ТЯГОСТНЫЕ  ВОПРОСЫ


ТЯГОСТНЫЕ ВОПРОСЫ

.

«Есть только Ты,  всё прочее излишне.«

Иеромонах Роман (Матюшин),  
«Доколь искать…»  

(  см. :   www.voskres.ru/pesni/poems/proma95.htm  )


/*  Библейский сюжет см. :  Бытие,  гл. 22,  ст. 1 — 13
(  www.lib.eparhia-saratov.ru/books/bible/01genesis/22.html  )  */

Когда к родильным подхожу домам,
По улицам бродя в раздумье всяком  —
Мне видится всё время Авраам,
Занесший нож над юным Исааком.

…И вы, увидев, как малютка-сын
С улыбкой нежной льнёт к счастливой маме,
Не умиляйтесь сладостно, отцы!
Но вспомните всерьёз об Аврааме.

Ведь Бог есть Бог, против Него  —  никак…
И вот, во мне такая мысль окрепла,
Что всё же был зарезан Исаак,
Сожжён, и после  —  воскрешён из пепла.

( Пусть занесённая рука отца
Удержана велением Господним:
Внутри, в своей душе  —  всё до конца
Свершил он, когда нож над сыном поднял!

И разве в том одном загвоздка лишь,
Что сын   —  родной, наследник по Обету?
Будь за него совсем другой малыш   —
Ужель тогда в душе препятствий нету?! )

Но если Сам Создатель наш таков,
Что сделать так рабу велел однажды,
То нужно ль ужасаться маньяков,
Которые мучений детских жаждут?

Я знаю  —  Авраам велик зело,
Пред ним главу склоняю  —  и однако,
Хотел бы знать я: что произошло
В тот день в душе ребёнка-Исаака?

И пусть совсем иной сегодня век  —  
Вопрос встаёт всё в том же смысле страшном:
Так  кто  же  человеку  человек,
Раз сын отцу стал жертвенным барашком?!..

Здесь чувство той невидимой Стены,
Которой наглухо и непреложно
Мы друг от друга все отделены,
И только через Бога связь возможна!..

…Пусть я всех безобразней и темней,
Пусть я лишь адского достоин днища  —
Но Библии касаться жутко мне:
Такая хлещет из неё кровища!

И я хочу кричать сквозь эту кровь,
Сквозь огнь и клубы жертвенного дыма:
Неужто вправду Божия любовь
С людской любовью столь несовместима?!

Путём, который от святых нам дан,
Неужто нас к тому ведёт Всевышний,
Чтоб все сказали, как отец Роман:
«Есть только Ты,  всё прочее  —  излишне» ?

Чтоб нас лишь к Одному Ему влекло,
Лишь Им чтоб любовались наши очи,
Чтоб сами термины:   «Добро»  и  «Зло»
Сменить на:   «Он так хочет»  и  «не хочет»
?!..

…А впрочем  —  ладно!  Что за дело мне?
Пусть разрешит Сам Автор эту драму:
Он всемогущ, и даже из камней
Детей воздвигнуть может Аврааму!

.

0 комментариев

  1. vasiliy_modilov_Minimorum

    По-Вашему, Эрнест,  здесь нет причины
    для ощущений тягостных??    Так что ж:
    готовы ль Вы взять в свои руки нож
    и им зарезать собственного сына
    или другого нежного малютку  —
    коль Высочайший Вам на то приказ
    дадут,   за подписью: «Господь есмь Аз» ?
    Скажите:  Вам от этого не жутко??

  2. irina_faer

    «Но если Сам Создатель наш таков,
    Что сделать так рабу велел однажды,
    То нужно ль ужасаться маньяков,
    Которые мучений детских жаждут? »

    Ну, Вы и сравнили… Я, конечно, понимаю, вопросов встает множество и разных, когда читаешь Библию. Но, если учитывать, что Книга книг написана не только художественным, поэтическим языком, но и символическим, то станет понятно, что многие места писания требуют глубокого размышления и кропотливого исследования. Поэтому, вместо «А, впрочем, ладно! Что за дело мне?», может быть стоит проявить настойчивость и, наконец-то, ответить хотя бы на один из «тягостных вопросов»! :))))

  3. vasiliy_modilov_Minimorum

    Пиитух, в данном случае вопрос сложнее и глубже:  да, конечно, Он  —  наш Творец и Создатель;   однако, следует ли из этого то,  что для нас Его воля, Его личные, «персональные» желания, распоряжения и повеления,  должна быть превыше всего:  в том числе  —  превыше всякой нравственности и совести, и всех и всяческих понятий о Добре и Зле?   Т.е., должно ли наше повиновение Ему и Его воле быть тотальным, абсолютно-безусловным,  т.е.  —  строиться по тому же самому принципу, по какому, например, было выстроено повиновение в Третьем Рейхе,  что хорошо выразил Высоцкий в своей песне «Солдаты группы «Центр»«:

    Перед нами всё цветёт  —
    За нами всё горит!
    Не надо думать:  с нами Тот,
    Кто всё за нас решит!!!

    Пожалуйста, обратите особенное внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего опуса &nbsp(я ведь неспроста выделил там текст жирным шрифтом и крупным размером ;)))) )     И  —  несмотря на Ваше резкое несогласие со мной,  благодарю Вас сердечно за комментарий!   :))))

  4. vasiliy_modilov_Minimorum

    P.S. :   насчёт ударения в слове «маньяков»:   полагаю, что здесь тот же самый случай,  что и, например, со словом «шоферов» или «серверов»  —  ударение на последнем слоге уже вполне может быть «легализовано», узаконено,  благодаря массовости его употребления именно в такой форме   (точно так же, как, например, давно пора, на мой взгляд, узаконить полную равнозначность глаголов «одеть» и «надеть»,  и некоторые другие языковые формы, ставшие общеупотребительными и повсеместными в современной русской речи  —  что, конечно же, ничуть не относится ко всяким заморским словам и терминам,  типа «консенсуса», «спикера» или какого-нибудь «дистрибьютера»,  к которым запросто можно подобрать русские соответствия)   :))))

  5. vasiliy_modilov_Minimorum

    Регина, смею Вас заверить, что это стихотворение  (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) )  как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости»,  о котором Вы говорите…   А в последнем абзаце, я разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией,  которая выражена в его строках  и которая мне, конечно же,  совершенно чужда и противна  —  очень жаль, что Вы этого не почувствовали  :(((   Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом,  и  —  говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий!   :))))))))

  6. vasiliy_modilov_Minimorum

    Регина, смею Вас заверить, что это стихотворение  (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) )  как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости»,  о котором Вы говорите…   А в последнем абзаце я, разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией,  которая выражена в его строках  и которая мне, конечно же,  совершенно чужда и противна  —  очень жаль, что Вы этого не почувствовали  :(((   Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом,  и  —  говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий!   :))))))))

  7. vasiliy_modilov_Minimorum

    Регина, смею Вас заверить, что это моё стихотворение  (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) )  как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости»,  о котором Вы говорите…   А в последнем абзаце я, разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией,  которая выражена в его строках  и которая мне, конечно же,  совершенно чужда и противна  —  очень жаль, что Вы этого не почувствовали  :(((   Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом,  и  —  говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий!   :))))))))

  8. vasiliy_modilov_Minimorum

    Регина, смею Вас заверить, что это моё стихотворение  (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) )  как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости»,  о котором Вы говорите…   А в последней его строфе я, разумеется, насмехаюсь, высмеиваю,  или, вернее, горько иронизирую над такой вот «наплевательской» позицией,  которая выражена в четырёх её строках  и которая мне, конечно же,  совершенно чужда и противна  —  очень жаль, что Вы этого не почувствовали  :(((   Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом,  и  —  говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий!   :))))))))

  9. Gosteva

    Вы попытались осмыслить сложнейший вопрос, в Ветхом Завете — один из самых трудных для понимания. Нельзя сказать, что Ваша попытка не удалась. Но стихотворение не безукоризненно, я бы поставила четверку с небольшим минусом. Великолепными мне показались два четверостишья – четвертое и пятое, они – на пять с плюсом. В других строфах есть пустые, не несущие никакой смысловой и эмоциональной нагрузки слова, встречается сбой ударений. Откровенно слабы две строчки «Я всех скверней, всех ниже и темней» — нескромно о себе говорить, что Вы «ВСЕХ скверней, ВСЕХ ниже», священники это называют гордыней, и в самоунижении нужно знать меру. «Лишь преисподнего достоин днища» — коряво, безграмотно.
    Вам бы еще поработать над этим произведением, устранить все шероховатости, наверное, неплохо бы сделать его немного короче.
    А по сути испытание Авраама, которое ему выбрал Бог, можно понять, только зная историю. У многих народов Ближнего Востока во времена Авраама было распространено приношение детей в жертву. Описаны случаи, когда цари, закладывая новые города, в фундамент крепостных стен замуровывали своих (именно – своих!) первенцев. Считалось, что такие жертвы богам более всего приятны. Авраам жил рядом с теми народами, знал их обычаи, и подобное требование Бога его шокировало гораздо меньше, чем любого современного человека. Потому во времена написания «Ветхого Завета» удивление вызывал тот факт, что Бог Авраама все-таки не дал свершиться сыноубийству

  10. Gosteva

    Я бы посоветовала Вам убрать полностью второе четверостишье. Кажется, от этого стихотворение не потеряет ничего. А в случае с Иеффаем, я не совсем точно помню, но кажется, Иеффай сам, без побуждения Бога, дал такой зарок, сам его исполнил. Вмешательства Бога в том случае, по-моему, не было.
    С ув. Елена

  11. piituh

    Поставить в упрёк автору уплощенно-конкретное понимание этого эпизода Ветхого Завета. Понимание, кстати, совершенно атеистическое. И уж, кстати, история авраама и Исаака — предельный случай испытания человека. Смысл испытания — не в совершении жертвоприношения (Бог в последний момент останавливает руку Авраама), но но в способности и продуманной готовности совершения (во внутреннем совершении) и тем самым сказать нечто миру, ибо никто, кроме Авраама, не может выразить это таким действием. Маймонид напоминает и поясняет: » …в этой истории рассказывается, что Аврааму было приказано сделать нечто не сравимое ни с пожертвованием имущества, ни с принесением в жертву жизни [живтного — КВ]. На самом деле.это самая необычная вещь, какая только могла произойти в мире, вещь, о которой невозможно было помыслить, что человеческая природа способна на неё. Перед нами бездетный человек, который больше всего хотел бы иметь ына, человек, владевший огромным имществом, пользовавшийс уважением и страстно желавший, чтобы его потомство стало религиозной общиной. Когда у него рождается сын после того, как он утратил всякую надежду на это, как велика должна была быть его привязанность к нему». Только Авраам мог «раскрыть нам конечный предел, которого мжет достигнуть Страх Божий и любовь к Нему» — как отец и основатель религиозной общины. И Маймонид добавляет: «Так слеует понимать смысл испытаний. И не надо думать, что Бог … хочет проверить и испытать нечто, дабы узнать узнать то,чего он не знал до этого».

    Глубинное понимание таких эпизодов возможно только изнутри религии. Извне получается что-то вроде буквального бытового толкования «если тебя ударят по левой щеке подставь правую», что, в общем, у автора и вышло.

    Атеизм — не предмет для упреков. Но понимать Библию с его позиций значит активно НЕ понимать её.

  12. piituh

    Поставить в упрёк автору уплощенно-конкретное понимание этого эпизода Ветхого Завета — уж больно трудна сама проблема.. Понимание, кстати, совершенно атеистическое. И уж, кстати, история Авраама и Исаака — предельный случай испытания человека. Смысл испытания — не в совершении жертвоприношения (Бог в последний момент останавливает руку Авраама), но но в способности и продуманной готовности совершения (во внутреннем совершении) и тем самым возможности сказать нечто миру, чего никто, кроме Авраама, не может выразить таким действием. Маймонид напоминает и поясняет: » …в этой истории рассказывается, что Аврааму было приказано сделать нечто не сравимое ни с пожертвованием имущества, ни с принесением в жертву жизни [животного — КВ]. На самом деле.это самая необычная вещь, какая только могла произойти в мире, вещь, о которой невозможно было помыслить, что человеческая природа способна на неё. Перед нами бездетный человек, который больше всего хотел бы иметь ына, человек, владевший огромным имществом, пользовавшийс уважением и страстно желавший, чтобы его потомство стало религиозной общиной. Когда у него рождается сын после того, как он утратил всякую надежду на это, как велика должна была быть его привязанность к нему». Только Авраам мог «раскрыть нам конечный предел, которого мжет достигнуть Страх Божий и любовь к Нему» — как отец и основатель религиозной общины. И Маймонид добавляет: «Так слеует понимать смысл испытаний. И не надо думать, что Бог … хочет проверить и испытать нечто, дабы узнать узнать то,чего он не знал до этого».

    Глубинное понимание таких эпизодов возможно только изнутри религии. Извне получается что-то вроде буквального бытового толкования «если тебя ударят по левой щеке подставь правую», что, в общем, у автора и вышло.

    Атеизм — не предмет для упреков. Но понимать Библию с его позиций значит активно НЕ понимать её.

  13. vasiliy_modilov_Minimorum

    Да уж, Эрнест, допустил-таки я промашку в своём диалоге с Вами…   мне следовало бы написать Вам за Ваш комментарий не «спасибо»,  а  —  «благодарю»  ;D)) :   чтобы таким образом не дать Вам возможности прибегнуть к такой вот игре слов…   Тем более, что ведь многие особо ревностные Православные считают само это слово, «спасибо»  —  кощунственным,   поскольку оно, якобы, содержит недопустимое искажение Имени Божиего («бо» вместо «Бог») ,  и в ответ на это слово часто отвечают примерно таким образом:   «вот тебя пусть это самое «бо» и спасает!  —  а нашего Спасителя зовут Господь Бог Иисус Христос!«

  14. vasiliy_modilov_Minimorum

    Да уж, Эрнест, допустил-таки я промашку в своём диалоге с Вами…   мне следовало бы написать Вам за Ваш комментарий не «спасибо»,  а  —  «благодарю»  ;D)) :   чтобы таким образом не дать Вам возможности прибегнуть к такой вот игре слов…   Тем более, что ведь многие особо ревностные Православные считают само это слово, «спасибо»  —  кощунственным,   поскольку оно, якобы, содержит недопустимое искажение Имени Божиего («бо» вместо «Бог») ,  и в ответ на это слово зачастую говорят примерно следующее:   «вот тебя-то пусть это самое «бо» и спасает!  —  а нашего Спасителя зовут Господь Бог Иисус Христос!«

Добавить комментарий