Саша Чёрный. Замираю у окна.


Саша Чёрный. Замираю у окна.

*** («ЗАМИРАЮ У ОКНА»)

Замираю у окна.
Ночь черна.
Ливень с плеском лижет стёкла.
Ночь продрогла и измокла.
Время сна.

Время тихих сновидений,
Но тоска прильнула к лени,
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись.
Тихо новые зажглись…
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога, —
А за ними дождь и мгла.

Лоб горит.
Ночь молчит.
Летний ливень льнёт и льётся.
Если тело обернётся, —
Будет свет,
Лампа, стол, пустые стены,
Размышляющий поэт
И глухой прибой вселенной.

Лирическая тема стихотворения Саши Чёрного *** («Замираю у окна») – влияние окружающего мира на личность поэта и творческий процесс создания стихов.
В стихотворении реализуется линейное развитие темы, которое находит своё выражение в трёхчастной композиции.
Графического деления на строфы в стихотворении нет. Это обусловлено особой формой организации произведения, речь о которой пойдёт ниже.
Для облегчения анализа мы условно разделили стихотворение на три смысловые части.
Введение темы даётся в первой части стихотворения, где намечаются основные константы произведения: время творчества – ночь, сопровождение творчества – ливень, а также с помощью определённо-личного предложения («Замираю у окна») в ткань повествования вводится лирический герой.
Своё развитие тема получает во второй части стихотворения, где описывается одухотворённая картина летней ночи и идущего в ней ливня, которую наблюдает лирический герой.
Разрешение темы даётся в третьей части стихотворения, где тема, заявленная в начале получает своё подтверждение в последних строках, констатирующих связь: «размышляющего поэта» с «глухим прибоем вселенной».
Творчески процесс, по мнению автора, тесно связан с окружающим поэта миром. Он протекает в самое таинственное время суток – ночь, его сопровождают – ливень и тихие ночные сновидения. Лирический герой в этом произведении абстрагируется от своего «Я»: мы видим его около окна, наблюдающего за ночным ливнем, потом план изображения смещается, и мы понимаем, что обернувшись, он увидит самого себя. Ночь, ливень, в сознании лирического героя наделяются жизнью, которая затем пытается всмотреться в него самого. План восприятия расширяется: в жизнь проникает трансцендентальное начало («глаза чужого бога), а в шуме обыкновенного ливня поэту слышится «глухой рокот вселенной».
Ведущим приёмом организации текста является лексический повтор.
Лексические повторы передают основные константы окружающего поэта мира:
1. Время творчества:
а). «Ночь»: «ночь черна», «ночь продрогла и измокла», «глаза ночных видений», «ночь молчит».
б). «Время сна»: «время сна», «время сновидений».
И характеристика этого времени: «тихий» — «время тихих сновидений», «тихо зажглись».
2. Сопровождающее творческий процесс явление: «Ливень» — «Ливень лижет стёкла», «летний ливень» и характеристика этого явление: «мокрый» — «ночь измокла», «из-за мокрого стекла».
Также эти повторы соединяют между собой отдельные смысловые части стихотворения: слова с семой «ночь» встречаются во всех частях произведения, «ливень» — в первой и третьей, «время сна» — в первой и второй частях. Лексический повтор: «стекло» — «ливень лижет стёкла», «из-за мокрого стекла» также связывает между собой две части стихотворения: первую и вторую.
Повтор: «глаза» — «глаза ночных видений», «глаза чужого бога» используется для обозначения тождественных по своей сути явлений: запредельных глаз, смотрящих из темноты летней ливневой ночи.
Лексический повтор: «льнёт» («тоска прильнула к лени» и «летний ливень льнёт и льётся») объединяет между собой разнородные явления. Автором показывает процесс неспешного движения, как в природе, так и в душе лирического героя.
В качестве вспомогательных приёмов в этом стихотворении используются следующие:
1. Олицетворение.
С помощью него автором рисуется одухотворённая картина дождливой летней ночи: «ливень лижет стёкла», подобно собаке, лижущей руку человека, «ночь продрогла и измокла» напоминает нам попавшего под дождь прохожего, забывшего захватить зонтик, «тоска прильнула к лени», «летний ливень льнёт», как дети льнут к матери, «ночь молчит» также, как и человек. Почти вся вторая часть стихотворения представляет собой один большой метафорический образ:
… И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись…
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога…

Поэтом рисуется тьма ночи, наполненная жизнью, взглядами, пытающаяся заглянуть в комнату лирического героя.
2. Эпитеты, характеризующее тот или иной предмет или явление действительности: «ночь черна», «тихих сновидений», «ночных видений», «жадно впились», «новые зажглись», «из-за мокрого стекла», «смотрят холодно и строго», «чужого бога», «летний ливень», «размышляющий поэт», «глухой прибой».
Эпитеты, выраженные наречиями и кратким прилагательным, придают речи динамику.
Эпитет «глухой прибой вселенной» имеет метафорический оттенок. Он употребляется в значении – либо «неявный по звуку», либо «скрытный, затаённый».
3. Употребление синонимов (включая контекстуальные).
С помощью них автор даёт физическую картину действительности:
Тишина: «время сна», «время тихих сновидений», «тихо новые зажглись», «ночь молчит», «глухой прибой вселенной».
Тишина, молчание ночи, сны, которые возможны только в тишине, глухой, то есть негромкий, прибой вселенной – всё это создаёт творческую атмосферу.
«Ливень» и «дождь», находящиеся между собой в отношениях, целого и его части, в данном стихотворении выступают как контекстуальные синонимы. Последние также используются и для описания самого ливня: «с плеском лижет стёкла» и «льнёт и льётся».
Для описания процесса визуального восприятия мира используются следующая описательная конструкция: «глаза…жадно в комнату впились» синонимичная по своего значению слову «смотрят». Однако она имеет градационной оттенок и выражает высшую степень желания «увидеть».
4. Антитеза.
С помощью неё поэт разделяет два мира: тот, который ЗА окном тёмен и холоден, тот, в котором находится «размышляющий поэт» светел и наполнен теплотой, пусть даже она исходит от самого человека:
Темнота: «ночь черна» и «мгла» I Свет: «будет свет», «лампа».
Холод: «ночь продрогла и измокла», «смотрят холодно и строго» I Тепло: «лоб горит», «летний ливень».
5. Параллелизм конструкций.
Проявляется как на уровне отдельных предложений:
Лоб горит.
Ночь молчит.
так и на уровне организации однородных членов предложения, связанных между собой соединительным союзом «И»: «продрогла и измокла», «холодно и строго», «льнёт и льётся».
Кроме того, в стихотворении встречается:
6. Упорядоченное перечисление однородных членов:
Будет свет,
Лампа, стол, пустые стены,
Размышляющий поэт
И глухой прибой вселенной.
Эти приёмы придают речи автора чёткость и динамичность, определённый ритм прочтения текста.
7. Парцелляция:
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись.
Тихо новые зажглись…
Используется автором для актуализации важных в смысловом плане отрезков речи. В начале показывается процесс «всматривания» в комнату, он прерывается, «ночные видения» начинают «качаться», то есть терять свою чёткость и «уносятся», то есть исчезают из поля видимости лирического героя, затем «зажигаются» глаза новых видений.
8. Ассонанс:
1. На «о» — «а» придаёт речи плавность, протяжённость, мелодичность, характеризует спокойное состояние рисуемого предмета или явления. Наиболее ярко представлен во второй смысловой части стихотворения:
Из-за мОкрого стеклА
СмОтрят хОлодно и стрОго,
Как глазА чужОго бОга, —
А за ними дОждь и мглА.
2. На «е» — «и» помимо вышеозначенных характеристик придаёт речи мягкость и нежность: «лИвень с плЕском лИжет стёкла», «врЕмя тИхих сновидЕний».
Аллитерация: на «л» подобно гласным «е» и «и» придаёт речи мягкость, напевность, своеобразную лёгкость. Наиболее ярко выражено в строке: «Летний Ливень Льнёт и Льётся». Вкупе с мягким знаком мягкость достигает высшего уровня проявления.
9. Анафора:
Время сна.
Время тихих сновидений…
Если принять во внимание, что это одно и то же, поскольку «сон» и «сновидение» явления не просто близкие, а очень близкие, то в данном случае мы можем говорить об особом проявлении в тексте такого приёма поэтического синтаксиса, как композиционный стык. С помощью него соединяются две смысловые части стихотворения: первая и вторая.
10. Инверсия: «с плеском лижет», «в комнату впились», «смотрят холодно и строго» не так заметна на общем фоне конструкций с прямым порядком слов. В целом придаёт речи поэтическое звучание, протяжность, напевность.
11. Сравнение: «как глаза чужого бога» выступает в своём прямом значении: сравнивает одно явление с другим, ему тождественным (см. выше).
Таким образом, мы видим, что стихотворение Саши Чёрного *** («Замираю у окна») характеризуется художественным единством формы и содержания. Лирическая тема, заявленная в начале, проходит через весь текст произведения, реализуется посредством самых разнообразных художественно-изобразительных приёмов, и находит своё подтверждение в финале.

0 комментариев

Добавить комментарий