Fata Morgana.


Fata Morgana.

Знаю я: есть город небесный,
В нём живут только друзья.
Линда

Он видел эту страну каждый вечер в часы заката. Она манила его своими сказочными пейзажами, заставляя душу, словно птицу из силка, рваться наружу. Всякий раз картины этой Terra Incognito менялись, но все они неизменно поражали его своей красотой и великолепием: то это были живописные речные долины с покрытыми дремучими лесами берегами, то моря и океаны, омывающие своими безбрежными водами пустынные дикие пляжи, то громады гор, окутанные густыми шапками облаков; иногда пейзажи были столь причудливы и фантастичны, что их невозможно было описать человеческим языком.
Он видел все эти миражи на вечернем небе среди облаков. Он не был телепатом или медиумом. Он был писателем (по крайней мере, он сам считал себя таковым) и рисовал эти картины в своём воображении, строя их из кубиков-облаков с помощью фантазии. Глубокие горные ущелья, обширные пастбища, колышущиеся сочной травой, пустыни, наползающие дюнами на небольшие «рощицы» оазисов, дубравы, шелестящие густой листвой… — Все они были его творениями, плодом его фантазии.
Чем старше он становился, тем богаче было его воображение и, соответственно, ярче и насыщеннее становились пейзажи небесной страны. Знаток мифологии, он называл эту страну то Вальхаллой, то Страной Блаженных, то Эдемом, то Аваллоном… И правда, изучив множество книг, он не мог не видеть сходства между этими странами и неведомыми землями, лежащими в безбрежном небесном пространстве. И чем больше находил он общего между мифическим и тем, что он видел, тем сильнее ему хотелось попасть туда. Побродить по лесам, искупаться в величественном океане, пройти, утопая по колено, горячими песками пустыни или бросить взгляд на прекрасные долины с высоты птичьего полёта – с вершины самой высокой из гор…
И чем старше он становился, тем реальнее были его видения, и грань между воображаемым и действительным становилась всё более прозрачной.
И вот в один день она полностью исчезла.
Это случилось прохладным августовским вечером, когда он, как обычно, стоял, вперив взгляд в окрашенный багрянцем заката горизонт. Неизвестно, что он увидел на залитых расплавленным золотом и кипящей кровью умирающего солнца просторах неведомой страны, но внезапно его лицо странно изменилось, и, пробормотав: «Скоро я приду к вам», он, опустив взор долу, отправился домой, в свою хрустальную клетку, в свою одиночную камеру, в свой склеп…
С тех пор он уже не сомневался в реальности видимых им миров. С тех пор он больше не смотрел на небо. С этого дня он потерял всякий вкус к жизни. Теперь целыми днями он бесцельно слонялся по старым кварталам города, забредая порой в такие места, куда ни один здравомыслящий человек, тем более, человек его круга, не отважился бы зайти даже под страхом смерти. Небритый, в помятой одежде, с безумными глазами, пошатываясь и спотыкаясь, что-то бессвязно бормоча себе под нос, брёл он, сам не зная куда, становясь всё более похожим на людей, населяющих это захолустье. С каждым днём становилось всё заметнее, как одарённый и образованный человек постепенно деградировал до уровня спившихся дегенератов, что жили в этих районах. Вскоре внешне (а может, уже и внутренне) он совсем перестал отличаться от жителей городского дна. Он отошёл от всех своих немногочисленных друзей и многочисленных знакомых. Он уже не узнавал их, если им приходилось случайно столкнуться на улице, да и большинство его знакомых само сторонилось его, едва завидев в дальнем конце улицы шатающегося оборванца, едва ковыляющего на своих ватных ногах.
И вот однажды он ушёл в дождливую темноту октябрьской ночи и не вернулся. И лишь через неделю милицейский патруль случайно наткнулся на труп какого-то бродяги, одиноко лежащий в густо заросшей канаве. Его лёгкие были полны воды и грязи, но запачканное лицо было спокойным и умиротворённым, пожалуй, даже радостным.
На похороны пришло немного народа, в основном, самые близкие родственники и друзья. Весь день моросил мелкий дождь, но к вечеру распогодилось, и изумлённым взорам скорбящих на предзакатном небосклоне предстало удивительное зрелище: на бескрайних просторах небес раскинулась чудесная страна-мираж из облаков, поражающая своей необычайной неземной красотой. В смятении смотрели люди на небо, не говоря ни слова. Внезапно порыв неизвестно откуда налетевшего ветра разметал это сказочное видение, клочками облаков разбросав его в разные стороны.
Но за секунду до этого одному из людей показалось, что он увидел одинокую фигуру, бредущую по берегу огромного призрачного озера. Вдруг, словно почувствовав его взгляд, она остановилась и приветливо помахала рукой…
А потом неспеша продолжила свой долгий путь в вечность…

1 августа 1999 года.

Добавить комментарий