Конфликт в литературных произведениях

Под конфликтом в литературе подразумевают идейное противоборство добра и зла, возвышенного и низкого. Борьба противоположностей позволяет произвести сильное впечатление на читателя. Подобное противоборство предусматривает наличие разных вариантов развязки истории (как негативного, так и благоприятного исхода событий).

Написание литератрных произведений

Предназначение и типы конфликта

Борьбу противоположностей можно наблюдать в произведениях, совершенно разных по своим стилистическим особенностям:

  • эпохальных романах;
  • рассказах небольшого объёма;
  • эпических сагах;
  • драматических пьесах.

Конфликт задаёт идейную направленность сюжету. Благодаря ему обеспечивается гармоничное выстраивание композиции, взаимосвязь противоположных образов.

Конфликт, присутствующий в литературном произведении, может быть:

  • внешним;
  • внутренним.

Наличие в художественном тексте внутреннего конфликта предполагает, что главный герой произведения пытается принять трудное решение, старается преодолеть собственную слабость. Персонаж книги может вести борьбу и с внешними обстоятельствами (обществом, природной стихией). В таком случае речь идёт о внешнем конфликте.

Примеры противоборства противоположностей в русской литературе

Конфликт в литератрных произведениях

Раннее произведение Ф. М. Достоевского «Бедные люди» содержит социально-бытовой конфликт. Главный герой книги (М. Девушкин) пытается помочь Варваре, которая, как и он, столкнулась с нищетой и лишениями. Но усилия этого персонажа книги не увенчались успехом. Макар не сумел помочь Варваре. Главный герой книги, напротив, довёл себя до ещё более бедственного положения. Суть конфликта, показанного Ф. М. Достоевским, – столкновение благих намерений Девушкина с существующей в обществе социальной несправедливостью.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена извечной борьбе добра со злом. Удалому купцу была уготована печальная судьба. Калашников приговорили к казни за то, что он одержал победу над Кирибеевичем. Наличие острого конфликта делает эту поэму актуальной и в наше время.

В некоторых произведениях встречается и ролевой конфликт. Его особенности можно рассмотреть на примере романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Главный герой художественного текста попытался чётко обозначить для себя роли людей в обществе. Родион Раскольников разделил их на «тварей дрожащих» и право имеющих». Самого себя главный персонаж художественного текста отнёс ко второй группе. Но после убийства процентщицы герой стал видеть несовершенство собственной ролевой модели. Раскольников вовсе не ощущал себя «право имеющим». Напротив, он испытывал сильное душевное смятение.

На страницах романа «Братья Карамазовы» (другого известного произведения Ф. М. Достоевского) разворачивается философский конфликт. Герои книги постоянно ведут споры о боге, человеческой сущности и т. д.

К идейному конфликту активно прибегали русские писатели конца 19-20 века. Он во многом близок к философскому. Идейный конфликт присутствовал, в частности, в рассказе М. Горького «Песнь о соколе». В этом художественном тексте аллегорически противопоставляются образы мещанина и революционера. Героям рассказа М. Горького не дано понять друг друга. Ведь один из них превыше всего ценит свободу, неведомую другому.

В заключение следует отметить, что предпочтения читателей неуклонно меняются. Сейчас пользуются популярностью активные, энергичные литературные персонажи. Именно сильные, незаурядные герои вызывают особую симпатию читателей. Современный Обломов вряд ли будет кому-то интересен. Времена рефлексирующих героев, популярных в литературе XIX века, давно прошли.

Статья подготовлена по материалам сайта https://services.selfpub.ru/poleznoe-dlja-pisatelej/konflikt-v-literaturnyh-proizvedeniyah

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.