НАКАНУНЕ


НАКАНУНЕ

опыт перевода с рифмованного 🙂

…и опять эта мартовская хлопотня:
приморозить тускнеющие зеркала
и натужной рысцой рыжеватого дня
догонять горизонт — от числа до числа
выпадая в осадок юнИцы-тоски,
в нулевое пространство бездарной струны,
где скупой Агасфер мажет сажей виски,
и провинности вписаны и сочтены…

Ископаемый страж, как же ты надоел! —
не жалей девять граммов на выпас меня,
оставляя наутро шершавый пробел
в целокупной афише вчерашнего дня.

…вообще-то я всегда считал и считаю, что обьяснять стихи — занятие пустое.
но каждое правило имеет исключение.
и таким исключением является предлагаемый вашему вниманию опус.

Поводом для его появления была реакция одного уважаемого мною поэта на стихотворение «Накануне». Вначале он сетовал на его «закрытость», после просил растолковать незнакомые ему понятия, а затем просто попросил обьяснить стихотворение. Я сказал ему то, что вы прочитали в начале, но он возразил, что иногда (иногда!) проникновение в авторский замысел интереснее собственных домыслов и ассоциаций на тему…
крыть было нечем:).

<Агасфера знаю. Не могу вспомнить значение обычaя мазать виски сажей. < А юница это новообразование от юной или...?

———
юница (архаическое): Юноша –Юница, юнИца-молодИца.

Агасфер — Вечный Жид, вечный странник,
всюду присутствующий и всему чуждый,
безмерно уставший от бессмертия и созерцания
бесконечного круговорота чужих страстей…

=======

Межсезонье — штука тяжкая. Непросто сказать, еще труднее пережить.

…уже подтаивает, но лужи то и дело схватываются непрочным тусклым ледком, а рыхлый день красно-рыж от морозного солнца,
и вроде длинненький, ан глядь — и свечерело…

и опять эта мартовская хлопотня:
приморозить тускнеющие зеркала
и натужной рысцой рыжеватого дня
догонять горизонт от числа до числа…

от числа до числа… — неизвестно, когда прихватит тебя эта тревожная неопределенность и когда отпустит… да и отпустит ли.

юнИца-тоска – …не вчера родилась и не завтра помрет, а — лишь зреет, зараза, в самую пору вступает, и потому сегодняшняя невыносимость (невыносимость!) — ничто, по сравнению с тем, что грядет.
и– известно это.

вот и:

выпадая в осадок юнИцы-тоски…

и— уже конкретно:

в нулевое пространство бездарной струны…

Тоска не безмолвна, она голосиста и многозвучна-многословна, но — бесплодна и тем бездарна, воспроизводя лишь себя самоё. Делает она это неустанно и бесконечно, и потому пространство тоски замкнуто, свернуто: оно – нулевое.
но пространство это – обитаемо: именно здесь пребывает безвинно наказанный отлучением от радости жизни; её поток проходит сквозь пораженного тоской — он еще ощущает пульс жизни, но его собственный пульс уже не совпадает, биение замедляется, и он отстает все более, впадая в оцепенение отрешенности, он все более чужд реальности, выпадая, выпадая из нее…

в какой-то момент, он делает отчаянный рывок: братцы, я же ваш, свой, вот он я – я хочу к вам!..
пустое! – как ни маскируйся, будешь мгновенно опознан и изгнан! – так устроена жизнь, в скоротечной суете своей не приемля несчастных.

И кому, как не Агасферу-страннику, ведомо это лучше всех: сколько раз в своей бесконечной жизни он пытался быть как все, наивно маскируясь,

мажет сажей виски

…. но — мгновенно облезает негодный грим – и снова жизнь ”обнуляет”, загоняя все туда же – в тоску непереносимого Знания, где ”предначертан путь и ведом срок” (цитата из другого стиха), а в этом — сказано иначе, но о том же:

провинности вписаны и сочтены

…… Я БОЛЬШЕ НЕ МОГУ!!!

выпустите же меня отсюда!!
я хочу на теплый зеленый луг моего детства,
моей мечты,
отпустите меня на выпас моих надежд,
моих столь желанных иллюзий!..

не можете…

но тогда хоть Ты помоги мне, мой нежеланный сопутник…

да-да, я уже знаю, что пути назад нет, но ведь я – и это какое же это, оказывается,счастье! — я-то не бессмертен!..
и для меня теперь любой выход – это выпас последней надежды, так

не жалей девять граммов на выпас меня…

…что останется?

а что остается от ушедших?..
боль в сердцах близких, память …

но – не вечна память, изменяется боль, ее градус…
уходят и носители памяти и боли…
живут другие – у них своё…
все зарастает…

оставляя наутро шершавый пробел
в целокупной афише вчерашнего дня

как и не было никогда…..
……………………………

теперь понятно и название: накануне чего…

…и опять эта мартовская хлопотня:
приморозить тускнеющие зеркала
и натужной рысцой рыжеватого дня
догонять горизонт — от числа до числа
выпадая в осадок юнИцы-тоски,
в нулевое пространство бездарной струны,
где скупой Агасфер мажет сажей виски,
и провинности вписаны и сочтены…

Ископаемый страж, как же ты надоел! —
не жалей девять граммов на выпас меня,
оставляя наутро шершавый пробел
в целокупной афише вчерашнего дня.

0 комментариев

  1. nadejda_kogan

    Барри, это замечательно, но получилось еще одно стихотворение — в прозе!! Вообще, когда поэт начинает объяснять свои стихи так и получается — еще одно стихотворение))) Почему? Да потому что язык твой. Логика твоя! На эту тему уже сказал и развиваешь ее дальше. А вот когда есть читатель, зритель «театра одного стихотворения», возникает новое произведение. Чем глубже и талантливее исходное, тем сильнее и живее взаимодействие.
    Вот и сейчас на сцене моего сознания под гипнозом твоих строк возникла я сама, замученная тоскливой однозначностью своих мыслей, никак не пробивающихся сквозь мартовский ледок — к Живому в себе, к тому, о чем юная тоска бормочет тебе от числа до числа. А вечность — в которую хочется все-таки заглянуть, вдруг становится старым усталым евреем, подкрашивающим виски. Такая вот унылая вечность…
    А еще у кого-то это отзовется по-своему и пойдут дробиться отражения, отражаясь в первоначальном стихе…

  2. Olirna

    Просто великолепное стихотворение, и интереснейший комментарий. Хотя, думаю, если бы прочитала сначала стихотворение — вряд ли бы у меня какие-то слова вызвали недоумение или вопрос. Здесь всё — отмеряно, лаконично, глубоко, свежо.

  3. Barry

    Надя, в своем отзыве ты затронула самую, пожалуй, деликатную тему — взаимоотношение автора и читателя. И читатель, разумеется, имеет право на собственное переживание и осмысление текста (в связи с чем я уже переместил собственно стиш в начало опуса). Вместе с тем, следующий шаг читателя — рецензия, как таковая, — имеет все же своей целью проникновение в авторский замысел и соответствие исполнения замыслу, ибо судить автора можно лишь в связи с им же установленными критериями. И я очень рад твоей реакции, ибо всякий раз убеждаюсь, что ты ”выцепливаешь” самую суть : ”к Живому себе…”, Вечность в образе Агасфера… — да, стихотворение именно об этом.

    Идея же моей саморецензии и ее размещения здесь в том, чтобы приотворить дверь на авторскую ”кухню”, и, разумеется, я не мог отказать себе в удовольствии сделать это как можно менее академично ;))

Добавить комментарий