«ВЕСЬ МИР В ЗЕРКАЛАХ И ЦВЕТНЫХ ГОБЕЛЕНАХ…»


«ВЕСЬ МИР В ЗЕРКАЛАХ И ЦВЕТНЫХ ГОБЕЛЕНАХ…»

Путеводитель для читателя Марии Бродской

У Марии Бродской есть свой стиль, свой голос… И дело даже не в том, что она – профессиональный музыкант, вокалистка, скрипачка и аранжировщик, автор более ста музыкальных произведений и сольного альбома «Мир За Порогом»… Она – еще и поэт. А поэзия тоже может иметь – должна иметь! – свой индивидуальный голос.

Поэтический голос Марии Бродской – яркий, мягкий и звонкий одновременно, отличающийся пронзительной чистотой и подчеркнутой женственностью. Нельзя не отметить, что музыка, как и можно было бы предположить, оказывает большое влияние на стихи поэтессы. Это выражается прежде всего в ритмике ее стихов, которая разнообразна, порой неожиданна, вся пронизана джазовыми синкопами, обостряющими мелодическое восприятие стиха:

Рыжеволосый всадник шлёт мне вести;
День будто замер на краю света –
Я улыбнусь, без ошибки узнав твой почерк –
Золотой наконечник последней стрелы лета…

(«Тридцать первое августа»)

Стихи Марии Бродской отражают и преображают классическую ритмику русского стихосложения, как воды тихого озера отражают звездный свет, который дробится и покачивается на мелкой ряби. В этой книге нет унылых ямбов и хореев – каждая строка удивляет, волнует, приковывает к себе читателя, околдовывая его и в то же время не давая притупляться его вниманию. Удивительная пластичность ритмического рисунка, поражая своей прихотливостью, в то же время оставляет впечатление предельной естественности, плавности течения поэтической речи, свободно льющейся из сердца – к сердцу, минуя, кажется, все промежуточные этапы.

Особенно ярко это выражено в стихах «фольклорного цикла» («Красною нитью мечен рушник…», «Свечи белые, свечи красные…», «Не поспела, не сплела!..» и др.), на которых лежит отчетливый отпечаток народной поэзии с ее предельной искренностью, драматичностью, нежной музыкальностью и образами, раскрывающими «интимный космизм» русской души:

Красною нитью мечен рушник,
Дам тебе пить я вечный родник;
Где звёздный купол вышит крестом,
Будь моим братом или отцом.
<…>
Дальней звездою гляну в глаза,
Терпкой слезою поит лоза;
Белую скатерть стелют ветра;
Я – твоя матерь или сестра…

(«Красною нитью мечен рушник…»)

Образная система Марии Бродской – еще один момент, который не может не обратить на себя внимание читателя книги. Стихи ее наполнены яркими, сочными красками теплых, чуть приглушенных тонов, умело обозначенными световыми бликами:

…А завтра – весь мир в зеркалах и цветных гобеленах…
– Ловлю отраженья обрывки в зеркальном осколке,
И солнечных зайчиков пара танцует на стенах…
Ах, как запылилась пузатая банка на полке!

(«Монолог Золушки»)

Цветопись, светопись наряду с музыкальностью – основные приметы поэтического мастерства Марии Бродской. Овладеть этими приемами сложно, но для поэта с музыкальным слухом и незамутненным поэтическим зрением – вполне естественно. Поражает другое: Мария не останавливается на этим выразительных средствах, а идет дальше, стремясь передать строкам своих стихов чувственные ощущения – объем и форму предметов, стук сердца и подспудную дрожь, дыхание и течение крови по жилам… Отчасти ей в этом помогает то же виртуозное владение ритмом, который вбирает в свои переливы и вибрации все чувства, владеющие поэтессой. Но и само слово, образ в ее руках становятся мощным обоюдоострым оружием, которое способно как с голографической достоверностью передавать явления и предметы реального мира, так и переводить на язык ощущений некие духовные субстанции (помните, у Тютчева: «О! бурь уснувших не буди – // Под ними хаос шевелится!..»):

Катали за щекою
Мы вишни слов… так сладко
Рассасывать по букве,
И в долгом поцелуе
Передавать друг другу…

(«Случилось»)

В моё оконце
Заглядывает жизнь;
И медленно течёт под кожей,
По хрупким жилам,
Так осторожно…

(«Усыпление»)

…Разматываю путаный моток,
И нервничаю, и цепляю ноготь,
И тишина стучит, как молоток,
И надо мной – блестящий лунный коготь,
И я во сне стою уже по локоть…

(«Осенние мысли»)

Эти поистине удивительные свойства поэзии Марии Бродской свидетельствуют не только о том, что она мастерски владеет ею же самой разработанными поэтическими приемами, но и говорят о тонком внутреннем мироощущении поэтессы, сокровищами которого она не боится поделиться с читателем. Поистине, отдавая с такай щедростью, она только становится богаче!.. Тематика ее стихов так же щедра и пластична: пейзажная лирика неожиданно смыкается с любовной («Тридцать первое августа») и проникается библейскими аллюзиями («Осенние мысли»), философия зрима и чувственна, сквозь фольклорные мотивы проглядывает лик современной героини («По волнам моей тональности…»)… Трудно провести границу между жанрами… да и нужно ли это делать? Стихи Марии Бродской воспринимаются, словно бокал, наполненным солнечным, густым и чуть пряным напитком, к которому хочется возвращаться бесконечно. И еще одна особенность: этот бокал никогда не пустеет; стихи Марии не могут быть «прочитаны» до конца, их можно открывать для себя вновь и вновь, снимая покровы смыслов – слой за слоем…

Мы с вами лишь приоткрыли первый покров…

Валентина Бондаренко,
член Союза писателей России

Добавить комментарий