Лодка


Лодка

Мальчишки, подрастая, все больше и больше тяготеют к технике. Откуда только эта тяга берется, и какое удовольствие можно испытывать вымазавшись «по уши» в машинном масле? Оказывается не только интерес, но и счастье можно испытать перебирая узлы и агрегаты механизмов, аппаратов, машин или моторов. И какое неописуемое счастье излучается на мальчишеских лицах, когда они своими руками собрали и заставили жить давно несправный, от части проржавевший механизм.
Когда я учился в пятом классе, в дом одного из моих одноклассников пришла беда. Скоропостижно умер его папа. Человек добрый, сильный и отзывчивый на мальчишечьи прихоти и причуды. Человек необычайно веселый и жизнерадостный, обладавший, казалось неиссякаемой энергией. Он приложил много усилий, чтобы в его семье была и своя лодка, и свой, мощный, современный лодочный мотор «Вихрь-30».
С какими только трудностями и сложностями не пришлось столкнуться этой семье после его смерти. Но, несмотря на все пережитое, наследство – деревянная лодка и мотор, остались в семье и ждали своего часа, когда подрастет и окрепнет старший сын.
Осенью, когда нам исполнилось по двенадцать лет, лодка и мотор дождались своего часа. Кем-то было предложено прошпаклевать, промаслить и покрасить лодку. Было желание выезжать на тундру собирать ягоды и грибы. Предложение мальчишками было встречено с радостью и энтузиазмом. В считанные дни были произведены восстановительные работы. Предполагалось достигать противоположного берега с помощью весел и мускульной силы, уже достаточно окрепших ребят.
Спустили лодку на воду и снарядили ее веслами. Мы, как бурлаки впряглись в лодочный канат и потянули ее вверх по течению, как можно выше и дальше от поселка. Течение очень сильное и переплыть речку для высадки на тундре, где берег был обрывистый не просто.
Со второй попытки, измученные и обессиленные, мы достигли противоположного берега. Течение с бешеной силой, как перышко, сносило деревянную лодку. Мы прилагали немыслимые усилия. Гребли и веслами, и подручными средствами, крышками от больших кастрюль и лопатами. Как ни старались, а высадиться в намеченном месте, где не было обрыва, не удалось.
Это потом, когда мы набрались опыта, река поддавалась с первого раза. А сейчас, все, тяжело дыша, повалились на тундру, и отдыхали перед обратной дорогой. Ни ягод, ни грибов уже не хотелось. Не меньших усилий пришлось приложить, чтобы перебраться обратно. Вытащили лодку на берег и кое-как установили ее на стапели, в виде двух металлических бочек.
Вот в это самое время мой одноклассник и предложил опробовать лодочный мотор. Мгновенно прошла усталость. Все, толкая друг друга, заглядывали в небольшой сарайчик, рассматривая мотор. Его вынесли на улицу и навесили на деревянную перекладину. Рядом поставили бензобак и резиновый шланг с грушей. Детскими руками мотор был изщупан вдоль и поперек. Все рычажки и флажки переводились в разные стороны и возвращались в исходное положение.
Бензобак был пустой. В сарае стояла металлическая бочка, в которой кроме воздуха тоже ничего не было. Ребятам не занимать сообразительности и расторопности. Через минут десять у нас уже был бензин, занимающий ровно половину бачка. Накачав, как нам казалось, «грушей» топливо, мы попытались завести мотор. Но он упорно молчал.
На перебой все стали делиться своими знаниями, рассказывая как взрослые управляются с лодочными моторами. Обнаружили, что неправильно подсоединили топливный шланг. Перевернули его, и вновь стали качать «грушу». Со второй попытки, мотор заревел и стал, бешено подпрыгивать.
Еще долго мы тренировались заводить мотор, увеличивать и снижать обороты, переключать скорости «Вперед», «Назад» и в нейтральное положение. Но этого уже было мало. На воду спустили стоявшую на берегу «Казанку». Кто-то из мальчишек уверял, что она принадлежит его знакомому, который, ну ни за что, не будет против, да и кто из нас в этом возрасте думал о последствиях. Мотор установили на лодку. Закачали бензин в карбюратор. Рычаг скоростей в нейтральное положение. Рывок шнура. «Собачки» четко зацепили и провернули «головку» стартера. И, мотор заработал на радость всех присутствующих мальчишек. Поворачивая рукоятку дросселя, двигатель работал то громче и быстрее, то тише и медленнее.
Обычно дерущиеся и спорящие мальчишки за свое превосходство и право быть первыми, в этот раз единогласно переложили управление на меня. Все, сколько нас было, разместились в лодке. Оттолкнули ее от берега и… Она, подхваченная течением, отчалила. Я сбавил газ и поставил рычаг скоростей в положение «Вперед». Постепенно переводя рукоятку дросселя в сторону максимума и поворачивая мотор вправо, я развернул лодку и повел ее по речной глади. Никто из ребят не прыгал и не орал. Все переполненные чувством радости, очумевшие от самой возможности безнадзорно бороздить просторы родной речки, сидели молча, тараща ошалелые глаза в стороны берегов и водной глади.
С берега переполненную до отказа лодку увидели взрослые. Они догнали нас и потихонечку, чтобы не перевернуть, потащили к берегу. Когда днище коснулось песка и мотор был выключен. Мы покинули лодку под непереводимый акомпонимент Великого и Могучего Русского языка.
Взрослые, излив весь свой нецензурный запас и отвесив каждому из нас хорошую затрещину, усадили меня и хозяина мотора в «Казанку». Дали несколько ценных указаний, и оттолкнули от берега. Мы благополучно против течения реки доплыли к месту нашего старта. Сняли мотор. Лодку оттащили на место и вытащили на берег, чтобы во время прилива ее не вынесло в речку.
Возможно, жажда острых ощущений или желание самостоятельности, несмотря на страх, настроили нас на новые подвиги. Практически до первых морозов мы каждый день выходили на речные просторы, исследуя противоположный берег, открывая для себя новые заводи и протоки.
Спустя годы, вспоминая этот случай, я нет-нет, да и подумаю о том, что могло случиться.

Добавить комментарий