НОВАЯ ИГРА ГАРРИ КАСПАРОВА


НОВАЯ ИГРА ГАРРИ КАСПАРОВА

НОВАЯ ИГРА ГАРРИ КАСПАРОВА
( в соавторстве с Ниной Заславской — The Yonge Street Review)

Служащая Royal Hotel не знала, ни кто такой Гарри Каспаров, ни в каком из залов он выступает. Мы даже были несколько разочарованы отсутствием ажиотажа вокруг встречи — ни приветственных плакатов с его именем , ни толпы репортеров. Зал отыскался по названию организации, пригласившей бывшего чемпиона мира по шахматам, и, как он представился аудитории, «сегодняшнего организатора широкой неидеологической оппозиционной коалиции «Другая Россия».

The Empire Club, который объединяет сегодня влиятельнейших бизнесменов Канады, любит выслушивать различные мнения самых неординарных личностей. и вВ свое время перед ними выступали премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, 23-й президент Америки Рональд Рейган, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, президент Латвии Вайра Вике-Фрайберга, президент России Владимир Путин. И вот теперь — Гарри Каспаров.

Забегая вперед, отметим, что, по крайней мере, журналистов Каспаров не разочаровал. Острых заявлений и ярких цитат для статей им хватило. Да и нас он заставил вспомнить о своей причастности к родине, и мы за эти два часа где-то поверили, что в России все еще будет хорошо. Великолепный английский, европейское обаяние, прекрасные ораторские качества. Его приветствовали как короля, стоя. И держался он как король, вот только где это королевство? Его границы, его настоящее и будущее?..

«Моя страна в беде, — начал Каспаров свою речь. — Моя страна идет по ложному пути. В ней ведется игра без правил. В ней создан полицейский режим».

Эта была жесткая речь жесткая, без реверансов тем, кто пытается дружить с сегодняшним российским режимом, делая вид, что экономический рассвет вполне может заменить демократические реформы в политической жизни. « Проблески демократии, начавшиеся при Борисе Ельцине, сегодня уже исчезли… Россия – полицейское государство, маскирующееся под демократию».

Сегодня Каспаров, отбросив в сторону шахматы, сделавшие его всемирной известностью, направляет всю свою энергию, знания, опыт и репутацию на борьбу с существующим режимом. «В сегодняшней России нет гражданского общества, нет соблюдения прав человека, нет соблюдения закона, но не далее как две недели назад, лидеры свободного мира заседали в Германии и приветствовали Владимира Путина как равного среди равных».

В зале было много бизнесменов, чей интерес к сегодняшней России подогревается ее экономическим рассветом. А оппозиционер Каспаров им пояснил: «Прибыль приватизируется, а затраты национализируются… Нам нужны новые политические реформы. Нам нужно начать с начала. Официально 100 богатейших людей России владеют 340 миллиардами долларов, бюджет страны меньше. Политические лидеры в этот список, естественно, не включены».

Каспаров не любит российского президента. И это не только не любовь демократа, интеллигента к бывшему офицеру КГБ. «А вы не пробовали поговорить с вашим президентом, донести до него ваши идеи и ваше несогласие?» — был один из вопросов, возможно, прозвучавший, судя по ответу Каспарова, несколько наивно для него. «Столько у меня было этих встреч с товарищами из КГБ, что еще одна беседа с еще одним офицером, поверьте, ни на что не повлияет».

Почему экономика в России процветает, а демократия нет? Потому что тормозятся демократические процессы, утверждает Каспаров. Но в российской истории заложены традиции демократии, и Гарри Каспаров верит в возможность построения в стране демократического общества. Несмотря на то, что это сможет занять не один десяток лет – игра стоит свеч. Иначе Россию ждет тупик.

Каспаров не верит в диалог с сегодняшней властью, он ищет поддержку со стороны просвещенной Европы и Америки. Опыт израильских политиков вызывает у него живой интерес. Он с энтузиазмом учит правила новый для него опыт игры, теперь уже политической, и с большим интересом общается с теми, кто этот опыт имеет. Гарри с гордостью подчеркивает, что в его библиотеке есть книга, подписанная Натаном Щаранским: «Диссиденту Каспарову от шахматиста Щаранского», — делится он, и аудитория с уважением внимает его готовности учиться. Сетуя на то, что СМИ в сегодняшней России находятся под контролем Кремля, и оппозиции остается только Интернет, Каспаров утверждает, что по-другому и быть не может.

Сам оппозиционер иронизирует по этому поводу: «Меня иногда показывают в новостях, где я в основном говорю только по-английски». Так, по мнению молодого политика, выстраивается образ «чужого», Каспарова на службе у своих американских боссов.

«После холодной войны нам нужна новая организация, основанная на новых критериях разделения мира, которыми стали принципы ценности человеческой жизни и демократии. Старая тупиковая дипломатия времен холодной войны не спасет нас от террористов-смертников», – предупредил Каспаров.

Страшно ли ему? Да, страшно! Но он предпочитает бороться и рассчитывает на победу. Как в шахматах. Вот только перед ним не черно-белая доска, а огромный мир со всеми его оттенками. Игра уже началась. Но, кажется, она на самом деле без правил.

***
Русскоязычным СМИ, которые были представлены, как нам сообщили в оргкомитете, чуть ли ни единственной The Yonge Street Review, Гарри Каспаров в интервью отказал. Почему? Да вот так, не захотел, и отказал – королевские, можно сказать, привычки.

И тут один из нас вспомнил подобную историю почти десятилетней давности, когда Каспаров еще не был известным политиком, а занимался только шахматами и… шахматным бизнесом. Чемпион мира в 1998 году посетил Торонто с целью сбора средств для детской Шахматной школы в Израиле. То ли он сам, то ли организаторы его поездки заломили тогда такие высокие цены за право пообщаться с «королем», что молодой в то время еще газете, только-только становившейся на ноги, это оказалось не по карману. Но и тогда он не снизошел до русскоязычной прессы, отказавшись встретиться даже для блиц-интервью. Правда, автограф на фотоснимок, на котором запечатлены он сам, симпатичный шестнадцатилетний юноша, и беседующий с ним нынешний главный редактор YSR на проходившем в Тбилиси финале чемпионата СССР по шахматам, все-таки дал. Зато в заключение в присущей ему, как теперь выясняется, каспаровской манере, сказал: «Я сделал это без удовольствия» (?!).

Странные все-таки эти шахматные гении, ставшие политиками…

Добавить комментарий