Искусство нравиться (Успешные деловые коммуникации)


Искусство нравиться (Успешные деловые коммуникации)

Успешные деловые коммуникации – залог успеха организации

И: Давайте продолжать, Тамара, тему построения эффективной деловой коммуникации или вербального имиджа. Надеюсь, деловые совещания у Вас на фирме проходят теперm вполне успешно.
Тамара: Конечно, мы изменили тактику проведения совещаний, и уже имеем определенные положительные результаты. Мне бы хотелось тепер более подробно рассмотреть общение по телефону, это занимает у меня много времени. Кроме того, думаю, при этом общении существуют тоже определенные правила и секреты мастерства…
И. Конечно, Вы абсолютно правы. Все мы знаем, что далеко не все менеджеры умент правильно общаться по телефону. Приходится с прискорбием констатировать этот факт, ну а мы займемся этим вплотную. В конце концов, эффективное общение по телефону – потенциальные клиенты Вашей фирмы, а это уже серьезно.
Начнем с того, что это самый быстрый вид делового общения. Наверное, самый простой способ установления контакта, но это не говорит о том, что любой человек, без квалифицированной подготовки, может эффективно общаться по телефону.
Тамара: В чем же причина таких неудач?
И: Давайте посмотрим на телефонное общение с точки зрения психологии. Обратите внимание на то, что телефон, как известно, передает собеседнику только «аудио-ряд». Эта специфика телефонного общения может стать «подводным камнем», о который разобьется общение. Собеседник, особенно звонящий по жизненно важным вопросам, становится особенно внимательным к паравербальной (интонации, темп речи, тембр голоса, кашель, вздохи, паузы) информации. Паравербальная информация, как правило, сильно окрашена эмоционально, поскольку этот компонент общения собеседники осознают меньше всего. Можно неоднократно убедиться в том, что результат деловых телефонных переговоров, в итоге, зависит от того, как эмоционально настроены их участники. Управление паравербальным компонентом своей речи – особый навык, которым необходимо овладеть, прежде чем решать по телефону деловые вопросы. Так что мой Вам совет — если вы хотите, чтобы значимый телефонный разговор привел к тому результату, которого вы ожидаете, крайне важно, чтобы вы пребывали в позитивном настроении и были уравновешены. Психологи установили, что положительный настрой тонизирует работу центральной нервной системы, способствуя четкому, логическому мышлению. А вот когда Вами овладевают отрицательные эмоции, Вы становитесь неуправляемы, не можете сосредоточиться на предмете разговора. Даже если Вы просто не в духе, Ваше внимание будет рассеянным, логический аппарат не сможет работать на полную катушку, в результате вы не сможете объективно и своевременно оценить ни самого партнера по переговорам, ни то, что он вам предлагает. Вот этого и следует серьезно опасаться при телефонном общении.
Тамара: А что же делать, чтобы этого избежать?
И: Во-первых, улыбаться во время разговора, получать удовольствие от общения, ведь это Ваш потенциальный клиент, приносящий прибыль фирме. Не последнюю роль в успехе телефонных переговоров играет точное и умелое использование экспрессии, которая свидетельствует о вашей заинтересованности в решении обсуждаемого вопроса и уверенности в положительном исходе дела. Ведь, если вы спокойны и уверены в себе, ваше состояние передается собеседнику.
Однако во всем важна мера. Если ваша радость жизни готова выплеснуться через край, деловой собеседник может понять вас превратно. Если вы волнуетесь, старайтесь говорить ровно, более низким тембром, и делать чуть более длинные паузы, чем вам того хочется. Известно, что правильно выбранная интонация телефонного разговора – это гарантия его успеха, так как в первые 30 секунд такого общения устанавливается контакт между собеседниками.
Вам известно, что деловой розговор по телефону длится от 3 до 5 минут.
Но если подсчитать, сколько времени в cреднем руководитель тратит на общение по телефону, ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ 3-4 ЧАСА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. Хорошо известно, что некоторые телефонные звонки выбивают нас из рабочего ритма, приводять к стрессам. Вот здесь как нельзя лучше помогает умение провести короткую беседу, перестраиваясь в зависимости от предмета розговора.
Тамара: Наверное, существуют правила ведения телефонной беседы.
И: Конечно, попробуем набросать план короткого телефонного разговора. Предположим, что на беседу отводится 3 мин.;
1. взаимное представление – 20 -30 с
2. введение собеседника в курс дела – 30 — 40 с;
3. обсуждение ситуации, проблемы – 90 -100 с;
4. заключительное резюме – 20 -25 с.
Начинать общение нужно с представления, чтобы Ваш собеседник понимал, с кем он общается. Типичная ошибка, начиная общаться, у Вас нет под рукой записной книжки или необходимой документации.
Тамара: Какую документацию вы имеете в виду?
И: Допустим, Вам позвонили из фирмы «Х» по поводу исходящего письма, на который не получен ответ. Вам необходимо заглянуть в Вашу папку с документацией. В таком случае, уместно будет или приготовить все заранее, или попросить позволения перезвонить через пару минут. Этим самым Вы выкажете уважение к собеседнику. Необходимо изначально настроиться на позитив в Вашем общении, получать удовольствие от процесса общения. Если в процессе Вы будете улыбаться, собеседнику передается Ваша положительная эмоция. Важно внимательно выслушать, не перебивать и не возражать собеседнику. Желательно при общении избегать монотонности, использовать паузу, менять интонации. Некоторые плохо воспринимают информацию по телефону, в этом случае Вам необходимо терпеливо все разъяснить и подытожить разговор.
Тамара: А что категорически не рекомендуется делать?
И: Плохо, КОГДА ДОЛГО НЕ ПОДНИМАЮТ ТРУБКУ, СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО В ОФИСЕ НИКОГО НЕТ. Поэтому поднимайте трубку не позже третьего звонка.
Нельзя фамильярно расспрашивать – кто звонит и по какому поводу. Гораздо лучше спросить – чем могу Вам помочь? Не отвлекайтесь на посторонние разговоры – это обидно для собеседника. Ему кажется, что его невнимательно слушают.
Не записывайте информацию на клочках бумаги, Вы можете потерять важную информацию. Негативно реагируют на долгие переключения телефона с проигрышем мелодии, даже если у Вас установлена мини-АТС, следите, чтобы соединение было быстрым. Недопустимы ответы типа – «Никого нет», «Все обедают», «он куда-то ушел». Не рекомендуется давать мобильные телефоны Ваших сотрудников без их ведома, даже не взирая на просьбы. Это может привести к нежелательным последствиям.
И: Вообще, перед началом любого телефонного разговора уместно будет поразмышлять на листе бумаги о тактических приемах, которые Вы можете применить.
Тамара: Например?
И: Например, Вам бы не хотелось отвлекаться в данную минуту на телефонное общение, ответьте самой себе на ряд вопросов, признаемся откровенно, многих телефонных разговоров можно было бы избежать. Итак :
• А можно ли обойтись без этого розговора вообще?
• Какова его предполагаемая цель, и какой исход переговоров вас устроит?
• Готовы ли вы к разговору? На какие вопросы вы должны быть готовы ответить?
• Достаточно ли подготовлен к обсуждению темы собеседник?
• Какие вопросы вы должны задать, не упуская ничего важного? Приготовьте их список.
• Необходимо решить для себя: как вы будете реагировать на прессинг, хамство, недоверие со стороны собеседника?
• Готовы ли Вы пойти на компромисс? На что – не готовы? Если вы боитесь «сдаться» под давлением собеседника, составьте для себя список необходимых условий компромисса и держите его перед глазами во время беседы.
Тамара: Да, есть над чем подумать. Признаюсь откровенно, мне неоднократно приходилось выкручиваться из сложной ситуации, импровизируя на ходу. А это далеко не всегда приводило к положительным результатам. Интересно, какие телефонные промахи встречаются наиболее часто?
И: Есть типичные ошибки, которых стоит избегать. Например:

Цель разговора не обозначена. В этой связи возникает проблема. Если вам не ясна цель звонка, то каким же образом вы собираетесь донести ее до сознания собеседника?
Пространные рассуждения на тему о…. Нет необходимой осведомленности. Не проработаны необходимые материалы. В этом случае вы можете потратить время впустую, не добившись никакого результата.
Звонок в неудачное время. К нему относятся обеденный перерыв, конец и начало рабочего дня. Вы просто не застанете собеседника на месте, или у него не будет возможности вас выслушать.

Плохая организация переговоров. В случае вашего несерьезного отношения к учету информации будет страдать все дело.
Линия разговора не выстроена заранее. Не готовятся вопросы, которые требуется задать собеседнику, — все это ведет к хаотичности вашей речи в ходе беседы.
Цель звонка не оговаривается. Результатом этого может быть отсутствие должного внимания со стороны собеседника или даже раздражение.
Монолог в процессе беседы. Неумение задавать нужные вопросы и слушать партнера негативно влияет на ход беседы. Необходимо научится слышать партнера.
Не ведется запись информации, полученной в ходе беседы. Потеря информации — потеря денег.
Не подводятся итоги разговора. Договоренности носят неконкретный характер. Если вы не умеете четко проводить свою линию и добиваться от партнера желаемых результатов, то вам не будет оказано должного уважения, и вы вряд ли сможете рассчитывать на равноправное сотрудничество.
Неумение вовремя закончить разговор. Боязнь обидеть партнера при затянувшейся беседе, мягкотелость и отсутствие необходимой решительности могут привести к отсутствию четкого окончания Вашего разговора.
Тамара: Паузы, остановки, как правильно расставлять смысловые акценты?
И: Это тоже требует определенной тренировки. Нужно научиться владеть своим голосом, знать его характеристики и возможности. Говорить надо медленно, спокойно, достаточно громко и внятно. Если время вашего общения ограничено, не стоит углубляться в разъяснения того, что ваш собеседник не понял с первого раза; попробуйте выделять голосом особо значимые слова, менять интонацию; использовать голосовые модуляции, не говорить монотонно. Целесообразно употреблять короткие предложения, в которых формулируйте только одну мысль; периодически делать паузы, давая возможность собеседнику «переварить» сказанное вами; говорить уверенно голосом опытного профессионала, не кокетничать; сидеть прямо, не напрягаясь, держаться спокойнее, сосредоточеннее; улыбаться во время разговора, тогда голос делается более мягким.
Тамара: А как быть с вопросами? Некоторые могут поставить в тупик. На какие следует отвечать, а на какие не стоит обращать внимания?
Имиджмейкер: Это отдельная серьезная тема. Давайте начнем с того, что при деловом общении значение вопросов нужно отдельно рассматривать:
— вопрос – удобная форма побуждения — не могли бы ВЫ?…
— с помощью вопросов можно привлечь к себе внимание партнеров;
— вопросы несут определенную информацию;
— с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);
— в некоторых ситуациях вопросы помогают разговорить партнера;
— удачно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
— тактичные вопросы создают основу для доверительных отношений.
Тамара: Наверное, вопросы можно разделить на отдельные виды. Думаю, на каждый вид вопросов существует отдельный вид ответов. Существует же поговорка – «каков вопрос – таков ответ!»
Имиджмейкер: Тут Вы совершенно правы. Вопросы бывают закрытыми и открытыми. Закрытые – те, на которые предполагается краткий односложный ответ. Открытые пытаются прояснить ситуацию, как правило, начинаются со слов – «как?», «почему?». Это самое общее деление, на самом деле видов вопросов гораздо больше. В своем профессиональном общении Вы можете задавать :
— информационные – для сбора необходимых для вас сведений;
— альтернативные – предоставляют возможность выбора;

— контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;
— встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;
— направляющие – при попытке партнера уклониться от темы;
— провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;
— вступительные – располагающие партнера к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;
— заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия.
Тамара: Как лучше отвечать на вопросы?
1. Прежде всего — не спеша. Лучше сделать паузу.
2. Если вопрос кажется вам сложным для восприятия — разделите его на составляющие части.
3. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.
4. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.
Тамара: А как быть с некорректными вопросами?
И: Сначала давайте определимся, что такое некорректный вопрос. Думаю, некорректный вопрос – это:
а) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны;
б) вопрос, задевающий вашу личную жизнь
в) неудачно сформулированный вопрос.
Мы можем применить некоторые психологические уловки, к которым относятся:
— ответ вопросом на вопрос;
— переадресовка на авторитет
— мягкое игнорирование;
— умелый перевод разговора на другую тему;
— неотложное «срочное дело»;
— демонстрация полного непонимания ситуации;
— негативная оценка самого вопроса;
— перевод вопроса в область иронии
Опытные ораторы вместо ответа используют прием «возвратного удара», или прием бумеранга. Суть его заключается в том, что тезис или аргумент, высказанный одним из партнеров, обращается против него же, с мощной обратной подачей. Партнер должен ощутить, что вопрос был заведомо неудачным. Такой прием характерен для спора, дискуссии, а вот его разновидность, прием «подхвата реплики», часто используется вместо ответа.
Тамара: Помню, Вы неоднократно убеждали меня выступать как можно больше перед публикой. Видимо, я уже пришла к пониманию того, что нужно уметь красиво, достойно и толково выступать.
Имиджмейкер: Видимо, Вы попали в такую ситуацию, и Вам пришлось выходить из положения.
Тамара: К нам приехали российские партнеры, а руководитель внезапно уехал в командировку на несколько дней, попросил меня подготовить выступление, и тут я вспомнила Вас.
Имиджмейкер: Лучше позже, чем никогда. Мои советы Вам обязательно пригодятся. Бывают ситуации, когда необходимо выступать без подготовки, экспромтом. Даже если Вы не собираетесь выступать перед публикой, Вы можете помочь своему шефу подготовить и организовать интересное профессиональное выступление.
Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Тамара: Наверное, это очень сложно. Я знаю, что многие люди под тем или иным предлогом уклоняются от выступлений.
Имиджмейкер: Видимо, им не хватает определенного тренинга.
Нужно отметить, что есть несколько профессиональных секретов, которые необходимо знать начинающему оратору: Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Для аудитории. Большим заблуждением считается, что выступать можно долго ни о чем. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!»
• Выступление должно быть составлено правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
Подготовка к публичной речи. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. Лишь при этих условиях гарантируется успех. Я не обещаю вам качеств выдающегося оратора, но ваши выступления будут привлекать внимание людей и способствовать формированию и продвижению вашего имиджа. Ведь именно для этой цели мы и работаем с вами…
Обратим внимание на Ваше поведение. Тут важно соблюдать несколько правил:
Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание Вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».
Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию Ваших слов.
Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости и более длительная пауза.
Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее слишком быстро и монотонно.
Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

Наблюдайте за реакцией аудитории.
Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение.
Переходите к изложению главного вопроса после того, как удается добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
Тамара: А если аудитория настроена крайне враждебно?
Имиджмейкер: Не вступайте во время выступления в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты. Когда наступают критические моменты — необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, акцентируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Необходимо подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.
Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем повысьте голос.
Обобщающие выводы должны быть логично связаны с содержанием речи. В конце выступления не забудьте поблагодарить аудиторию.
Тамара: Наверное, существуют правила построения речи, вступление, заключительная часть? Как лучше и правильнее выстроить речь? Ведь это не так просто…
Имиджмейкер: Конечно, подготовиться к выступлению не так просто. Это знают все профессиональные докладчики. Сейчас мы рассмотрим с Вами как правильно построить речь. Конечно, речь начинается с вступления.
ВСТУПЛЕНИЕ. Вступление имеет свои задачи:
• Вызвать интерес к теме
• Установить контакт с аудиторией
• Подготовить слушателей к восприятию речи

Тамара: А как можно привлечь к себе внимание в самом начале?
Имиджмейкер: Обратите внимание на следующие приемы привлечения внимания:

• Обращение к аудиториии
• Изложить цели выступления, обзор главных моментов, которые предстоит сообщить
• Применение приема сопереживания
• Парадоксальность ситуации
• Апелляция к интересам аудитории
• Прием соучастия
• Обращение к событиям, неизвестным аудитории
• Апелляция к географическим или погодным условиям
• Обращение к речи предыдущего оратора (ораторов)
• Апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации
• Апелляция к собственной личности
• Юмористическое замечание
• Вопросы к аудитории

Затем переходим к основной части, задачами которой являются:
• Сообщить информацию
• Обосновать свою точку зрения
• Убедить аудиторию
• Побудить слушателей к конкретным действиям

И, наконец, ЗАКЛЮЧЕНИЕ – цели которого:
• Суммировать сказанное
• Повысить интерес к предмету речи
• Подчеркнуть значение сказанного
• Поставить задачи
• Призвать к непосредственным действиям

Методы:

• Краткое повторение основных проблем (выводов)
• Обобщение сказанного
• Указание перспектив
• Иллюстративная концовка
• Лозунг
Тамара: Все понятно, давайте порепетируем.
И. Да, это совершенно необходимо. Для этого подготовимся следующим образом:

• Проверьте свои записи или текст речи. Лежат ли они в нужном порядке?
• Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть или повлиять на ваше выступление? Будьте готовы что-либо изменить.
• Держите руку на пульсе событий. Для вашего выступления могут иметь значения решения, принятые накануне.
• Если вы выступаете совместно с кем-то, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступления.
• Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение, если надо, измените что-либо.
• Проверьте микрофон (если будете его использовать). Если вы используете слайды, просмотрите их, убедитесь, что они сложены в нужном порядке, проверьте и сфокусируйте проектор и т. д.
• Проверьте, нет ли отвлекающих моментов. Печатный материал на стенах, развешенные плакаты будет отвлекать слушателей от вашего выступления. Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что ваша прическа в порядке.
• Если вам на трибуне нужна вода, проверьте, есть ли она там. Не полагайтесь на других.
• Если вы находитесь за столом президиума, не забывайте о том, что вы «главная фигура». Аудитория смотрит на вас в ожидании.
• Когда вы поднимаетесь, чтобы начать речь, держитесь целеустремленно и уверенно.
Перед тем, как начать говорить, сделайте паузу. Сосчитайте до трех. Посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Как видите, все достаточно просто! Необходимы тренировки и домашние заготовки – анекдоты, забавные истории, случаи из жизни. Все это сделает Ваше выступление незабываемым!!!

 ОТКРОВЕНИЕ 14

И. Вот, господин директор, мы и перешли к важнейшему моменту имиджа – личным выступлениям. Мы уже немного останавливались на этом, но вопрос очень важен. Судите сами, многие ли политики, общественные деятели выигрышно себя преподносят публике?
Р. Скорее нет. Я уж не говорю о нашем парламенте. Там порой такое увидишь…
И. Видите ли, многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий. Эти лица легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и своим слушателям.
А наш парламент …пока не отличается подобными качествами. Не все обладают способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях.
Р. Наверное, такие чувства знакомы многим…
И. Да, но карьера таких лиц может остановиться, потому что, страшась предстоящего публичного выступления, они ищут любой предлог, чтобы уйти от него или перепоручить кому-нибудь. Между тем, люди, которые часто уходят или отменяют свои выступления, лишают себя возможности улучшить свою репутацию. А мы с вами будем тщательно тренироваться. Поверьте моему опыту, при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Следует иметь в виду, что формирование навыков устных выступлений требует серьезной самостоятельной работы. Важна также помощь близких вам людей, которым вы доверяете, а также наличие соответствующих технических устройств, способствующих обеспечению эффективной обратной связи, необходимой при выполнении индивидуальных упражнений (видеокамеры, видеомагнитофона и телевизора).
Лишь при этих условиях гарантируется успех. Я не обещаю вам качеств выдающегося оратора, но ваши выступления будут привлекать внимание людей и способствовать формированию и продвижению вашего имиджа. Ведь именно для этой цели мы и работаем с вами…
Обратим внимание на Ваше поведение. Тут важно соблюдать несколько правил:
Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание Вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».
Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию Ваших слов.
Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости и более длительная пауза.
Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее слишком быстро и монотонно.
Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

Наблюдайте за реакцией аудитории.
Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение.
Переходите к изложению главного вопроса после того, как удается добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
Р. А если аудитория настроена крайне враждебно?
И. Не вступайте во время выступления в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты. Когда наступают критические моменты — необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, акцентируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Необходимо подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.
Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем повысьте голос.
Обобщающие выводы должны быть логично связаны с содержанием речи. В конце выступления не забудьте поблагодарить аудиторию.
Р. Наверное, существуют правила построения речи, вступление, заключительная часть? Как лучше и правильнее выстроить речь? Ведь это не так просто…
И. Конечно, подготовиться к выступлению не так просто. Это знают все профессиональные докладчики. Сейчас мы рассмотрим с Вами как правильно построить речь:
 Откровение 15

ВСТУПЛЕНИЕ. Вступление имеет свои задачи:
• Вызвать интерес к теме
• Установить контакт с аудиторией
• Подготовить слушателей к восприятию речи

Р. А как можно привлечь к себе внимание в самом начале?
И. Обратите внимание на следующие приемы привлечения внимания:

• Обращение
• Изложение цели выступления, обзор его главных моментов, которые предстоит сообщить
• Прием сопереживания
• Парадоксальность ситуации
• Апелляция к интересам аудитории
• Прием соучастия
• Обращение к событиям, неизвестным аудитории
• Апелляция к географическим или погодным условиям
• Обращение к речи предыдущего оратора (ораторов)
• Апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации
• Апелляция к собственной личности
• Юмористическое замечание
• Вопросы к аудитории

Затем переходим к основной части, задачами которой являются:
• Сообщить информацию
• Обосновать свою точку зрения
• Убедить аудиторию
• Побудить слушателей к конкретным действиям

И, наконец, ЗАКЛЮЧЕНИЕ – цели которого:
• Суммировать сказанное
• Повысить интерес к предмету речи
• Подчеркнуть значение сказанного
• Поставить задачи
• Призвать к непосредственным действиям

Методы:

• Краткое повторение основных проблем (выводов)
• Обобщение сказанного
• Указание перспектив
• Иллюстративная концовка
• Лозунг
Р. Все понятно, давайте порепетируем.
И. Да, это совершенно необходимо. Для этого подготовимся следующим образом:

• Проверьте свои записи или текст речи. Лежат ли они в нужном порядке?
• Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть или повлиять на ваше выступление? Будьте готовы что-либо изменить.
• Держите руку на пульсе событий. Для вашего выступления могут иметь значения решения, принятые накануне.
• Если вы выступаете совместно с кем-то, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступления.
• Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение, если надо, измените что-либо.
• Проверьте микрофон (если будете его использовать). Если вы используете слайды, просмотрите их, убедитесь, что они сложены в нужном порядке, проверьте и сфокусируйте проектор и т. д.
• Проверьте, нет ли отвлекающих моментов. Печатный материал на стенах, развешенные плакаты будет отвлекать слушателей от вашего выступления. Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что ваша прическа в порядке.
• Если вам на трибуне нужна вода, проверьте, есть ли она там. Не полагайтесь на других.
• Если вы находитесь за столом президиума, не забывайте о том, что вы «главная фигура». Аудитория смотрит на вас в ожидании.
• Когда вы поднимаетесь, чтобы начать речь, держитесь целеустремленно и уверенно.
Перед тем, как начать говорить, сделайте паузу. Сосчитайте до трех. Посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Как видите, все достаточно просто!

0 комментариев

  1. mariya_kirillova

    Здравствуйте, Татьяна!
    Семнадцать мгновений… из жизни делого человека. Из серии "Очень полезная информативно-обучающая литература". Печатный вариант, надеюсь, имеется? :-))

    А кто такая Тамара? Я как-то упустила из вида, извините. Впрочем, нужно подойти к процессу с изучением, а я пока только пробежалась по тексту. А кааким общим названием Вы объединяете все 17 мгновений?

    С уважением, Мария Кириллова

Добавить комментарий