Ах, Антуанетта! (По поводу одного стихотворения)

Оригинал см здесь:
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=139318&pid=45

Genchikmakher Marina

Антуанетта

По вощеным дощечкам паркета
Блики света и дробь каблуков.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?

Кринолины роскошны сверх меры.
Элегантно-остры каблучки.
У лощеных твоих кавалеров
Маслянисто-покорны зрачки.

Неужели в их жестах картинных
Ты не чувствуешь кровью живой:
Символ равенства- нож гильотины
Занесен над твоей головой!

Завтра смерть. А над смертью не властен
Ни король, ни святой, ни Христос.
Так танцуй же! Выдумывай страсти!
Пей взахлеб и целуйся взасос!

Что там нынче орут голодранцы?
И свобода, и счастье- слова.
Голова закружилась от танца.
Неотрубленная голова!

===============================

“Ах! Несколько строф – а целая повесть. В колесах Истории не важно, Королева ты, или прачка. А счастье так мимолетно для всех. Очень цельное стихо.”

Так написалось при первом прочтении стихотворения. Прошли пара месяцев, но впечатление не стало хуже. Стихотворение читается на одном дыхании. И рождает все новые и новые ассоциации.

Однако, и новые, даже для меня неожиданные, вопросы и сомнения.

Первые, более-менее простые.

Мне кажется, “дощечки” заметно снижают изначальную приподнятость сцены. Стал думать. Пришло в голову что-то вроде:

По вощеным УЗОРАМ паркета
Блики света и дробь каблуЧков.

По-моему лучше, легче и возвышенней. Однако, не пойдет! Упоминание каблуков в двух катренах подряд – явный перебор и выглядит просто как попытка вписаться в рифму.

А была ли в последней четверти 18 века «дробь каблучков» вообще. Сомневаюсь я что-то. Основными танцами на дворцовых балах были менуэт, гавот, уже появился вальс. Дробью тут не очень пахнет, кажется. А может ну ее совсем. Дробь эту.

Уходящий 18 век. Последняя истинно королевская династия Франции. Вершина и падение РОКОКО. Вот в чем изюминка! И это именно то, что идет дальше. Излом истории. Излом понятий о красоте, добре и зле. Не дай бог жить в такую эпоху!

По вощеным узорам паркета
Менуэтом скользит рококо.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?

Теперь и каблучки вроде к месту. Однако, могли ли они быть ОСТРЫ? Вряд-ли. Да, в это время дамская обувь имела довольно высокий каблук, но он не был, и не мог быть острым, поскольку должен был обеспечивать устойчивость владелице тяжелого платья.

И другая незадача – ЗРАЧКИ маслянисто-покорные как-то не вписываются. Глаза – да, взгляды, взоры – да. Но зрачки. Нельзя так сказать, по-моему. Нельзя в угоду образности терять смысл и связь с реальностью.

И очень мне не нравится «чувствуешь кровью живой». Как это практически может быть?

И вот, что получилось:

По вощеным узорам паркета
Менуэтом скользит рококо.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?

Кринолины, парча и корсеты,
Кавалеров надежды и страх,
Как изысканно полуодеты
Отраженья твои в зеркалах.

Это завтра другие картины
Отразятся в них цепью живой:
Символ равенства- нож гильотины
Занесен над твоей головой!

Завтра смерть. И над нею не властен
Ни король, ни святой, ни Христос.
Так танцуй же! Выдумывай страсти!
Пей взахлеб и целуйся взасос!

Что там нынче орут голодранцы?
И свобода, и счастье- слова.
Голова закружилась от танца.
Неотрубленная голова!

<06/16/07>

0 Comments

  1. ilya_slavitskiy_Oldboy

    Это ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ответ – именно тот, которого я ждал! 🙂 Что ни слово – то аксиома определенной ПОЗИЦИИ.

    Именно различие моих взглядов и Ваших, уважаемая Uta81, мне и хотелось проявить в этом “анализе” или, если хотите, «реконструкции» смысла, духа и техники стиха.

    Я ни в коей мере не претендую, что написал шедевр. Это вообще не самостоятельное произведение, а, скорее, вариация на тему.

    А суть в том, что я не приемлю, и считаю очень серьезным недочетом автора, среди прочего, если он, пользуясь атрибутикой времени, места, события делает это неумело, по незнанию, или умышленно искажая ту реальность, на которую ссылается. Я с удовольствием и готовностью принимаю абсолютно «фантастическую» атрибутику, но если мне говорят, что «Сезам» – это НАЗВАНИЕ пещеры, что «АМБРА дыхания» означает его свежесть (см. мои предыдущие рецензии), а в 1780 году в Версале слышна «дробь каблучков» – я позволю себе усомниться в том, что автор достаточно ответственно относится к тому, что пишет. Даже хороший автор.

    Возникает вопрос: А почему я считаю этот стих «классикой». Может это вообще просто фантазия? Не получается. Слишком много атрибутов реальных фактов и событий, явно отсылающих читателя к его знаниям истории. И тут уж, извольте быть последовательным – правда так правда.

    Примерно то же по поводу «сложных» художественных образов. Собственно, принцип здесь такой же. Если мне в нормальном, «классическом» тексте предлагают «маслянисто-покорные зрачки» или факт «чувствования кровью» я в первую очередь вспоминаю блаженной памяти Никифора Ляписа с его бессмертным «Поток поднимался и падал пылающим домкратом». В каждом классе (не буду называть это жанром или как-то иначе) поэзии или прозы есть, по моему, вполне определенные логически границы фантазии и художественной свободы, которые не следует переступать без риска потерять нормальную связь с читателем. Эти границы, несомненно разные для классики и сюра или какого-нибудь хомякового эпатажизма. Но читатель и автор должны быть в одном поле, а не в разных.

    А вот если Вам, уважаемая Uta81 действительно «наплевать на реальность». Ну что же, тут уже добавить нечего.

    Вот такие мысли по поводу в общем неплохого стиха.

    С ув
    Илья

  2. ilya_slavitskiy_Oldboy

    Спасибо, Марина, Ваш ответ очень к месту и в тему. Я пару часов назад написал ответ Uta81 но задержался а тут подоспела и Ваша реплика. Это именно та дискуссия о возможных границах фантазии автора и ее восприятии читателем. Несомненно интересно это рассматривать на примере стихотворения хорошего, к коим я отношу Вашу работу.

    Здорово, что Вы сразу почуствовали некоторое изменение гаммы, тональности стиха. Я это вижу и сам, хотя еще раз, нисколько не считаю свою версию самостоятельной работой – так, упражнение на заданную тему с поставленными условиями.

    Возможно, что-то из моих мыслей в ответ пробудит Вашу творческую фантазию и Вы сможете сделать свой стих еще цельнее и красивее.

    С ув
    Илья

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.