Мечты и желания (часть 3)


Мечты и желания (часть 3)

Мечты и желания (часть 3)
(краткий обзор конкурсных работ)

Каждый из нас за долгую-короткую ли жизнь выступал хоть однажды в роли воспитателя, учителя, наставника, советчика, делился своим опытом, знаниями, чувствами. Поэт затем и стихи пишет, чтобы с другими поделиться! А самое тяжёлое в этом деле деления – общение с Фомой. Помните такое стихотворение у С. Михалкова?
— У Вас в стихотворении отсутствует ритм!
— Неправда! – отвечает Фома.
— Слова «край» и «ромб» не являются рифмой!
— Это ложь! А сам ты – подмётка! И семья твоя, и друзья – подмётки! А я – поЕт России! – гордо заявляет Фома и строчит, строчит, строчит…
И это – хорошо! Ибо если бы он строил дома, заявляя при этом, что здание прекрасно будет держаться без фундамента, если бы оперировал людей, уверяя, что без этого кусочка мяса прекрасно можно жить, если бы готовил кушания, добавляя синильной кислоты для придания блюду аромата – это было бы страшно! А так – всего лишь пишет наш Фома. Значит мы с вами будем живы и здоровы.
Итак, постараюсь максимально объективно отнестись к произведениям авторов конкурса и максимально субъективно ответить на вопрос, чего желают они.

Татьяна Александрова. «Сердца гулкое стаккато». Желала растянуть меха баяна и вспомнить былое. Ладно сшитое стихотворение, за исключением ряда инверсий:
«Стелет фонарей на землю свет», «Несколько в одну сплетя дорог», и нескольких просторечных форм. Композиция и сюжет придают стихотворению особую интимность, стройность, завершённость. Однако особо выделять бы произведение на конкурсе не стал – одно из многих на подобную тему. Ровное, но не более. Кстати, первое слово ответа на звонки в пять утра обычно бывает другим…

Dront «Не забыть бы запомнить…» Казнить нельзя помиловать… Безыскусное произведение. Не всегда оправданные приёмы, излишнее увлечение повторами. От тишины реки автор сразу тащит нас во мрак комнат, от усталой мамы – к доносу… Стихотворение висит вне времени. Хотя автор уверяет нас, что это вполне конкретный эпизод прошлого, никакой привязки к этому прошлому, кроме гимна СССР, нет. Рифма «р»-«р» — новый лидер (до этого было «м»-«м»). Справедливости ради надо отметить – автору удалось передать настроение давно минувших дней. Не в полной мере, но удалось…

КОСС «M&M 2005». Хотел написать про Маргариту, а перед сном читал Карлсона. Вот и получилась некая смесь:

«Можно приземлиться ненадолго?
И простите мне мой внешний вид!»

«Вежливо, но нервно отвечаю:
« Подоконник – Ваш аэродром,
Ваш наряд я в целом одобряю,
Приземляйтесь, заходите в дом»

Продолжаем разговор… Особенно понравилось – «заходите». Остальные 44 строчки – набор глагольных рифм (самая свежая – из песни В. Леонтьева «открыто-Маргарита»), незатейливого сюжета и самомнения.

Солнечная женщина «Как свет рождает тень» Очевидно было бы предположить, что Солнечная женщина жаждет солнца… Но нет. Свет рождает тень, таится в жизни смерть. Суть стихотворения не нова, но с помощью лирической героини поэту удалось создать тонкое, по-настоящему лиричное произведение. Ямб и классическая рифма вполне уместны для вечной темы. Удачен повтор последней строки. Очень порадовала фонетика – звуки создают свой ритм, придают стиху шарм. Только вот тьткетп – не звучит.
Если говорить о неудачах – это второй катрен. «Догадок острый луч Неведенье не трожь». И мысль ускользает, и форма, и умножение морщинами годов – повтор…

Лавиния «Великое странствие любви» хотела принять участие в конкурсе. Но не прочитала Положение. Спасибо жюри за ограничение объема!!! Справедливости ради отмечу смелый эксперимент, частично – удачный.

Dmitry «Кольцо». Хотел рассказать о браке. Получилось многословно и традиционно:
«Как важно знать, что всё не зря,
Что будет новая заря…» Немногие искорки затерялись в лавине таких вот штампов…

Громов Игорь «Прощание с осенью». Игорь желает прощаться. «земли-зимы», «расти-следы». Ритм сбивается от катрена к катрену. Смысл тёмен. Простите, но… прощайте.

Позвольте мне ненадолго отступить от чтения конкурсных стихов и сказать несколько слов о критериях. Существует расхожее мнение, что стихи не поддаются качественному анализу. Единственный критерий оценки «понравилось-не понравилось» субъективен. А значит – каждый волен писать так, как ему вздумается! Главный контраргумент в этом споре – а что же тогда проза? Собственно, я не претендую на истину, но, имхо, главное отличие поэзии от прозы – определённые правила написания текста. Как бы это не казалось странным, но эти правила устанавливает сам автор. И только он! Сказал автор: «Хочу писать без рифмы!» — пожалуйста! Сказал: «Пусть ритм будет вольным, как ветер!» — на здоровье! Самое коварное в этой ситуации – единожды установив правило, автор внутри произведения не может его изменить! То есть если начал стих рифмовкой авав шестистопным ровным ямбом, а в шестом катрене вдруг теряет стопу и рифму – это уже такая же ошибка, как «сабака» или «карова»… Точно так же нелепо смотрится в изысканном верлибре вдруг нежданно всплывшее «уходит-находит». Ещё один важный момент – аудитория, к которой обращается автор. Вполне возможно, что то же самое «Кольцо» Dmitryя в компании у костра под гитару и шашлычок будет лучшей песней, что какой-нибудь безликий набор шаблонов станет идеальным припевом попсового шлягера. Свадьба или утренник, написанные в стиле Бродского, обречены, в свою очередь, на провал. Состав участников, аудитория и жюри поэтического конкурса «Поэзия» настолько серьёзны и компетентны, что среди этого великолепия даже вполне добротная работа выглядит всего лишь поделкой ремесленника на фоне музейных шедевров… И критерии оценки вполне объективны. Просто уровень – разный.

Ермак. «Прощание». После прочтения:
«Я борюсь со своим желанием,
Заглушаю мысли сознанием…»
тоже хочется сказать, как и предыдущему автору: «Прощайте!»
«Я не сплю, кручусь, я ПРОКАЖЕННЫЙ,
Не уснуть, не забыться даже мне»
Впервые встречаю слово в такой интерпретации!

Леонид Марголис. «Доктор, вернитесь…» Ещё один автор, стихи которого вдохновляют и никогда не подводят. Есть стихотворения, которые даже рецензенту не удаётся разъять на оставляющие – настолько тесно переплетены, срослись смыслы, слова, звуки, что расплетать нет ни нужды, ни желания. У Леонида Марголиса всё творчество проникнуто пронзительной, щемящей интонацией. И когда начинаешь говорить об одном произведении, перед глазами проносится вереницей герои и образы других стихов поэта. Нет случайного, каждое слово, более того, звук – незаменимы. Вслушайтесь в это:
Ждёт экипаж у подъезда в такую стужу.
Не просто красивая звукопись – здесь и морозная стужа, и скрип обитого кожей облучка, и перестук копыт переминающейся лошади… Сколько слоёв у произведения! Кто-то скажет – о Чехове, кто-то – о России, кто-то – о Человеке. И все будут правы… Стоит ли говорить, что здесь не стих владеет поэтом, но автор умелой и верной рукой направляет мысль в русло строгой композиционной формы. Каждый образ не вымучен, но выстрадан, прожит, прочувствован. Слова заняли свои места… Думаю, что увижу это произведение в шортлисте.

Вадим Цокуренко «Ключи». Тот случай, когда автор – художник. И для читателя открыто это окно, он видит и тень, и лисью походку, и сеть веток, и патину листьев. Более того, мы слышим немоту пруда, шуршание осени:
«К нашим душам всё ищет ключи»
Несколько традиционные, но достаточно живые образы, строгие точные рифмы…
Два серьёзных замечания. Одно – частное, другое – общее. С нарисованным пейзажем не вяжется образ осени-футболистки, пинающей наши сердца-мячи. Стоило ли ради рифмы к слову «ключи» играть с таким сомнительным образом? Второй момент – постоянные повторы слов. В некоторых случаях приём приемлем (частичный повтор последней строки, например). Но два мерцающих предмета на 2 строфы – не слишком ли? 4 раза повторяет автор, что на дворе – осень. Я с первого раза понял. Можно было одной тёмной патиной листьев обойтись и осень вовсе не поминать боле. Дважды автор обращает наш взор на листья. Но первого образа, первого раза было вполне достаточно! И вот уже тонкий венский стул позабыт-позаброшен, а вокруг – осень, листья, звёзды, осень, душа, листья, осень, душа… Досадные, не всегда оправданные повторы. Поверьте, русский язык богаче!

Марина Матвеева «Топор над койкой».Автор желает нас удивить крутой рифмой и анжебманами, а удивляет отсутствием чувства языка:
«Эта комната новая МНЕ (очень по-русски!). Я гостья.
И, как гостье, МНЕ (тавтология) лучшее все: и то,
что здесь…»
«Пусть хозяева — просто люди
завтра ох, пожалеют»
«испив от вод» Какой отвод? Прямо пиво-воды!
При этом подчеркну глубину и вязкую ассоциативность некоторых образов, сквозные аллюзии, работу со сложной рифмой, внимательное отношение к семантике и интересные мысли и наблюдения… Порой красиво, умно, но до чего же небрежно!

Возвращаясь к нашему Фоме, отмечу одну особенность, присущую Фоме творческому. Обратимся к примеру: если строитель забывает сделать в Вашем доме входную дверь, если в кровле – дыры в палец толщиной, если на второй этаж коттеджа не подняться – лестницы нет, ему остаётся только признать свои ошибки и приступить к «доводке». Не таков Фома творческий! Его на мякине не проведёшь! «Я так вижу!» — гордо заявляет он. – «Что тут переделывать – это поток сознания, божественный акт! Ну и что, что в рифме «кольта-польта» слово «пальто» чуть-чуть по-новому звучит? Я так хочу! А писалось это не для вас, убогие читатели, а для будущих поколений!» И снова я рад за Фому! Вот только просил бы избавить современников от его «потоков».

Синица. «Перспективы». Пришла повеселиться.
«Бал. Один стакан херЕса!
А какое продолженИе!»
Срифмовать «херЕс» с Дантесом
Для херЕса – униженИе!»
«Перспективы-вполсилы» — и где здесь рифма?
«Пули, порох для Дантеса
Продал старый оружейник»
Отлил старичок Дантесу пулю, а Александр Сергеевич дал промашку…
«в клетке – львица» и тут же – «Глаза льва братка сверлили»
Лев проснулся в зоопарке.
Гривы нету. Всюду голо.
Молодые санитарки
практикуют смену пола…

Дедушка эЛ. «Я никогда не пишу стихов». Это, конечно, здорово… Только желание участвовать в конкурсе малообъяснимо… Несколько выдержек…
«И, в отпущение тяжких грехов,
Стих очищает меня строкАми!»
«Я не считаю себя поэтом!
Просто, впитав в себя знанье основ,
Как бы присутствую в таинстве этом!»
Эх, кабы да кабЫ во рту выросли грибы! Простите, Дедушка… Растворяйтесь в поэтах, только всуе не поминайте…

OhotNIK. «Скоморошина задушевная». Пожелал сделать стилизацию под Русь исконную. Рифмованный набор идиом. Открывший книгу «Пословицы и поговорки» получит полное представление о произведении.

Ксения Штиль. «Скучаю – не то слово!!!» Скучает, в натуре, зуб даю!
«А в шёпоте «Скучаю!»
Кричат безумья звуки»
Ещё одна рифма-конкурсант «ответа-ответный».

Иезуит. «Колыбельная». Автор добился своей цели – написал колыбельную. Настоящую. Качественную. Синонимичный повтор «сонных» слов действует безотказно. Единственный спорный момент:
«И в своих покоях спит седой барон —
О годах ушедших третий видит сон»
Конечно, можно было бы и глаже написать. На самом деле, перед нами – трёхстопный хорей с рифмовкой 2-4 строки… Так что рифмовка 1-3 строки сильно бы украсила произведение, упростила бы запоминание. Автор даже сбивается на это:
В кухне поваренок
дремлет у печи,
Рядом с ним котенок
ласково урчит.
Удачное детское песенное стихотворение.

Zebra. «Нью-Орлеанский блюз». Хотела на сейшн. Блюз без музыки – не блюз. А конкурс – поэтический… Музыку услышал, но оценивать не буду.

Алла Рыженко. «Пустая душа». Желает жить чувствами, оставляя разуму роль хмельного стража. Такие стихи анализировать наиболее болезненно: и для автора, и для критика. «Ну что пристал! Эмоция есть в строчках? Чувство переданы? Технически всё исправно? Мурашки даже пошли, смотри-ка! Так чего тебе ещё не хватает, такой-растакой? Напиши, что очень понравилось, и оставь в покое стихи!» — это не авторский текст, это я… Сам себе…
Но почему в душе – какой-то осадок? Откуда? Увы, от разума. Страж протрезвел и начал задавать дурацкие для поэта вопросы:
— Следы от ног… К чему это уточнение? Чтобы читатель понял, что не от рук или спин?
— Страж в мундире… Метёт… С ружьём или саблей – представить можно. Но страж в мундире с метлой – это уже комично.
— Следы от ног – хлам?
— Ожоги подставляете под метлу – не больно?
— Ворча под нос, …спасаюсь от себя – не комично ли?
— Надежда-шаль, фантомы, боль-пичуга – винегрет образов.
— Закрыты насмерть двери – не слишком удачно… Особенно если это – про бессмертную душу…
И что остаётся? Клянуть себя за то, что покусился на образ, душу, что вместо теплого чувства применил холодный разум? Красота, конечно, спасёт мир… От чудовищ, рождённых сном разума…

ZoomKnight. «А я боюсь». Желает поведать о любви. Но боится.
«Но я боюсь, что ты уйдешь,
…И что ты так и не поймешь, как я тебя любил…»
Уверен, что если на помолвке выражать свои чувства, употребляя слова: «умрет и сгинет, туман войны, мир кровавой бездной, мир из Хаоса, обресть, в пучины Ада, Белзебут, Люцифер, кровавая вода, плач драконов над рекой, к каким исчадьям Ада ты проклятья обратишь…», то вопрос: «Но что же ты молчишь?», я боюсь, уйдёт в пустоту. Бегите, девушка! Если он так в любви признаётся, представьте себе, что будет, если Вы не постираете ему носки!!!

Бэль. «Не бывает лёгкого счастья…» В третьей строке удивительное: «От любого горя-напастья». Напастье – это намордник? «Время, как хирург, – все залечит» Может – «всё отрежет»? И рифма хороша: «реже и реже». Дарю.

Татчин «Поэзия». Автору хотелось глобальненького… Вот уволят меня сейчас с работы за смех над инвестиционным планом! Они же не знают, что я только что прочёл:
«Задохнувшись желанием слов,
Я пытался связать воедино
Невесомый полёт паутины
С философией голых стволов…»
Более ничего примечательного не нашёл: «сны», «слова», «леса-небеса». Стихо написано в 1985 году. Уверен, что с тех пор таких пустопорожних строчек придуманы тома…

Анна Линдберг. «На валетика». Очень тонкое, ироничное произведение.
«пойти, повеситься
на ёлке новогоднею игрушкою —
для радости, для самой малой радости…»
Яркая искорка. Стих на одном выдохе. По-женски настроенческое: ты, Андерсен, был не прав – твои пастушки мне не нравятся, русалки надоели. Ну Андерсен-то тут при чём, Анна?
Самая глобальная проблема: Анна была уверена, что гадает, а на самом деле сидела в казино… Ибо только там выпадает зеро… Надеюсь, обошлось без больших финансовых потерь? Постарайтесь в следующий раз применять менее затратные гадания (из Жуковского).

Влад Копернин. «Не спеши уходить…». Захотел помочь в новых выборах депутатов Думы:
«Мы все время куда-то уходим
Навсегда — навсегда (возвращаться народ не велит)»
Рифма «руках-горят»…

Олег. «Скрижали пасмурной воды шлифует ветер». Хотел подумать. Вот что получилось:
«Сейчас настолько изможден духовным гладом
Что даже думать иногда бывает больно…»
Отмечу также:
«И серп смирения пройдется по гордыне»
А вот ленинское:
«Быть тем, кто хочет и не может незавидно
А тем, кто может, но не хочет и повадно»
Комментарии излишни?

Татьяна Лустина. «Вылупляются…». Татьяна предложила своё видение творчества и предложила свою классификацию стихов. Интересное стихотворение. Изначально избранный рваный ритм наполняет текст воздухом пауз. Оправданный рефрен, правда, несколько утяжеливший рифмовку. Впрочем, работы с рифмой и фонетикой практически нет. Аллитерации случайны, непоследовательны. Так уличный скрипач подбирает, единожды услышав, тему Моцарта:
«вырвут хвост —
для развлечения — с перьями
яркими, как грехи,
и блестящими чудно, как
редкий радужный мост»
Впрочем, автор признаёт полную беспризорность и сиротливость своих строк:
«Нету желания пестовать,
дрессировать стихи,
это их так уродует…»
Увы, уважаемая Татьяна! Талант – это 10% дарования и 90% тяжкого труда! Согласитесь, наличие уникального музыкального слуха не сделает само по себе из человека ни музыканта, ни композитора. Так же и поэтический слух, чувство слова – только предпосылка, искорка… Увы, передо мной сотни примеров, когда человек зарывал свой талант просто из-за элементарной лени, нежелания прочитать книгу… А как же Моцарт? Пушкин? Есенин? Увы, уважаемая Татьяна… Даже они не чурались править и редактировать, ПЕСТОВАТЬ свои произведения! Просто у них это получалось быстрее и легче – гении… А простым смертным приходится кропотливо проверять алгеброй гармонию… В 99,9% случаев – помогает…
Сами-то Вы как думаете, Татьяна, сможет Ваш вылупившийся птенец без перьев выжить сам, без помощи и поддержки родителя?

Павел Отставнов. «Мастер и Маргарита». К сожалению, некоторые работы я прорецензировал ещё в дообзорную пору. В частности, это. «Очень неровное стихотворение…»

Хельга Янссон. «Красный Лев (алхимик)»

«Я всё ПОЗНАЛ. Сплетения миров,
НЕПОЗНАННЫЕ тайны Я УЗНАЛ.
Но Я раскрыть секрет тот не готов,
Я это уж давным-давно приЗНАЛ»

4 однокоренных глагола и 4 «я» на 4 строки. Без комментариев.

Alti Allinero. «нет». Хотелось стихов. Традиционные скачки ритма, потеря рифм в середине стиха, шаблоны… Но — Фома… «Трусы и рубашка лежат на песке… Никто не плывёт по опасной реке…» Вот ответ автора на одну из рецензий:
«Спасибо за замечание, но на самом деле всё было именно так задумано изначально — трудно объяснить, зачем… — я так чувствую»
А читатель, безусловно, чувствует, все неровности и огрехи стиха. Видит «карову»…

Сергей Фаттахов. «Уйди. А если нет сил…». При всём старании, Сергей…
«Жильцы и гномы в тебя, наверно,
Должны влюбляться»
Это что же за чудо-юдо?
«И ты – из самых завидных сплавов
Цветных металлов»
Девушка с веслом?
Поиск рифмы – ещё не поэзия…

Шарманщик. «уроки рисования». Простите меня, уважаемые авторы! Возможно, я что-то не понимаю? Возможно, мой русский язык страдает хромотой, немотой или косноязычием? Честно говоря, пришёл на конкурс почитать стихи, а вовсе не ругаться или поучать… Открываю произведение, а там:
«ты помнишь полозьев дождливою осенью скрежет о камни?»
Думаете русский как Вы это или нет язык,?
«так сердце стихами подушку зубами как санки с оксанкой»
Санки с Оксанкой – зубами?!! Санки – дождливой осенью?!!
«а девочка тонкой кривила губой

богаче
был только соперник двенадцати лет
ее и унес
его велосипед…»

Виктор Быков. «Я люблю тебя, Русь!». Стройная, ладная форма. Несколько простоватая, из 19 века… Содержание водянистое, третья строфа – фактически одни повторы. Непонятная инверсия «После города спёртости»… Неужели нельзя было написать нормально? Рифма бы ушла внутрь… Конечно, трудно отойти от стандартов и написать на эту тему что-то вполне самостоятельное… С другой стороны, взялся за гуж: перепевать белизну берёз и разверстые дали вслед за плеядой классиков… Не думаю, что получилось лучше них, извините.

Борис Борукаев. «Монолог». Ещё одно стихотворение, успех которого предрешён композицией. Всё по законам жанра, с прологом и эпилогом… Кстати, автором в юмористической форме представлен ещё один источник вдохновения, в том числе и поэтического)). В меру юмора, в меру чувства, в меру – автора. Ритмический рисунок чёткий, без сбоев. Ярко выраженных аллитераций нет, но и фонетических сбоев – тоже. Рифма по преимуществу точная. Сильно мешают восприятию просторечные формы слов, окончанивающиеся на «нья»… Но самое главное преимущество стиха – его ИНТЕРЕСНО читать. Время читателя потрачено не зря! И это – важно. Как часто автор подбирает красивые рифмы, играет словами, строит строчки пирамидами… А за фасадом – пустота. Поиграл стихописец кубиками и не даёт теперь играть другим, охраняет свою кривоватую башенку… А стихотворение Бориса – захватывает. Захватывает, не отпускает, финал не разочаровывает. Достойный образец, вполне способный к конкурсной баталии.

КАРР. «По мотивам Скитальца 1». Ещё одно стихотворение, которое читается легко. Не только потому, что техническая сторона – на высоте. Очень созвучное стихотворение, резонирующее. При этом изысканность рифм сочетается с простотой слога, внешне доступные образы не так-то просты. Замечательные метафоры! Особо запоминается:
«И прожжёт две круглых дырки в темноте ночной сова…»
Зримо и эмоционально! Финал как и завязка опутаны клубком символов, но, в принципе, прозрачны. Тема затронута глубокая, мысли светлые.
Трудно прочиталась строка: «Чтоб при жизни не смотреться как свой собственный портрет», ибо смотрятся обычно во что-либо… Потом приходит понимание смысла «не выглядеть», но не сразу…

Михаил Бриф. «Слушал бешенную вьюгу». Придерживается принципа: «Краткость – сестра таланта!» Из 8 коротких строчек я так и не понял, к чему в бешенную вьюгу открывать окна? Куда убежали с женой друга (если к автору домой – зачем бежать?)? Почему вокруг – пустота? Она что, блондинка? Миниатюрка не вышла…

Майк Этельзон. «Эвакуация». Честно говоря, первым желанием было просто процитировать полностью это стихотворение в обзоре и сказать автору одно слово: «Спасибо!» Тот случай, когда Поэт поставил перед собой серьёзнейшую задачу и взял эту высокую планку. Обращение обязывает. Через один эпизод (не запомнившийся, нет, переданный со слов матери) поэт смог передать общее ощущение войны, ощущение потери, ощущение страха… И здесь же – чувство безмерной любви. Останавливаться можно на каждом слове, каждом знаке. Всё – от сердца, всё – на месте… Посмотрите, какие великолепные повторы! Один «кораблик» чего стоит! И интонационно, и композиционно. А истошное «за борт!»? И рядом – совсем другая интонация, ощущение, эмоция. И в этом произведении видна работа автора – не старательное причёсывание, против которого так яро выступила Татьяна, а работа душевная, ответственность за каждое выпущенное на волю слово. И поэтому здесь нет случайного. Всё – к месту…
«Мама, не плачь,.. успокойся… я понял…
я напишу,.. если только смогу…»
Живое слово. Живая память.

Лариса Дмитриева. «Король лишь тот, кого короновали!» Не до корон!
«Пресс судьбы
корёжит бег времён. Безбрежий
блуд, дерзая, не выдавай за лепет
закон, текущий кровью…»
Что же, автор написала авторецензию! Не буду отказываться от помощи:
«ритм (размер) — рваный (скачущий), мелодия (мысль) — трудноуловимая (почти бессвязная)»
Всё верно. Мысли бессвязные, ритмы скачущие… Одним словом – чушь?

Богданова Т.В. «Шалунишка-ветер». Лёгкий слог, свободное владение словом, хорошая звукопись, позитивный настрой. Конечно, образы излишне традиционны: солнце расплескалось, ветер разгулялся, лица разрумянилиСЯ… А для детской поэзии – шестистишие и такая сложная структура рифмовки сложноваты. Да и все эти:
«надевает нас на вертел (добрый дедушка Фрейд…)… как на вертеле, закружит… на берёзке рвёт подол, …треплет волосы, …ласкает ВСЁ НА Свете, словно милого рука» — как-то не по-детски…

РИММОВНА. Трое (не считая собаки). Пусть автор признает мою глупость – я признаю, что ни бельмеса не понял! Главное – не понял, к кому автор обращается, какова цель написания подобного. Простите, но процитирую опус целиком.
Никто не подумал бы – ссора.
(Какая ссора, откуда?!! С кем?!! КТО бы ни подумал?!!)
Ничем, не нарушив приличий,
(То есть автор полагает, что втроём в карете можно качаться, нарушая приличия?!! Спорить не буду – групповой секс имеет право быть. Даже в карете!)
В карете на мягких рессорах
Мы ТРОЕ качались ритмично.
(Стоп! А где же ссора?!!)

Муж тихо позвякивал фляжкой,
(Это раз! Кстати, чей муж? Кстати, он лупил себя фляжкою по лбу? Как можно позвякивать фляжкой?!! Не крышкой, не цепочкой, а фляжкой!)
И молча просматривал прессу.
(Ритмично качаясь? Ну-ну! Теперь скажите, что это за Шива, который ДВУМЯ РУКАМИ (ибо по-другому читать в карете не получится!) держит газету, позвякивая при этом фляжкой?!!)
Перчаткою — цвета фисташки,
(неужели – ЗЕЛЁНОЙ?)
Сынишка играл с пекинесом…
(Это два!.. Не считая собаки… Значит, раз есть МУЖ (не пекинеса же!), полагаем наличие жены!)
Хотелось большого скандала
(то есть ссоры пока не было? И, очевидно, не будет?!!)
До слез, может даже до драки.
(А может – это страус злой? Вы уж определитесь, чего Вам хочется: ссоры, скандала или драки. Не забывайте только – у мужа в руках – фляжка с газетой!)
Хотелось понять — как я стала
Перчаткой в зубах у собаки…
(Так с кем Вы поссорились? Вас пёс что, укусил? А как Вы стали игрушкой в руках Вашего сына?!! И если жена – не перчатка, то почему ТРОЕ?!!)
Что донёс до читателя автор? Мысль, чувство, эмоцию, картину, отношения? НИЧЕГО! В общем, можете говорить что угодно, искать здесь какие угодно мысли, но более бесполезного и пустого словоблудия я на конкурсе ещё не встречал!

Сергей Колоусов. «К пустоте».
«…я загляну в глаза тебе…
(кружимся в невозможном вальсе)
…ты пальцами залезешь в память
и с корнем вырвешь лица бед…»
Через глаза! Ужас!
Поймите, моя цель – не выискивать перловку! Её просто не должно быть на конкурсе, по моему глубокому убеждению…
«Опять начну ногтями рвать
Обои стен уютной клетки,
Плеваться в потолок на меткость
И лезть с ботинками в кровать…»
Прелестно, не правда ли? И ещё одна конкурсная рифма «обниматься-всё в порядке». И глухой может научиться петь, и слепой – рисовать, но это РЕДКИЕ исключения…

Happy lady. «Крестики-нолики». Хороший выбор темы, интересные фонетические игры (только не в случае с «К кр…»), эксперименты с ритмом. Смысловая наполненность, емкость слов. Очень вычурные рифмы – вплоть до потери созвучий. Достаточно много действия, в ущерб образному ряду. Некоторая поверхностность, сознательная упрощенность. И последний вопрос: «А был ли мальчик?» Началось всё со взгляда со стороны, закончилось обращением от первого лица. Интересная работа.

Плющ Алина. «Я что-то в жизни делаю не так». Вполне достойное произведение. Но и достойное пародии — тоже.
«Зачем дышать? Когда так больно, гадко,
И никого нет рядом. Никого»
«Мне, как вампиру, в грудь вбивают колья.
Я что-то в жизни делаю не так»

Стою один. Среди равнины. Гол.
Вокруг – толпа непрошеных зевак…
Костёр зажгли, мне в грудь вбивают кол…
Я что-то в жизни делаю не так?

Сплю днём в гробу. Вдох-выдох. Выдох-вдох.
Могу вдыхать и хлор, и аммиак…
Всё потому, что я давно издох!
Я что-то в жизни делаю не так?

Когда меня торжественно сожгут,
Я палачу, желая многих благ,
Потуже наложу на шею жгут…
Я что-то в жизни делаю не так…

Ну вот, опять вылез пародист… Что-то совсем потерялся я в мечтах и желаниях авторов! А значит – пора этот обзор заканчивать… Но будут и другие: впереди у нас 2/3 произведений, представленных на конкурс «Поэзия». Так ли уж важно, какое место мы займём на конкурсе? Главное, чтобы в нашей душе всегда было место для Поэзии.

С уважением,

Дмитрий Родионов

0 комментариев

  1. ruslan_norov

    Первый…эээ… а нет, я про другое хотел сказать.

    Вновь достойный обзор, вновь со многим не согласен, вновь читал с удовольствием и спорил с монитором. Меня отправят в клинику сослуживцы, так и знайте, ДР, и виноваты будеТЕ ТЫ! Ну, а если серьезно, то мы с Вами определенно по разному смотрим на многие вещи, хотя есть такие очевидные и бесспорные просчеты и творчесские неудачи, что просто трудно понять, как можно было выкладывать подобные работы на обозрение. И тем не менее, прочитано с удовольствием.

    У меня к Вам просьба. Очень иногда хочется ознакомиться с приведенным и процетированным (частично) стихотворением непосредственно. Я лично был бы весьма благодарен, если бы в тело обзора вставлялись ссылки на произведения. Это же не так трудно.

  2. dmitriy_rodionov

    Уважаемый Руслан!
    Спасибо за отклик. В том, что наши мнения в чём-то расходятся ничего странного нет. Восприятие стихов может быть разным. Однако, ошибки — безусловно общие…
    Если бы я включал в обзор произведения, это бы стало дублированием текстов конкурсных работ и разнесло бы обзор на десятки страниц. Сначала мне попеняли, что стихи безымянны (хотя, честно говоря, странная позиция). Теперь Вы предлагаете копировать стихи. Все работы представлены на конкурсной странице. Если что-то заинтересовало — оригинал на «Поэзии».
    Ещё раз благодарю!
    С уважением,
    Дмитрий

  3. andrey_boreev

    Спасибо, Дмитрий! Очень остроумный обзор, довольно едкий (что в соновном — справедливо), но, как говорится, меткий.
    А с вашей мыслью о том, что «…единожды установив правило, автор внутри произведения не может его изменить», согласен полностью. АБСОЛЮТНО. Я бы только сказал не «правило», а «художественную систему», то, что в конечном итоге порождает (если порождает) особую органичность поэтического произведения. Но сути мое дополнение не меняет.
    Еще раз — спасибо за 3-ю часть (кстати, когда ждать 4-ю?).
    С уважением,
    Андрей Бореев

  4. OhotNIK

    Дмитрий, вы, видимо, хотели меня поругать, но, на самом деле, весьма польстили. Потому что открывший книгу «пословицы и поговорки» получит, я уверен, получит приятное впечатление.

    Вы простите, но смысла и логики вашего комментария я не проследил. Что вы хотели сказать-то? Что стилизация скоморошины не удалась? И не удалась именно по причине использования в ней трёх идиом? На мой взгляд, если нечего было сказать, то и упоминать не стоило.

    С уважением, Лёша Ерошин.

  5. dmitriy_rodionov

    Уважаемый Андрей!
    Спасибо за отклик! Честное слово, едкость непредвзята! В этот обзор попало очень большое количество слабых стихов.
    Обзор будет… Сроков обещать не могу…
    С уважением,

  6. dmitriy_rodionov

    Уважаемый Алексей!

    Три идиомы?!!

    1. Отворяй закрома.
    2. Живём раз только.
    3. От дурака, суета да сутолока.
    4. Жизнь – копейка.
    5. Судьба – индейка.
    6. Наливай, да пей.
    7. За всё заплачено.
    8. За помин души.
    9. Канула в лету.
    10. Отдал за медный пятак.
    11. Дырка от бублика!
    12. Окатил как водой из ушата.

    Вот и вся стилизация…

  7. andrey_boreev

    Дмитрий, да я нисколько не сомневаюсь в вашей непредвзятости. Что вы!
    О, заметил в своем комменте забавную опечатку — «в соновном». Чего только нет в этом наборе букв: и сны, и сосны, и какое-то новое, гномы какие-то, и даже… продолжать, пожалуй, не стоит.

  8. OhotNIK

    В этом списке только три идиомы. Остальное не относится ни к идиомам, ни к пословицам, ни к поговоркам. И использовано только для поддержки стиля. Если вы делаете поделку под хохлому, то вам понадобятся чёрная, красная и золотая краски, и никакие иные. Конечной целью являлось, всё-таки, выражение определённой мысли, а не просто стилизация. Цель достигнута, или нет, как вы полагаете?

    Критик, на мой взгляд, должен либо оценивать произведение по всем параметрам (форма, стиль, идея, соответствие их друг другу, рифмы, звукоряд, наличие сверхзадачи и степень раскрытия авторской мысли), либо вообще воздержаться от оценки. Однобокость никого не красит. Понятно, что при таком объёме это задача сложновыполнимая, и будет посложнее ловли «блох». Поэтому и говорю, что, если сказать особо нечего, то и говорить не стоит.

    С уважением, Лёша Е.

  9. bogdanova_tv

    Уважаемый Дмитрий!
    Спасибо Вам за отзыв о моем стихотворении «Шалунишка-ветер».
    Но оно написано вовсе не для девочки, а для молодой девушки, которая только что перестала быть ребенком, у нее уже есть «милый», но в душе и во многих поступках она всё ещё ребёнок-шалунишка, как и этот ветерок…
    С уважением,
    Татьяна

  10. dmitriy_rodionov

    Уважаемая Татьяна!
    За «облака» простите великодушно! По произведению: оно оставляет светлое впечатление. И это — хорошо. Просто намеренно упрощённая форма и немного наивные образы придают произведению дыхание детства.
    С уважением,
    Дмитрий

  11. mayk_etelzon

    Дмитрий, спасибо за точное прочтение «Эвакуации».
    А ведь это стихотворение написано в схожем ключе со «Снится», которое подверглось критике с вашей стороны в своё время. Или я что-то путаю?
    Возможно, мы растём и Вы и я-))
    Хотя, конечно, и сам «Эвакуацию» ставлю выше того стиха.

  12. dmitriy_rodionov

    Вам спасибо, Майк!

    Похожи ли эти Ваши произведения? Возможо… Но за текстом «Снится…» мне придётся лезть в архив. А «Эвакуация» — в моей памяти. Прочно связанная с Вашим именем.

    С уважением,

  13. korkin_vladimir

    ребята у меня техническая фигня, — светкин сайт меня не пускает:
    ввожу все как положено, а мне говорится, что я неправильно что-то набрал… в общем, не знаю как выкручиваться из этой петрушки…
    на всяк слу моё мыло: vladkor-54@yandex.ru

Добавить комментарий

Мечты и желания (часть 3)

Мечты и желания (часть 3)
(краткий обзор конкурсных работ)

Каждый из нас за долгую-короткую ли жизнь выступал хоть однажды в роли воспитателя, учителя, наставника, советчика, делился своим опытом, знаниями, чувствами. Поэт затем и стихи пишет, чтобы с другими поделиться! А самое тяжёлое в этом деле деления – общение с Фомой. Помните такое стихотворение у С. Михалкова?
— У Вас в стихотворении отсутствует ритм!
— Неправда! – отвечает Фома.
— Слова «край» и «ромб» не являются рифмой!
— Это ложь! А сам ты – подмётка! И семья твоя, и друзья – подмётки! А я – поЕт России! – гордо заявляет Фома и строчит, строчит, строчит…
И это – хорошо! Ибо если бы он строил дома, заявляя при этом, что здание прекрасно будет держаться без фундамента, если бы оперировал людей, уверяя, что без этого кусочка мяса прекрасно можно жить, если бы готовил кушания, добавляя синильной кислоты для придания блюду аромата – это было бы страшно! А так – всего лишь пишет наш Фома. Значит мы с вами будем живы и здоровы.
Итак, постараюсь максимально объективно отнестись к произведениям авторов конкурса и максимально субъективно ответить на вопрос, чего желают они.

Татьяна Александрова. «Сердца гулкое стаккато». Желала растянуть меха баяна и вспомнить былое. Ладно сшитое стихотворение, за исключением ряда инверсий:
«Стелет фонарей на землю свет», «Несколько в одну сплетя дорог», и нескольких просторечных форм. Композиция и сюжет придают стихотворению особую интимность, стройность, завершённость. Однако особо выделять бы произведение на конкурсе не стал – одно из многих на подобную тему. Ровное, но не более. Кстати, первое слово ответа на звонки в пять утра обычно бывает другим…

Dront «Не забыть бы запомнить…» Казнить нельзя помиловать… Безыскусное произведение. Не всегда оправданные приёмы, излишнее увлечение повторами. От тишины реки автор сразу тащит нас во мрак комнат, от усталой мамы – к доносу… Стихотворение висит вне времени. Хотя автор уверяет нас, что это вполне конкретный эпизод прошлого, никакой привязки к этому прошлому, кроме гимна СССР, нет. Рифма «р»-«р» — новый лидер (до этого было «м»-«м»). Справедливости ради надо отметить – автору удалось передать настроение давно минувших дней. Не в полной мере, но удалось…

КОСС «M&M 2005». Хотел написать про Маргариту, а перед сном читал Карлсона. Вот и получилась некая смесь:

«Можно приземлиться ненадолго?
И простите мне мой внешний вид!»

«Вежливо, но нервно отвечаю:
« Подоконник – Ваш аэродром,
Ваш наряд я в целом одобряю,
Приземляйтесь, заходите в дом»

Продолжаем разговор… Особенно понравилось – «заходите». Остальные 44 строчки – набор глагольных рифм (самая свежая – из песни В. Леонтьева «открыто-Маргарита»), незатейливого сюжета и самомнения.

Солнечная женщина «Как свет рождает тень» Очевидно было бы предположить, что Солнечная женщина жаждет солнца… Но нет. Свет рождает тень, таится в жизни смерть. Суть стихотворения не нова, но с помощью лирической героини поэту удалось создать тонкое, по-настоящему лиричное произведение. Ямб и классическая рифма вполне уместны для вечной темы. Удачен повтор последней строки. Очень порадовала фонетика – звуки создают свой ритм, придают стиху шарм. Только вот тьткетп – не звучит.
Если говорить о неудачах – это второй катрен. «Догадок острый луч Неведенье не трожь». И мысль ускользает, и форма, и умножение морщинами годов – повтор…

Лавиния «Великое странствие любви» хотела принять участие в конкурсе. Но не прочитала Положение. Спасибо жюри за ограничение объема!!! Справедливости ради отмечу смелый эксперимент, частично – удачный.

Dmitry «Кольцо». Хотел рассказать о браке. Получилось многословно и традиционно:
«Как важно знать, что всё не зря,
Что будет новая заря…» Немногие искорки затерялись в лавине таких вот штампов…

Громов Игорь «Прощание с осенью». Игорь желает прощаться. «земли-зимы», «расти-следы». Ритм сбивается от катрена к катрену. Смысл тёмен. Простите, но… прощайте.

Позвольте мне ненадолго отступить от чтения конкурсных стихов и сказать несколько слов о критериях. Существует расхожее мнение, что стихи не поддаются качественному анализу. Единственный критерий оценки «понравилось-не понравилось» субъективен. А значит – каждый волен писать так, как ему вздумается! Главный контраргумент в этом споре – а что же тогда проза? Собственно, я не претендую на истину, но, имхо, главное отличие поэзии от прозы – определённые правила написания текста. Как бы это не казалось странным, но эти правила устанавливает сам автор. И только он! Сказал автор: «Хочу писать без рифмы!» — пожалуйста! Сказал: «Пусть ритм будет вольным, как ветер!» — на здоровье! Самое коварное в этой ситуации – единожды установив правило, автор внутри произведения не может его изменить! То есть если начал стих рифмовкой авав шестистопным ровным ямбом, а в шестом катрене вдруг теряет стопу и рифму – это уже такая же ошибка, как «сабака» или «карова»… Точно так же нелепо смотрится в изысканном верлибре вдруг нежданно всплывшее «уходит-находит». Ещё один важный момент – аудитория, к которой обращается автор. Вполне возможно, что то же самое «Кольцо» Dmitryя в компании у костра под гитару и шашлычок будет лучшей песней, что какой-нибудь безликий набор шаблонов станет идеальным припевом попсового шлягера. Свадьба или утренник, написанные в стиле Бродского, обречены, в свою очередь, на провал. Состав участников, аудитория и жюри поэтического конкурса «Поэзия» настолько серьёзны и компетентны, что среди этого великолепия даже вполне добротная работа выглядит всего лишь поделкой ремесленника на фоне музейных шедевров… И критерии оценки вполне объективны. Просто уровень – разный.

Ермак. «Прощание». После прочтения:
«Я борюсь со своим желанием,
Заглушаю мысли сознанием…»
тоже хочется сказать, как и предыдущему автору: «Прощайте!»
«Я не сплю, кручусь, я ПРОКАЖЕННЫЙ,
Не уснуть, не забыться даже мне»
Впервые встречаю слово в такой интерпретации!

Леонид Марголис. «Доктор, вернитесь…» Ещё один автор, стихи которого вдохновляют и никогда не подводят. Есть стихотворения, которые даже рецензенту не удаётся разъять на оставляющие – настолько тесно переплетены, срослись смыслы, слова, звуки, что расплетать нет ни нужды, ни желания. У Леонида Марголиса всё творчество проникнуто пронзительной, щемящей интонацией. И когда начинаешь говорить об одном произведении, перед глазами проносится вереницей герои и образы других стихов поэта. Нет случайного, каждое слово, более того, звук – незаменимы. Вслушайтесь в это:
Ждёт экипаж у подъезда в такую стужу.
Не просто красивая звукопись – здесь и морозная стужа, и скрип обитого кожей облучка, и перестук копыт переминающейся лошади… Сколько слоёв у произведения! Кто-то скажет – о Чехове, кто-то – о России, кто-то – о Человеке. И все будут правы… Стоит ли говорить, что здесь не стих владеет поэтом, но автор умелой и верной рукой направляет мысль в русло строгой композиционной формы. Каждый образ не вымучен, но выстрадан, прожит, прочувствован. Слова заняли свои места… Думаю, что увижу это произведение в шортлисте.

Вадим Цокуренко «Ключи». Тот случай, когда автор – художник. И для читателя открыто это окно, он видит и тень, и лисью походку, и сеть веток, и патину листьев. Более того, мы слышим немоту пруда, шуршание осени:
«К нашим душам всё ищет ключи»
Несколько традиционные, но достаточно живые образы, строгие точные рифмы…
Два серьёзных замечания. Одно – частное, другое – общее. С нарисованным пейзажем не вяжется образ осени-футболистки, пинающей наши сердца-мячи. Стоило ли ради рифмы к слову «ключи» играть с таким сомнительным образом? Второй момент – постоянные повторы слов. В некоторых случаях приём приемлем (частичный повтор последней строки, например). Но два мерцающих предмета на 2 строфы – не слишком ли? 4 раза повторяет автор, что на дворе – осень. Я с первого раза понял. Можно было одной тёмной патиной листьев обойтись и осень вовсе не поминать боле. Дважды автор обращает наш взор на листья. Но первого образа, первого раза было вполне достаточно! И вот уже тонкий венский стул позабыт-позаброшен, а вокруг – осень, листья, звёзды, осень, душа, листья, осень, душа… Досадные, не всегда оправданные повторы. Поверьте, русский язык богаче!

Марина Матвеева «Топор над койкой».Автор желает нас удивить крутой рифмой и анжебманами, а удивляет отсутствием чувства языка:
«Эта комната новая МНЕ (очень по-русски!). Я гостья.
И, как гостье, МНЕ (тавтология) лучшее все: и то,
что здесь…»
«Пусть хозяева — просто люди
завтра ох, пожалеют»
«испив от вод» Какой отвод? Прямо пиво-воды!
При этом подчеркну глубину и вязкую ассоциативность некоторых образов, сквозные аллюзии, работу со сложной рифмой, внимательное отношение к семантике и интересные мысли и наблюдения… Порой красиво, умно, но до чего же небрежно!

Возвращаясь к нашему Фоме, отмечу одну особенность, присущую Фоме творческому. Обратимся к примеру: если строитель забывает сделать в Вашем доме входную дверь, если в кровле – дыры в палец толщиной, если на второй этаж коттеджа не подняться – лестницы нет, ему остаётся только признать свои ошибки и приступить к «доводке». Не таков Фома творческий! Его на мякине не проведёшь! «Я так вижу!» — гордо заявляет он. – «Что тут переделывать – это поток сознания, божественный акт! Ну и что, что в рифме «кольта-польта» слово «пальто» чуть-чуть по-новому звучит? Я так хочу! А писалось это не для вас, убогие читатели, а для будущих поколений!» И снова я рад за Фому! Вот только просил бы избавить современников от его «потоков».

Синица. «Перспективы». Пришла повеселиться.
«Бал. Один стакан херЕса!
А какое продолженИе!»
Срифмовать «херЕс» с Дантесом
Для херЕса – униженИе!»
«Перспективы-вполсилы» — и где здесь рифма?
«Пули, порох для Дантеса
Продал старый оружейник»
Отлил старичок Дантесу пулю, а Александр Сергеевич дал промашку…
«в клетке – львица» и тут же – «Глаза льва братка сверлили»
Лев проснулся в зоопарке.
Гривы нету. Всюду голо.
Молодые санитарки
практикуют смену пола…

Дедушка эЛ. «Я никогда не пишу стихов». Это, конечно, здорово… Только желание участвовать в конкурсе малообъяснимо… Несколько выдержек…
«И, в отпущение тяжких грехов,
Стих очищает меня строкАми!»
«Я не считаю себя поэтом!
Просто, впитав в себя знанье основ,
Как бы присутствую в таинстве этом!»
Эх, кабы да кабЫ во рту выросли грибы! Простите, Дедушка… Растворяйтесь в поэтах, только всуе не поминайте…

OhotNIK. «Скоморошина задушевная». Пожелал сделать стилизацию под Русь исконную. Рифмованный набор идиом. Открывший книгу «Пословицы и поговорки» получит полное представление о произведении.

Ксения Штиль. «Скучаю – не то слово!!!» Скучает, в натуре, зуб даю!
«А в шёпоте «Скучаю!»
Кричат безумья звуки»
Ещё одна рифма-конкурсант «ответа-ответный».

Иезуит. «Колыбельная». Автор добился своей цели – написал колыбельную. Настоящую. Качественную. Синонимичный повтор «сонных» слов действует безотказно. Единственный спорный момент:
«И в своих покоях спит седой барон —
О годах ушедших третий видит сон»
Конечно, можно было бы и глаже написать. На самом деле, перед нами – трёхстопный хорей с рифмовкой 2-4 строки… Так что рифмовка 1-3 строки сильно бы украсила произведение, упростила бы запоминание. Автор даже сбивается на это:
В кухне поваренок
дремлет у печи,
Рядом с ним котенок
ласково урчит.
Удачное детское песенное стихотворение.

Zebra. «Нью-Орлеанский блюз». Хотела на сейшн. Блюз без музыки – не блюз. А конкурс – поэтический… Музыку услышал, но оценивать не буду.

Алла Рыженко. «Пустая душа». Желает жить чувствами, оставляя разуму роль хмельного стража. Такие стихи анализировать наиболее болезненно: и для автора, и для критика. «Ну что пристал! Эмоция есть в строчках? Чувство переданы? Технически всё исправно? Мурашки даже пошли, смотри-ка! Так чего тебе ещё не хватает, такой-растакой? Напиши, что очень понравилось, и оставь в покое стихи!» — это не авторский текст, это я… Сам себе…
Но почему в душе – какой-то осадок? Откуда? Увы, от разума. Страж протрезвел и начал задавать дурацкие для поэта вопросы:
— Следы от ног… К чему это уточнение? Чтобы читатель понял, что не от рук или спин?
— Страж в мундире… Метёт… С ружьём или саблей – представить можно. Но страж в мундире с метлой – это уже комично.
— Следы от ног – хлам?
— Ожоги подставляете под метлу – не больно?
— Ворча под нос, …спасаюсь от себя – не комично ли?
— Надежда-шаль, фантомы, боль-пичуга – винегрет образов.
— Закрыты насмерть двери – не слишком удачно… Особенно если это – про бессмертную душу…
И что остаётся? Клянуть себя за то, что покусился на образ, душу, что вместо теплого чувства применил холодный разум? Красота, конечно, спасёт мир… От чудовищ, рождённых сном разума…

ZoomKnight. «А я боюсь». Желает поведать о любви. Но боится.
«Но я боюсь, что ты уйдешь,
…И что ты так и не поймешь, как я тебя любил…»
Уверен, что если на помолвке выражать свои чувства, употребляя слова: «умрет и сгинет, туман войны, мир кровавой бездной, мир из Хаоса, обресть, в пучины Ада, Белзебут, Люцифер, кровавая вода, плач драконов над рекой, к каким исчадьям Ада ты проклятья обратишь…», то вопрос: «Но что же ты молчишь?», я боюсь, уйдёт в пустоту. Бегите, девушка! Если он так в любви признаётся, представьте себе, что будет, если Вы не постираете ему носки!!!

Бэль. «Не бывает лёгкого счастья…» В третьей строке удивительное: «От любого горя-напастья». Напастье – это намордник? «Время, как хирург, – все залечит» Может – «всё отрежет»? И рифма хороша: «реже и реже». Дарю.

Татчин «Поэзия». Автору хотелось глобальненького… Вот уволят меня сейчас с работы за смех над инвестиционным планом! Они же не знают, что я только что прочёл:
«Задохнувшись желанием слов,
Я пытался связать воедино
Невесомый полёт паутины
С философией голых стволов…»
Более ничего примечательного не нашёл: «сны», «слова», «леса-небеса». Стихо написано в 1985 году. Уверен, что с тех пор таких пустопорожних строчек придуманы тома…

Анна Линдберг. «На валетика». Очень тонкое, ироничное произведение.
«пойти, повеситься
на ёлке новогоднею игрушкою —
для радости, для самой малой радости…»
Яркая искорка. Стих на одном выдохе. По-женски настроенческое: ты, Андерсен, был не прав – твои пастушки мне не нравятся, русалки надоели. Ну Андерсен-то тут при чём, Анна?
Самая глобальная проблема: Анна была уверена, что гадает, а на самом деле сидела в казино… Ибо только там выпадает зеро… Надеюсь, обошлось без больших финансовых потерь? Постарайтесь в следующий раз применять менее затратные гадания (из Жуковского).

Влад Копернин. «Не спеши уходить…». Захотел помочь в новых выборах депутатов Думы:
«Мы все время куда-то уходим
Навсегда — навсегда (возвращаться народ не велит)»
Рифма «руках-горят»…

Олег. «Скрижали пасмурной воды шлифует ветер». Хотел подумать. Вот что получилось:
«Сейчас настолько изможден духовным гладом
Что даже думать иногда бывает больно…»
Отмечу также:
«И серп смирения пройдется по гордыне»
А вот ленинское:
«Быть тем, кто хочет и не может незавидно
А тем, кто может, но не хочет и повадно»
Комментарии излишни?

Татьяна Лустина. «Вылупляются…». Татьяна предложила своё видение творчества и предложила свою классификацию стихов. Интересное стихотворение. Изначально избранный рваный ритм наполняет текст воздухом пауз. Оправданный рефрен, правда, несколько утяжеливший рифмовку. Впрочем, работы с рифмой и фонетикой практически нет. Аллитерации случайны, непоследовательны. Так уличный скрипач подбирает, единожды услышав, тему Моцарта:
«вырвут хвост —
для развлечения — с перьями
яркими, как грехи,
и блестящими чудно, как
редкий радужный мост»
Впрочем, автор признаёт полную беспризорность и сиротливость своих строк:
«Нету желания пестовать,
дрессировать стихи,
это их так уродует…»
Увы, уважаемая Татьяна! Талант – это 10% дарования и 90% тяжкого труда! Согласитесь, наличие уникального музыкального слуха не сделает само по себе из человека ни музыканта, ни композитора. Так же и поэтический слух, чувство слова – только предпосылка, искорка… Увы, передо мной сотни примеров, когда человек зарывал свой талант просто из-за элементарной лени, нежелания прочитать книгу… А как же Моцарт? Пушкин? Есенин? Увы, уважаемая Татьяна… Даже они не чурались править и редактировать, ПЕСТОВАТЬ свои произведения! Просто у них это получалось быстрее и легче – гении… А простым смертным приходится кропотливо проверять алгеброй гармонию… В 99,9% случаев – помогает…
Сами-то Вы как думаете, Татьяна, сможет Ваш вылупившийся птенец без перьев выжить сам, без помощи и поддержки родителя?

Павел Отставнов. «Мастер и Маргарита». К сожалению, некоторые работы я прорецензировал ещё в дообзорную пору. В частности, это. «Очень неровное стихотворение…»

Хельга Янссон. «Красный Лев (алхимик)»

«Я всё ПОЗНАЛ. Сплетения миров,
НЕПОЗНАННЫЕ тайны Я УЗНАЛ.
Но Я раскрыть секрет тот не готов,
Я это уж давным-давно приЗНАЛ»

4 однокоренных глагола и 4 «я» на 4 строки. Без комментариев.

Alti Allinero. «нет». Хотелось стихов. Традиционные скачки ритма, потеря рифм в середине стиха, шаблоны… Но — Фома… «Трусы и рубашка лежат на песке… Никто не плывёт по опасной реке…» Вот ответ автора на одну из рецензий:
«Спасибо за замечание, но на самом деле всё было именно так задумано изначально — трудно объяснить, зачем… — я так чувствую»
А читатель, безусловно, чувствует, все неровности и огрехи стиха. Видит «карову»…

Сергей Фаттахов. «Уйди. А если нет сил…». При всём старании, Сергей…
«Жильцы и гномы в тебя, наверно,
Должны влюбляться»
Это что же за чудо-юдо?
«И ты – из самых завидных сплавов
Цветных металлов»
Девушка с веслом?
Поиск рифмы – ещё не поэзия…

Шарманщик. «уроки рисования». Простите меня, уважаемые авторы! Возможно, я что-то не понимаю? Возможно, мой русский язык страдает хромотой, немотой или косноязычием? Честно говоря, пришёл на конкурс почитать стихи, а вовсе не ругаться или поучать… Открываю произведение, а там:
«ты помнишь полозьев дождливою осенью скрежет о камни?»
Думаете русский как Вы это или нет язык,?
«так сердце стихами подушку зубами как санки с оксанкой»
Санки с Оксанкой – зубами?!! Санки – дождливой осенью?!!
«а девочка тонкой кривила губой

богаче
был только соперник двенадцати лет
ее и унес
его велосипед…»

Виктор Быков. «Я люблю тебя, Русь!». Стройная, ладная форма. Несколько простоватая, из 19 века… Содержание водянистое, третья строфа – фактически одни повторы. Непонятная инверсия «После города спёртости»… Неужели нельзя было написать нормально? Рифма бы ушла внутрь… Конечно, трудно отойти от стандартов и написать на эту тему что-то вполне самостоятельное… С другой стороны, взялся за гуж: перепевать белизну берёз и разверстые дали вслед за плеядой классиков… Не думаю, что получилось лучше них, извините.

Борис Борукаев. «Монолог». Ещё одно стихотворение, успех которого предрешён композицией. Всё по законам жанра, с прологом и эпилогом… Кстати, автором в юмористической форме представлен ещё один источник вдохновения, в том числе и поэтического)). В меру юмора, в меру чувства, в меру – автора. Ритмический рисунок чёткий, без сбоев. Ярко выраженных аллитераций нет, но и фонетических сбоев – тоже. Рифма по преимуществу точная. Сильно мешают восприятию просторечные формы слов, окончанивающиеся на «нья»… Но самое главное преимущество стиха – его ИНТЕРЕСНО читать. Время читателя потрачено не зря! И это – важно. Как часто автор подбирает красивые рифмы, играет словами, строит строчки пирамидами… А за фасадом – пустота. Поиграл стихописец кубиками и не даёт теперь играть другим, охраняет свою кривоватую башенку… А стихотворение Бориса – захватывает. Захватывает, не отпускает, финал не разочаровывает. Достойный образец, вполне способный к конкурсной баталии.

КАРР. «По мотивам Скитальца 1». Ещё одно стихотворение, которое читается легко. Не только потому, что техническая сторона – на высоте. Очень созвучное стихотворение, резонирующее. При этом изысканность рифм сочетается с простотой слога, внешне доступные образы не так-то просты. Замечательные метафоры! Особо запоминается:
«И прожжёт две круглых дырки в темноте ночной сова…»
Зримо и эмоционально! Финал как и завязка опутаны клубком символов, но, в принципе, прозрачны. Тема затронута глубокая, мысли светлые.
Трудно прочиталась строка: «Чтоб при жизни не смотреться как свой собственный портрет», ибо смотрятся обычно во что-либо… Потом приходит понимание смысла «не выглядеть», но не сразу…

Михаил Бриф. «Слушал бешенную вьюгу». Придерживается принципа: «Краткость – сестра таланта!» Из 8 коротких строчек я так и не понял, к чему в бешенную вьюгу открывать окна? Куда убежали с женой друга (если к автору домой – зачем бежать?)? Почему вокруг – пустота? Она что, блондинка? Миниатюрка не вышла…

Майк Этельзон. «Эвакуация». Честно говоря, первым желанием было просто процитировать полностью это стихотворение в обзоре и сказать автору одно слово: «Спасибо!» Тот случай, когда Поэт поставил перед собой серьёзнейшую задачу и взял эту высокую планку. Обращение обязывает. Через один эпизод (не запомнившийся, нет, переданный со слов матери) поэт смог передать общее ощущение войны, ощущение потери, ощущение страха… И здесь же – чувство безмерной любви. Останавливаться можно на каждом слове, каждом знаке. Всё – от сердца, всё – на месте… Посмотрите, какие великолепные повторы! Один «кораблик» чего стоит! И интонационно, и композиционно. А истошное «за борт!»? И рядом – совсем другая интонация, ощущение, эмоция. И в этом произведении видна работа автора – не старательное причёсывание, против которого так яро выступила Татьяна, а работа душевная, ответственность за каждое выпущенное на волю слово. И поэтому здесь нет случайного. Всё – к месту…
«Мама, не плачь,.. успокойся… я понял…
я напишу,.. если только смогу…»
Живое слово. Живая память.

Лариса Дмитриева. «Король лишь тот, кого короновали!» Не до корон!
«Пресс судьбы
корёжит бег времён. Безбрежий
блуд, дерзая, не выдавай за лепет
закон, текущий кровью…»
Что же, автор написала авторецензию! Не буду отказываться от помощи:
«ритм (размер) — рваный (скачущий), мелодия (мысль) — трудноуловимая (почти бессвязная)»
Всё верно. Мысли бессвязные, ритмы скачущие… Одним словом – чушь?

Богданова Т.В. «Шалунишка-ветер». Лёгкий слог, свободное владение словом, хорошая звукопись, позитивный настрой. Конечно, образы излишне традиционны: солнце расплескалось, ветер разгулялся, лица разрумянилиСЯ… А для детской поэзии – шестистишие и такая сложная структура рифмовки сложноваты. Да и все эти:
«надевает нас на вертел (добрый дедушка Фрейд…)… как на вертеле, закружит… на берёзке рвёт подол, …треплет волосы, …ласкает ВСЁ НА Свете, словно милого рука» — как-то не по-детски…

РИММОВНА. Трое (не считая собаки). Пусть автор признает мою глупость – я признаю, что ни бельмеса не понял! Главное – не понял, к кому автор обращается, какова цель написания подобного. Простите, но процитирую опус целиком.
Никто не подумал бы – ссора.
(Какая ссора, откуда?!! С кем?!! КТО бы ни подумал?!!)
Ничем, не нарушив приличий,
(То есть автор полагает, что втроём в карете можно качаться, нарушая приличия?!! Спорить не буду – групповой секс имеет право быть. Даже в карете!)
В карете на мягких рессорах
Мы ТРОЕ качались ритмично.
(Стоп! А где же ссора?!!)

Муж тихо позвякивал фляжкой,
(Это раз! Кстати, чей муж? Кстати, он лупил себя фляжкою по лбу? Как можно позвякивать фляжкой?!! Не крышкой, не цепочкой, а фляжкой!)
И молча просматривал прессу.
(Ритмично качаясь? Ну-ну! Теперь скажите, что это за Шива, который ДВУМЯ РУКАМИ (ибо по-другому читать в карете не получится!) держит газету, позвякивая при этом фляжкой?!!)
Перчаткою — цвета фисташки,
(неужели – ЗЕЛЁНОЙ?)
Сынишка играл с пекинесом…
(Это два!.. Не считая собаки… Значит, раз есть МУЖ (не пекинеса же!), полагаем наличие жены!)
Хотелось большого скандала
(то есть ссоры пока не было? И, очевидно, не будет?!!)
До слез, может даже до драки.
(А может – это страус злой? Вы уж определитесь, чего Вам хочется: ссоры, скандала или драки. Не забывайте только – у мужа в руках – фляжка с газетой!)
Хотелось понять — как я стала
Перчаткой в зубах у собаки…
(Так с кем Вы поссорились? Вас пёс что, укусил? А как Вы стали игрушкой в руках Вашего сына?!! И если жена – не перчатка, то почему ТРОЕ?!!)
Что донёс до читателя автор? Мысль, чувство, эмоцию, картину, отношения? НИЧЕГО! В общем, можете говорить что угодно, искать здесь какие угодно мысли, но более бесполезного и пустого словоблудия я на конкурсе ещё не встречал!

Сергей Колоусов. «К пустоте».
«…я загляну в глаза тебе…
(кружимся в невозможном вальсе)
…ты пальцами залезешь в память
и с корнем вырвешь лица бед…»
Через глаза! Ужас!
Поймите, моя цель – не выискивать перловку! Её просто не должно быть на конкурсе, по моему глубокому убеждению…
«Опять начну ногтями рвать
Обои стен уютной клетки,
Плеваться в потолок на меткость
И лезть с ботинками в кровать…»
Прелестно, не правда ли? И ещё одна конкурсная рифма «обниматься-всё в порядке». И глухой может научиться петь, и слепой – рисовать, но это РЕДКИЕ исключения…

Happy lady. «Крестики-нолики». Хороший выбор темы, интересные фонетические игры (только не в случае с «К кр…»), эксперименты с ритмом. Смысловая наполненность, емкость слов. Очень вычурные рифмы – вплоть до потери созвучий. Достаточно много действия, в ущерб образному ряду. Некоторая поверхностность, сознательная упрощенность. И последний вопрос: «А был ли мальчик?» Началось всё со взгляда со стороны, закончилось обращением от первого лица. Интересная работа.

Плющ Алина. «Я что-то в жизни делаю не так». Вполне достойное произведение. Но и достойное пародии — тоже.
«Зачем дышать? Когда так больно, гадко,
И никого нет рядом. Никого»
«Мне, как вампиру, в грудь вбивают колья.
Я что-то в жизни делаю не так»

Стою один. Среди равнины. Гол.
Вокруг – толпа непрошеных зевак…
Костёр зажгли, мне в грудь вбивают кол…
Я что-то в жизни делаю не так?

Сплю днём в гробу. Вдох-выдох. Выдох-вдох.
Могу вдыхать и хлор, и аммиак…
Всё потому, что я давно издох!
Я что-то в жизни делаю не так?

Когда меня торжественно сожгут,
Я палачу, желая многих благ,
Потуже наложу на шею жгут…
Я что-то в жизни делаю не так…

Ну вот, опять вылез пародист… Что-то совсем потерялся я в мечтах и желаниях авторов! А значит – пора этот обзор заканчивать… Но будут и другие: впереди у нас 2/3 произведений, представленных на конкурс «Поэзия». Так ли уж важно, какое место мы займём на конкурсе? Главное, чтобы в нашей душе всегда было место для Поэзии.

С уважением,

Дмитрий Родионов

Добавить комментарий