Мелькает и гнев, и похоть, и страх, и любовь.
Борьба со идеальным злом? Основное ощущение после прочтения – абстракция без наполнения смыслом.
34.
ро л AnimaD
Это нечто, ломать мозги над которым я не намерена. Так глубоко и тонко что смысла нет вообще.
35. ИЛЬГА,ТАК ЕЕ ЗВАЛИ….Владимир Борисов (Vladimir)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73222
Автор-рассказчик находит в старом доме, при разборке его бутылку с тетрадкой и записями. Это записи мальчика, сделанные перед самой войной.
Мальчик (возраст непонятен) приехал с родителями на дачу накануне войны. Отец строит колодец. Мальчик носит воду из пруда. Встречает нимфу. Она указывает, где рыть колодец. Нимфа гадает мальчику и видит войну.
Главная антитеза: Лето, красота, бность, возможно, любовь и жестокая война, которая завтра все разрушит. НО? Сюжет оставляет ощущение незавершенности, недописанности, просит продолжения. Провисает.
Меня смущает то, как написан дневник мальчика. Ну, не могу я представить мальчишку, который так излагает свои мысли.Если бы это были слова автора, то воспринималось бы иначе – поэтично и уместно, а так -несколько притянуто для красоты стиля…
36.Перед дождем. Таволгин
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73220
МИСТИКА. Юноша хочет покончить с собой. Вылазит на крышу, а тут внизу девочка, якобы его дочь, которая не родится, если он прыгнет. Предупреджение/спасение приходит из еще несуществующего. Остановись на краю.
Впечатление: да никак. Набросок на известную тему.
О РЕЙТИНГЕ. Несколько отмеченных произведений получили средний балл «5». И больше говорить не о чем. Тема достоверности результатов электронного голосования в его нынешнем виде в мой обзор не входит.
Вот такие миры и чудеса. О тех, кто станет лучшим, скажу через несколько дней.
Приятного чтения.
Человек, живущий в чемодане?
Почему я этого еще не читала:)
Спасибо, Марина, побежала читать.
А про Вадима классно сказано:)))
Только сейчас начинаю нормально ориентироваться на портале. Поэтому только сегодня прочитала.
Над доработкой буду думать. Эх, дефицит времени, а иногда терпения!:-)))
Спасибо, Марина!
Сударушка, спасиб за все ТРи рецки на обзоры. стречаемся в пятницу? Рада буду познакомиться.
МЧ
Сударушка, спасибо за внимание ко всем трем обзорам. Надеюсь, мы встретимся скоро в реале. МАрина
Спасибо за грамотный обзор и высокую оценку!
С уважением,
Уважаемая Марина,
Мне показалось крайне огорчительным, что такой популярный в средневековье сюжет, остался совсем незамеченным. А ведь присущая ему первоначальная символика в тексте сохранена. И аллюзии представляются мне довольно явными. Тот самый, заданный еще в средневековье треугольник. Ведь здесь три действующих лица. Вы так четко характеризуете первых двух, а как же третий? Он же постоянно присутствует, и многие реплики направлены к нему. Неужели нужно назвать имена? 🙁
Ну, я не настолько стара, чтобы помнить средневековье…:)) А сли серьезно, то ваш герой борется с демоном-искушением остаточно эксплицитно, но то, что он ему противопоставляет, выглядит бледно. Андрей, тут ведь не философский диспут, а рассказы рассматриваются. Вам, как автору кажется, что вы все ясно сказали, мне, как читателю, многое неясно. Причем, не потому, что ваши вопросы предполагают неоднозначные ответы, а потому, что они их вообще не предполагают. Так и хочется спросить: ну и что? С Божьей помощью Дьявола отогнали, а завтра, выходит, он придет опять. то что ж, не бороться? Но все это — суть философия содержания вашего произведения ( при условии, что мое ИМХО совпало с вашим), а вот воплощение — не вдохновляет.
Собственно, я не совсем понимаю, что вы хотели бы от меня услышать.
извините, что отвечаю не сразу, много работы в разъездах, не всегда есть Инет. С уважением, МЧ