Для чего нужны одуванчики?


Для чего нужны одуванчики?

— Дедуля, а кто такие крестьяне?
— Ну, это те, Маша, кто работает на земле. Пашет землю — копает, сажает овощи, сеет зерно, собирает урожай.
— А-а, так это ты — КРЕСТЬЯН, вон, сколько сегодня земли перекопал!
— Нет, я не крестьянин, скорее – землекоп, а может быть, и трактором стану, если сделаю все, что бабушка хочет.

Маша смотрит на меня оценивающе. Тракторы на нашей новой улице появляются часто. Роют ямы и траншеи, будто ищут полезные ископаемые, но им не везет — похоже, все время попадаются бесполезные. Потом закапывают то, что разворотили, разравнивают дорогу, но все равно – ямы. Очень похоже на мой труд на участке!

— Тогда, бабушка – КРЕСТЬЯНА? – не унимается Маша.
— Не крестьяна – крестьянка, вот как говорят! Нет, и бабушка не крестьянка. Она на работу ходит (ой, не спросила бы на какую!), а цветы и разные огородные овощи выращивает для себя.
— Нет, не для себя, а для нас всех!
— Ну, это так говорят: «для себя», когда не на продажу, а для души…
— Помидоры и огурцы — тоже для души?
— Они, пожалуй, больше для желудка…
— Значит, для живота? А цветы – для души?!
— Цветы – точно, для души!
— И одуванчики для души? – допытывается Маша.
«И одуванчики…» — уже вертелось у меня на языке, но бабушка опередила:
— Одуванчики для труда, чтобы люди не ленились!

Моя жена, «Дева» по гороскопу, любит порядок во всем, а одуванчиками весь участок словно засеян. Желтые цветочки расцвели на газоне, на грядках, на дорожках. Требует от меня выкорчевать их, пока не созрели, не распушились, и не разнес ветер легких семян. Мне жалко эти наивные упрямые цветочки. Вспоминаю «Вино из одуванчиков»…
Маша просит:
— Не трогайте одуванчики, пусть растут, они красивые! А когда они станут пушистыми, я не стану на них дуть.

Я целую Машу в макушку. Волосы внучки, нагретые солнцем, растрепанные ветром, пахнут детством, смородиной и одуванчиками. Мы заходим в дом отдохнуть от садовых работ. Маша сооружает себе платье из бабушкиного старого сарафана, маминого шарфика, и хоть подвязывает повыше, все равно путается в своем наряде.
Объявляет: «Я принцесса!» Моя роль еще не определена. Но это не надолго. Чувствую, скоро стану драконом – придется охранять принцессу, а пока предупреждаю как дед:
— Поднимай платье повыше, не то упадешь, а наверх лучше не ходи, я сейчас вернусь!
Спешу на второй этаж. Упрямая принцесса за мной. На лестнице все-таки запуталась в длинном сарафане, споткнулась, ушибла ногу о ступеньку. Но не заплакала. Забралась на диван, нос в подушку.
— Уйди! — кричит.
— Давай, пожалею! Покажи, что там у тебя с ногой, может смазать надо!
— Не надо смазывать и жалеть не надо, мама придет и пожалеет. Я тебя не люблю. И бабушку не люблю. Я только маму и папу люблю.
— Что ж, не надо, так не надо, — обиделся я, — только я тут не причем, не виноват, что ты ударилась! Надо было платье повыше поднимать и под ноги смотреть.
— Нет, виноват, виноват! Ты быстро шел. Уйди!

Вышел я в огород, взял лопату и, как крестьянин, снова стал землю копать. Маша потом тоже во двор вышла. С котом поговорила. За бабушкой хвостиком увязалась. На качелях ее бабушка покачала, которая не знала, что Маша теперь ее не любит, а то бы тоже обиделась.
Когда я копать закончил, выяснилось, что надо починить водопровод в саду – труба прохудилась. Маша, как ни в чем не бывало, подошла, помощь свою стала предлагать, но я гордо отказался: обойдемся без сопливых.
День был выходной. Машины папа и мама где-то на велосипедах полдня катались. К вечеру вернулись усталые, но довольные, и все собрались за столом. Маша с мамой посидела, потом ко мне подошла, сбоку прижалась, руками обняла.
— Ты же меня не любишь, — говорю, — вспомни, как прогоняла!
— Это была не я, это была принцесса! — отвечает Маша, — А сейчас я — Машенька, внучка твоя, разве не видишь? Я тебя люблю!

И в самом деле, гляжу, внучка – снова добрая, ласковая. Забралась ко мне на колени. Посидели, помолчали немножко. А потом, вдруг, Маша спрашивает:

— Что такое вдохновение?

Вот так вопрос! Хоть бы кто помог, Машина мама, например, она детский поэт и учительница! Но нет, молчит, похоже, самому придется выкручиваться.

— Помнишь, ты вчера стихи сочиняла? Мы с тобой про качели придумали, про кота…
— Помню! Еще про пироги и улитку!
— Тебе это нравилось?
— Нравилось. Только сегодня ничего не придумывается….
— Вот это оно и есть — ВДОХНОВЕНИЕ! Вчера было, а сегодня нет.
— А оно вернется?
— Все может случиться…
— А у тебя, мама, сегодня есть вдохновение? – принялась допытываться Маша.

Мама погладила Машу по голове, посмотрела на меня, как строгая учительница, и ничего не ответила.

0 комментариев

  1. tatyana_kojuhova

    Очень понравилась ваша принцесса! Раздумываю- может ли это быть творением для детей? Прихожу к выводу — может. Про вдохновение-именно для детей. И познавательно, и шаг в развитию, к поиску путей вдохновения. Разве это просто? И как еще об этом говорить?
    С уважением, Татьяна К.

  2. ivan_melnik

    Спасибо, Татьяна!
    Я рад тому, что Вы, педагог, мама троих детей, не просто прочитали мой рассказик, но и написали отзыв. «Принцесса» в этом варианте – для взрослых, но есть чуть-чуть другой, для детей. В общем-то, у меня серия рассказов «Про одну юную особу» именно для детей, и здесь на сайте я поместил часть из них в проект «Произведения для детей» — детский клуб «Теремок». Одно из самых моих любимых «Как Маша пела песни». Когда я читаю эти рассказы настоящей Маше — прототипу моей героини, ей они нравятся, и она постоянно теребит меня, требует новых рассказов. Сама Маша большая фантазерка, мама у нее на самом деле детский поэт.
    Жду Вас снова в гости! С уважением, Иван.

  3. tatyana_kojuhova

    Я очень рада, что открыла Вашу страничку. Сейчас проплакалась над «Кузнечиком со сломанной ногой». В рецензиях моих практически нет анализа, есть только мысли о том, как это может отозваться в детской душе. В Маше я увидела сходство со своей старшей внучкой Алиной, постоянно находящейся в какой-нибудь роли. Мне с ней очень интересно. Спасибо за приглашение в гости. Обязательно буду заглядывать на Вашу страничку.
    С уважением, Татьяна.

  4. tatyana_kojuhova

    Простите, была неточна в названии рассказа «Кузнечик с отломанной ногой». Игорь, герой рассказа, со сломанной ногой. Защита от всего плохого — занятие творчеством. Мальчик вырастет или вырос уже изобретателем. Над этим парадоксом много думаю. Создай, казалось бы, все условия для развития — не факт, что оно пойдет плавно и гладко. А иногда в немыслимых условиях раскрывается, расцветает талант.
    Успехов Вам! Маше и ее маме!

  5. ivan_melnik

    Признаться, не ожидал, что Вы одолеете такой сравнительно большой (в рамках сетевой литературы) рассказ. Спасибо:)
    Я тоже начал знакомиться с Вашими работами.
    Дети по природе своей априори — творцы. Вмешательство взрослых, пытающихся развить детские способности, должно исходить из принципа: «Не навреди!». Я все время боюсь «пережать» с Машей, больше наблюдаю.
    Мы знаем немало примеров, когда дети вырастали и становились гениальными музыкантами, художниками, изобретателями вопреки неблагоприятному окружению и жизненным коллизиям. А кто сосчитает, сколько талантов погибло, сколько потенциальных гениев стали заурядностями из-за благосклонного, но неумелого вмешательства взрослых? Вы правы, говоря о парадоксе…
    Удачи Вам, Татьяна, успехов Вашим детям и внукам!

Добавить комментарий