Искусство нравиться (беседы с имиджмейкером)


Искусство нравиться (беседы с имиджмейкером)

Дресс-код сегодня, завтра и вчера

Имиджмейкер: Тамара, давайте поговорим сегодня о дресс-коде. Проще говоря, о том, как нужно выглядеть на работе и как выглядеть нельзя.
Тамара: Неужели западные корпоративные стандарты входят в нашу деловую жизнь?
Имиджмейкер: Представьте себе — еще древние египтяне пользовались правилами дресс-кода.
Тамара: Интересно, что же приписывали им эти правила?
Имиджмейкер: После утреннего туалета, мужчина оставался в набедренной повязке, если собирался уйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин осматривал свои владения, вел деловые переговоры, заходил в учреждение. Сегодня требования к офисной одежде сотрудников — это корпоративный дресс-код. В крупных корпорациях, особенно западных, они бывают очень жесткими: на нескольких страницах контракта детально проговаривается, во что должен быть одет сотрудник, вплоть до процента содержания полиэстера в ткани костюма. Представьте себе, в главном офисе ООН служащую на законных основаниях могут с порога отправить домой поменять колготки на более удачные по тону или сменить неподходящую обувь, причем за счет ее рабочего времени.
Тамара: К чему такая жесткость?
Имиджмейкер: Тем самым закладывается фундамент профессионализма и деловитости. Строгий деловой вид сотрудника настраивает на рабочую атмосферу, повышает работоспособность. Замечено, что человек, соблюдающий правила дресс-кода, будет восприниматься руководством как более профессиональный и быстрее продвинется по карьерной лестнице. И при прочих равных условиях его, скорее всего, первого, пошлют на обучение или повысят в должности.
Тамара: А как же так называемые «пятничные дни» ? Я слышала, в эти дни разрешено позволить себе прийти на работу в чем хочется, даже в джинсах.
Имиджмейкер: Вы имеете в виду casual fridays. По пятницам сотрудникам в западных компаниях позволяется расслабиться и появиться на работе в одежде, не выдержанной в деловом стиле — в тех же, к примеру, джинсах, категорически запрещенных в другие дни недели. У нас таких правил пока не придерживаются, зато запросто могут оштрафовать за нарушение правил дресс-кода. Принцип понятен: руководство предлагает своим сотрудникам плавно, без стресса, перейти к выходным.
Лично я придерживаюсь мнения, что гораздо важнее оценивать сотрудника по его профессиональным качествам. Хотя, конечно, общие правила необходимо соблюдать.
Тамара: Чего же нужно избегать на работе, придерживаясь правил дресс-кода?
Имиджмейкер: Давайте разбираться вместе. Признаюсь, перед началом нашей встречи я просмотрела много сайтов, посетила форумы. Очень злободневной оказалась тема – «В чем идти на собеседование?» Руководствуясь собственным опытом, менеджеры, банкиры, переводчики советуют женщинам не надевать брюк, не пользоваться духами, не покрывать ногти лаком и не распускать волосы. Появляются и явные перекосы в стандартах. Некоторые компании решили регламентировать не только внешний вид сотрудников, но и правила личной гигиены.
Тамара: Неужели это возможно?
Имиджмейкер: Судите сами. Хочу привести вам выдержку из правил внутреннего дресс-кода некоторых отечественных компаний. «Для поддержания единого корпоративного стиля и делового имиджа компании сотрудникам вменяется в обязанность неукоснительно исполнять все перечисленные ниже требования. Нарушением правил единого корпоративного стиля компании считается приход на работу или на переговоры и деловые встречи вне офиса в спортивной или джинсовой одежде; в прозрачной одежде или одежде, полностью открывающей руки, живот или ноги; в спортивной или открытой обуви (сандалиях, босоножках и т.д.)».
«Сотрудник компании должен приходить на работу причесанным и чистым. Рубашку, белье и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день. Голову следует мыть не реже одного раза в три дня, при жирных волосах — чаще».
Сотрудники таких компаний жалуются на жизнь, но…уровень зарплаты заставляет их примириться с подобным положением вещей.
Итак, дресс-код это правило, и как все правила, они диктуют определенные положения:

1). В деловом гардеробе должно сочетаться не более двух цветов и двух типов рисунков;

2). Одежда и аксессуары могут быть выдержаны в серых и синих тонах. Допустим также коричневый костюм и бордо. Обратите внимание на вкусы вышестоящего руководства. Не стоит носить того, что заведомо не вписывается в представления Вашего начальника о деловом стиле.

3). Бизнес-леди не стоит носить короткие юбки, фамильные драгоценности, высокие прически, ультракороткие стрижки и модную одежду. Джинсовая одежда неуместна в офисе.

4). Совершенно недопустимы длинные, ярко накрашенные ногти, равно как и неухоженные; крупные серьги и браслеты, а также увлечение пирсингом.

5). В любую погоду для девушек обязательны чулки или колготки нейтральных цветов. Недопустимо надевать кружевные чулки и колготки с узором.

6). Не надевайте на работу белые туфли и не носите белую сумочку.

7). Макияж должен быть умеренным и свежим.

8). Молодым людям следует внимательно следить за чистотой костюма, свежестью рубашки, опрятностью обуви, недопустимы галстуки-бабочки и одежда из кожи, а также в руках пластиковые пакеты, набитые бумагами.

Тамара: На основании этих правил можно изобрести свой универсальный дресс-код: строгий, хорошо сидящий костюм, аккуратные классические туфли, ухоженные руки.

Имиджмейкер: Не забудьте положить в рабочий стол пару колгот телесного цвета.

Тамара: В процессе общения с Вами я думаю над тем, как можно подчеркнуть свою индивидуальность в деловой одежде?

Имиджмейкер: Давайте подойдем к этому вопросу творчески: необходимо ответить себе самой на несколько вопросов:
— чем является для меня одежда – данью моде, защитой от климатических и погодных условий, средством выражения индивидуальности, данью приличиям?
В Интернете я обнаружила интересные исследования, проведенные психологом Сандрой Форсет. Исследование заключалось в том, чтобы женщинам, которые приходят на собеседование, следует решить — подчеркнуть свою женственность или придать себе более строгий вид. Психолог Сандра Форсет исследовала эффект, производимый разными стилями женской одежды на потенциальных работодателей. Были разработаны четыре стиля, располагавшиеся от наименее мужественного ( легкое бежевое платье из мягкой ткани) до наиболее приближенного к мужскому (темный костюм строгого кроя с белой блузкой). Затем управляющим кадрами просили по видео просмотреть интервью с одними и теми же женщинами, попеременно надевавшими разную одежду, и решить, кого из них они приняли бы на работу. Женщин чаще всего брали на работу, когда на них был второй из «наиболее мужских» нарядов — бежевый костюм с жакетом — блейзером и шарфом на шее. Самый женственный наряд редко приносил успех.
Тамара: Вероятно, деловые стили можно дифференцировать? Каким образом?
Имиджмейкер: Да, действительно, некоторые отличия имеются. Например, человек, стремящийся сделать карьеру за пределами организации, находящегося в партнерских отношениях с руководством, видно невооруженным взглядом. Как правило, это может быть консультант или эксперт при организации. Такой человек эксплуатирует либо личностно-деликатный, либо личностно-экстравагантный стиль одежды. Личностно-экстравагантный имидж вызывает наибольшее раздражение «власть предержащих».
Тамара: Я всегда обращаю внимание на экстравагантных женщин. Они всегда выделяются на фоне толпы. Так и, кажется, что эти женщины рождены для того, чтобы поражать окружающих.
Имиджмейкер: Действительно, у женщин, применяющих личностно-экстравагантный имидж, ассортимент средств шире, чем у мужчин. Женщины, помимо всего прочего, активно работают с цветом. Основные женские средства для создания «личностного стиля» — это динамика линий, оригинальность фактуры и, конечно же, цветность. Такой стиль дерзок и самодостаточен. Обладательница личностного стиля сообщает окружающим, что сама справляется с возложенными на нее обязанностями, не прибегая к советам руководства по каждому случаю. Я бы привела в пример манеру одеваться заместителя киевского мэра Ирэну Кильчицкую. Женщины, ориентированные на мнение руководства, ответственные и исполнительные, более сдержанно работают с цветом.
Кроме того, в одежде независимых личностно-ориентированных женщин процветает асимметризм: одна серьга, шаль или шарф на одно плечо, стильная стрижка, нестандартный покрой одежды. Обилие прямых линий в данном случае может нам подсказать характер дамы.

Тамара: Думаю, что правильно подобранный костюм приносит его владелице чувство комфорта.
Имиджмейкер: Мало того, люди чувствуют себя комфортно, когда одеты соответственно случаю. Необходимо, чтобы одежда создавала чувство комфорта и ощущение, что Вы одеты подходяще к данному случаю.
Тамара: Как же быть с модой? Не упустить последние тенденции, быть актуальной?
Имиджмейкер: Давайте честно зададим себе вопрос – не являемся ли мы жертвой моды? Некоторые психологи полагают, что женщины чуткие к моде, легко подчиняются общепринятым установкам, тогда как дамы, стоящие на верхушке социальной лестницы, скорее сами диктуют, чем следуют общим тенденциям. Айна Гасе, модельер Юлии Владимировны, в интервью неоднократно указывает на то, что лидер БЮТ сама проектирует свою одежду. Деловой стиль дополняют детали романтического характера. Таким образом, госпожа Тимошенко сама диктует моду для парламентских дам. Посмотрите на показы мод известных кутюрье – очевидно, иногда моду «заносит» и она вступает в противоречие с нашими понятиями о прекрасном,
Тамара: Например?
Имиджмейкер: Например, когда диктует с любым нарядом носить обувь на платформе. Но есть и другие крайности. Неоднократно приходилось встречать неухоженных молодых женщин, немодно одетых, без следов косметики на лице. Казалось, своим внешним видом они сообщали окружающим «Принимайте меня такой, какая я есть…». Вспомним известный фильм «Влюблен по собственному желанию», где, в конце концов, главная героиня понимает, чтобы понравиться любимому человеку – необходимо поработать над своим габитарным имиджем. Душевная внутренняя красота должна гармонировать с внешней. Полный отказ следовать моде может привести к тому, что Вы всем своим видом будете сообщать окружающим: » Я выше всех этих модных тенденций и правил». Устаревшая, видавшая виды или эксцентричная одежда позволит окружающим отнести Вас к той же категории, что и людей, следующих минутным капризам моды. Не удивляйтесь, что таким людям всегда прибавляют возраст, а это нам, согласитесь, ни к чему.
Тамара: Приходится еще принимать во внимание бюджет, «новинки» всегда в цене.
Имиджмейкер: В том случае, когда Ваш бюджет ограничен, необходимо быть уверенным, что приобретенная одежда действительно стоит затраченных денег. «Последний писк моды» возможно действительно не для Вас, так как быстро проходит, однако не стоит и слишком уж перестраховываться. Иногда надо идти на риск, если Вы хотите, чтобы одежда действительно отражала истинные стороны Вашей натуры. Возможно, Ваш романтизм. Что такое мода? Корень слова мода происходит от латинского «modus», что означает «мера, образ, способ, правило, предписание». Как говорит японский дизайнер Рей Кавакубо: » Мода не всегда обязательно искусство, прежде всего — это отображение того, что происходит с человеком внутри».
Тамара: Каким образом?
Имиджмейкер: Ваша одежда может очень многое «рассказать» окружающим о Вашем характере, привычках и даже сексуальной ориентации.
Тамара: Вы имеете в виду актеров, представителей шоу-бизнеса?
Имиджмейкер: Не совсем. Сценический образ может быть разным, а психологические исследования показывают, что люди с комплексами и интроверты предпочитают более спокойные цвета одежды, такие как серый, синий, коричневый. Экстраверты выбирают яркие, смелые расцветки и часто нетрадиционный стиль одежды. Мужчины, как правило, одеваются так, чтобы обозначить свой социальный статус или профессию. Одежда для них — «мундир»; женщины, по мнению психологов, склонны одеваться так, чтобы подчеркнуть или затушевать свои сексуальные сигналы.
Тамара: Недавно наших сотрудников пригласили на прием «Casual travel». Мы все долго обсуждали – в чем пойти на прием. Жаль, что Вас не оказалось рядом.
Имиджмейкер: Это самый непринужденный дресс-код,
Непринужденный – для мужчин – дресс-код, который ставится на приглашениях (на ипподром) и который включает в себя:
– поплиновую сорочку;
– жемчужно-серый жилет с пятью пуговицами;
– однотонный галстук;
– жакет из шерстяной фланели;
– брюки со стрелками.
Для дам – шляпка и платье (костюм) в черно-белой гамме.

Стиль Casual благодаря б о льшей демократичности имеет несколько интерпретаций.
Тамара: А какие могут быть еще виды приемов, не хотелось бы попасть впросак.
Имиджмейкер: White Tie – Ultra-formal

“Белый галстук” – самый парадный, самый торжественный дресс-код, подразумевающий событие VIP-класса для избранных. Вручение верительных грамот главе государства, свадьба члена царствующей фамилии, вручение Нобелевской премии. Мужчины – во фраке. К фраку полагается белый жилет и белый галстук-бабочка (черный жилет и черный галстук будут на официантах, этими деталями нельзя пренебречь). Обувь – лаковые черные туфли. Часы – только карманные.

Дамам предписано появиться в длинных декольтированных вечерних платьях (не исключены платья со шлейфом), непременно в перчатках (как правило, длинных, до локтя), в драгоценностях и палантинах из дорогих мехов.

Black Tie, Tuxedo, Formal

Все эти выражения обычно переводятся на русский язык как “дамы – в вечернем, мужчины – в смокингах”. Смокинг – tuxedo – это традиционно черный, открытый на груди пиджак с длинными, обшитыми черным шелком лацканами, стандарт вечерней одежды для мужчин. Смокинг сопровождают галстук-бабочка черного цвета и аналогичный кушак. На брюках – лампасы из шелка, того же, которым обшиты лацканы смокинга (хотя сейчас лампасы – деталь уже необязательная). К смокингу полагается надевать черные туфли на шнурках (ни в коем случае не лаковые, лаковая обувь положена к фраку).

По дресс-коду Formal мужчинам следует носить обычный классический костюм (только не черный) с белой сорочкой и галстуком неярких оттенков.
Дамы – в длинных вечерних платьях. В некоторых случаях, если мероприятие неофициальное, дамы могут явиться в платьях для коктейлей.

Black Tie Invited

Мужчины могут выбирать между смокингом и темным костюмом, дамам позволены как длинное, так и коктейльное платье или нарядный вечерний костюм.

Creative Black Tie

Творческая интерпретация формального стиля: мужчина может надеть строгий костюм, но без галстука, или черную рубашку. Дама – вечерний костюм или кашемировый свитер с длинной кружевной юбкой или длинной юбкой с блестками. Коктейльные платья приветствуются.

Semi-formal, Black Tie Optional, Сocktail

Это самый “неформальный формальный костюм”. Мужчины могут вместо кушака надеть к смокингу жилет и позволить себе бабочку другого цвета, например, белую с черным или красную. Цветной жилет также вполне возможен (бабочка в этом случае должна быть тоже цветная). Но чаще всего мужчины являются в обычном классическом костюме. Для вечернего мероприятия идеально подходит темно-синий костюм, он может иметь едва заметную полоску. Галстук может быть ярким и модным. Как правило, Semi-formal подразумевает, что мужчины являются в белых рубашках и в галстуках, но на неформальную вечеринку можно надеть спортивный пиджак поверх тонкого трикотажного джемпера. В этом случае брюки должны быть другого цвета – как правило, черные.
Дамы – в платьях для коктейля.

А5

Этот код расшифровывается как “after five” и означает, что мероприятие, на которое вас приглашают, состоится после 17 часов, и ваш наряд, соответственно, должен быть вечерним.

Добавить комментарий