Представленные для анализа стихи Натальи Радуги одушевлены силой мягкой эротики. Это именно эротика, хотя во втором стихотворении, казалось бы, идет речь о любви.
История любовно-эротической поэзии насчитывает не менее двух тысячелетий. Даже в древней поэме «Песнь Песней» исследователи находят отзвуки еще более древних произведений. И это не случайно. Энергетика Эроса, переданная словом, несет в себе необычайную силу и притягательность. Жар чувств, который охватывает двоих влюбленных на ложе страсти, если его передать словом, драгоценен для тех, кто хотел бы сделать свою страсть более утонченной и яркой. Однако многовековая традиция, осуждавшая плотские радости, вызвала к жизни и грубую порнографию, превращающую самое естественное человеческое наслаждение в нечто совершенно гадкое.
Поэтому эротические стихи писать и легко, и трудно. Легко — потому, что волна энергии искрится в самых затертых словах и образах. Трудно – потому что нужно пройти узкому гребню, не свалившись в сладкое «У-тю-тю» с одной стороны, и в грязную безвкусицу – с другой.
Наталье Радуге удается удержаться на этом гребне. Правда, во втором стихотворении я бы выбросила морализаторские строчки, начиная с «Не можешь… Для тебя любовь порочна…».
А вот некоторая неряшливость, недоработанность стиха присутствует. Это избалованность поэта даровой энергетикой Эроса и собственным талантом в ее передаче.
И слабые рифмы, и неточные эпитеты, и невнятные метафоры «раскаты далекого эха бьют отголосками мощного взрыва в ушах» — ведь можно прочитать так, что взрыв был в ушах и раскатился эхом! И, конечно, томления, касания, огонь… Набор достаточно общих слов…
Я когда-то попробовала себя в эротике: получится ли, если не повторяться в единообразии эпитетов горячих любовных ласк.
Этого у нас не было –
чтоб накренилось небо,
… лоб уперев в плечо,
жарко шептать: «Еще!»,
чтобы с нежданной силой:
«Любый! Желанный! Милый!», —
вился над головой
лебедем крик горловой…
…Через оплоты плоти,
сердце и мир – в лохмотья,
эго последний щит
взламывая навзрыд…
Может, душа забыла —
в темени вечной стылой,
до сотворенья звезд —
было. Да взорван мост.
И на собственном опыте убедилась, что создавать стихи на волне Эроса не так легко, как это кажется. Кроме того, есть опасность — когда такой источник иссякает, то в душе остается пустота. И надо долго выходить из плена этой энергетики.. Надо искать новые темы, новое вдохновение, то, что даст крылья. А это очень сложно.
Написав анализ, я заглянула на страницу Натальи Радуги и нашла там замечательное подтверждение своим словам и подсказку для других поэтов, попавших в ловушку медовой энергии эротических стихов. Для Натальи, мне кажется, нашелся выход в виде работы над переводами.
Очень хороший выход. Увидеть близкое тебе в стихах на чужом языке, понять, приблизить, пересказать… А может быть, высказать заново… http://www.stihi.ru/poems/2006/02/21-1534.html
Замечательное получилось произведение. А заодно школа мастерства для поэта.
Браво, Наташа!!!
Совершенно согласен с Вашим выводом о трудностях и «подводных камнях» эротики, да и вообще любовной поэзии. На мой взгляд, это труднейший из жанров лирики, хотя и самый популярный. Но вдумаемся. О любви написать надо так, чтобы слова эти были живыми и воспринимаемыми как реальные слова любви — задача, кажущаяся при внимательном рассмотрении невозможной. Указанная Вами грань между слащавостью и пошлостью — еще одна проблема, на которой-то спотыкаются все, или почти все.
Где выход? Для меня он в многоликости самой любви как явления — ведь она проявляется так полноценно и разнообразно, что плен Эроса скорее иллюзорен, создан собственным воображением, нежели реален. Если любовь — основа мира, движитель его, то сама узко-любовная тематика открывает массу путей философского характера. Это лишь один из множества выходов, суть которых — синтез тем и достижение многогранности лирических стихотворений.
Надежда, простите великодушно, я понимаю, что с учителями не спорят:), но!
Наталья Радуга, хотя и записана в слушатели МК, до сих пор не соизволила принять участия в его работе — не предложила к обсуждению своих стихов, не приняла участия в работе ни по Вашему заданию, ни по заданию Игоря Царева.
Корректно ли обсуждать произведения тех авторов, которые игнорируют работу МК, хотя записались в слушатели семинаров?
Гена, Вы абсолютно правы, мы так с Игорем Царевым и решили, что будем работать только со слушателями, принимающими активное участие в занятиях. Но первый анализ-то был сделан без учета активности. Жалко потерять материал, тем более, что он действительно попал в точку!
В дальнейшем — исправлюсь)))
Никита, рада Вашему отклику! И очень рада именно этому — многоликости любви, и отсюда многоликости ее поэтического отражения. Другая беда в том, что эротические стихи привлекают массового читателя. И поэт в погоне за популярностью может «подсесть на иглу» Эроса…
А по мне, так понятие эротика в любовной лирике — нонсенс. Не знаю, прав ли я, но есть просто разная степень вербального проникновения в чувство, все определяет поэтика. В частности, пример тому — стих Н. Радуги.
… дело, видите ли, в том, что любовная лирика отнюдь не обязательно эротична , как и эротическая поэзия — отнюдь не обязательно любовная лирика … Никита совершенно прав, говоря о многоликости любви … оставим в покое житейский триггер пушкинского «Я помню чудное мгновенье», но где в нём эротика? … не помню автора трепетно-поэтичного стихотворения «О, как прекрасно издали любить», которое вне сомнений – любовная лирика, но без капли эротики … с другой стороны, есть много замечательных примеров эротической поэзии, которые едва ли отнесёшь к любовной лирике … греки недаром различали Эрос и Агапе … поэтика – тут я согласен с Вами – решает всё, без неё «всё стихи, стихи, а где же поэзия?» … но она не уравнивает Эрос и Агапе, не растворяет их друг в друге – не в этом призвание поэтики… сравните у Ронсара «Любовь — волшебница. …» и «Амуретта» …