Мать стоит на перроне вокзала,
поезд ждёт, поправляя платок.
\»Вот, подходит\» — диспетчер сказала.
Ну, а в поезде этом, сынок.
Он вернулся домой без билета
его место в железном гробу.
Это значит, что песня допета.
Ой, не надо тревожить судьбу.
Тепловоз прогудел виновато.
Вот он страшный, последний вагон.
Вечным сном спят в нём наши ребята
и никто не нарушит их сон.
Мать застыла, как памятник мёртвым.
Слёз уж нет, есть одна пустота.
Был он самый желанный, четвёртый
и любил песню петь про кота.
Но теперь спит в железной темнице
и оттуда его не достать,
не шагнуть по родимой землице,
не унять в горе скорбную мать.
Мама! Хочет он крикнуть в окошко,
но застывшего рта не открыть.
На погост побежала дорожка,
чтобы там закопать и забыть.
Да, забыть, коротка память наша
так-же, очень корОток наш век.
Не забудет подруга, Наташка
и мама, самый родной человек.
Вырос памятник воину — сыну,
с камня смотрит на мир, как живой.
Он убит на войне подло в спину.
Спи солдат, мы сердцами с тобой.
Мать стоит над могилой суровой
по команде взметнулись стволы.
Залп, а после в солдатской столовой
поминая, накроют столы.
Сколько их полегло в этом аде?
Сколько стало в России калек?
Я не верю экранной браваде,
гнусной лжи не поверю вовек.
Вот и всё… Завтра новые мамы,
встретят мёртвых своих сыновей.
Чёрной тканью задёрнутся рамы,
ой, как много таких матерей.
Я желаю вам всем возвратиться
лишь живыми, в свои города.
В деревушки, посёлки, станицы
и пусть минует вас злая беда.
Жму руку.
С Ув.
Тимофей Иванович
Благодарю и пожатие принимаю с восторгом. С теплом. :-))))
Тема, понятно, такая, что никого равнодушным не оставит. Это, впрочем. не означает, что, спекулируя на теме, можно писать стихи как попало. Я и сам мои первые стихи опубликовал, когда носил ХБ, но суть не в этом. Стихи надо отделывать очень тщательно. Перейдем к деталям.
2 строка. \»поезд ждет, поправляя платок…\»
Кого и чего ждет поезд и откуда у него платок. Я знаю все, что вы готовы сейчас сказать в свою защиту. Ответ однозначен: подобным двусмысленностям в стихах не место.
Они превращают трагический сюжет в пародию.
\»Мать застыла, как памятник мертвым…\» Памятник, по умолчанию, это сооружение, призванное увековечить память умерших. \»Мертвым\» — лишнее слово.
\» …любил песню петь про кота…\» Полагаю, что про кота автор вставил лишь потому, что не нашел более уместной рифмы, иначе говоря, от технической слабости. Но фокус не в этом. В этой строке есть такой неприятный для поэта момент, как многословие. То есть, если в строке много коротких слов, строка перестает быть поэтичной. В данном случае я предложил бы решение: \»… и любил напевать про кота…\» Так лучше, верно?
Рекоменгдую автору всерьез задуматься: как у Вас с логикой? Либо то, о чем я говорб, может быть и специфичной болезнью литераторов под названием \»лексома\» — словесная глухота… По простому: \»Сам-то понимаешь, че сказад?\»
Пример — в следующем четверостишии. Автор,
Должно быть, в школе что-то слышал об однородных членах предложения. Но, должно быть, не понял, что однородные члены предлдожения дорлжны быть из одного логического ряда, иначе получится: \»Шел дождь и два студента, один в галошах, другой в университет\»… Смешно? А если мы подобное читаем в таком трагическом стихотворении, то это воспринимается, как издеввательство над темой. Пример.
Цепочка \»Как бы однородных\» глаголов в следубщей строфе превращает строфу в полный маразм: \» И оттуда его не достать, и оттуда его не шагнуть. и оттуда его не унять…\» Если автор честен перед самим собой, он ждолжен признать, что именно такое прочтение
является реальным, а то, что автор имеет в виду — как раз и воображается ему в результате словесной глухоты. Должен ли я повторять фразу о том, что никаких незапланированных автором двусмысленностей
ы стихотворении нре должно быть.
Очевидная словесная глехота а в следубщей строфе. \»На погост побежала дорожка, чтобы там закопать и забыть…\» Представьте себе картинку: дорожка бежит на погост, там закапывает и забывает. Вне зависимости от того, что вы хотели сказать, вы сказали именно это. Неужели вы и вправду не слышите? Либо сами себя гипнотизируете, чтобы не слышать. А следовало бы поступать наоборот, самому относиться к написанному в тысячу раз взыскательнее, чем я к вам отрошусь. Если вы этому не научитесь, лучше вам больше ничего не писать — над вами будут смеяться профессионалы и квалифицированные читатели… Вы можете, мне возразить, что, дескать, вон те-=то и те-то одобрили мои стихи. Отвечу: половина не была искренна, а вторая половина в стихах ничего не понимает. Поэтому впредь ориентируйтесь не на то, что о ваших стихах сказал дворник дядя Вася, а на свой собственный В_ЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ВКУС. Если Вы не научитесь относиться к своим стхам ВЗЫСКАТЕЛЬНЕЕ ВСЕХ В МИРЕ, поэтом Вам не стать. Вот если научитесь, то тогда лучшие поэту ИСКРЕННЕ скажут о Ваших стихах восторженные слова. Пока же восторгаться нечему.
Пойдем дальше? Как, психика выдержит подобное стружкоснимание? Поверьте, я делаэ это, исполненный сочувствия к такому же,\»ушибленному Музой\» и не шибко грамотному солдщату, каким и я был когда-то. Я, как и предыдущий, рецензент, \»жму Вам руку\»… Понимаю, что Вы сейчас сильно на меня обижаетесь, но, надеюсь, однажды дозреете до желания пожать руку мне. А это будет, когда вы усвоите мои уроки.
Кстати, прошу простить, за неизбежные опечатки: у меня, видите ли, толстые пальцы, а зрение уже стало отказывать, так что иногда то, что я пишу, трудно и распознатьб. Простите.
Пойдем дальше.
Кто Вам дал право самовольно смещать уларение в слове с его законного места? В слове \»короток\» обозначили ударение на втором слоге — и будто бы все в порядке? Да вы в своем ли уме? У какого поэта Вы это видели? Слушайте, надо же просто совесть иметь! Да, именно так. Оказывается, для того, чтобы делать хорошие стихи технически, надо иметь очень строгую к себе самому совесть. Ну и, конечно, СЛЫШАТЬ, что именно вы накарябали.
Возьмем несуразную строку \»и мама самый родной человек\». Ну, во-первых, выясняется, что первое ритмическое ударение попадает на последний слог слова \»мама\» и оно начинает звучать на французский манер. Во-вторых, если строго следовать ритму и размеру строки, то слог \»ной\» оказывается лишним… Неужели Вы этого не слышите и не видите?
Вы спросите, что же делать?
Вы знаете, мне довелось уже отредактировать, фактически — перевести с графоманского на язык поэзии две книги самодеятельных авторов, которые, во-первых,очень хотели видеть свою фамилиб на обложке книги, во-вторых, понимали, что их творчество, не выдерживает критики, в- третьих, их не очень звадевало, что под обложкой их книги юудут собраны фактически мои стихи, мои поэтические пересказы их корявых опусов, в четвертых, они были готовы заплатить мне за эту работу соответствующую сумму. Вот и у Вас два выхода. Либо кому-нибуди платить за доводку с коренной переделкой того, что вы намарали, либо — учиться и совершенствоваться. Спрашивайте совета у тех, кто опыьнее, кому вы доверяете. И не верьте тем, кто будет вас безоглядно хвалить. Пока не за что.
Читайте, то, что вы написали, и старайтесь понять, что именно сказано…
Вот фраза: \»… мы сердцами с тобой\». В данном контекстк фраза совершенно неуместная. Эта фраза уместна в телеграмме земляков известному спортсмену перед ответственными соревнованиями. Что же она означает здесь? Что и вы убиты, что ли?
Жкмать, жумать, думать, а не ляпать что попало.
В следующей строфе есть немного от того, что \»стволы накроют столы…\» Думать, думать, все проверять самым взыскательным образом.
Начало следующей фразы — вообще анекдот… Ну, честное слово — думать же надо хоть немного! Смотрите, что получается:
… Поминая, накроют столы.
Сколько их полегло в этом аде…
Получается: сколько полегло столов… Весело? Кстати, не в аде, а в аду.
Та же ошибка и дальше:
…Ой, как много таких матерей.
Я желаю вам всем( то есть, — матерям) возвратиться…
Ну, что, нравится вам сейчас ваш шедевр? Не возникло ли желание поработать над стихотворением по- настоящекму…
Я понимаю, что вы сейчас переполнены ярость и желанием рпсправится со меой, как с чеченским духом. Что ж, моя страничка, как и Ваша, открыта для посещений. Заходите — и разделайте меня, как Бог черепаху. Ксли вы это сделаете честно и доказательно,
я буду вам признателен, поскольку это мне поможет в чем-то улучшить мои творения… Не извиняюсь за жесткость оценок. Полангаю, вы из будете заслуживать еще немало лет. Если усвоите эту строгую науку, сделаете ее своим убеждением, вот тогда и станете поэтом…
Несколько баллов Вы все же заслужили
Саша, во многом согласна с Венцимеровым, поэтому и воздержалась, прочитав, сразу и что-то писать в рецензии и тем более оценивать.
Тема, которую рецензировать тяжело, как бы я сказала, больная тема, и то, что Семен решился написать полный анализ, разбор стихотворение, я считаю, уже в какой-то степени подвиг.
Ваше стихотворение написано на чувствах, на эмоциях и часто с большими и смысловыми и с техническими погрешностями. И если на технику, особенно в таких эмоциональных произведениях как-то стараешься закрыть глаза, сама грешу безбожно этим, когда стихотворение пишется порывом, но вот на смысловые ошибки надо обязательно обратить внимание.
В чем-то даже завидую Вам Саша, подобные разборы, пусть не всегда приятные, иногда бьющие по самолюбию автора, нужны и чем их бывает больше, тем строже начинаешь относиться к тому, что пишешь и как пишешь. Венцимеров обходит мои стихи, а хотелось бы получить подобные разборы от него.
А я пока ваше стихотворение оценивать не буду, да и в рецензии написать большего, чем написал Семен, просто не смогу.
С ув. Лара