Не завидуйте детям Блокады…


Не завидуйте детям Блокады…

Феликс ЛУКНИЦКИЙ,
член Союза “Дети Блокады-900”

“А что — “дети Блокады”, —
не работали, не воевали…”
(Из разговоров)

Не завидуйте детям Блокады, —
Что бесплатно мы ездим в метро,
Что во многом ещё виноваты,
И устроились больно хитро.

Не завидуйте детям Блокады,
В том, поверьте, не наша вина,
Что “в железных ночах Ленинграда”
Нас тогда не сгубила война.

А вина в том — родителей наших,
Что делились последним теплом,
И в боях ли, от голода павших —
В Ленинграде ли, под Орлом…

И вина в том молоденькой мамы,
Что была моим светом в окне, —
В нашей комнате — с выбитой рамой
И коптилкой на голом столе.

Не завидуйте детям Блокады,
Нас всё меньше, —
пустеет наш дом…
Нас всё меньше.
Кому-то на радость.
Пополам (иногда) со стыдом.

22.05.97

Примечание: Это стихотворение — моя «визитная карточка» — звучало многократно в годовщины Блокады — по радио «Петербург», на встречах Ветеранов и Блокадников, публиковалось в питерских изданиях.

0 комментариев

  1. andrey_volkov

    Здорово!
    Жизненно и сильно.
    И нет никаких надуманных «детей-старух»…
    Видно, что человек испытал это всё «на своей шкуре».
    И превозмог, преодолел.
    И любит жизнь.
    Здорово!
    Конечно — 5.
    И сумашедше ОГРОМНАЯ Благодарность!

  2. Gosteva

    Не знаю, много ли людей, которые в самом деле завидуют детям блокады. Надеюсь, немного. Наверное, в самом деле тяжело ощущать эту зависть. Очень сочувствую Вам.
    А если разбирать не тему, а мастерство стихосложения, то, на мой взгляд, оно несколько не дотягивает. В целом стих-е оставляет хорошее впечатление, вызывают вопросы только некоторые строки.
    В первом четверостишьи хороши первые две строки, а третья вызвала у меня недоумение. Получается» Не завидуйте детям блокады, что во многом еще виноваты» Но если люди виноваты, разве им кто-то завидует?
    Дальше идут хорошие, даже можно сказать, пронзающие душу строки, горькие, правдивые. Но я опять запнулась на строчке «и в боях ли, от голода павших». Четыре строчки этой строфы — одно сложно-подчиненное предложение, потому они должны быть согласованы между собой. А эта строка плохо согласуется с началом предложения, потому и смысл станосится понятен не сразу.
    Феликс, прошу Вас не обижаться на мои замечания. Я повторяю, что в целом мне понравилось стихотворение, но в нем есть недоработанные строки. Мне кажется, их не очень трудно исправить. Я догадываюсь, что это стих-е слушатели, читатели чаще всего хвалят, а литераторы, даже замечая его шероховатости, молчат, потому как слишком тема его очень серьезна и значима. Но мне кажется, если автор берется за такие стихи, он должен к себе относиться еще более строго, чем если б писал о любви, березках и т.д.
    C уважением, Елена

  3. feliks_luknitskiy

    Реценценту Гостевой — увы, не знаю имени-отчества.
    Не от обиды, а справедливости и истины ради — отвечаю на Ваши замечания.
    Начну с конца — с Вашей «догадки», что слушатели, читатели и особенно литераторы — читая и слушая стихотворение «Не завидуйте детям Блокады…», видят и слышат недоработанные строки и несогласованность срок в предложении, — но или только хвалят, или МОЛЧАТ.
    На мой взгляд: личное дело каждого — хвалить, критиковать или молчать, но это — не вина Автора или Темы.
    А теперь — к Вашим конкретным замечаниям: так, Вам не понятно — как это можно завидовать Детям Блокады, если они «и во многом ещё виноваты»… Вы, видимо, не почувствовали, что весь тон этого стихотворения — не шутливый, а горько-ироничный. Не понимаете и горькой иронии в критикуемой 3-й строке 1-й строфы (возможно. из-за стартовой ошибки в отнесении стихотворения к иному жанру), но это — Ваше личное читательское дело.
    Далее — Вы ставите мне в вину несогласованность строчек (в частности, — «и в боях ли, от голода павших») в сложно-подчинённом предложении 3-й строфы. Цитирую: «Эта строка плохо согласуется с началом предложения, потому и смысл становится понятным не сразу».
    Вынужден здесь дать эту, не сразу понимаемую Вами по смыслу, строфу:
    … А вина в том — родителей наших,
    Что делились последним теплом,
    И в боях ли, от голода павших —
    В Ленинграде ли, под Орлом…

    Итак, в предложении «вина… родителей наших, в боях ли, от голода павших…» — в чём Вы узрели несогласованность ? Если Вам не сразу становится понятен смысл этой строфы, -перечитайте и подумайте, но не призывайте, не обязывайте Автора, успокаивая, что — «не трудно исправить» «недоработанные строки».
    Я с уважением и благодарностью отношусь к критическим замечаниям, по которым действительно вношу правку в некоторые слова, строки, строфы. Но в Вашей рецензии не увидел ничего, кроме желания — не перечитавши, не подумав над прочитанным, спешно врезаться в вежливо молчаливый или хвалебный хор других читателей и слушателей, чтобы Автор не забронзовел в самолюбовании.

  4. feliks_luknitskiy

    Рецензенту Гостевой
    Не от обиды, а справедливости и истины ради — отвечаю на Ваши замечания.
    Начну с конца — с Вашей «догадки», что слушатели, читатели и особенно литераторы — читая и слушая стихотворение «Не завидуйте детям Блокады…», видят и слышат недоработанные строки и несогласованность строк в предложении, но — или только хвалят, или МОЛЧАТ.
    На мой взгляд: личное дело каждого — хвалить, критиковать или молчать, но это — не вина Автора или Темы.
    А теперь — к Вашим конкретным замечаниям: так, Вам не понятно — как это можно завидовать Детям Блокады, если они «и во многом ещё виноваты»… Вы, видимо, не почувствовали, что весь тон этого стихотворения — не шутливый, а горько-ироничный. Не понимаете и горькой иронии в критикуемой 3-й строке 1-й строфы (возможно. из-за стартовой ошибки в отнесении стихотворения к иному жанру), но это — Ваше личное читательское дело.
    A propos: посмотрите на дату под этим стихотворением. Когда участникам Блокады (при Собчаке) дали бесплатный проезд в гор. транспорте по всей России, плюс раз в два года — междугородние перемещения на любом виде транспорта, многим другим категориям льготников, и особенно пенсионерам, было обидно. И, как у нас принято, не столько на Думу и Б.Н. Ельцина обратили они свои обиды, сколько на Детей Блокады, — им-то за что ?.. С «монетизацией» льгот — строчка «… что бесплатно мы ездим в метро…» — уже анахронизм. Но накал стихотворения и его суть — вне связи или зависимости от того или иного состава Думы, фамилии президента и т.д.
    Далее — Вы ставите мне в вину несогласованность строчек (в частности, — «и в боях ли, от голода павших») в сложно-подчинённом предложении 3-й строфы. Цитирую: «Эта строка плохо согласуется с началом предложения, потому и смысл становится понятным не сразу».
    Привожу здесь эту, не сразу понимаемую Вами по смыслу, строфу:
    … А вина в том — родителей наших,
    Что делились последним теплом,
    И в боях ли, от голода павших —
    В Ленинграде ли, под Орлом…

    Итак, в предложении «вина… родителей наших,… в боях ли, от голода павших…» — в чём Вы узрели несогласованность ? Если Вам не сразу становится понятен смысл этой строфы, — перечитайте и подумайте, но не призывайте, не обязывайте Автора менять по Вашему вкусу и пониманию, успокаивая, что — «не трудно исправить» «недоработанные строки».
    Я с уважением и благодарностью отношусь к критическим замечаниям, по некоторым из них — вношу правку в слова, строки, строфы. Но в Вашей рецензии не увидел ничего, кроме желания — не перечитавши, не подумав над прочитанным, спешно врезаться в предполагаемый Вами вежливо молчаливый или хвалебный хор других читателей и слушателей, — чтобы Автор не забронзовел
    в любовании своим стихотворением.

  5. Gosteva

    Уважаемый Феликс! Жаль, что Вы с таким апломбом воспринимаете советы. Но я говорила о несоответствии некоторых строк не моему вкусу, а ЗАКОНАМ РУССКОГО ЯЗЫКА. Ну, проконсультируйтесь у кого-нибудь из преподавателей русского языка, что ли?

  6. feliks_luknitskiy

    Уважаемая Елена !
    Никакого апломба, а адекватный ответ — на непонимание сути-смысла Стихотворения, на необоснованные замечания и Ваше убеждение (снова) в несогласованности ранее цитированного сложно-подчинённого предложения. Консультироваться по этому примеру у преподавателей русского языка — лучше Вам, даже если Вы сами — тоже преподаватель русского. На этом я бы закончил диалог с Вами по этому Стихотворению.

  7. natalya_lange_pegas

    Очень трогательно написано стихотворение. Моя мама была во время блокады Ленинграда в этом славном городе. Всплыли в памяти ее воспоминания об этом трудном времени.Спасибо Вам. Здоровья и новых стихов.С уважением,Наташа.

  8. Gosteva

    Вы столь яростно обороняетесь, что не заметили главное. Я-то Вам писала о том, что суть-смысл Вашего творения мне очень понравились, но вот исполнение замысла у Вас несколько хромает. Что ж, не буду Вам больше мешать.

Добавить комментарий