ОБЗОР 01. Экспозиция


ОБЗОР 01. Экспозиция

Обзор-01

Экспозиция

Чтобы дать моим будущим собеседникам ключ к взаимопониманию.

* * *
Всех участников конкурса я — вынужденно — делю на две категории. В первой остаются те, которые занимаются стихосложением не по глубинной душевной потребности, а времяпровождения ради. Сетевой интерактив подарил им долгоиграющие возможности. Если бы эти стихотворцы были вынуждены иметь дело один на один только с бумагой, как это практиковалось десять-пятнадцать лет назад, их число бы сократилось раз в тридцать-сорок. Это стихостолпотворение, с моей точки зрения, — не тема для серьезного разговора.

Второй поток охватывает всех, кто не мыслит себя без полета, даруемого Словом. Он охватывает Неумеющих-Жаждущих, Имеющих-Стартовый-Опыт, Почитаемых-Мастеров и Самостийных-Одиночек. Всё это, обобщая, один и тот же Поэт на разных стадиях становления.

* * *
Ошибки типичны. Менее типичны удачи.

Удачи располагаются в двух поэтических потоках: случайные попадания по наитию или по душевной цепкости — это чаще всего строки — одна, две строки на стих, иногда достигающие стадии оформления в афоризм.

Второй слой поэтических текстов — уже более-менее фокусируемое Автором чувство «вот-вот, вот оно — я почти поймал, надо удержать, удержать и во что бы то ни стало продлить» — продление уловленного, в пространстве всего стиха. Начальный уровень творческой зрелости. С этого уровня уже может начинаться настоящая работа. Как правило, ее не отрабатывают вовсе, легко удовлетворяясь тем, что «вот, само явилось» и уже тем самым как бы имеет право быть и остаться.

Отдельный разговор — о тех, кто, кто знает, чего хочет в творчестве и умеет того, что хочет, добиваться. Уровень мастерства. Со своими подводными камнями — самоплагиат и гипноз успеха.

И совсем уж нечастые, страстные полноценные попадания — то, что Надежда Коган определяет как «Прорыв». Прорыв может быть и не связан с мастерством. Или вспыхнуть ему вопреки. Иногда он просто «случается». Не зависимо от умения-неумения. Автор родил свое дитя и…

И дальше у Прорвавшегося три пути.
Первый — Автор не понял, что написал ТО, или никто этого не заметил, или испугались и не смогли откликнуться эхом, и Автор через некоторое время забыл о том, что может — вот ТАК. И ушел на другую дорогу.
Я сталкивалась с феноменальными ситуациями — яркий, ёмкий полноценный стих, полный живой силы — кидаешься читать весь Авторский раздел — ничего похожего более нет. Вступаешь с Автором в диалог — выясняется, что бедолага Автор и вовсе понятия не имеет, что написал Нечто, да и вообще он ваял пародию, шутки ради… И вникнуть вместе с ним него же самого, чтобы нащупать алгоритм случившейся удачи — хоть разбейся, никак. Автор искренне старается, но понять не может ни того, что от него тут вообще хочет въедливый сочувствующий сопереживатель, ни что он вообще сам же наваял. Ну — не понимает. Не чувствует. Вылупилось-брякнулось на свет Божий что-то само — ну и нехай себе живе. И что тут народ бушует, зачем скопился, чему радуются?…
И всё — поезд ушел.

Второй — всё Автор уловил, сумел приручить собственную стихию, научился ею управлять. Это уже путь мастерства. И — опасность, которую редко видят и не придают ей значения: успех можно обеспечить себе самому сполна, если начать эксплуатировать уже дисциплинированную, взнузданную удачу.

Колея. Плен. Несвобода. И — почтение читателей.

Путь крайне опасный и тяжелый — рано или поздно грянет уничтожающий кризис, оскорбительный для того, кто всерьез поверил, что он «мэтр».
Может и не случиться такого кризиса долгие годы. Тогда это гибель художника.

И третий путь — независимость. Ни от читателя, ни от себя самого. Слух — нитью — только в самое средоточие. Средоточие ведет. Оно звучит. Оно диктует и требует. Оно вынуждает жертвовать привязанностями, привычками и слабостями. Оно строит и закаливает душу — творческий стержень. А душа строит форму своего Слова. Только так — Оно. Возможно, — Он.
Единственная истинная форма существования настоящего художника.
Редко, но бывает.

* * *
Отсюда, думаю, понятно, что я, в данном случае как аналитик, понимаю творческую стихию в человеке так, что графоманов среди неслучайных НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Быть истинным, врожденным графоманом — такое же нечастое явление, как и истинная врожденная талантливость. Графоманами не рождаются — ими становятся.

Графомания рождается отнюдь не от неумения — это преодолимо, если понять, ЧТО ты действительно МОЖЕШЬ из того, что ты хочешь. И начать работать в своем единственном русле. Как утверждал недобрый мудрец Гурджиев: — «Сделать человека талантливым можно за сутки». Правда, он же добавлял: «Гений — другое дело». Графомания — механизм. Включаемый механизм. И включают его в равной мере и похвала, и порицание. Процесс запускается тогда, когда один говорит другому: «Брат, ты гений!» — «Ох!»-«Ах!»-«Блестяще!»-«Изумительно»… «Афтар жжот». Автор всегда хочет верить, что он «жжот» сердца глаголом. И верит. Порицание — затыкает канал. То же самое, по сути. Только в первом случае Автор затычку сглатывает сам и добровольно, во втором — кляп в него вгоняют насильственно.

Мастера-«Мэтры» равно так же подвержены перекрыванию творческого канала, как и рядовые пииты. Они тоже способны стать графоманами, только на своем уровне, где из «рядов» и не очень-то видна принятая к исполнению эксплуатация удачи.

Выход один — оберегать собственное творческое чутье от сора. Оставаться в меру сил беспристрастным. К себе — обязательно. И — работать. Работать, ни на секунду не теряя связи с «Оно». Но и не обольщаясь собой. Работать, стремясь ПОНЯТЬ каждое собственное словодвижение. Осознавая — зачем и почему вот это слово, этот образ, этот ритм сюда втягивается, и не подменяет ли по причине Авторского азарта собой другое, более истинное. Путь трудоемкий и долгий. Но он возможен для каждого.

Чудо, когда новорожденный стих сразу совершенен и полноценен — это действительно чудо. И потому явление нетипичное.
«Недостихи» (С.) М. Гофайзен) — НЕДОношенные стихи. Выброшенные прежде сроков из утробы.

А уж что там в итоге общее наше время примет в себя из творчества нашего как самое себе потребное — не нашего с вами пишущего ума и сердца дела. Это уже его, времени, проблемы. Время тоже бывает и право, и не право. Времена меняются, как и делающие их люди.

Наше тут только то, что существует источник, питающий слово. И что жерло этого колодца требуется чистить и обихаживать. Чтобы было что черпать. Без песка и ила.
По моему глубокому убеждению, источник Слова есть в каждом из нас без исключений. Как есть в каждом душа и жизнь.

Почему же не талантливы? Или талантливы не в равной мере? — во-первых, не хотим работать ни над собой, ни над текстом. А это на самом деле одна и та же работа. Буквально одна. Растет душа — взрастает текст. Душа спит или заснула — слово мертво.

Во-вторых, во многие искушения ввергает избыточное общение с пишущими собратьями, всегда готовыми сунуть топор под компас либо чрезмерным восхвалением, либо столь же чрезмерным унижением. Либо, для Прорвавшихся, принципиальным игнорированием — когда оно длится годами, выдержать трудно.

В третьих, творчество, если оно не способ социализации, не интерактивная всеобщая игра, не подражательно, а настигает по-настоящему, — достаточно пугающе. Это всегда одиночество. Которое из отчаяния должно научиться быть добровольным и приносить радость и освобождение. Это самостоятельность пути.

* * *
Ошибок возможно научиться избегать. Ошибки типичны. Они всегда одни и те же. Меняются поколения поэтов, но ошибки эти не меняются.

(Продолжение следует)

0 комментариев

  1. nikolay_hlebnikov_Xnick

    Замечательная экспозиция!
    Настолько замечательная, что я даже боюсь переходить к чтению продолжения. Боюсь разочароваться…
    И все-таки — иду читать!
    С Богом, Коленька! (эт я самому себе)
    Спасибо, Татьяна! (это — автору «Экспозиции»)

    Искренне,
    Хэ-ник.

  2. bogdanova_tv

    Уважаемая Татьяна!
    Ваше произведение замечательно, но оно, конечно, более соответствует категории «эссе», а не «обзор», т.к. ничего не обозревает, а лишь определяет общие критерии оценки поэтов и их произведений.
    Безусловно, такой подход очень интересен и полезен для нас, непрофессионалов.
    Но было бы еще интереснее, если бы Вы привели конкретные примеры с перечислением фамилий.
    С уважением,
    Татьяна

  3. tatyana_tayganova

    Вы можете посмотреть следующий обзор. Он был залит в то же время, что и «Экспозиция», в которой я попыталась объяснить Авторам свои точки отсчета для грядущей оценки стихов. Мне такая экспозиция представляется и рационально необходимой, и конструктивной. Обзоры будутпродолжаться. В финале каждой залитой простыни обозначено, что «Продолжение следует». Полагаю, что до конца конкурса этот режим «продолжения» будет соблюдаться.

Добавить комментарий

ОБЗОР 01. Экспозиция

Обзор-01

Экспозиция

Чтобы дать моим будущим собеседникам ключ к взаимопониманию.

* * *
Всех участников конкурса я — вынужденно — делю на две категории. В первой остаются те, которые занимаются стихосложением не по глубинной душевной потребности, а времяпровождения ради. Сетевой интерактив подарил им долгоиграющие возможности. Если бы эти стихотворцы были вынуждены иметь дело один на один только с бумагой, как это практиковалось десять-пятнадцать лет назад, их число бы сократилось раз в тридцать-сорок. Это стихостолпотворение, с моей точки зрения, — не тема для серьезного разговора.

Второй поток охватывает всех, кто не мыслит себя без полета, даруемого Словом. Он охватывает Неумеющих-Жаждущих, Имеющих-Стартовый-Опыт, Почитаемых-Мастеров и Самостийных-Одиночек. Всё это, обобщая, один и тот же Поэт на разных стадиях становления.

* * *
Ошибки типичны. Менее типичны удачи.

Удачи располагаются в двух поэтических потоках: случайные попадания по наитию или по душевной цепкости — это чаще всего строки — одна, две строки на стих, иногда достигающие стадии оформления в афоризм.

Второй слой поэтических текстов — уже более-менее фокусируемое Автором чувство «вот-вот, вот оно — я почти поймал, надо удержать, удержать и во что бы то ни стало продлить» — продление уловленного, в пространстве всего стиха. Начальный уровень творческой зрелости. С этого уровня уже может начинаться настоящая работа. Как правило, ее не отрабатывают вовсе, легко удовлетворяясь тем, что «вот, само явилось» и уже тем самым как бы имеет право быть и остаться.

Отдельный разговор — о тех, кто, кто знает, чего хочет в творчестве и умеет того, что хочет, добиваться. Уровень мастерства. Со своими подводными камнями — самоплагиат и гипноз успеха.

И совсем уж нечастые, страстные полноценные попадания — то, что Надежда Коган определяет как «Прорыв». Прорыв может быть и не связан с мастерством. Или вспыхнуть ему вопреки. Иногда он просто «случается». Не зависимо от умения-неумения. Автор родил свое дитя и…

И дальше у Прорвавшегося три пути.
Первый — Автор не понял, что написал ТО, или никто этого не заметил, или испугались и не смогли откликнуться эхом, и Автор через некоторое время забыл о том, что может — вот ТАК. И ушел на другую дорогу.
Я сталкивалась с феноменальными ситуациями — яркий, ёмкий полноценный стих, полный живой силы — кидаешься читать весь Авторский раздел — ничего похожего более нет. Вступаешь с Автором в диалог — выясняется, что бедолага Автор и вовсе понятия не имеет, что написал Нечто, да и вообще он ваял пародию, шутки ради… И вникнуть вместе с ним него же самого, чтобы нащупать алгоритм случившейся удачи — хоть разбейся, никак. Автор искренне старается, но понять не может ни того, что от него тут вообще хочет въедливый сочувствующий сопереживатель, ни что он вообще сам же наваял. Ну — не понимает. Не чувствует. Вылупилось-брякнулось на свет Божий что-то само — ну и нехай себе живе. И что тут народ бушует, зачем скопился, чему радуются?…
И всё — поезд ушел.

Второй — всё Автор уловил, сумел приручить собственную стихию, научился ею управлять. Это уже путь мастерства. И — опасность, которую редко видят и не придают ей значения: успех можно обеспечить себе самому сполна, если начать эксплуатировать уже дисциплинированную, взнузданную удачу.

Колея. Плен. Несвобода. И — почтение читателей.

Путь крайне опасный и тяжелый — рано или поздно грянет уничтожающий кризис, оскорбительный для того, кто всерьез поверил, что он «мэтр».
Может и не случиться такого кризиса долгие годы. Тогда это гибель художника.

И третий путь — независимость. Ни от читателя, ни от себя самого. Слух — нитью — только в самое средоточие. Средоточие ведет. Оно звучит. Оно диктует и требует. Оно вынуждает жертвовать привязанностями, привычками и слабостями. Оно строит и закаливает душу — творческий стержень. А душа строит форму своего Слова. Только так — Оно. Возможно, — Он.
Единственная истинная форма существования настоящего художника.
Редко, но бывает.

* * *
Отсюда, думаю, понятно, что я, в данном случае как аналитик, понимаю творческую стихию в человеке так, что графоманов среди неслучайных НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Быть истинным, врожденным графоманом — такое же нечастое явление, как и истинная врожденная талантливость. Графоманами не рождаются — ими становятся.

Графомания рождается отнюдь не от неумения — это преодолимо, если понять, ЧТО ты действительно МОЖЕШЬ из того, что ты хочешь. И начать работать в своем единственном русле. Как утверждал недобрый мудрец Гурджиев: — «Сделать человека талантливым можно за сутки». Правда, он же добавлял: «Гений — другое дело». Графомания — механизм. Включаемый механизм. И включают его в равной мере и похвала, и порицание. Процесс запускается тогда, когда один говорит другому: «Брат, ты гений!» — «Ох!»-«Ах!»-«Блестяще!»-«Изумительно»… «Афтар жжот». Автор всегда хочет верить, что он «жжот» сердца глаголом. И верит. Порицание — затыкает канал. То же самое, по сути. Только в первом случае Автор затычку сглатывает сам и добровольно, во втором — кляп в него вгоняют насильственно.

Мастера-«Мэтры» равно так же подвержены перекрыванию творческого канала, как и рядовые пииты. Они тоже способны стать графоманами, только на своем уровне, где из «рядов» и не очень-то видна принятая к исполнению эксплуатация удачи.

Выход один — оберегать собственное творческое чутье от сора. Оставаться в меру сил беспристрастным. К себе — обязательно. И — работать. Работать, ни на секунду не теряя связи с «Оно». Но и не обольщаясь собой. Работать, стремясь ПОНЯТЬ каждое собственное словодвижение. Осознавая — зачем и почему вот это слово, этот образ, этот ритм сюда втягивается, и не подменяет ли по причине Авторского азарта собой другое, более истинное. Путь трудоемкий и долгий. Но он возможен для каждого.

Чудо, когда новорожденный стих сразу совершенен и полноценен — это действительно чудо. И потому явление нетипичное.
«Недостихи» (С.) Гофайзен) — НЕДОношенные стихи. Выброшенные прежде сроков из утробы.

А уж что там в итоге общее наше время примет в себя из творчества нашего как самое себе потребное — не нашего с вами пишущего ума и сердца дела. Это уже его, времени, проблемы. Время тоже бывает и право, и не право. Времена меняются, как и делающие их люди.

Наше тут только то, что существует источник, питающий слово. И что жерло этого колодца требуется чистить и обихаживать. Чтобы было что черпать. Без песка и ила.
По моему глубокому убеждению, источник Слова есть в каждом из нас без исключений. Как есть в каждом душа и жизнь.

Почему же не талантливы? Или талантливы не в равной мере? — во-первых, не хотим работать ни над собой, ни над текстом. А это на самом деле одна и та же работа. Буквально одна. Растет душа — взрастает текст. Душа спит или заснула — слово мертво.

Во-вторых, во многие искушения ввергает избыточное общение с пишущими собратьями, всегда готовыми сунуть топор под компас либо чрезмерным восхвалением, либо столь же чрезмерным унижением. Либо, для Прорвавшихся, принципиальным игнорированием — когда оно длится годами, выдержать трудно.

В третьих, творчество, если оно не способ социализации, не интерактивная всеобщая игра, не подражательно, а настигает по-настоящему, — достаточно пугающе. Это всегда одиночество. Которое из отчаяния должно научиться быть добровольным и приносить радость и освобождение. Это самостоятельность пути.

* * *
Ошибок возможно научиться избегать. Ошибки типичны. Они всегда одни и те же. Меняются поколения поэтов, но ошибки эти не меняются.

(Продолжение следует)

0 комментариев

  1. olga_sotnikova

    Татьяна Эмильевна, жаль, что Ваше творчество представлено на нашем портале лишь литературными обзорами. Хотелось бы и здесь, а не только на Прозе и у Мошкова, почитать Ваши стихи и прозаические произведения. А Ваш автопортрет украсил бы не только Вашу страничку, но весь портал. Очень рада, что Вы с нами.

    Всем, кто знал меня по нику Olga — я поменяла фамилиЕ

  2. olga_sotnikova

    Уважаемая Татьяна Эмильевна, если мне будет позволено дать Вам совет, то размещайте свои обзоры в разделе «Текущие статьи и обзоры» — это справа. Все туда ходят, как на работу. Может быть Ваши прекрасные статьи там будут читать активнее.

  3. tatyana_tayganova

    Оля, спасибо. Тут проблема в том, что я работаю непосредственно с конкурсом. У которого есть собственное пространство для обзоров.

    Насколько сориентировалась в Портале, получается, что чтобы оказаться еще «справа», где вы рекомендуете, придется заливать статьи дополнительно, а если еще хочется сохраниться и в личном-собственном списке «все произведения», так и вовсе придется дублировать одно и то же трижды.
    Как-то неловко… Может быть, чего-то недопоняла — буду рада подсказке, как все делать рационально:)

  4. tatyana_tayganova

    Всего неделя, как я вообще узнала о существовании ЧХА:) Сейчас приоритетна работа с конкурсом, на себя-Автора ни времени, ни трафика просто не остается. Полагаю, эти тяготы еще впереди:)
    Спасибо:))

  5. mikluha

    О боже мой! Как же вы, Таня, правы! Я всё насчёт первыз абзацев 🙂

    Приятно осознавать, что кто-то (хоть кто-то) туточки соображает :-)))))

    Я ещё ничего толком не прочитал… каюсь…. Однако, я отложил себе для этого время :-))

    Спасибо, Татьяна!

  6. tatyana_tayganova

    А я вас знаю?:)

    С ПрозаРу роман был короток — месяц главредства до сих пор икается:))
    На СИ — да, там много… так много. что читать — путеводитель нужен. Людям влом. Я их понимаю:)

    Может быть здесь — с чистого листа. Хотя бы попытаться.:)

Добавить комментарий