.
«Есть только Ты, всё прочее излишне.«
Иеромонах Роман (Матюшин), «Доколь искать…»
( см. : www.voskres.ru/pesni/poems/proma95.htm )
/* Библейский сюжет см. : Бытие, гл. 22, ст. 1 — 13
( www.lib.eparhia-saratov.ru/books/bible/01genesis/22.html ) */
Когда к родильным подхожу домам,
По улицам бродя в раздумье всяком —
Мне видится всё время Авраам,
Занесший нож над юным Исааком.
…И вы, увидев, как малютка-сын
С улыбкой нежной льнёт к счастливой маме,
Не умиляйтесь сладостно, отцы!
Но вспомните всерьёз об Аврааме.
Ведь Бог есть Бог, против Него — никак…
И вот, во мне такая мысль окрепла,
Что всё же был зарезан Исаак,
Сожжён, и после — воскрешён из пепла.
( Пусть занесённая рука отца
Удержана велением Господним:
Внутри, в своей душе — всё до конца
Свершил он, когда нож над сыном поднял!
И разве в том одном загвоздка лишь,
Что сын — родной, наследник по Обету?
Будь за него совсем другой малыш —
Ужель тогда в душе препятствий нету?! )
Но если Сам Создатель наш таков,
Что сделать так рабу велел однажды,
То нужно ль ужасаться маньяков,
Которые мучений детских жаждут?
Я знаю — Авраам велик зело,
Пред ним главу склоняю — и однако,
Хотел бы знать я: что произошло
В тот день в душе ребёнка-Исаака?
И пусть совсем иной сегодня век —
Вопрос встаёт всё в том же смысле страшном:
Так кто же человеку человек,
Раз сын отцу стал жертвенным барашком?!..
Здесь чувство той невидимой Стены,
Которой наглухо и непреложно
Мы друг от друга все отделены,
И только через Бога связь возможна!..
…Пусть я всех безобразней и темней,
Пусть я лишь адского достоин днища —
Но Библии касаться жутко мне:
Такая хлещет из неё кровища!
И я хочу кричать сквозь эту кровь,
Сквозь огнь и клубы жертвенного дыма:
Неужто вправду Божия любовь
С людской любовью столь несовместима?!
Путём, который от святых нам дан,
Неужто нас к тому ведёт Всевышний,
Чтоб все сказали, как отец Роман:
«Есть только Ты, всё прочее — излишне» ?
Чтоб нас лишь к Одному Ему влекло,
Лишь Им чтоб любовались наши очи,
Чтоб сами термины: «Добро» и «Зло»
Сменить на: «Он так хочет» и «не хочет» ?!..
…А впрочем — ладно! Что за дело мне?
Пусть разрешит Сам Автор эту драму:
Он всемогущ, и даже из камней
Детей воздвигнуть может Аврааму!
.
Cе ля ви…
И в это проникает автор.
Лишь тягостным быть это не должно б…
По-Вашему, Эрнест, здесь нет причины
для ощущений тягостных?? Так что ж:
готовы ль Вы взять в свои руки нож
и им зарезать собственного сына
или другого нежного малютку —
коль Высочайший Вам на то приказ
дадут, за подписью: «Господь есмь Аз» ?
Скажите: Вам от этого не жутко??
«Но если Сам Создатель наш таков,
Что сделать так рабу велел однажды,
То нужно ль ужасаться маньяков,
Которые мучений детских жаждут? »
Ну, Вы и сравнили… Я, конечно, понимаю, вопросов встает множество и разных, когда читаешь Библию. Но, если учитывать, что Книга книг написана не только художественным, поэтическим языком, но и символическим, то станет понятно, что многие места писания требуют глубокого размышления и кропотливого исследования. Поэтому, вместо «А, впрочем, ладно! Что за дело мне?», может быть стоит проявить настойчивость и, наконец-то, ответить хотя бы на один из «тягостных вопросов»! :))))
«МаньякОв» очень впечатляет. Но дело даже не в этом. Нужно очень не понимать Библию и суть написанного в ней, чтобы произвести на свет такое низведение Творца до твари.
Да, а за комментарий Вам, Эрнест, конечно же, большое спасибо :)))))))
Пиитух, в данном случае вопрос сложнее и глубже: да, конечно, Он — наш Творец и Создатель; однако, следует ли из этого то, что для нас Его воля, Его личные, «персональные» желания, распоряжения и повеления, должна быть превыше всего: в том числе — превыше всякой нравственности и совести, и всех и всяческих понятий о Добре и Зле? Т.е., должно ли наше повиновение Ему и Его воле быть тотальным, абсолютно-безусловным, т.е. — строиться по тому же самому принципу, по какому, например, было выстроено повиновение в Третьем Рейхе, что хорошо выразил Высоцкий в своей песне «Солдаты группы «Центр»«:
Перед нами всё цветёт —
За нами всё горит!
Не надо думать: с нами Тот,
Кто всё за нас решит!!!
Пожалуйста, обратите особенное внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего опуса  (я ведь неспроста выделил там текст жирным шрифтом и крупным размером ;)))) ) И — несмотря на Ваше резкое несогласие со мной, благодарю Вас сердечно за комментарий! :))))
P.S. : насчёт ударения в слове «маньяков»: полагаю, что здесь тот же самый случай, что и, например, со словом «шоферов» или «серверов» — ударение на последнем слоге уже вполне может быть «легализовано», узаконено, благодаря массовости его употребления именно в такой форме (точно так же, как, например, давно пора, на мой взгляд, узаконить полную равнозначность глаголов «одеть» и «надеть», и некоторые другие языковые формы, ставшие общеупотребительными и повсеместными в современной русской речи — что, конечно же, ничуть не относится ко всяким заморским словам и терминам, типа «консенсуса», «спикера» или какого-нибудь «дистрибьютера», к которым запросто можно подобрать русские соответствия) :))))
Регина, смею Вас заверить, что это стихотворение (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) ) как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости», о котором Вы говорите… А в последнем абзаце, я разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией, которая выражена в его строках и которая мне, конечно же, совершенно чужда и противна — очень жаль, что Вы этого не почувствовали :((( Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом, и — говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий! :))))))))
Регина, смею Вас заверить, что это стихотворение (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) ) как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости», о котором Вы говорите… А в последнем абзаце я, разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией, которая выражена в его строках и которая мне, конечно же, совершенно чужда и противна — очень жаль, что Вы этого не почувствовали :((( Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом, и — говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий! :))))))))
Регина, смею Вас заверить, что это моё стихотворение (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) ) как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости», о котором Вы говорите… А в последнем абзаце я, разумеется, горько иронизирую над такой «наплевательской» позицией, которая выражена в его строках и которая мне, конечно же, совершенно чужда и противна — очень жаль, что Вы этого не почувствовали :((( Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом, и — говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий! :))))))))
Регина, смею Вас заверить, что это моё стихотворение (так же, как и другие стихи из одноимённого стихо-цикла ;)) ) как раз и является результатом именно такого «проявления настойчивости», о котором Вы говорите… А в последней его строфе я, разумеется, насмехаюсь, высмеиваю, или, вернее, горько иронизирую над такой вот «наплевательской» позицией, которая выражена в четырёх её строках и которая мне, конечно же, совершенно чужда и противна — очень жаль, что Вы этого не почувствовали :((( Прошу и Вас также обратить особое внимание на предпоследнюю и третью с конца строфы этого моего стиша, где часть текста выделена жирным и увеличенным шрифтом, и — говорю и Вам также большое спасибо за Ваш комментарий! :))))))))
Вы попытались осмыслить сложнейший вопрос, в Ветхом Завете — один из самых трудных для понимания. Нельзя сказать, что Ваша попытка не удалась. Но стихотворение не безукоризненно, я бы поставила четверку с небольшим минусом. Великолепными мне показались два четверостишья – четвертое и пятое, они – на пять с плюсом. В других строфах есть пустые, не несущие никакой смысловой и эмоциональной нагрузки слова, встречается сбой ударений. Откровенно слабы две строчки «Я всех скверней, всех ниже и темней» — нескромно о себе говорить, что Вы «ВСЕХ скверней, ВСЕХ ниже», священники это называют гордыней, и в самоунижении нужно знать меру. «Лишь преисподнего достоин днища» — коряво, безграмотно.
Вам бы еще поработать над этим произведением, устранить все шероховатости, наверное, неплохо бы сделать его немного короче.
А по сути испытание Авраама, которое ему выбрал Бог, можно понять, только зная историю. У многих народов Ближнего Востока во времена Авраама было распространено приношение детей в жертву. Описаны случаи, когда цари, закладывая новые города, в фундамент крепостных стен замуровывали своих (именно – своих!) первенцев. Считалось, что такие жертвы богам более всего приятны. Авраам жил рядом с теми народами, знал их обычаи, и подобное требование Бога его шокировало гораздо меньше, чем любого современного человека. Потому во времена написания «Ветхого Завета» удивление вызывал тот факт, что Бог Авраама все-таки не дал свершиться сыноубийству
«… Бог есть Бог, ПРОТИВ него — никак» — здесь ударение неправильно стоит.
Я бы посоветовала Вам убрать полностью второе четверостишье. Кажется, от этого стихотворение не потеряет ничего. А в случае с Иеффаем, я не совсем точно помню, но кажется, Иеффай сам, без побуждения Бога, дал такой зарок, сам его исполнил. Вмешательства Бога в том случае, по-моему, не было.
С ув. Елена
Скажу: Жутко!
И Вам за комментарий — кому и не спаси Бог!
Поставить в упрёк автору уплощенно-конкретное понимание этого эпизода Ветхого Завета. Понимание, кстати, совершенно атеистическое. И уж, кстати, история авраама и Исаака — предельный случай испытания человека. Смысл испытания — не в совершении жертвоприношения (Бог в последний момент останавливает руку Авраама), но но в способности и продуманной готовности совершения (во внутреннем совершении) и тем самым сказать нечто миру, ибо никто, кроме Авраама, не может выразить это таким действием. Маймонид напоминает и поясняет: » …в этой истории рассказывается, что Аврааму было приказано сделать нечто не сравимое ни с пожертвованием имущества, ни с принесением в жертву жизни [живтного — КВ]. На самом деле.это самая необычная вещь, какая только могла произойти в мире, вещь, о которой невозможно было помыслить, что человеческая природа способна на неё. Перед нами бездетный человек, который больше всего хотел бы иметь ына, человек, владевший огромным имществом, пользовавшийс уважением и страстно желавший, чтобы его потомство стало религиозной общиной. Когда у него рождается сын после того, как он утратил всякую надежду на это, как велика должна была быть его привязанность к нему». Только Авраам мог «раскрыть нам конечный предел, которого мжет достигнуть Страх Божий и любовь к Нему» — как отец и основатель религиозной общины. И Маймонид добавляет: «Так слеует понимать смысл испытаний. И не надо думать, что Бог … хочет проверить и испытать нечто, дабы узнать узнать то,чего он не знал до этого».
Глубинное понимание таких эпизодов возможно только изнутри религии. Извне получается что-то вроде буквального бытового толкования «если тебя ударят по левой щеке подставь правую», что, в общем, у автора и вышло.
Атеизм — не предмет для упреков. Но понимать Библию с его позиций значит активно НЕ понимать её.
Поставить в упрёк автору уплощенно-конкретное понимание этого эпизода Ветхого Завета — уж больно трудна сама проблема.. Понимание, кстати, совершенно атеистическое. И уж, кстати, история Авраама и Исаака — предельный случай испытания человека. Смысл испытания — не в совершении жертвоприношения (Бог в последний момент останавливает руку Авраама), но но в способности и продуманной готовности совершения (во внутреннем совершении) и тем самым возможности сказать нечто миру, чего никто, кроме Авраама, не может выразить таким действием. Маймонид напоминает и поясняет: » …в этой истории рассказывается, что Аврааму было приказано сделать нечто не сравимое ни с пожертвованием имущества, ни с принесением в жертву жизни [животного — КВ]. На самом деле.это самая необычная вещь, какая только могла произойти в мире, вещь, о которой невозможно было помыслить, что человеческая природа способна на неё. Перед нами бездетный человек, который больше всего хотел бы иметь ына, человек, владевший огромным имществом, пользовавшийс уважением и страстно желавший, чтобы его потомство стало религиозной общиной. Когда у него рождается сын после того, как он утратил всякую надежду на это, как велика должна была быть его привязанность к нему». Только Авраам мог «раскрыть нам конечный предел, которого мжет достигнуть Страх Божий и любовь к Нему» — как отец и основатель религиозной общины. И Маймонид добавляет: «Так слеует понимать смысл испытаний. И не надо думать, что Бог … хочет проверить и испытать нечто, дабы узнать узнать то,чего он не знал до этого».
Глубинное понимание таких эпизодов возможно только изнутри религии. Извне получается что-то вроде буквального бытового толкования «если тебя ударят по левой щеке подставь правую», что, в общем, у автора и вышло.
Атеизм — не предмет для упреков. Но понимать Библию с его позиций значит активно НЕ понимать её.
Да уж, Эрнест, допустил-таки я промашку в своём диалоге с Вами… мне следовало бы написать Вам за Ваш комментарий не «спасибо», а — «благодарю» ;D)) : чтобы таким образом не дать Вам возможности прибегнуть к такой вот игре слов… Тем более, что ведь многие особо ревностные Православные считают само это слово, «спасибо» — кощунственным, поскольку оно, якобы, содержит недопустимое искажение Имени Божиего («бо» вместо «Бог») , и в ответ на это слово часто отвечают примерно таким образом: «вот тебя пусть это самое «бо» и спасает! — а нашего Спасителя зовут Господь Бог Иисус Христос!«
Да уж, Эрнест, допустил-таки я промашку в своём диалоге с Вами… мне следовало бы написать Вам за Ваш комментарий не «спасибо», а — «благодарю» ;D)) : чтобы таким образом не дать Вам возможности прибегнуть к такой вот игре слов… Тем более, что ведь многие особо ревностные Православные считают само это слово, «спасибо» — кощунственным, поскольку оно, якобы, содержит недопустимое искажение Имени Божиего («бо» вместо «Бог») , и в ответ на это слово зачастую говорят примерно следующее: «вот тебя-то пусть это самое «бо» и спасает! — а нашего Спасителя зовут Господь Бог Иисус Христос!«