Держать равнение


Держать равнение

Я, как технарь по образованию, в свое время искала критерии художественности в философских трудах. В восьмидесятых годах попала в мои руки книга «Мышление как творчество» В.С. Библера. И вот там я с восторгом и удивлением вычитала вот что — открытие невозможно сделать в кругу логики и наличных теории! Переход от одной логики к другой, от одной культуры к другой обязательно происходит с выходом ВОВНЕ человеческого разума. То ли это невнятица Выготского, то ли это грань сновиденного мира Флоренского, но вся поэзия, и все открытия живут за этой гранью. Вот посмотрите, что пишет П.А. Флоренский:
«То, что сказано о сне, должно быть повторено с небольшими изменениями о всяком переходе из сферы в сферу. Так, в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и всходит в мир горний. Там, без óбразов она питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная вéдением, нисходит вновь в мир дольний. И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовное стяжание облекается в символические óбразы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибо художество есть оплотневшее сновидение.»

Квантовая физика, сделав свой эксперимент зависимым от наблюдателя, поставила человека в положение субъекта, осознавшего, что он из устойчивого причинно-следственного мира попал либо в один из множественных миров — а именно это породило «сад расходящихся троп» Борхеса и фантасмагории Пелевина, либо в мир, где имеет право на существование та самая магия, которую ученые изгоняли из своих построений уже второе тысячелетие.
А следуя за В.В. Налимовым, русским математиком, философом, мыслителем ХХ века мы можем представить себе мир, как нераспакованный вакуум, откуда человеческое сознание может достать новые смыслы.
Связь с Библером и Флоренским, с философским и религиозным мышлением ясна и очевидна.
По В.В. Налимову эго человека можно рассматривать, как текст, но совершенный, живой текст, способный к нескончаемой реинтерпретации самого себя.
«Метаэго – способность к спонтанному генерированию фильтра». Что такое фильтр? Грубо говоря, угол зрения. Помните картинку, на которой можно увидеть либо черную вазу, либо два белых профиля? Переключатель сознания в этом случае и является чем-то вроде фильтра.
«Человек остается самим собой, пока у него сохраняется способность к генерированию нетривиальных фильтров, особенно в острых жизненных ситуациях», — пишет Налимов. И вы, наверняка согласитесь с этим. Ведь именно поэтому вспоминаются, как утраченное счастье — для кого-то – работа в строительном отряде, для кого-то – армия и война. Хочешь, не хочешь, а ощущение опасности и необходимости по-другому воспринимать действительность – видимо, позарез нужны человеку. И счастлив он без этой способности к генерированию фильтров не будет даже в Раю.

«Эго человека – открытость миру земного действия. Метаэго – открытость космическому, трансличностному началу. Человек выступает в виде моста, соединяющего два аспекта Мироздания – его сейчасность и его надвременность.
Развивая наше знание, мы все ближе подбираемся к Запредельному, к тайне, перед нами раскрывается гигантский образ ученого Не-Знания, которые следует не разрушать, измельчая, но углублять, расширяя. Таинственен и сам человек. И Мир есть Тайна, и Бог – есть Тайна.
Основой Мироздания мне хочется признать Творческое начало. Тогда возможно говорить и о смысле Мира и о месте человека в нем. Смысл мира в раскрытии потенциально заложенных в нем смыслов. Смысл жизни человека – активное участие в этом процессе.
Что может спасти Землю и обитающее на ней человечество?
Только возникновение новой Культуры в третьем тысячелетии. Культуры по-христиански гуманной без лицемерия. Культуры новых смыслов и, соответственно, иных ценностных представлений.
Что нужно для этого сделать? Донести до людей трагичность ситуации. Попытаться сформулировать новое миропонимание, предложить для рассмотрения новые смыслы, новые ценностные представления, сформулировать новый образ героя.
Проблема сознания выдвигается на первый план. А точнее Сознание/Материя, а вместе с нею Жизнь/Смерть. Пора учиться «держать на смерть равненье» (В.В. Налимов «Вселенная смыслов. Интервью)

А вот это уже наша с вами задача.

Поэтому давайте вернемся на восемь веков назад, отбросив механистичность и рационализм Нового времени. Туда, где господствовала «идея делания, физического взаимного усилия стремящихся друг к другу Бога и человека. Эта идея предполагала не просто свободное парение ума, но тяжелый труд, который — в том числе физический, инструментальный — оказывался одновременно священнодействием». (С.Н. Неретина «Тропы и концепты)

«При этической установке о совершенстве Бога (Бог есть Благо) мир есть зло как нехватка блага, или совершенства. Однако эта нехватка понимается не в смысли отсутствия некоей части, а как отклонение от фигуры совершенства, как овал, скажем, от круга. Бог в качестве совершенного Блага предположен, в этом смысле Он трансцендентен, в качестве Творца — трансцендентен и имманентен творению вместе. Замысел мира и слово-рукоделие мира потому находятся между собой не в отношении верха и низа — они внутри произведения как его интенциональная форма» (С.Н. Неретина «Тропы и концепты)

Удивительное совпадение напряженной мысли двадцатого столетия и парадигмы «безмолвного» средневековья!

Может быть, нам и вправду нужно вернуться в живое творчество средних веков, в которых каждый мастер знал, что он творец по образу и подобию Божьему, а мир есть Божье Слово, и наша задача — его услышать и воплотить.
И вслед за Белинским, почитавшим «художественность», как соответствие платоновским идеям, нам стоит ориентироваться не на логику произведения, не на его соответствие былым теориям, а на спонтанную попытку осознать окружающий мир. И себя в нем… А в качестве критерия взять любовь.

0 комментариев

  1. imanuil_gleyzer

    Наденька!
    Всё замечательно: прочтут… не стану предсказывать кол-во читателей… Поймёт …человек 20-25 от силы… Ничего не изменится.
    Третье тысячелетие можно прогнозировать, но и от этого ничего не изменится. Культура живёт по законам Истории, а мироздание — по законам физики, космологии, материи. На что бы ты ни ориентировалась, что бы ни брала за критерий, ты неизбежно столкнёшься с тем, что называается : ТАЛАНТ. Что это такое?
    НЕ ЗНАЮ. Но знаю, что это то, чем Моцарт отличается от Сальери.
    :)))
    Согласна?

  2. nadejda_kogan

    §Є§Ю§н§й, §Х§С §г§б§а§Я§д§С§Я§Я§а§г§д§о§р §®§а§и§С§в§д §а§д §і§С§Э§о§Ц§в§Ъ §Ъ §а§д§Э§Ъ§й§С§Ц§д§г§с! §®§а§Ш§Я§а §б§а§У§Ц§в§Ъ§д§о §С§Э§Ф§Ц§Т§в§а§Ы §Ф§С§в§Ю§а§Я§Ъ§р, §Ю§а§Ш§Я§а §в§С§г§г§й§Ъ§д§н§У§С§д§о §в§С§Щ§Ю§Ц§в §г§д§а§б§н §Ъ §У§Ъ§Т§в§С§и§Ъ§Ъ §г§д§в§а§Ь. §Ї§Ц§Э§о§Щ§с §б§Ъ§г§С§д§о §б§а §ж§а§в§Ю§е§Э§С§Ю §е§Ш§Ц §г§а§Щ§Х§С§Я§Я§н§з §д§Ц§а§в§Ъ§Ы. §Ј§а§д §г§Ю§а§д§в§Ъ, §б§а§с§У§Ъ§Э§г§с §¦§г§Ц§Я§Ъ§Я §г §Ц§Ф§а §б§Ц§в§У§а§Щ§Х§С§Я§Я§а§г§д§о§р, §с§в§Ь§а§г§д§о§р §а§Т§в§С§Щ§С. §µ§Ю§Я§н§Ц §Х§с§Х§Ъ §в§С§Щ§м§с§Э§Ъ §д§У§а§в§й§Ц§г§д§У§а, §Я§С§Щ§У§С§Э§Ъ §Ъ§Ю§С§Ш§Ъ§Я§Ъ§Щ§Ю§а§Ю. §Ї§е, §Ъ §й§д§а §е§Х§С§Э§а§г§о §д§а§Ю§е §Ш§Ц §®§С§в§Ъ§Ц§Я§Ф§а§ж§е §Ъ §б§в§а§й§Ъ§Ю §б§а§г§Э§Ц§Х§а§У§С§д§Ц§Э§с§Ю? §Ї§Ъ§й§Ц§Ф§а! §Ў §б§а§г§Э§Ц§Х§а§У§С§д§Ц§Э§Ъ §®§С§с§Ь§а§У§г§Ь§а§Ф§а, §Щ§С§й§С§в§а§У§С§Я§Я§н§Ц §Ц§Ф§а §Ю§а§л§о§р, §Ц§Ф§а §С§Ь§и§Ц§Я§д§Я§н§Ю §г§д§Ъ§з§а§Ю… §®§а§Ш§Я§а §б§Ъ§г§С§д§о §Ь§Ъ§Э§а§Ю§Ц§д§в§н §г§Ц§в§н§з §г§д§Ъ§з§а§У §У §г§д§Ъ§Э§Ц §ў§в§а§Х§г§Ь§а§Ф§а §Ъ §Ь§а§б§Ъ§в§а§У§С§д§о §д§в§Ц§б§Ц§л§е§л§Ъ§Ы §г§д§Ъ§Э§о §®§С§Я§Х§Ц§Э§о§к§д§С§Ю§С — §Ц§Ф§а §Ў§¬§®§¦. §Ї§а §Ц§г§Э§Ъ §Я§Ц§д §г§Я§а§У§Ъ§Х§Ц§Я§Я§а§г§д§Ъ, , §Ц§г§Э§Ъ §Я§Ц§д §г§б§а§Я§д§С§Я§Я§а§Ф§а §б§Ц§в§Ц§Ш§Ъ§У§С§Я§Ъ§с, §У§н§с§У§Э§Ц§Я§Ъ§с §і§Э§а§У§С §Ъ§Щ §Ц§Ф§а §У§С§Ь§е§е§Ю§С, §Я§Ъ§й§Ц§Ф§а §Ъ §Я§Ц §б§в§а§Ъ§Щ§а§Ы§Х§Ц§д! §Є §Я§Ц §У§г§с§Ь§а§Ц §б§е§д§Ц§к§Ц§г§д§У§Ъ§Ц §Щ§С §Ф§в§С§Я§о §б§Э§а§Х§а§д§У§а§в§Я§а! §Ј§а§д §б§а§г§Ю§а§д§в§Ъ, §й§д§а §б§Ъ§к§Ц§д §±.§Ў. §¶§Э§а§в§Ц§Я§г§Ь§Ъ§Ы §У §д§а§Ю §Ш§Ц «§Є§Ь§а§Я§а§г§д§С§г§Ц»:

    «§Ї§а §д§е§д, §У §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§Ц§Я§Я§а§Ю §а§д§в§н§У§Ц §а§д §Х§Я§Ц§У§Я§а§Ф§а §г§а§Щ§Я§С§Я§Ъ§с, §Ц§г§д§о §Х§У§С §Ю§а§Ю§Ц§Я§д§С, §Ь§С§Ь §Ц§г§д§о §Х§У§С §в§а§Х§С Ё®§Т§в§С§Щ§а§У: §б§Ц§в§Ц§з§а§Х §й§Ц§в§Ц§Щ §Ф§в§С§Я§Ъ§и§е §Ю§Ъ§в§а§У, §г§а§а§д§У§Ц§д§г§д§У§е§р§л§Ъ§Ы §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§р, §Ъ§Э§Ъ §У§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§р §У §Ф§а§в§Я§Ц§Ц, §Ъ §б§Ц§в§Ц§з§а§Х §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с §Х§а§Э§е. §°§Т§в§С§Щ§н §Ш§Ц §б§Ц§в§У§а§Ф§а ЎЄ §п§д§а §а§д§Т§в§а§к§Ц§Я§Я§н§Ц §а§Х§Ц§Ш§Х§н §Х§Я§Ц§У§Я§а§Ы §г§е§Ц§д§н, §Я§С§Ь§Ъ§б§о §Х§е§к§Ъ, §Ь§а§д§а§в§а§Ы §Я§Ц§д §Ю§Ц§г§д§С §У §Ъ§Я§а§Ю §Ю§Ъ§в§Ц, §У§а§а§Т§л§Ц ЎЄ §Х§е§з§а§У§Я§а §Я§Ц§е§г§д§в§а§Ц§Я§Я§н§Ц §п§Э§Ц§Ю§Ц§Я§д§н §Я§С§к§Ц§Ф§а §г§е§л§Ц§г§д§У§С; §д§а§Ф§Х§С §Ь§С§Ь §а§Т§в§С§Щ§н §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с ЎЄ §п§д§а §У§н§Ь§в§Ъ§г§д§С§Э§Э§Ъ§Щ§а§У§С§У§к§Ъ§Ы§г§с §Я§С §Ф§в§С§Я§Ъ§и§Ц §Ю§Ъ§в§а§У §а§б§н§д §Ю§Ъ§г§д§Ъ§й§Ц§г§Ь§а§Ы §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ. §©§С§Т§Э§е§Ш§Х§С§Ц§д§г§с §Ъ §У§У§а§Х§Ъ§д §У §Щ§С§Т§Э§е§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§Ц, §Ь§а§Ф§Х§С §б§а§Х §У§Ъ§Х§а§Ю §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§С §з§е§Х§а§Ш§Я§Ъ§Ь §Х§С§Ц§д §Я§С§Ю §У§г§Ц §д§а, §й§д§а §У§а§Щ§Я§Ъ§Ь§С§Ц§д §У §Я§Ц§Ю §б§в§Ъ §б§а§Х§н§Ю§С§р§л§Ц§Ю §Ц§Ф§а §У§Х§а§з§Я§а§У§Ц§Я§Ъ§Ъ, ЎЄ §в§С§Щ §д§а§Э§о§Ь§а §п§д§а §а§Т§в§С§Щ§н §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с: §Я§С§Ю §Я§е§Ш§Я§н §б§в§Ц§Х§е§д§в§Ц§Я§Я§Ъ§Ц §г§Я§н §Ц§Ф§а, §б§в§Ъ§Я§а§г§с§л§Ъ§Ц §б§в§а§з§Э§С§Х§е §У§Ц§й§Я§а§Ы §Э§С§Щ§е§в§Ъ, §С §д§а, §Х§в§е§Ф§а§Ц, §Ц§г§д§о §б§г§Ъ§з§а§Э§а§Ф§Ъ§Щ§Ю §Ъ §г§н§в§о§Ц, §Ь§С§Ь §Т§н §Я§Ъ §Х§Ц§Ы§г§д§У§а§У§С§Э§Ъ §а§Я§Ъ §г§Ъ§Э§о§Я§а §Ъ §Ь§С§Ь §Т§н §Я§Ъ §Т§н§Э§Ъ §Ъ§г§Ь§е§г§Я§а §Ъ §У§Ь§е§г§Я§а §в§С§Щ§в§С§Т§а§д§С§Я§н. §Ј§Х§е§Ю§С§У§к§Ъ§г§о §Ш§Ц, §Я§Ц§д§в§е§Х§Я§а §в§С§Щ§Э§Ъ§й§Ъ§д§о §Ъ §д§Ц §Ъ §Х§в§е§Ф§Ъ§Ц §б§а §б§в§Ъ§Щ§Я§С§Ь§е §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ъ: §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с, §Ь§С§Ь §Т§н §а§Я§а §Я§Ъ §Т§н§Э§а §Я§Ц§г§У§с§Щ§Я§а §Ю§а§д§Ъ§У§Ъ§в§а§У§С§Я§а, §а§й§Ц§Я§о §д§Ц§Э§Ц§а§Э§а§Ф§Ъ§й§Я§а ЎЄ §Ь§в§Ъ§г§д§С§Э§Э §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ъ §У§а §Ю§Я§Ъ§Ю§а§Ю §б§в§а§г§д§в§С§Я§г§д§У§Ц; §Я§С§б§в§а§д§Ъ§У, §б§в§Ъ §Т§а§Э§о§к§а§Ы §Х§С§Ш§Ц §г§У§с§Щ§Я§а§г§д§Ъ §Ю§а§д§Ъ§У§Ъ§в§а§У§а§Ь, §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с §б§а§г§д§в§а§Ц§Я§а §Ю§Ц§з§С§Я§Ъ§й§Ц§г§Ь§Ъ, §У §г§а§а§д§У§Ц§д§г§д§У§Ъ§Ъ §г§а §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ц§Ю, §а§д §Ь§а§д§а§в§а§Ф§а §а§Я§а §а§д§б§в§С§У§Э§с§Э§а§г§о. §Є§Х§с §а§д §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§а§г§д§Ъ §У §Ю§Я§Ъ§Ю§а§Ц, §Я§С§д§е§в§С§Э§Ъ§Щ§Ю §Х§С§Ц§д §Ю§Я§Ъ§Ю§н§Ы §а§Т§в§С§Щ §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§а§Ф§а, §б§е§г§д§а§Ц §б§а§Х§а§Т§Ъ§Ц §б§а§У§г§Ц§Х§Я§Ц§У§Я§а§Ы §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ; §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §Ш§Ц §а§Т§в§С§д§Я§а§Ц ЎЄ §г§Ъ§Ю§У§а§Э§Ъ§Щ§Ю ЎЄ §У§а§б§Э§а§л§С§Ц§д §У §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§н§з §а§Т§в§С§Щ§С§з §Ъ§Я§а§Ы §а§б§н§д, §Ъ §д§Ц§Ю §Х§С§У§С§Ц§Ю§а§Ц §Ъ§Ю §Х§Ц§Э§С§Ц§д§г§с §У§н§г§к§Ц§р §в§Ц§С§Э§о§Я§а§г§д§о§р».

    §№§е§У§г§д§У§е§Ц§к§о, §У§а§д §в§С§Щ§Я§Ъ§и§С, §У§а§д §Ф§в§С§Я§Ъ§и§С! §Б §а §г§д§Ъ§з§С§з §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с, §г§Ь§а§Я§г§д§в§е§Ъ§в§а§У§С§Я§Я§н§з §г§д§Ъ§з§С§з §б§Ъ§г§С§Э§С, §Ь§С§Ь §а §Я§С§в§Ъ§г§а§У§С§Я§Я§н§з §г§Э§Ц§Щ§С§з «§Я§С §г§Ц§в§Ц§Т§в§с§Я§а§Ы §Ю§С§г§Ь§Ц §±§о§Ц§в§а». §Ў §й§д§а §Ь§С§г§С§Ц§д§г§с §Ш§Ъ§У§а§Ф§а §а§л§е§л§Ц§Я§Ъ§с §д§У§а§в§й§Ц§г§д§У§С, §д§С§Ь §п§д§а, §б§а-§Ю§а§Ц§Ю§е, §Я§С§г§д§а§с§д§Ц§Э§о§Я§а §г§д§е§й§Ъ§д§г§с §У§а §У§г§Ц §Х§У§Ц§в§Ъ. §ґ§а§к§Я§а §Т§Ц§Щ §п§д§а§Ф§а §Ш§Ъ§д§о §й§Ц§Э§а§У§Ц§Ь§е — §д§Ц§Ю §Т§а§Э§Ц§Ц §У §С§У§д§а§Ю§С§д§Ъ§Щ§Ъ§в§а§У§С§Я§Я§а§Ю §Х§У§а§в§и§Ц §г§а§У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Я§а§Ы §и§Ъ§У§Ъ§Э§Ъ§Щ§С§и§Ъ§Ъ.

  3. nadejda_kogan

    §Є§Ю§н§й, §Х§С §г§б§а§Я§д§С§Я§Я§а§г§д§о§р §®§а§и§С§в§д §а§д §і§С§Э§о§Ц§в§Ъ §Ъ §а§д§Э§Ъ§й§С§Ц§д§г§с! §±§е§к§Ь§Ъ§Я — §Ф§Ц§Я§Ъ§Ы, §а§Я §Ъ §п§д§а §е§У§Ъ§Х§Ц§Э: §Ю§а§Ш§Я§а §в§С§Щ§м§с§д§о §С§Э§Ф§Ц§Т§в§а§Ы §Ф§С§в§Ю§а§Я§Ъ§р, §Ю§а§Ш§Я§а §б§а§Х§г§й§Ъ§д§С§д§о §й§Ъ§г§Э§а §г§д§а§б §У §г§д§в§а§Ь§Ц, §в§С§г§г§й§Ъ§д§С§д§о §й§Ъ§г§Э§С §У§Ъ§Т§в§С§и§Ъ§Ы §г§д§в§а§Ь, §б§а§Х§а§Т§в§С§д§о §г§У§Ц§Ш§Ъ§Ц §Ъ §с§в§Ь§Ъ§Ц §в§Ъ§ж§Ю§н. §Ї§а §Я§С§б§Ъ§г§С§д§о §к§Ц§Х§Ц§У§в §Я§С §а§г§Я§а§У§Ц §Ъ§Щ§У§Ц§г§д§Я§н§з §ж§а§в§Ю§е§Э — §Я§Ц§Э§о§Щ§с! §Ј§г§Ц §в§С§У§Я§а §Я§Ц§а§Т§з§а§Х§Ъ§Ю §У§н§з§а§Х §У§а§У§Я§Ц, §Щ§С §Ф§в§С§Я§Ъ§и§н §Ъ§Щ§У§Ц§г§д§Я§а§Ф§а.

    §Ґ§С §Ц§л§Ц §Ъ §Я§Ц §У§г§с§Ь§Ъ§Ы §У§н§з§а§Х. §Ј§а§д, §г§Ю§а§д§в§Ъ, §й§д§а §б§Ъ§к§Ц§д §¶§Э§а§в§Ц§Я§г§Ь§Ъ§Ы §У «§Є§Ь§а§Я§а§г§д§С§г§Ц»:

    » §Ї§а §д§е§д, §У §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§Ц§Я§Я§а§Ю §а§д§в§н§У§Ц §а§д §Х§Я§Ц§У§Я§а§Ф§а §г§а§Щ§Я§С§Я§Ъ§с, §Ц§г§д§о §Х§У§С §Ю§а§Ю§Ц§Я§д§С, §Ь§С§Ь §Ц§г§д§о §Х§У§С §в§а§Х§С Ё®§Т§в§С§Щ§а§У: §б§Ц§в§Ц§з§а§Х §й§Ц§в§Ц§Щ §Ф§в§С§Я§Ъ§и§е §Ю§Ъ§в§а§У, §г§а§а§д§У§Ц§д§г§д§У§е§р§л§Ъ§Ы §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§р, §Ъ§Э§Ъ §У§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§р §У §Ф§а§в§Я§Ц§Ц, §Ъ §б§Ц§в§Ц§з§а§Х §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с §Х§а§Э§е. §°§Т§в§С§Щ§н §Ш§Ц §б§Ц§в§У§а§Ф§а ЎЄ §п§д§а §а§д§Т§в§а§к§Ц§Я§Я§н§Ц §а§Х§Ц§Ш§Х§н §Х§Я§Ц§У§Я§а§Ы §г§е§Ц§д§н, §Я§С§Ь§Ъ§б§о §Х§е§к§Ъ, §Ь§а§д§а§в§а§Ы §Я§Ц§д §Ю§Ц§г§д§С §У §Ъ§Я§а§Ю §Ю§Ъ§в§Ц, §У§а§а§Т§л§Ц ЎЄ §Х§е§з§а§У§Я§а §Я§Ц§е§г§д§в§а§Ц§Я§Я§н§Ц §п§Э§Ц§Ю§Ц§Я§д§н §Я§С§к§Ц§Ф§а §г§е§л§Ц§г§д§У§С; §д§а§Ф§Х§С §Ь§С§Ь §а§Т§в§С§Щ§н §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с ЎЄ §п§д§а §У§н§Ь§в§Ъ§г§д§С§Э§Э§Ъ§Щ§а§У§С§У§к§Ъ§Ы§г§с §Я§С §Ф§в§С§Я§Ъ§и§Ц §Ю§Ъ§в§а§У §а§б§н§д §Ю§Ъ§г§д§Ъ§й§Ц§г§Ь§а§Ы §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ. §©§С§Т§Э§е§Ш§Х§С§Ц§д§г§с §Ъ §У§У§а§Х§Ъ§д §У §Щ§С§Т§Э§е§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§Ц, §Ь§а§Ф§Х§С §б§а§Х §У§Ъ§Х§а§Ю §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§С §з§е§Х§а§Ш§Я§Ъ§Ь §Х§С§Ц§д §Я§С§Ю §У§г§Ц §д§а, §й§д§а §У§а§Щ§Я§Ъ§Ь§С§Ц§д §У §Я§Ц§Ю §б§в§Ъ §б§а§Х§н§Ю§С§р§л§Ц§Ю §Ц§Ф§а §У§Х§а§з§Я§а§У§Ц§Я§Ъ§Ъ, ЎЄ §в§С§Щ §д§а§Э§о§Ь§а §п§д§а §а§Т§в§С§Щ§н §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с: §Я§С§Ю §Я§е§Ш§Я§н §б§в§Ц§Х§е§д§в§Ц§Я§Я§Ъ§Ц §г§Я§н §Ц§Ф§а, §б§в§Ъ§Я§а§г§с§л§Ъ§Ц §б§в§а§з§Э§С§Х§е §У§Ц§й§Я§а§Ы §Э§С§Щ§е§в§Ъ, §С §д§а, §Х§в§е§Ф§а§Ц, §Ц§г§д§о §б§г§Ъ§з§а§Э§а§Ф§Ъ§Щ§Ю §Ъ §г§н§в§о§Ц, §Ь§С§Ь §Т§н §Я§Ъ §Х§Ц§Ы§г§д§У§а§У§С§Э§Ъ §а§Я§Ъ §г§Ъ§Э§о§Я§а §Ъ §Ь§С§Ь §Т§н §Я§Ъ §Т§н§Э§Ъ §Ъ§г§Ь§е§г§Я§а §Ъ §У§Ь§е§г§Я§а §в§С§Щ§в§С§Т§а§д§С§Я§н. §Ј§Х§е§Ю§С§У§к§Ъ§г§о §Ш§Ц, §Я§Ц§д§в§е§Х§Я§а §в§С§Щ§Э§Ъ§й§Ъ§д§о §Ъ §д§Ц §Ъ §Х§в§е§Ф§Ъ§Ц §б§а §б§в§Ъ§Щ§Я§С§Ь§е §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ъ: §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §Я§Ъ§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с, §Ь§С§Ь §Т§н §а§Я§а §Я§Ъ §Т§н§Э§а §Я§Ц§г§У§с§Щ§Я§а §Ю§а§д§Ъ§У§Ъ§в§а§У§С§Я§а, §а§й§Ц§Я§о §д§Ц§Э§Ц§а§Э§а§Ф§Ъ§й§Я§а ЎЄ §Ь§в§Ъ§г§д§С§Э§Э §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ъ §У§а §Ю§Я§Ъ§Ю§а§Ю §б§в§а§г§д§в§С§Я§г§д§У§Ц; §Я§С§б§в§а§д§Ъ§У, §б§в§Ъ §Т§а§Э§о§к§а§Ы §Х§С§Ш§Ц §г§У§с§Щ§Я§а§г§д§Ъ §Ю§а§д§Ъ§У§Ъ§в§а§У§а§Ь, §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §У§а§г§з§а§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§с §б§а§г§д§в§а§Ц§Я§а §Ю§Ц§з§С§Я§Ъ§й§Ц§г§Ь§Ъ, §У §г§а§а§д§У§Ц§д§г§д§У§Ъ§Ъ §г§а §У§в§Ц§Ю§Ц§Я§Ц§Ю, §а§д §Ь§а§д§а§в§а§Ф§а §а§Я§а §а§д§б§в§С§У§Э§с§Э§а§г§о. §Є§Х§с §а§д §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§а§г§д§Ъ §У §Ю§Я§Ъ§Ю§а§Ц, §Я§С§д§е§в§С§Э§Ъ§Щ§Ю §Х§С§Ц§д §Ю§Я§Ъ§Ю§н§Ы §а§Т§в§С§Щ §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§а§Ф§а, §б§е§г§д§а§Ц §б§а§Х§а§Т§Ъ§Ц §б§а§У§г§Ц§Х§Я§Ц§У§Я§а§Ы §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ; §з§е§Х§а§Ш§Ц§г§д§У§а §Ш§Ц §а§Т§в§С§д§Я§а§Ц ЎЄ §г§Ъ§Ю§У§а§Э§Ъ§Щ§Ю ЎЄ §У§а§б§Э§а§л§С§Ц§д §У §Х§Ц§Ы§г§д§У§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§н§з §а§Т§в§С§Щ§С§з §Ъ§Я§а§Ы §а§б§н§д, §Ъ §д§Ц§Ю §Х§С§У§С§Ц§Ю§а§Ц §Ъ§Ю §Х§Ц§Э§С§Ц§д§г§с §У§н§г§к§Ц§р §в§Ц§С§Э§о§Я§а§г§д§о§р».

    §Ј§а§д §У§Ъ§Х§Ъ§к§о — §Щ§Х§Ц§г§о §Ь§Э§р§й§Ц§У§а§Ц §г§Э§а§У§а — §г§Ь§а§Я§г§д§в§е§Ъ§в§а§У§С§Я§Я§а§г§д§о! §ґ§а §Ц§г§д§о §й§Ц§Э§а§У§Ц§Ь §б§а§Х§Я§Ъ§Ю§С§Ц§д §Я§С §Ь§в§н§Э§о§с§з §У§Х§а§з§Я§а§У§Ц§Я§Ъ§с, §а§Т§Я§С§в§е§Ш§Ъ§У§С§Ц§д §е §г§Ц§Т§с §У §г§а§Щ§Я§С§Я§Ъ§Ъ §Ю§Я§а§Ф§а§и§У§Ц§д§Я§н§Ц §Ю§Ъ§в§н, §С §а§Я§Ъ §а§Ь§С§Щ§н§У§С§р§д§г§с §Я§С§Ь§Ъ§б§о§р, §Э§а§з§Ю§а§д§о§с§Ю§Ъ. §±§а§д§а§Ю§е §Ъ §г§к§Ъ§У§С§д§о §Ъ§з §Я§С§Х§а, §Ъ §б§в§Ъ§Ф§а§Я§с§д§о §Х§Э§с §б§е§л§Ц§Ы §г§У§с§Щ§Я§а§г§д§Ъ §Х§в§е§Ф §Ь §Х§в§е§Ф§е. §Ў §Ї§Ў§і§ґ§°§Б§»§¦§¦ §с§У§Э§с§Ц§д§г§с §и§Ц§Э§о§Я§н§Ю §а§Т§в§С§Щ§а§Ю, §Х§С §Ц§л§Ц §Ъ §л§Ц§Ю§Ъ§д §У §г§Ц§в§Х§и§Ц §в§С§Х§а§г§д§о§р, §д§С§Ь §й§д§а §Я§Ц §Щ§в§с §У §г§в§Ц§Х§Я§Ъ§з §У§Ц§Ь§С§з §Ъ§г§д§Ъ§Я§Я§а§г§д§о §д§У§а§в§й§Ц§г§д§У§С §б§а§У§Ц§в§с§Э§Ъ §Э§р§Т§а§У§о§р — §п§д§а§Ы §и§Ц§Э§о§Я§а§г§д§о§р §У§а§г§б§в§Ъ§с§д§Ъ§с…

    §Ї§Ц §Щ§в§с §Ш§Ц §Ц§г§Ц§Я§Ъ§Я§г§Ь§Ъ§Ц §а§Т§в§С§Щ§н §й§Ъ§г§д§н §Ъ §Ъ§г§Ь§в§Ц§Я§Я§Ъ §Х§а §г§Э§Ц§Щ, §С §г§д§Ъ§з§Ъ §®§С§в§Ъ§Ц§Я§Ф§а§ж§С, §г§Ь§а§Я§г§д§в§е§Ъ§в§а§У§С§Я§Я§н§Ц §б§а §д§Ц§а§в§Ъ§Ъ §Ъ§Ю§С§Ш§Ъ§Я§Ъ§Щ§Ю§С — §Ь§в§С§г§Ъ§У§н §Ъ §Я§Ц §Т§а§Э§Ц§Ц §д§а§Ф§а…

  4. mihail_gofayzen

    Им, а разве Сальери не был талантлив?:)

    Мне представляется, если отбросить романтизацию этого понятия,
    что талант — это способность к познанию. Некая форма «гигроскопичности».
    Быть «губкой» можно, пользуясь тремя способами познания бытия:
    разум (превалирует в науке), чувственное познание (по большей части — искусство), откровение (преимущественно — религиозные практики). В принципе, все три вида,
    как мне думается, едины. В этот вопрос романтизм привнёс такую
    путаницу…

    Все три и есть — дух познания. Мне никто не докажет, что на этом пути
    Ньютон, скажем, был ближе к истине, чем Рафаэль. Но и обратное утверждение —
    не менее справедливо. Бах (читай Сальери:)) без «алгебры» бы не состоялся… как
    впрочем, и без двух остальных компонентов познания. Страсть иного учёного ничуть
    не слабее страсти поэта, а откровение поэта может быть ничуть не менее
    пронзительным, чем пророческое виденье святого.
    Талант же, как мне думается, это способность адекватно реализовывать дух познания
    в миру. Т.е. + работа. Однако мера дарования может быть разной. Это кому как
    повезло (или наоборот:))

  5. bogdanova_tv

    Здравствуйте, уважаемая Надежда!

    Совершенно согласна с последними двумя Вашими абзацами.
    искусство должно быть понятно и ПРИЯТНО не только избранным: ибо если произведение не понятно читателю, он может воспринять его просто как попытку издевательства над собой!
    Но ведь художники творят для ВСЕХ, и Микельанжело понятен был не только Рафаэлю, как Леонардо да Винчи приемлем не только для искусствоведов.
    Тем более стихи, стихия слов в лирическом убранстве, что призвано лишь приукрасить этот бренный мир.
    Здесь каждый творит для себя — а значит, и для всех, и посему невежество в Поэзии приемлемо, ведь это не философия, а эмпирический способ отображения мира — внешнего и внутреннего. И народные песни невежественных крестьян более поэтичны, чем творения иных философов от Поэзии.
    Как все мы умеем видеть сны, так и всем нам дана от природы способность создавать художественные образы.
    Поэзия нужна нам разная, ибо для каждого звучит своя струна души, а в целом — симфония мира.
    Спасибо Вам, уважаемая Надежда, за надежду на то, что в Поэзии «нам стоит ориентироваться не на логику произведения, не на его соответствие былым теориям, а на спонтанную попытку осознать окружающий мир. И себя в нем… А в качестве критерия взять любовь».

    С уважением,
    Татьяна

  6. alla_barlinova

    Ох уж эти извечные споры физиков и лириков…
    Как то А. Белый сказал, кажется (это был М. Волошин)…*мной установлен закон построения пушкинского четырехстопного ямба, я заключил закон в математическую формулу…*, на что получил ответ, мол, *вот и пиши, как Пушкин»
    Это я к тому, что…с моим открытым переломом мозга(не отношу себя к первым да и ко вторым не совсем уж, так, рядышком простаиваю),но…
    поэзия никогда не обращалась и не обращается к массам. Она для отдельного человека(читателя), для глубоких тайников его души. Она «для каждого», но не для всех. ИМХО, по моему глубокому убеждению, только так сохранится индивидуальность каждого пишущего стихи, составляющее его смысл, а не просто ремесленник, обслуживающий вкусы и потребности большенства. И то, что понимание — негативный оттиск творения., уж лучше пусть будет некая недосказанность…
    *Из изваяния Печали,
    длящейся вовеки,
    Он создал изваяние Радости,
    пребывающей
    одно мгновение*. О. Уайльд
    И последнее «….быть поэтом — гибельно…он заслуживает сострадания», — говорили древние. С этим можно соглашаться или нет, но…

    С уважением.

  7. nadejda_kogan

    Татьяна, здравствуйте! Вообще-то, на мой взгляд, художник творит в первую очередь для себя. Это ему необходимо — наличными средствами: глиной, резцом, красками, словом — воплотить внутреннюю свою сумятицу, неоформленные еще озарения, как в средневековье говорили: Слово Божье… Воплотить и двигаться дальше. А то, что воплощено, уже служит толчком для других людей — что-то понять и оформить в себе. Для той же цели. Для расширения числа фильтров, числа выборов, умения понимать, воспринимать и любить.
    Когда Вы задаетесь целью писать ДЛЯ ВСЕХ, получаются плакаты или малоубедительные декларации. Асадов из такого стремления получается, если обратить внимание на постинг И.Глейзера.

    «Приукрасить этот бренный мир»? Это стремление не ново. Вспомните:

    «Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не сумеет,
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой»

    Вы об этом?

    Ну, так сами видите, желающие навеять себе сон золотой, прекрасно и без стихов обходятся: алкоголем, наркотиками — они сны навевают почище слабых рифмованных строк.

    Невежество в поэзии возможно, Вы правы. Вы наверняка, не один раз приводили цитату А.С. Пушкина о том, что поэзия должна быть глуповата. Но я всегда понимала это по-другому — поэт не должен стараться все на свете объяснить. И, по-моему, Анна Ахматова уточнила, что Пушкин говорил о поэзии, а отнюдь не о поэте.
    А «песни невежественных крестьян», будьте уверены, шлифовались из поколения в поколение, там словечко добавил, тут заменил, ни одному гению такая шлифовка, такая работа над словом не снилась. И выбирались интуитивно — лучшие.

    Вспомните, что я говорила о совершенном благе — именно любовное ощущение истинности, именно филигранная работа над каждой строчкой приблизят Вашу попытку воплощения к тому, что Вы услышали внутри себя.

    Но для этого надо уметь слышать. И уметь передавать услышанное.

  8. nadejda_kogan

    Миша, конечно! Талант, как дар познания, дан всем. И всем в разных долях, и разного качества. Именно это имел в виду В.В. Налимов , когда говорил о смыслах. Ну, представь себе, мир перед любым познающим сознанием простирается, как текст. Что-то уже является готовым текстом — охвачено нашими словами, названиями, теориями, что-то ждет своего описания и обогащения новым смыслом.
    Я у Успенского прочитала — был в семнадцатом веке записан в церковной книге дьяк по фамилии Велосипедов. И нечего удивляться! Это он фамилию Быстроногов так перевел. Вот тебе и переключение текста, вот тебе и обогащение с каждым веком старых слов. А расширение фильтра, изменение взгляда — это и предполагает. Те же звезды, из стиха в стих кочующие в своей остроте, серебряности и ясности — почему-то мы забываем, что это пылающие плазменные острова в космической тьме, а уже сопоставление этих двух смыслов дает ого-го какой простор для вдохновения.
    Кто-то предпочитает пользоваться словами в единственном их смысле или очень немногих, согласовынных с готовыми рецептами, а кто-то смотрит новыми, удивленными глазами. Сальери, просчитав алгеброй гармонию, мог быть очень талантлив, но не тогда, когда он пытался применить полученные формулы и уже использованные теории!

  9. nadejda_kogan

    Алла, здравствуйте! По-моему, мы с Вами — несмотря на мою декларируемую принадлежность к физикам (металлофизика — это все же ближе к поэзии))) говорим одно и тоже. О том, что поверить гармонию можно, рецепт из этого сделать нельзя.
    Однако я всегда считала, что умная критика нужна. Хотя бы для строительства ступенек между стихотворением и его пониманием. Вернее пониманиями — ведь любая метафора подразумевает несколько смыслов. И вот эта великолепная игра смыслами нужна и критику, и автору, и читателю. Первому, потому что это тоже вид творчества. Второму, потому, что, как ни крути, а умный отклик многое проясняет себя самому себе. А читателю — затем же, зачем он читает стихи, расширение взгляда на мир, на литературу, на любимого, наизусть вызубренного автора…
    А быть поэтом — гибельно, Вы правы. Это такой же наркотик, как и смертельный риск в профессии каскадера. Пребывание на грани делает прочее существование серым и пресным. А все время находиться на гребне познания невозможно…

  10. dmitriy_rodionov

    Одно «но»… Попытка осознать окружающий мир и её результат зависит не столько от объекта, сколько от субъекта процесса. Чем шире возможности познающего,тем глубже, объемнее и многосторонне представляется ему объект, тем больше не-сокрытого, тем ближе к недостижимой истине. Как в «Мифе о пещере» Платона.
    Но не следует забывать, что цель творца — не только познать, но донести познание до остальных, представить доступными средствами не тени от фигур, но сами фигуры, убедить в истинности существования предметов и в иллюзорности тени. Согласен, универсального способа коммуникации не существует. Но проверить истинность не-сокрытого, как и эффективность метода субъекта-коммуникатора вполне универсальными методами — можно!
    И ещё одно замечание. В защиту Сальери. «ПРОВЕРИТЬ алгеброй гармонию!» Не создать, но проверить… Принцип «золотого сечения» «работает» во многих архитектурных проектах прошлого, но далеко не везде к нему пришли сознательно…
    Интуиция, чувство гармонии…
    С уважением,

  11. tatyana_polyakova_egorovna

    Надь, вчитывалась и радовалась, что сохранила твоё эссе в памяти компа.

    Много самых различных мыслей приходило в голову… — …О «границе вхождения в дольнее» — её иногда так явственно ощущаешь, поражаясь, неведомым нам глубинно, тайнам устройства мира. Вспомнился давнишний сон о том, как некто выжимал из Солнца энергию, и наша задача (я причисляла себя к какой-то группе людей, один из которых назвал других «магами») была спасти Солнце… Я ещё подумала тогда, проснувшись: «До чего изощрён ум в момент сна»… Возможно, в нас генетически хранятся некие зачатки «вЕдения», о котором ты говоришь, но которые человечество утратило в ходе своего «развития»?..

    Мысль о «нераспакованном вакууме, откуда человеческое сознание может достать новые смыслы» интересна… , сразу натолкнула меня (и по финальным аккордам твоего эссе я поняла, что не зря) на размышления о двух путях развития – пути Будды (пути Разума) и пути Христа (пути Любви)… Очевидно, распаковка этого самого вакуума становится под силу тому, кто пропитан либо Божественной Любовью, либо Развитым Разумом…
    Второе, как говорят знатоки, сложнее… Талант, о котором завёл речь Имануил, очевидно, и отмеривается человеку по критериям постижения им
    Божественной Истины… Возможно, «Метаэго», о котором ты говоришь, и есть одна из основных составляющих этой Истины?… Дальнейшее осмысление наводит на мысль о том, что, наверно, развитое эго, и предполагает наличие каких-то способностей, а путь осмысленного развития метаэго – это путь к ТАЛАНТУ. Развитое в совершенстве метаэго это (при условии, что критерием осознания является Любовь), очевидно, и есть нечто, тождественное Богу. Метаэго, достигшее определённых высот своего развития, может находиться либо на уровне таланта, либо на уровне гениальности… Надь, я надеюсь, что ты понимаешь, что все мои размышления ИМХО, без всяких претензий на истинность, но ты побудила меня к ним 🙂

    А вот проблема «Жизнь/Смерть» настолько тонка… Мне кажется, что
    человек, достигший высочайшего развития своего «эго», никогда не выйдет на более высокий уровень, если не осознает её значимость…
    Улыбаюсь мысли о «священнодействии» тяжёлого физического труда. Убедилась на собственном опыте, интенсивно обрабатывая землю на даче 🙂
    Наверно всё-таки не столько физический труд, сколько высокая степень напряжения (при любом труде) ценны для своего рода очищения… Написала последнее предложение и вдруг читаю у тебя, вновь обращаясь к тексту:
    «Удивительное совпадение напряженной мысли двадцатого столетия и парадигмы «безмолвного» средневековья!» И думаю: стоит ли удивляться?
    Напряжение средневековья просто отличалось от напряжения нашего времени (и во всех ли регионах ныне цивилизация далеко ушла от средневековья? :(… )…

    «Мир есть Божье Слово, и наша задача — его услышать и воплотить…»
    Ты знаешь, несколько дней пытаюсь (по внутренней потребности) читать Библию, но что-то мне мешает при этом… Возможно, к Божественному Слову нужно подходить с достаточной степенью Чистоты Душевной… И постигая Истину, нельзя запускать разного рода грязь в свою душу?.. (я о высшем понимании чистоты, а не о расхожем потребительски-мещанском, где тебя же ещё и обзовут «чистенькая ты наша»…)

    «И вслед за Белинским, почитавшим «художественность», как соответствие платоновским идеям, нам стоит ориентироваться не на логику произведения, не на его соответствие былым теориям, а на спонтанную попытку осознать окружающий мир»…

    Ты знаешь, у меня в последнем стихо (ещё не публиковала, оно достаточно простенькое…) возникли строчки:

    «…Ума лишённые святыни
    заполонили мой чертог…
    Мы не были, дружок, святыми,
    но в сердце жил зачем-то Бог…»

    Вот и думаю: опубликуешь и какой-нибудь «знаток» сразу причислит тебя к «умалишённым»…, хоть речь здесь идёт не об отсутствии ума, а о вИдении сердца…

    Надь, мне очень приятно было читать тобою написанное и ещё раз убеждаться в справедливости того, что ничего случайного не бывает. Как не случаен набор книг, прочитанных тобою, его осмысление, срезонировавшее в моей душе, так и не случайно, что одним из первых произведений, прочитанных мною на этом сайте было твоё эссе… Спасибо тебе огромное!

  12. nadejda_kogan

    Дима, попыталась ответить раньше, но инет барахлил и унес мой такой взвешенный, такой, понимаешь, продуманный ответ! Вот теперь попытаюсь его восстановить: конечно, от субъекта зависит воплощение увиденного за гранью. Допустим, что именно с той грани между миром и сном, который по Флоренскому есть другой, горний мир, именно оттуда мы получили знание.
    Но вот тут в том же Иконостасе есть любопытное добавление: как переходим грань: на восхождении? На пьянящем ощущении взлета? Или нисходя?
    Вот о восхождении Флоренский говорит: «это отброшенные одежды дневной суеты, накипь души, которой нет места в ином мире, вообще — духовно неустроенные элементы нашего существа… Заблуждается и вводит в заблуждение, когда под видом художества художник дает нам все то, что возникает в нем при подымающем его вдохновении… Художество восхождения построено механически, в соответствии с временем, от которого оно отправлялось… Художество обратное …. воплощает в действительных образах иной опыт и тем даваемое им делается высшей реальностью.»

    Поэтому не так уж трудно отличить «сконструированное» стихотворение. Их много. Они кричат о себе искусно примененными украшениями и, казалось бы, высоким содержанием. Но это стихи подъема — как раз те тени, о которых ты говоришь — хотя кажутся они вещными, вечными, изысканными. А вот в стихах, несущих ИНОЙ опыт, даже и поэтически изыски — естественны. Они оттуда и появляются, потому что вот так надо сказать, а не по-другому. А потом теоретики их вылавливают, красиво называют, а толпа «восходящих» поэтов уже с успехом и сознательно применяет.
    Я не говорю, что стихи нисхождения обязательно темны смыслом и косноязычны.
    Та же «Ночная песня странника» Гете в лермонтовском переводе:

    Горные вершины
    Спят во тьме ночной
    Тихие долины
    Полны свежей мглой;
    Не пылит дорога
    Не дрожат листы
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.

    один из ярчайших примеров такой внешне безыскусной, кристальной ясности. Да, по-моему, на нее уже кто-то ссылался в дискуссии.

  13. nadejda_kogan

    Танечка, очень рада твоему внимательному чтению! Ты многое поняла в его тонкости и точности, хотя я думаю, что это эссе еще требует уточнения и доработки. Но вот этот резонанс, который возникает в твоем сердце, для меня очень дорог.
    Но прав и Дима Годионов, который говорит о шлифовке того, что мы видим и слышим в своих заоблачных полетах:
    Смотри, в приведенном тобой четверостишии заключены очень глубокие мысли, но Боже мой! форма никуда не годится. Это надо еще вынашивать и вынашивать. Помни, крысята рождаются каждые две недели, а слониха вынашивает своего слоненка чуть ли не два года)))

  14. dmitriy_rodionov

    Спасибо за ответ, Надежда!

    По поводу Инета — после того, как глюк съел несколько объёмных рец на Стихире, взял за правило набирать текст в Ворде)))
    Улыбнуло про слонов и крысят))) Сразу представился этакий поэт с тележкой, вынашивающий диптих)))
    О «восхождении» и «нисхождении», собственно, о трансформациях Слова. Давайте попробуем очень приблизительно разложить творческий процесс на ряд вполне конкретных действий, признав априори трансцендентную основу поэтического (как, впрочем, и иного) творчества, а целью процесса — осуществление коммуникации «абсолют-человек».
    1. Коммуникация «абсолют-творец». Два пути коммуникации: канонический и пророческий/прозренческий.
    Канонический подразумевает следование некому образцу, трафарету, повтор пути, по которому шёл некто, достигший прозрения, приближение к высшему за счёт ритуала. Здесь инициатива коммуникации — в руках человека-творца, её результативность и успешность зависит от точного соблюдения канона. При этом вовсе не стоит полагать, что каноническому пути чуждо творческое начало. История русской иконы — прямое тому подтверждение.
    Прозренческий путь подразумеват наличие (и даже преобладание) высшей воли в инициации коммуникации: видение, вдохновение, внутренний голос). Главная проблема возникает в способности творца к верному и наиболее точному восприятию посыла. В любом случае неизбежна ПЕРВАЯ трансформация коммуникации.
    2. «творец-творение». Собственно, сам акт творчества. В первом случае основой данного процесса является переосмысление, аналитика, переработка накопленного опыта. Во втором — попытка переложить божественное откровение грубым языком символов (знаков, слов, звуков, красок), доступных для человеческого восприятия. Вторая трансформация.
    3. «творение-творец». Третья трансформация. Восприятие готового произведения автором, его оценка, понимание, объяснение, эмоциональная окраска, логика, философия. От этого в значительной мере зависит коммуникация:
    4. «творец-человек» (читатель, слушатель, зритель). Четвёртая трансформация происходит в процессе выбора способа коммуникации, варианта презентации творения автором.
    5. «творение-человек». Пятая трансформация — объективное воздействие произведения на субъект. При этом значительное преимущество и наименьшую трансформацию на данном этапе имеют канонические тексты. Пророческие творения изначально воспринимаются со значительной долей негатива, неДОВЕРия. Отсутствие объективных критериев позволяет воспринимать их на этом этапе исключительно эмоционально.
    6. «человек-творение». Шестая трансформация. Процесс восприятия произведения в зависимости от объективных характеристик субъекта (физических факторов, эмоциональных характеристик, кругозора и пр.). На этом этапе часто происходит оценка творения. Именно поэтому часто она — субъективна.
    7. «человек-абсолют». Седьмая трансформация. Собственно, человек оказывается в роли канонического творца, стремится с помощью предложенного алгоритма войти в контакт с Абсолютом. Если в процессе трансформаций в произведении сохранилась хоть толика заложенного на первом этапе посыла — коммуникация возможна. Произведение — гениально. Но чаще в метаморфозах смыслов и образов теряется не только божественная, но и заложенная человеком мысль… И тогда ему остаётся либо искать другой трафарет, либо предлагать свой.
    Но это уже другая тема.
    Любое звено цепочки — необходимое условие достижения Идеала…
    Ещё раз спасибо за радость общения!
    С уважением,

Добавить комментарий