Ловушка для снов (Сказка-иллюзия для взрослых)


Ловушка для снов (Сказка-иллюзия для взрослых)

в черной паутине
запуталась тень моя —
лунная ночь…
Л.Талаева

Снился мне сон. Снилось, я с папой пришла в магазин антикварный.
Папа был молод — моложе меня. И он улыбался.
Мы ехали долго на поезде — долго, как это бывает в «новом» кино, где думают, что создают настроение, уводят в подсознание. Но ничего не происходит со зрителем. Тот просто ждет, что будет дальше, надеется…
Вот и мы просто ехали, на поезде ехали, ничего не было. Так длилось полночи — время для переосмысления и в себя вглядывания. Я пыталась: переосмысливала, в себя вглядывалась, но внутри меня было сумрачно. Наконец-то, меня мысли покинули – совершенство медитации.
Мы смотрели в окна мутные на поля сезановские, серо-зеленые, неровной линией с небом сливающиеся. Ни-че-го не переосмысливали – спасительное созерцание. …А мой папа спал сном поверхностным и видел сон, что живет-работает, со мной ужинает, на вечерние огни из окна поглядывает и покуривает… Он видел сон в сне моем.
И непонятно потом стало все – акварель растеклась по поверхности: небо с полями перепутались, и в тесной каюте поплыли мы — с тем же с мутным окном, что и в поезде.
«Хорошо бы окна помыть», — подумала.
А вода была не прозрачная, казалось, не вода – молоко сгущенное в бело-синей банке из прошлого – тягучего.
Наконец, была остановка, вышли мы. Остров. В центре стоял магазин большой. Двухэтажный? Не вспоминается… Весь в витринах стеклянных словно аквариум, люди-рыбы в нем медленно плавали, рты открывали беззвучно – общение…
У нас с папой было «задание» — дело предельно важное. 100 тысяч денег каких-то причудливых должны были потратить обязательно, приобретя старинные вещи антикварные. И вернуться обратно должны были той же дорогой – нам неведомой.
Магазин антикварный освещался хрустальным светом-сиянием. Это странно — ведь антикварные лавки — места вечно мрачные и тесные, шорохами, шепотом наполненные, пылью и горькими запахами. Здесь иначе было все. Вокруг — шкафы стеклянные, сверкающие, на прозрачных полках — предметы старинные, красоты невиданной. Всюду — яркий свет, но с дневным перемешиваясь, льющимся из больших окон, арочных, приглушался, словно в краску яркую кто-то белил подмешивал.
Мы ходили долго в лабиринте шкафов — растерянные, чудные предметы рассматривая, словно в них искали свое отражение – себя, где-то потерянных; тихо переговаривались. Иногда хватала я папу за руку, тянула в какую-то сторону.
Были там резные деревянные шахматы, китайские божества-болванчики, голубые чашки фарфоровые с желтыми нарциссами, одна — с чуть заметной выщерблиной; костяной медальон Мадонны (где-то я его видела?) – к груди ее младенец прижимается с глазами усталого взрослого – какой-то сдвиг во времени… Смотрит, словно знает больше нас – знает то, что нам знать не дозволено.
… И смотрели на нас кошки керамические, длинные, как сквозь трубу выдавленные, покрытые глазурью желто-оранжевой.
Странно не было – все было узнаваемо.
Брали в руки предметы – обнажали суть вещей, проникали в истину, отражения себя видели: белизна фарфора — изысканность, шероховатость кожи — познание, глянец лакированного дерева — поверхностность. Мы вертели вещи в руках, разглядывали, пытаясь найти в них что-то особенное, увидеть знак — сигнал для приобретения.
Но знаков мы не видели — на себя рассчитывали, не понимая главного, что давно запутались в лабиринте несоответствия – эмоций и разума.
Предметы отбирали мы, девушки складывали — в большие коробки белые. Девушки были приветливые, как гувернантки одетые: черные платья, передники белые, в волосах — кружевные наколки – чистые ангелы с полотняными нимбами!
Предо мной возникла полка стеклянная со множеством часов-насмешников. Все беззвучно работали, время показывали разное. Среди них — часы каминные, английские, из красного дерева с циферблатом бронзовым. Представила их на столе папином письменном — они бы ему понравились. Повернулась к нему, взяла за руки, прошептала: «Смотри, нравится?».
Но папа не обрадовался, лишь головой покачал задумчиво, указал рукой в другую сторону. На стене висело что-то инородное: часы тяжелые прямоугольные из металла «жатого», украшенные крупными камнями драгоценными. Большие стрелки черные показывали десять минут пятого. Пожав плечами, я не поверила: «Тебе никогда такие вещи не нравились». В душе возникло сопротивление. Папа отошел в сторону.
Наконец, коробки были упакованы, скотчем обмотаны. Подобно трем снежным кубам в холле высились, к отправке готовые. Осталось оплатить, и миссия выполнена…
Внезапно открылись двери стеклянные, и ветер влетел стремительно, спутал мои волосы… На сцену вышли два новых лица действующих: мой сын и его друг — остальные замерли. Сын был одет в куртку черную, а его друг — в такую же, но ярко-зеленую.
«Странно, — думала я, по мере их приближения, — что они тут делают? Здесь нет никаких заведений – здесь остров необитаемый. Быть может, они — приведения?».
— Что вы тут делаете? – из себя выдавила – мой сын не любит, когда его спрашивают. Мой голос глухой, ватой обмотанный, я усомнилась: слышат ли?
Сын мимо прошел, слегка улыбнулся мне, может быть, привиделось: во всем вечно знаки ищу навязчиво, вот и от сына жду. Иллюзия. Пройдя молча с улыбкой-призраком под руку, сын скрылся в глубине магазина за полками стеклянными. Друг же его посмотрел на меня неожиданно и без улыбки сказал громким голосом:
— У вас ничего не получится.
Я удивилась:
— Как так? — Ничто не мешало нам сделать задуманное.
Но друг лишь плечами пожал – все равно ему. Удалился за сыном, пританцовывая. Я взглянула в их сторону, но мальчиков уже не увидела, увидела лишь мраморную лестницу, белую с большими перилами, они вверх по лестнице поднялись, как и не было…
Я прошла в дальний угол задумчиво – там покупки оплачивали. Бесстрастно смотрела строгая женщина за старинным аппаратом кассовым. Не на меня смотрела, сквозь меня: уголки губ чуть вздернуты, на щеках румянец нарисованный, веки не вздрагивают.
«Не человек, — я подумала, — восковая кукла для выставки», — все говорило об этом, руки особенно… Я решила: «Глупая, тебя посадили для вида, но скоро придет человек живой, со стула снимет тебя — мертвую».
Я все же открыла сумочку — там деньги были в нескольких пачках с резинками, вверх торцами лежали приготовленные. Я уже опустила руку пачку достать, как увидела, что чулки мои порваны, да так сильно, что я тут же забыла, зачем пришла. Чулки покрывали ноги паутиной рваною серебристо-черною, словно я была в аварии.
«Неприятно, — подумала.
«Как неприлично…», — мамин голос услышала, а у «восковой» кассирши спросила неуверенно:
— Где купить мне чулки вместо порванных?
Та оказалась живой, повернула голову — в сторону лестницы. Я задумалась: «Куда ведет эта лестница?»
— Куда ведет эта лестница? – мой вопрос отозвался эхом в шкафах-айсбергах. Кассирша брови подняла в изумлении, как если бы я спросила что-то непристойное. Поняла – не время, мне лучше не задумываться.
У подножия лестницы заметила столик маленький, на нем — упаковки с чулками разными, образцы разложены веером. Две девушки – две одинаковых матрицы — протянули обувную коробку без крышки, белую. В ней — чулки прекрасного качества, шелковые, необычных цветов — опереточных: красные, синие, желтые, черные, но телесных не было — хотя бы прозрачные… Девушки долго рылись в коробке, наконец, обрадовались, потянули медленно. Змеи золотистые – Адемантеус Кроталус — заскользили в руках их податливо. «Матрицы» хором назвали цену мне, показалось — дорого, я замешкалась в нерешительности, но согласилась — делать нечего.
Я тут же переоделась, отошла только в сторону, в мутный свет окна под лестницей. Что-то оно мне напомнило…
«Поезд,.. каюта…», – вспомнила. Сны обладают памятью.
Посмотрев в окно – удивительно, ничего не увидела! Белый лист бумаги нетронутый. Так выглядит «ничто», наверное. Куда же мы приехали? Я стояла, задумавшись, как изваяние в серо-желтых отблесках, ноги отливались золотом, словно в чешуе рептилии. Змеи – мои конечности.
Вскоре вернулась я — папа мой взволнован был: разводил руками в недоумении, на середину зала показывал, где стояли коробки — теперь их там не было.
— Где ты была? – нахмурился.
Я ногами поблескиваю:
— Где коробки с покупками, нашими предметами отобранными?
— Их забрали люди незнакомые, и их было четверо. И ушли они на четыре стороны.
— Есть ли смысл в географии? – удивилась я. – Эти вещи – наши отражения. Кому нужны чужие рефлексии?

Сон внезапно закончился, я проснулась неожиданно, словно кто-то кнопку нажал «Пауза»…
Приоткрыв глаза, увидела темную комнату – утро только вступало еще в права свои. Сквозь окна крались звуки-шепоты – спальня наполнялась предрассветными вздохами. Приподнялась на локте медленно — часовые стрелки были видны довольно отчетливо: десять минут пятого. Я вспомнила: это же время видела и на нелепых часах в сне моем. Совпадение. Взгляд скользнул по кошке керамической у зеркала, и я вновь закрыла глаза от усталости, словно ночи не было, не было сна и отдыха, словно долго путешествовала и теперь была вся обессиленная. Я закрыла глаза, и тут же почудилось (или это явь была, или вновь видение?): люди какие-то серые в спальню заходят крадучись, среди вещей на трюмо моем ищут что-то важное и на кресле с одеждой брошенной…
Пробуждение: «Что это? Где граница сна и реальности?».
Встала, в шелка кутаясь, вышла в холл. Поток свежего воздуха охладил меня — вернулась в реальность с сожалением… Или уснула, чтобы увидеть сон, что я вышла в холл — в поток прохладного воздуха? Где же нового дня рождение, и где сна конец? Что есть пограничное состояние? Как узнать признаки реальности?
Окно прикрыв в дальней комнате, посмотрела сквозь стекло мутное — на пустынную улицу: небо светло-серое, в его верхнем углу – тушью, резким росчерком – ворона вспорхнула черная, в нижнем – грязной кистью масляной — собака протрусила клокастая. Серо-синий асфальт. Холст, техника смешанная, две тысячи такой-то год, — картина живая – новый вид творчества.
Я подумала: «Хорошо бы окна помыть», — мысль знакомая. Поежилась — покидало ночное тепло тело медленно. Запахнула потуже халат и в карманы руки засунула, вжала голову в плечи: я — птица с пути сбившаяся.
«Кофе…», — на губах кофейный вкус возник, в воздухе — запах–желание — внутренняя репрезентация… так возвращается запах тех, кто ушел давно…
Я выпрямилась – поняла внезапно: пальцы мои теребят давно какой-то мелкий предмет. В кармане пуговица?
Опустила голову, извлекла на свет «пуговицу» пойманную — то, что сжимала рука моя. Это был костяной медальон подаренный — папой мне в день рождения сына — в день ноябрьский: Мадонна с ребенком с глазами взрослого.
Теперь я знаю, откуда он.
Телефон набрала по памяти и, услышав родное: «Да?», спросила шепотом:
— Папа, ты вернулся из путешествия?

* * *
Послесловие:
Однажды Чжуану Чжоу приснилось, что он — бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он — Чжоу. Но вдруг он проснулся, удивился, что он — Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу…»
Чжуан-цзы, «О равенстве вещей».

0 комментариев

  1. dubenko

    Неожиданно. Необычная форма, но манера, стиль, почерк узнается. Как всегда, все не просто, а потому читается с интересом, много рождается мыслей, и при каждом перечитывании всплывает что-то новое, раньше не замеченное, не осознанное. Одним словом, как всегда здорово.

  2. olga_grushevskaya_

    Петр, спасибо за отзыв. Форма в этой работе — экперимент, некая проба пера. А реальность наша, на мой взгляд, относительна — даже та, в которой мы, как считает большинство, живем. У кого-то белая, у кого-то черная — в зависимости от накопленного опыта. А взаимодействие сна и реальности есть иллюзия жизни и никаких очевидных доказательств тому, что есть что на самом деле — нет. Мы же — ловушки для «снов».
    Спасибо за визит еще раз,
    Ольга

  3. dubenko

    Мне всегда было интересно сравнивать мнения людей об одной и той же ситуации. Особенно у разных поколений все это так разнится. Интересно почему. Нет, примерно, в общих чертах, я, конецно, понимаю, почему. Но все равно каждый раз когда подобное наблюдаешь, становится даже немного весело.

    П.С. почему то пятерка не отобразилась. Видимо портал все еще глючит. Сейчас еще раз проголосую.

  4. olga_grushevskaya_

    Я рада, что Вам понравилось, рада, что то состояние и атмостфера, в которой я сама пребывала, пока писала Ловушку, передались и Вам. Да… ответ где-то рядом, но дано ли нам его увидеть и понять? Не знаю…
    Спасибо, что заглянули.

Добавить комментарий