Критики и критиканы


Критики и критиканы

Критики и критиканы.
(бесплатная лекция для особо одаренных,
которая с треском провалилась на другом
литературном портале(шапками закидали).

Зал был набит до отказа, что весьма удивило лектора. Раньше послушать его приходили единицы, которые потом оставляли вялые и довольно пренебрежительные отзывы о его лекциях. Именно эти отзывы, а также долгое наблюдение за посетителями этого Дома Культуры и заставило его написать, нижеприведённую лекцию. Поскольку её начало « Ну что, бездари…» было достаточно громким, прибежали почти все, кто считал себя элитой этого ДК. Это немного озадачило лектора, ведь он никого не называл по имени, однако пришли все те, кого он имел в виду; те же немногие, кого он уважал за профессионализм , только удивлённо переглянулись и продолжали заниматься своими делами.
« Отлично,» — подумал лектор. – «настал час истины, и я скажу вам всё, что думаю о вас и ваших комментариях, а потом уйду, хоть мне и жалко бросать этот ДК, который я помогал строить задолго до того, как вы сюда припёрлись и изгадили его». Он откашлялся и продолжил:

«Помните анекдот о женщине и фальшивом гинекологе? Она ворвалась в кабинет гинеколога и, увидев там человека в белом халате, разделась, уселась в гинекологическое кресло и закричала:
— Доктор, что у меня там!?
Человек в халате до-о-лго её разглядывал, а потом сказал:
— М — да, Вам бы к гинекологу.
— А Вы кто?
— А я маляр, стены тут крашу.
Не хочется оказываться на месте этой дамы. Однако после длительного наблюдения за вашим Домом Культуры именно эта ситуация напрашивается для сравнения. Такое ощущение, что здесь почти все маляры. Занавес.

Другая история. Представьте, что Вы идёте по улице, у Вас прекрасное настроение, Вы улыбаетесь.… И вдруг слышите противный гнусавый голос: « Фу, какие у нее (или у него) ужасные зубы!» Смотрите по сторонам и видите человека, который тычет пальцем в Вашу сторону и перед окружающими его товарищами продолжает развивать тему гнилых зубов. Всё! Настроение испорчено. Дома Вы придирчиво разглядываете в зеркало содержимое своей ротовой полости и не находите в ней ничего ужасного. Тогда Вы идёте к дантисту. Он успокаивает Вас, что с зубами всё нормально, только «тут у Вас небольшой кариес, там — зубной камень, а здесь эмаль потрескалась». Но эти недостатки заметны только профессионалу и он может о них грамотно рассказать, дать совет и излечить их. Вы покидаете стоматологию и по пути домой замечаете давешнего обидчика. Он подметает улицу, или он продавец в ларьке, или водитель троллейбуса. Он не СТОМАТОЛОГ! Но ему удалось испортить Вам настроение именно зубной темой, просто решив «поумничать» перед сотоварищами. Таким образом, чисто субъективное мнение дилетанта стало причиной плохого настроения хорошего человека. Занавес.

«Мораль сей басни такова»: если ты не профессионал в какой-либо области, пожалуйста, не рассуждай о ней с умным видом, так как можешь навредить окружающим.

Мы же злимся на врача, неверно поставившего нам диагноз; на шофёра, игнорирующего правила дорожного движения; на невкусно готовящего повара. Так почему бы ни подосадовать на бездарных критиканов, которые, оперируя парой выученных терминов, выдают себя за критиков? А заодно и на писак, которые, своим произведением выжав слабые улыбки одобрения у друзей (и то только у самых близких), возомнили себя писателями. Мало того, они полезли учить писательскому мастерству других. Как будто мало вреда от их никчёмных опусов.

Я услышал здесь заявление одной дамы что для того, чтобы критиковать писателя, достаточно быть просто читателем. Нет, милая Барышня, читатель просто скажет: «Мне это не нравится» отложит книгу в сторону и просто не будет больше читать этого автора. Когда же он не просто читает, а указывает на недостатки, которые и объяснить-то толком не может, это уже не читатель, а критикан. Тем боле что Дама и сама пишет прозу и даже стихи, так что могла бы объяснить коллеге по цеху его (или её) ошибки. Если руки так и тянутся к перу, а в образовании полно белых пятен, займитесь хоть самообразованием, что ли. Самородки уже не в моде. Человек культуры (к коей относится и литература) обязан быть культурным, что включает в себя и начитанность.

Я не намерен читать тут лекции по стилистике и литературоведению, хоть у меня и есть право преподавания этих предметов, но в качестве гуманитарной помощи процитирую кое-что о критике из одного учебного пособия.
«Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно ЭТОГО художника, законы, как сказал А.С. Пушкин «им самим признанные».

А как Вам это?

«Вследствие положения, занимаемого критиком в литературном процессе, его ответственной роли в судьбе книги и её автора большое значение приобретает критическая этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, голословные выводы несовместимы с самой сутью этой литературной профессии».

А с таким подходом к делу как у вас, думаю, Есенина с его « Кобыльими Кораблями» не допустили бы до вашего ДК за неподходящий текст. А Сологуба и его Недотыкомку просто бы засмеяла ваша «Золотая молодёжь». Зато полно тех, чьим опусам давно пора лежать в мусорной корзине.

Кому надо, тот поймёт. Занавес.

Это всё, что касается критиканов.

Теперь о критиках.
А что критики? Правильно о них написал М.Веллер (мы тут все люди грамотные и знаем этого писателя): «Дивно: зарабатывать на хлеб обгаживанием чужого хлеба». Но, друзья мои, даже обгаживать надо умеючи, профессионально.
У меня всё. Занавес.»

После чего несчастный лектор, испачканный яйцами и помидорами,
протиснулся сквозь разъяренную толпу к выходу, по пути щедро раздавая,
и не менее щедро получая, пинки и затрещины. На ходу он мрачно
думал:»К сожалению здесь пипл хавает только скандал.» И ужаснулся
нелитературности собственных мыслей. Входную дверь ему заботливо
открыл сам администратор ДК, склонившись в глумливом поклоне. На пороге лектор
обернулся, с удовольствием выругался и гордо удалился.

(Написано по мотивам произошедшего на одном из литературных сайтов).

0 комментариев

  1. pioner1957

    Читал, хохоча во весь голос!

    Совет некоторых рвущихся в рецензенты на нашеми портале: ничего не смыслите в литературе — будьте хотя бы просто доброжелательными людьми!

    Спасибо! Такие произведения — как праздник для души!

    В.Кузеико.

  2. pioner1957

    Не все. Тут тоже… Ходишь постоянно с оглядкой — чтобы сзади по голове дубинкой не огрели!.. И я вот недавно подумал: дай посмотрю спину, чего она так всё время чешется?.. Оказывается: ровно дюжина ножей всажена, спина — как у ёжика…

    А так — все улыбчастые. Пока клыки не показали!

    В. Куземко.

  3. yuriy_tarasov

    Cовершенно точно всё подмечено. У нас так любят сапожники учить, как починить автомобиль, или вырезать орган в чужом желудке, используя сапожный нож, что очень хочется их послать к их прародителям…
    С уважением, Юрий.

  4. yuriy_tarasov

    Хм… Если себя увидели, значит оно того заслуживало. 😉
    На обиженных, обычно, воду возят. Если на всё обижаться, то и жить не стоит.
    А так по сути всё очень правильно и это относится не только к литературе. Вы, наверняка, замечали, как много завистников в обыденной жизни. Это те же самые критиканы, ворчуны, которым изначально не дано то, что вы умеете делать хорошо. Вот желчь и изливают.
    Жаль, конечно, что пришлось уйти, но с другой стороны, как бы мы познакомились. Всё, что делается — к лучшему.

    С искренней симпатией, Юрий.

  5. boris_dreydink

    Мне ваащет не просто реагировать на эту статью – сам попал в один из мощных скандалов на том сайте. И потому – совсем необъективен. Т.е. статья взывает самые активные положительные эмоции. Могу только дополнить.
    Есть хорошая цитата: «Когда в руководстве Серость – к власти приходят Чёрные» Пока руководитель там по-ощряет фашистскую символику в юзерпиках… А анитсемитские высказывания просто им приветствуются… Ну о чём тут говорить. Особо смешит – именно затронутая Вами тема критиков. Детский садик такой – раздача своим приятелям звания – «Критик сайта». Но самое неприятное – поощрение хамства. «Гениям» местного разлива лю-бые хамства прощались легко и с радостью. А, если учесть, что «гении» кроме как хамить и не могли ничего больше… Картина смешная и безрадостная одновременно.
    На этом примере вообще задумаешься – что есть Сеттетура. Создать сайт, знакомому с HTML прохожему – не очень сложно. А дальше? А дальше – нужен особый талант Админа творческого сайта. И дефицит такового ощу-щается остро. Потому как простые: «Класс, клёво, дурь, супер» и тд. – скорее отписки. Дань, выплачиваемая со-седям за покойное сосуществование на сайте.
    И наверное беда Сет.лит. не в качестве писаний – в отсутствии Читателей. Тех, настоящих, старых «бумаж-ных». С очками на носу, с вечерним чаем и читкой вслух нового романа всей семьёй. Хотя где таких взять? По-хоже, ушли в прошлое:) А вот, ушедшие недалеко от школьных сочинений ученики, вооружённые правилами – как правильно «раскрыть тему», с подростковым азартом рубят напра-нале. А т.к. запас аргументов моментально испаряется – что делать? Да, вперёд – на личности! Т.е., как только где-то мы видим – разбор личночти, а не тек-ста – там литература заканчивается. И надо предлагать им почитать Вашу статью.:)) В которой Вы остро почув-ствовали и ухватили проблему. За что Вам и спасибо.
    Увы, разрешить её, к сожалению не удастся. Может когда-нибудь в будущем.

  6. Olly_Writer

    Спасибо за отзыв. Вы не поверите, но эта статья именно там впервые и появилась… Такое началось… Крики, вопли… Многие себя увидели и стали пищать:»А вот это не про меня! Ааа, Вы мне не простили, что я в прошлый раз Вас не похвалила, теперь отыгрываетесь». В общем, я ушла с того сайта в точности как лектор в последнем абзаце. Хотя я и правда помогала его строить и мне жаль Серафима.

  7. skot_yi

    Что за сайт не знаю не был, но если не сложно дайте ссылочку, так и тянет зайти понадрвать оплевух юным бездарям, я не спорю что мои то вещи такому народишке нравятся, но не за счёт подтекста, а за счёт количества матершины, брани и грязи, и лишь один из сотни таких реально воспринимает критику на свою погань.

    Что же касаемо героя, коль начал, так добивал бы, хотя он человек взрослый, а знач культура не позволяет, я б ещё на трибуну залез, да и в зал помочился, пускай бы почуствовали соль обиды не только в душе но и на лице. Эти, они же не понимают как литераторам обидно им противно читать и слушать их, бездарей и неумех, как мне противно получать за свой стих «плита», жалкое «-плак…», а за за отвратильное «Ч-Б (ещё один кусок)» возгласы браво, и рецензии предложений в 15, о том что ничего смешнее они не читали. Орать хочется, а не на кого, кругом близкие и любимые люди.

    Огромное спасибо, такие вещи являются отдушиной для всего литераторского мира!

    С глубочайшим уважением Скот Ы.

  8. Olly_Writer

    Спасибо, Саш, за отзыв. Приятно, что я не одна такая. Ссылочку не дам, а то Вас там плохому научат. Говорите, критик – человек взрослый? Наверно. Вообще-то придуман только первый и последний абзацы. А сама лекция была размещена мною на том самом сайте. На меня тогда тамошние обитатели за этот текст всех собак спустили.
    Ваша Олли

Добавить комментарий

Критики и критиканы

Критики и критиканы.
(бесплатная лекция для особо одаренных,
которая с треском провалилась на другом
литературном портале(шапками закидали).

Зал был набит до отказа, что весьма удивило лектора. Раньше послушать его приходили единицы, которые потом оставляли вялые и довольно пренебрежительные отзывы о его лекциях. Именно эти отзывы, а также долгое наблюдение за посетителями этого Дома Культуры и заставило его написать, нижеприведённую лекцию. Поскольку её начало « Ну что, бездари…» было достаточно громким, прибежали почти все, кто считал себя элитой этого ДК. Это немного озадачило лектора, ведь он никого не называл по имени, однако пришли все те, кого он имел в виду; те же немногие, кого он уважал за профессионализм , только удивлённо переглянулись и продолжали заниматься своими делами.
« Отлично,» — подумал лектор. – «настал час истины, и я скажу вам всё, что думаю о вас и ваших комментариях, а потом уйду, хоть мне и жалко бросать этот ДК, который я помогал строить задолго до того, как вы сюда припёрлись и изгадили его». Он откашлялся и продолжил:

«Помните анекдот о женщине и фальшивом гинекологе? Она ворвалась в кабинет гинеколога и, увидев там человека в белом халате, разделась, уселась в гинекологическое кресло и закричала:
— Доктор, что у меня там!?
Человек в халате до-о-лго её разглядывал, а потом сказал:
— М — да, Вам бы к гинекологу.
— А Вы кто?
— А я маляр, стены тут крашу.
Не хочется оказываться на месте этой дамы. Однако после длительного наблюдения за вашим Домом Культуры именно эта ситуация напрашивается для сравнения. Такое ощущение, что здесь почти все маляры. Занавес.

Другая история. Представьте, что Вы идёте по улице, у Вас прекрасное настроение, Вы улыбаетесь.… И вдруг слышите противный гнусавый голос: « Фу, какие у нее (или у него) ужасные зубы!» Смотрите по сторонам и видите человека, который тычет пальцем в Вашу сторону и перед окружающими его товарищами продолжает развивать тему гнилых зубов. Всё! Настроение испорчено. Дома Вы придирчиво разглядываете в зеркало содержимое своей ротовой полости и не находите в ней ничего ужасного. Тогда Вы идёте к дантисту. Он успокаивает Вас, что с зубами всё нормально, только «тут у Вас небольшой кариес, там — зубной камень, а здесь эмаль потрескалась». Но эти недостатки заметны только профессионалу и он может о них грамотно рассказать, дать совет и излечить их. Вы покидаете стоматологию и по пути домой замечаете давешнего обидчика. Он подметает улицу, или он продавец в ларьке, или водитель троллейбуса. Он не СТОМАТОЛОГ! Но ему удалось испортить Вам настроение именно зубной темой, просто решив «поумничать» перед сотоварищами. Таким образом, чисто субъективное мнение дилетанта стало причиной плохого настроения хорошего человека. Занавес.

«Мораль сей басни такова»: если ты не профессионал в какой-либо области, пожалуйста, не рассуждай о ней с умным видом, так как можешь навредить окружающим.

Мы же злимся на врача, неверно поставившего нам диагноз; на шофёра, игнорирующего правила дорожного движения; на невкусно готовящего повара. Так почему бы ни подосадовать на бездарных критиканов, которые, оперируя парой выученных терминов, выдают себя за критиков? А заодно и на писак, которые, своим произведением выжав слабые улыбки одобрения у друзей (и то только у самых близких), возомнили себя писателями. Мало того, они полезли учить писательскому мастерству других. Как будто мало вреда от их никчёмных опусов.

Я услышал здесь заявление одной дамы что для того, чтобы критиковать писателя, достаточно быть просто читателем. Нет, милая Барышня, читатель просто скажет: «Мне это не нравится» отложит книгу в сторону и просто не будет больше читать этого автора. Когда же он не просто читает, а указывает на недостатки, которые и объяснить-то толком не может, это уже не читатель, а критикан. Тем боле что Дама и сама пишет прозу и даже стихи, так что могла бы объяснить коллеге по цеху его (или её) ошибки. Если руки так и тянутся к перу, а в образовании полно белых пятен, займитесь хоть самообразованием, что ли. Самородки уже не в моде. Человек культуры (к коей относится и литература) обязан быть культурным, что включает в себя и начитанность.

Я не намерен читать тут лекции по стилистике и литературоведению, хоть у меня и есть право преподавания этих предметов, но в качестве гуманитарной помощи процитирую кое-что о критике из одного учебного пособия.
«Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно ЭТОГО художника, законы, как сказал А.С. Пушкин «им самим признанные».

А как Вам это?

«Вследствие положения, занимаемого критиком в литературном процессе, его ответственной роли в судьбе книги и её автора большое значение приобретает критическая этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, голословные выводы несовместимы с самой сутью этой литературной профессии».

А с таким подходом к делу как у вас, думаю, Есенина с его « Кобыльими Кораблями» не допустили бы до вашего ДК за неподходящий текст. А Сологуба и его Недотыкомку просто бы засмеяла ваша «Золотая молодёжь». Зато полно тех, чьим опусам давно пора лежать в мусорной корзине.

Кому надо, тот поймёт. Занавес.

Это всё, что касается критиканов.

Теперь о критиках.
А что критики? Правильно о них написал М.Веллер (мы тут все люди грамотные и знаем этого писателя): «Дивно: зарабатывать на хлеб обгаживанием чужого хлеба». Но, друзья мои, даже обгаживать надо умеючи, профессионально.
У меня всё. Занавес.»

После чего несчастный лектор, испачканный яйцами и помидорами,
протиснулся сквозь разъяренную толпу к выходу, по пути щедро раздавая,
и не менее щедро получая, пинки и затрещины. На ходу он мрачно
думал:»К сожалению здесь пипл хавает только скандал.» И ужаснулся
нелитературности собственных мыслей. Входную дверь ему заботливо
открыл сам администратор ДК, склонившись в глумливом поклоне. На пороге лектор
обернулся, с удовольствием выругался и гордо удалился.

(Написано по мотивам произошедшего на одном из литературных сайтов).

Добавить комментарий