Дзэнский принцип


Дзэнский принцип

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ КАРАМОВА С.К.»Дух боевых искусств», которая скоро выйдет в
Издательстве»Астрель АСТ» в Москве.
Дзэнский принцип « здесь и сейчас, быть именно сейчас и именно сейчас!».
Дзэнский принцип «здесь и сейчас « заключается в том, что нужно уметь ощущать каждое мгновение жизни человека. Очень часто люди не прислушиваются к себе, думая, что будто бы есть у них еще вторая или третья жизни для своих дел, планов, надежд. И так они живут, почти автоматически что-то делая и не замечая нашего быстротечного времени … А если внушить себе, что второго раза никогда не будет? Если нужно что-то сделать сейчас, именно сейчас, это нужно обязательно сделать, не откладывая на завтра! Нужно уметь жить, постоянно думая, что второго раза никогда не будет, будто бы это наше последнее мгновение в жизни. Нужно уметь жить именно здесь и сейчас, а не завтра! На тренировках кэмпо часто спортсмены вяло повторяют заученную технику, нисколько не задумываясь над тем, чтобы постоянно шлифовать эту технику . Что значит ответ :» Я это уже знаю , зачем постоянно повторять ? « Ведь постоянно отрабатывая свою технику единоборства, нужно ощущать каждое мгновение тренировки, чтобы еще лучше освоить, еще лучше выполнить ее – пределов совершенства нет … Принцип «здесь и сейчас « очень поможет спортсменам и на тренировках, и на разных соревнованиях. На соревнованиях не будет второго раза выступить хорошо, так как после первого проигрыша спортсмена могут снять с соревнований и не дать ему выйти на татами во второй раз. Говоря себе, что есть якобы еще какой-то второй шанс выступить лучше, спортсмен вредит сам себе. Наоборот, он должен постараться максимально использовать все свои силы и возможности, чтобы выиграть своего противника на соревновании здесь и сейчас! У него никогда не будет именно сейчас второго шанса выиграть. Если так постоянно себя настраивать только на победу, только на успех, только на четкое и максимально правильное выполнение своей техники, то можно в большинстве случаев рассчитывать на будущую победу.
В связи с этим хочется привести один интересный исторический пример на эту тему.
В ХУ11 веке жил в Японии Ямада Асайемон Садатаке, мастер испытания мечей. В древней Японии культ меча был очень высок. Меч высоко чтили, ему поклонялись, его долго выковывали. После изготовления меча нужно было испытать не только остроту лезвия меча, но и ловкость испытуемого. Нужно было разрубить мечом бамбуковый тростник, к примеру. Или очень часто ранее проводили испытания мечей на трупах людей. Конечно, описывать и читать это в наше изнеженное время, может, и не очень приятно, но нужно понять мрачные и суровые нравы древней Японии. Итак, руки и ноги трупа привязывали к деревянным палочкам. Удары меча оценивали дифференцированно, смотря какую часть тела отрубали. Легко было отрубить кисть руки, но намного сложнее было отрубить бедро ноги. Ранее в Японии было очень мало школ, которые обучали таким испытаниям мечей. Тест меча (тамэ сигири по японски) по отрубанию частей тела считался сложным искусством.
Ямада, о котором автор уже писал выше, был одним из такой школы по испытанию меча. Он часто оценивал качество изготовления мечей, что-то советуя разным кузнецам. Потом он испытывал силу и прочность меча, разрубая руки или ноги трупов. Многим читателям сейчас может показаться, что отрубить руку или ногу очень просто, если меч острый. Но кости тела могут быть очень твердыми, что помешает сразу отрубить часть тела. Очень часто гарда меча была плохо укреплена, тогда лезвие меча могло повернуться чуть в сторону и удар терял в точности и силе. Примерно так однажды случилось и с одним воином Асасуке, который испытывал меч. Асасуке, размахнувшись, ударил мечом по позвоночнику трупа. Но удар, как видели многие присутствующие, получился неточным, так как лезвие меча разрубило труп чуть под углом, а не прямо, как требовалось. После удара Асасуке, вытирая меч, обнаружил на лезвии меча маленькую шероховатость. Эта шероховатость была от неточного удара. Асасуке расстроился, после чего сделал себе харакири …
Ямада после этого случая долгое время нервничал, думая, что подобный случай может быть и с ним. Он решил обратиться за помощью к мастеру дзэн. А мастер дзэн порекомендовал Ямаде поговорить с учителем икебаны Оедой.
— Зачем мне Оеда? – недоумевал Ямада, но все-таки пошел к этому Оеде.
Увидев Ямаду, Оеда стал рассказывать ему об икебане (искусстве составлять цветочные композиции).
-Вы думаете так просто составить букет цветов? – объяснял Оеда – Стебли разных цветов очень тонкие, нужно согнуть стебель цветка осторожно и под определенным углом. А если стебель цветка вы не согнете, то он может не сочетаться с другими цветами. Здесь нужна особая точность движений …
Проведя у Оеды несколько лет, Ямада понял, какое это сложное искусство – икебана.
— У вас есть только один раз, чтобы согнуть цветок … Второго раза никогда не будет!- часто говорил Оеда. — Нужно почувствовать каждое мгновение, нужно жить здесь и сейчас …
Только после долгого обучения икебане у Оеды понял Ямада, что икебана и тамэ сигири использовали один дзэнский принцип « здесь и сейчас «. Устранив все ненужные мысли, Ямада концентрировался только на цветке, сознавая, что он может согнуть цветок только один раз в одном мгновении и другого раза и другого такого мгновения никогда не будет. Точность движений Ямады сильно увеличилась как при составлении икебаны, так и при тамэ сигири. В дальнейшем Ямада никогда не боялся тамэ сигири, будучи невероятно уверен в себе, в своих силах … Думается, что спортсменам, занимающимся кэмпо, очень нужно прочитать и осмыслить эти строки, чувствуя и осмысливая каждое мгновение своей тренировки именно здесь и сейчас!
Как ранее говорил Судзуки: « Дзэн здесь и сейчас, значение его велико для всего мира …» Дзэн-буддизм как бы останавливает или трансформирует время. Что значат понятия «вчера», « завтра «, « здесь «, когда жизнь так коротка, быстротечна? Эти понятия могут вообще терять смысл, нужно постоянно ощущать каждый момент жизни, смотря на жизнь вообще, как на вечность!
Спортсмен, занимающийся разными стилями кэмпо, должен не напрягаться, быть расслабленным. Он должен сконцентрироваться на понятии «здесь и сейчас «, полностью выкладываясь на тренировке или на соревновании. Второго раза именно в это мгновение не будет. нужно успеть выполнить свою изученную базовую технику именно здесь и сейчас. И тело спортсмена просто автоматически повторяет то, что он постоянно изучал на своих тренировках. Философ Э. Лабуле писал: « Завтра « — вечный враг « сегодня «, « завтра « парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая в нас бездействие».
Как жить постоянно по принципу « здесь и сейчас «?
Если ваше сознание сконцентрировано на этом принципе, на каждом моменте жизни, каждом мгновении, то вы можете замечать все события жизни, можете внимательно относиться к своим тренировкам. Многие люди просто живут по инерции, не замечая быстротечности своей жизни, и жизнь у них, может, поэтому так похожа, и их дни жизни тусклы, серы, похожи один на другой. Некоторые фиксируют свое внимание только на своих доходах, другие – на своих увлечениях, другие ничего не делают из-за лени… Но полноценная жизнь не однобока, нужно постоянно пытаться выкладываться максимально, не живя вполнакала, как многие. Чем ты больше тратишь свою энергию, тем быстрее она восстановится и даже увеличится, а ты тогда достигнешь многого и в кэмпо, и в жизни своей вообще! Ранее древние воины прекрасно понимали это, « завтра « может и не быть, если они » сегодня « не выиграют схватку с врагом. Воин тратил максимум своей энергии, свои силы, изнемогая в схватке с врагом. Но у него тогда появлялась после победы над врагом новая энергия, которая заполняла место ушедшей, и эта новая энергия заполняла временную пустоту. Адепт кэмпо должен быть постоянно помнить о принципе « здесь и сейчас «, сознавая именно сейчас в каждый миг это « здесь и сейчас «. Сегодняшняя тренировка никогда не будет похожа на вчерашнюю или на будущую тренировку. И сегодняшнее поражение на соревновании никогда не будет похоже на завтрашнее. В кэмпо есть только настоящее, нужно жить именно здесь и сейчас!

Добавить комментарий