КИНОПЛЕНКА ИЗ НОЙБРАНДЕНБУРГА


КИНОПЛЕНКА ИЗ НОЙБРАНДЕНБУРГА

Недавно известный карельский журналист и писатель Анатолий Гордиенко рассказал мне веселенькую историю, в основе которой лежит старый анекдот о евреях на таможне. Евреев прошу даже и не думать обижаться, анекдот не про Вас, а про таможню!!! И вот, что я услышал …
… произошло это в середине 1980 годов. Город Петрозаводск, с 1983 года ставший побратимом города Нойбранденбург, что в тогдашней ГДР, готовился к проведению фестиваля городов-побратимов. Было решено, что в преддверии фестиваля в Петрозаводске будет проведена неделя немецкого короткометражного кино. Всего планировалось показать 10 кинолент. Получить кинофильмы в аэропорту Пулково было поручено Анатолию Гордиенко. По прибытии в Ленинград, Гордиенко сразу поехал в Пулково на «Волге», которую любезно предоставил Ленфильм. Старший смены Пулковской таможни, представившийся Иваном Ивановичем, разъяснил, что по существующему порядку ввезенные из-за границы кинопленки подлежат экспертизе компетентными органами в течении 3-х месяцев.
Гордиенко пытался объяснить, что фестиваль через месяц, мол, фильмы документальные, об истории земли Мекленбург, о природе Передней Померании, и побратимских связях с Петрозаводском. Долго и терпеливо объяснял, почему Померания Передняя, а не Задняя, и т.п. Но Иван Иванович был непробиваем – не положено. Чтобы таможенник окончательно не отказал, Гордиенко решил переменить тему разговора. Спросил у Ивана Ивановича, как вообще жизнь, как семья, спросил про жену. О-оо-о, тема оказалась весьма животрепещущей. С увлечением стал рассказывать Иван Иванович о родителях, детях, жене. Жена, как жена. В последнее время частенько недовольно ворчит насчет его работы в таможне. — А что, работа очень нервная? Спросил Гордиенко. Тут Ивана Ивановича понесло. Он стал с жаром рассказывать Гордиенко о разных случаях, которые происходили на таможне. — Вы бы приехали в Пулково сегодня утром. Наклонился к Гордиенко, и полушепотом поведал страшную тайну: — Тут такое творилось! Очередная партия евреев выезжала из страны. Сегодня у одной такой сочной евреечки обнаружили упакованные в презерватив царские золотые десятки. Знаете, таком месте … Тут у Гордиенко в одном из уголков памяти мелькнула недавно услышанная история, похожая на анекдот. — Иван Иванович, по этому поводу мне как-то рассказали один анекдот: — Ну-ка, ну-ка. Оживился таможенник.
… жил-был один старый еврей по имени Мойша, которого все вокруг называли просто Миша. Был Мойша богат родственниками и достатком. Самой большой и тайной ценностью Мойшы был крупный алмаз, который перешел к нему от отца-лавочника, разбогатевшего в эпоху НЭПа. Наступили времена, когда многочисленные родственники потянулись на землю обетованную. Решил и Мойша двигать на историческую родину, подал в ОВИР документы на выезд. Распродал все имущество. Завтра отъезд. Остался только драгоценный камень — большой отцовский алмаз. Решил спросить совета у доброго армянина Жорика, соседа по коммуналке. Жорик, пошкрябав залысину, предложил вариант. — Мишик-джан, все дело в каблуке. Отрываем его совсем. Делаем в каблуке отверстие под алмаз, и снова приклеиваем на место. Вернее способа нет. Мойша согласился. Жорик, в детстве работавший помощником сапожника в будке на углу их дома, сам сделал всю работу. С утра по-раньше страхи стали обуревать отъезжающего Мойшу. Он попросил Жорика для поддержки съездить с ним в аэропорт. На том и порешили. Уже объявили регистрацию международного рейса на Париж. В это время Иван Иванович заинтересованно спросил: — А когда это было? — Да никогда. Это же анекдот, Иван Иванович. Ну, слушайте дальше …
… Мойша стоял в очереди на регистрацию и дрожал от страха. Вся очередь боялась. Со всех сторон рассказывали разные случаи, один страшнее другого. Мойша не выдержал. Он отвел в сторону Жорика и предложил ему поменяться туфлями. — Лучше пусть алмаз останется у тебя на память, чем его отберут таможенники, а меня не выпустят из Союза. — Бери туфли, Мишик, матагх, мне не жалко. В свободной кабинке туалета быстро поменялись обувью. Глаза Жорика благодарно блестели. Наконец, дошла очередь и до Мойшы. Пригласили на таможенный досмотр вывозимых вещей. И тут произошло то, что Мойша никак не ожидал: таможенники вывалили на стол все вещи из большого фибрового чемодана Мойшы. Чемодан простучали, а углы просто взломали. Иван Иванович снова не выдержал: — А где это было? На какой таможне? Как фамилия этого Вашего Мойшы? — Да нигде. Не было Мойшы. Вообще не было! Это же анекдот!!! Ну, слушайте дальше …
Таможенники прощупали всю одежду. Взялись за обувь. На глазах у Мойшы за пару минут старые стоптанные туфли Жорика были просто изрезаны. Старший таможенник объявил, что досмотр закончился и Мойша может убираться на посадку через паспортный контроль. — Подождите, товарищ начальник. А как же я вещи унесу, ведь мой чемодан разломан. — Вон, в углу куча старых сумок, возьмите себе. — А что мне с обувью делать? Ведь я же и шага не сделаю в этих испорченных туфлях. Старший повернулся к Мойше и спросил: — Вас кто-нибудь провожает? — Да, провожает … — Тогда сходите к ним и поменяйте туфли. Мойша в сопровождении таможенника сходил в зал ожидания и поменялся с остолбеневшим Жориком туфлями. Так, в новых туфлях с алмазом старый Мойша и улетел в Израиль. После этих слов Ивана Ивановича стала бить просто истерика: — А где это было? В каком аэропорту??? Когда это было??? Как фамилия этого Вашего Мойшы??? Это же контрабанда! — Да нигде и никогда. Успокойтесь, Иван Иванович, Не было никакого Мойши и алмаза. Это же просто анекдот. А-нек-дотт-т!!!
В это время в динамике в кабинете старшего смены прозвучал приятный голос дикторши, объявляющий о совершении посадки рейса из Берлина. … Гордиенко и Иван Иванович вместе встретили рейс из братского Берлина. Долго ждали, пока закончат с таможенным досмотром прибывших пассажиров, преимущественно отпускников-офицеров с женами. Вот и долгожданные металлические ящики, в которых были размещены специальные банки кинопленкой. После проверки всех таможенных документов и доверенности на право получения кинофильмов, сверив оттиски на пломбах, Иван Иванович, увидев умоляющий взгляд Гордиенко, в сердцах махнул рукой: — Ладно, забирайте свои кинофильмы. Но при одном условии. Прошу Вас, ну хоть сейчас ответьте все-таки, кто Вам рассказал про этот случай, который Вы называете анекдотом? Гордиенко увидел, что грузчики уже грузят кинофильмы в багажник «Волги». Наклонился и на ухо Ивану Ивановичу прошептал: — Один армянин по имени Жорик. Он в прошлом году тоже выехал в Израиль по приглашению этого самого Мойши. Только никому не говорите, обещайте мне. Спасибо за помощь и прощайте.
Давно уже уехала черная «Волга», а растерянный таможенник все еще стоял у входа в аэровокзал. Иван Иванович почувствовал, что очень устал за эту нелегкую смену. Губы беззвучно шептали: — Мойша, Мишик-джан, алмаз из Передней Померании, армянин Жорик, кинопленка из Нойбранденбурга …

Полная версия на странице http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=forum.php&m=3&vid=8810&project=36

0 комментариев

  1. ded_mazay_bez_zaytsev

    Здорово! Жаль только Иван Иваныча — статья «Пожизненное недоумение». Это ж хуже «вышки»! И ещё, можно вопрос? А как все-таки была фамилия этого Мойши? Мне-то, как другу, тет-а-тет Вы можете сказать. Клянусь — я больше никому ни гу-гу…
    5.
    Дед Мазай

  2. karen_agamirzoev_Tulli

    Дорогой Дед Мазай без зайцев! Спасибо за отзыв и оценку. Фамилию Мойши наверняка знает это бедный армянин Жорик. Но Жорик своих не выдает. Друг, будь уверен, как сам узнаю, вторым будешь ты. До встречи на страницах портала. Карен

  3. sinelnikov_aleksey_pavlovich_takoytosyakoy

    Уважаемый Карен!

    Замечательный рассказ! Тот редкий случай, когда все персонажи вызывают чувство симпатии. Есть категории профессий определяемые как состоянием души (прости друг, но к ним относятся не только таможенники и налоговые инспекторы, но и врачи, юристы, военные и множество других) Если этого соответствия не будет — человек выпадает из профессии.

    Прелесть рассказа состоит еще в том, что описаны если не трагедии, то уж драмы его персонажей это точно. И в этом замечательном качестве мы единственные в мире, кто может от души посмеятся над собственными неприятностями и проблемами!

    Спасибо, дружище за приятные минуты и успехов. Как мастер своего дела, надеюсь ты без проблем обнаружишь пятерку, которую я сечас втюхаю на твою страничку.

    Всех благ и удачи!

    Твой Такося -контрабандист

  4. karen_agamirzoev_Tulli

    Сердечно благодарю за добрые слова. К сожалению, еле удалось сократить рассказ до положенных 7 тыс.знаков. Полная версия мне еще больше нравится. Очень старался никого не обидеть и вызвать улыбки. Кстати, моим коллегам, таможенникам, он тоже нравится. С уважением жму руку. Карен

Добавить комментарий