Часть первая.
«Опасна и почетна ВАША роль»
«Полиция в жизни всякого государства есть».
К. Прутков.
А фамилия у меня простая — ЕРМАНОК. К вашим услугам. Таких фамилий, с окончанием (или суффиксом?) на «ок», в Витебской области, откуда я родом, как на «ов» в России.
Где-то в году 97-м работал я на фирме, которая занималась, да и сейчас занимается, продажей автотракторных шин и аккумуляторов. Решили заняться и запасными частями, так как покупатели, а это, в основном, механики из колхозов, автотранспортных предприятий, опять же, в основном, мои старые знакомые по работе еще на заводе, интересовались и ими. Начали мы активно перезваниваться с фирмачами в России, чтобы наладить взаимовыгодные контакты. И первыми договорились с несколькими фирмами из Нижнего Новгорода. С ними и заключили договоры, пока, правда, по факсу. И, чтобы не откладывать дело в долгий ящик, загрузили машину необходимым товаром и поехали. Вот факсовые договоры и подвели нашего зама директора, который в первый раз отправился в путь. Так сказать, «обнюхаться», посмотреть вживую на этих ребят.
Кто ездил на Нижний Новгород со стороны Белоруссии, знает, что по кольцевой дороге дороге, тогда еще старой, не лужковской, с Можайского шоссе, можно попасть в него и с правой стороны, и с левой. Кольцо ведь, а расстояние примерно одинаковое, с той только разницей, что, вправо дорога похуже, а влево — постов ГАИ побольше.
Так вот, поехали они влево, в ту сторону, где дорога получше. Не знали по первому разу, что самая плохая дорога лучше самого хорошего гаишника. И, когда зама тормознул на кольцевой лейтенант с сержантом на «жигуленке», ни о чем неприятном он еще не подозревал. Проверка так проверка, все легально, все документы в порядке. Но не всё в порядке в датском королевстве, где жители добывают хлеб насущный не только своим ратным трудом на благо Родины. Привязались, конечно, к факсовым договорам и предложили проехать на платную стоянку до выяснения обстоятельств.
А дело было перед первомайскими праздниками, времени в обрез, и провести три выходных в Москве на платной штрафной стоянке, конечно, не хотелось. А за Первым мая, как вы знаете, очень быстро приходит и 9-е — День Победы. После долгих уговоров, пригласили зама на тайную вечерю в «жигуленок». Там это таинство и свершилось. Лейтенантик, вроде бы с большой неохотой, всего лишь за 100 каких-то несчастных иностранных баксов, которые еще и разменять где-то надо, чтобы не помереть с голоду, согласился отпустить этих злостных белорусских нарушителей. Но, когда зам., скрипя зубами от злости, протянул ему свою месячную зарплату в уголовных единицах, оказалось, что не все так просто: лейтенантик заявил, что одна бумажка на двоих не делится и надо бы еще одну, точно такую же… В общем, уломал все-таки зам. «сердобольных» гаишников еще на сто марок, и, веселый и довольный, покатил в Нижний Новгород. Представляете, с каким настроением через пару дней вернулись они до дому, до хаты?
Зам это дело так не оставил. Все-таки целый подполковник в отставке, мужик битый и крученый, а тут какой-то пацан поиздевался, как мог. Единственное, о чем жалел, что не засунул в «жигуленок» под сиденье свою визитку. Но заявление куда-то в Москву написал. Хотя, честно говоря, никто не верил, что из этого что-то выйдет. Однако, ошиблись. Через пару недель приходит на фирму официальное приглашение посетить столицу нашей бывшей Родины с целью дачи свидетельских показаний. В результате чего, по дороге в Нижний Новгород посетив Москву, зам узнает, что «сладкую парочку» из милиции шуганули. И, как было написано в отданной заму копии приказа, оперативка об этом прошла по всем постам. В назидание остальным.
Часть вторая.
«Капитан, капитан, подучитесь».
«Не всякий капитан — исправник».
К.Прутков.
Написал я это в части первой только для того, чтобы вы поняли, почему мы с Мишкой, водителем, возвращаясь как-то из очередной поездки в Нижний Новгород поздно ночью, свернули на плохую дорогу. Мало того, что плохую, так на этой стороне кольцевой, кроме нескольких постов ГАИ, вообще остановиться оказалось негде.
Было где-то около двух часов ночи, дождь лил как из ведра, видимость нулевая. И говорю я Мишке, глядя на его напряженное состояние, что ну его к черту, доедем до первого поста ГАИ, да переночуем. Будет день — будет пища. Как назло, километров 20 проехали и ни одного поста. Наконец, что-то на горке засветилось, а рядом вроде бы стоянка. Туда и зарулили.
Не прошло и пяти минут, как со стороны поста кто-то пошлепал в нашу сторону. Ясно, гость желанный, проверить, чем мы тут дышим. Подходит — чин-чинарем, в плащ-палатке, представляется:
— Капитан такой-то, откуда-куда, что-почем?
Ну, а дальше, как обычно, по полной программе: фонари, тормоза, почему фургон приварен, а не на болтах, номер забрызган (это в проливной дождь!) — до боли знакомые способы выбивания денег. Вроде, отбивается Мишка под дождем, а я пока молча сижу в кабине. Моя очередь еще не наступила. Зная, что дальше будет, приготовил документы на груз. Спрашивает. Даю. Листает.
— На кого груз оформлен?
— На меня.
— Паспорт предъявите.
Даю, листает.
А теперь начинается самое интересное.
— Вам нужно пройти на пост ГАИ.
— Почему?
— Груз оформлен не на вас.
— Как это, не на меня?
— У вас в паспорте написано «Ерманок». Это вы?
— Ну конечно, я. Фотографию сличите.
— Я вижу, не слепой. А вот груз оформлен на «Ерманку», то есть, не на вас.
— Ну, так правильно. Читайте графу: «Кому выдан груз?». Заполнено — «Ерманку». Дательный падеж, единственное число, мужской род. Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
И тут этот «Ожегов» в погонах выдает:
— Фамилия «Ерманок» — не склоняется.
— Как это — не склоняется? Всю жизнь склонялась, а теперь вдруг не склоняется?
— Не склоняется! «Ерманку» — не вы! Были бы вы «Ерманку» — вопросов бы не было.
Вот влип, думаю. Румына из меня сделал. И, главное, как ему доказать? Для того, чтобы он понял, не то, что меня, тут моей любимой школьной учительницы русского языка Марии Ефимовны Найман не хватит. Вот ее фамилия не склоняется. Потому что она — женщина. И моей жены не склоняется по той же причине. А моя — склоняется. Потому что я — мужчина. И, по-моему, это заметно. Но это я понимаю. А он ведь не сержант какой-нибудь, не так давно школу окончивший. Целый капитан, да еще после милицейской академии. Я-то понимаю, конечно, что профилирующие дисциплины там совсем другие, но тем не менее?
И вдруг меня осенило.
— Ну ладно, — говорю, — меня вы не знаете. Но известный белорусский композитор Игорь Лученок вам знаком?
— Знаю, конечно, — отвечает.
— А как вы скажете: «Слава…
И он, не подумав, ляпнул:
— Лученку!
А я, не давая ему опомниться:
— А почему не «Ерманку»?!
Посмотрел на меня внимательно доблестный будущий генерал МВД и говорит:
— Ну ладно, умник. Ты оставайся, а ты (Мишке, который все это время мок под дождем) — собирай все документы и пошли со мной.
Ушли они, а я сижу, жду и думаю, что дальше делать? Разозлил я капитана, вляпает штраф за что-нибудь на всю катушку. Найдет за что. Идти Мишку выручать или не стоит? Тут тоже свои тонкости имеются. С водителя спрос поменьше, чем с представителя коммерческой фирмы. Они же почему-то считают, что если у тебя груз на пару десятков тысяч долларов, то это все твое. И досталось тебе совершенно бесплатно. А раз так, то почему это ты не хочешь делиться? Нехорошо.
Короче говоря, минут через сорок вернулся мой Мишка, промокший, злой до чертиков и рассказывает. Читал ему капитан все это время лекцию по правилам дорожного движения, а в конце предложил самому выбрать, какое он из этих правил нарушил. Причем, отчеркнул карандашом только те, по которым штраф был довольно приличным. Я не помню уже сколько, но немало по нашим меркам. А когда Михаил заикнулся, что он просто водитель, и зарплата у него не слишком большая, капитан ответил:
— У тебя в кабине умник сидит? Вот он тебе пусть и компенсирует. А то ездят тут румыны всякие, фамилию не выговоришь.
Одним словом — ГИБДД. А другим — ДАИ.
Злободневная короткая история о вреде ГАИ и излишней грамотности.
Спасибо за участие.
Спасибо, Ирина, за столь точное резюме. Но мне кажется, не все так просто.