ПИСАТЕЛЬНЕТ.РУ


ПИСАТЕЛЬНЕТ.РУ

Писательнет.ру
Заметки о современной прозе
В последнее время книги у нас пишут все, или почти все, кто умеет складно сочинять литературные тексты. Ну, а если не умеет, тоже беда невелика. Есть для этого редакторы, люди опытные или литподёнщики, тоже не лыком шитые. Другая беда, что больших писателей нынче почти нет, или молчат от охватившей их сердца печали от свинцовых мерзостей современной жизни. А вот новоявленных литераторов очень даже много. Причём для кого-то сочинительство — хобби, а для кого-то желание ещё в чём-нибудь прославить себя любимого. Но, так или иначе литераторы пописывают, издатели их труды потискивают, читатели новые книги почитывают. Процесс идёт своим чередом. Иногда даже что-то любопытное и симпатичное в нём проклёвывается.
Вот скажем, новинка питерского издательства «Лимбус-пресс» — роман московского беллетриста Андрея Филатова «Sugar mama», что в американском сленге означает «сладкая девочка». Вроде бы по сюжету роман в чистом виде «плутовской», с ди-джеями, плутоватыми рекламными агентами, братвой, поддельной рукописью повести дяди Хэма «Старик и море», а на самом деле, это очень искренне написанная история о любви и одиночестве. О том, что люди почему-то стыдятся своих чувств, прячут их под налётом снобизма, заворачивая историю любви в пёструю упаковку современного плутовского романа с кубинской экзотикой. После сборника рассказов «Мы?? Мы!..» Михаил Барщевский без передышки обратился к крупнопанельной прозе и издал в «ОЛМА Медиа Групп» солидный роман почти на семьсот страниц. Новая книга «Командовать парадом буду я», вне всякого сомнения, является отражением жизненного опыта известного московского адвоката, который помимо писательства активно занялся ещё и партийным строительством. Про что роман? Это первая часть трилогии про нашу жизнь в стремительно меняющемся социуме. Правда, окружение главного героя Вадима Осипова – столичный бомонд – далеко не весь социум. Но у каждого свой ареал, своя среда обитания. Роман, кстати любопытный. Городской. А у нас после Юрия Трифонова настоящей городской прозы как-то нет. Сплошной гламур подлого времени в стиле модненьких Минаева, Робски и Ксении Собчак, которая везде и сейчас.Так что Барщевский на этом фоне выглядит вполне приличным литератором. Ещё один адвокат Павел Астахов тоже написал роман. Причем в отличие от коллеги Барщевского замахнулся на лавры Джона Грэшэма. «Рейдер» — роман, носящий родовые признаки триллера смешанного с коктейлем из публикаций сайта «Компромат.ру». Но читается с подъёмом. Как и положено для такого рода романов. Главное в книге, вышедшей в издательстве «Эксмо» – обложка. На первом плане омоновец (главный) за ним цепочка ОМОНа (кремлевского), сзади Кремль. Угадаете с двух нот, кто на первом плане? Я с одной!
Ну а там где адвокаты, должны непременно присутствовать и подзащитные. Которые нынче в «крытке» томятся. Вот скажем Сергей Мавроди – гений финансовых пирамид, позволил издательству «РИПОЛ-классик» выпустить свои «Тюремные дневники», имеющие также название «Вся правда о «МММ». — История одной пирамиды». История у Мавроди получилась грустная. Раздел СССР – огромной страны – на «республички» и феодальные княжества, появление нефтяных магнатов и финансовых олигархов, ваучеры, ГКО, бомжи – это приметы времени, о котором историки потом скажут: обман населения в особо крупных размерах. И еще напишут, что это была эпоха «МММ» – эпоха крупнейшей финансовой пирамиды. Итак, бестселлер подлого времени — «Тюремные дневники Сергея Мавроди».
После тюремных записок нового «великого комбинатора» книга Олега Чилапа «Восемь рук, чтобы обнять тебя» ( «ТЕРРА – книжный клуб») читается с тем светлым чувством, когда вспоминаешь детство, первые любовные томления и первые прикосновения к виниловому чуду, на котором песни величайшей группы всех времён и народов Битлз, для Олега Чилапа существовавшей без кавычек. Для него это время было Яблочными летами, которые так и сохранились в памяти повзрослевшего радиожурналиста, как время великой музыки, трепетной любви и большого света канувшей в Лету эпохи.
Пару женских романов выпустило молодое, симпатичное московское издательство «Октопус». Эта самая «осьминожка» специализируется, как я понял, на востребованном средним классом «индо-бразильском гламуре». Что я имею виду? Есть такой жанр — мелодрама. И жизнь, и слёзы, и любовь. Роман Анны Бялко «Надкушенное яблоко Гесперид» — классическая мелодрама. Здесь и умная журналистка Ирина, для которой при мужнином достатке, публицистика всего лишь гламурно-мифологическое кокетство, и муж — программист-бизнесмен с регулярными командировками в Америку и Швейцарию. И неожиданный друг — князь Илья Палей, который не станет любовником Ирины лишь по причине нетрадиционных сексуальных влечений. Но Ирине дружбы голубого князя мало, ей вдруг дочурку захотелось! Но не от мужа! А от князя это никак невозможно. Поэтому возникают по ходу сюжета «эльф» и «викинг». Но дочурка получается всё-таки от мужа! И приличия соблюдены и хэппи-энд неизбежен. Мелодрама, однако! При всей рафинированности прозы Анны Бялко, роман этот меня не задел, поскольку ничего в нём нет от почвы, а всё от игры воображения. Другими словами, по Станиславскому – «не верю!». Но женщинам понравится, не всем, правда. Ксении Собчак не понравится. Гламура маловато.
Роман коллеги по журналистскому цеху Ольги Шатохиной «Камень, ножницы, бумага», вышедший во всё той же «осьминожке», — смесь городского фэнтези с элементами триллера и профессиональной стебухой.
Но в нём есть те высверки искренности, которых так не достает роману Анны Бялко. Правда, не совсем корректно тревожить тени незабытых современников, тем более, загоняя их в некую заданность сюжета. Стебаться над живыми всё же проще. Зато мир «новой журналистики – «Папарацционе-стиль» Шатохина показала нам во всей его выпуклости. Так что дебют комом не получился, а что оладьи в конце подгорели, так это от любви девичьей.
Мария Штейнман работала в Москве редактором отдела моды журнала «Медведь». Затем в Париже — в газете «Ле Паризьен», в русско-французском журнале «Туса». Её дебютный роман «Гений» , вышедший в издательстве «Эксмо», как и у Мавроди имеет два подзаголовка – «Инструкция по применению» и «Дневник иррациональной девушки». Среди героев книги много известных людей: режиссер Сергей Соловьев, экс-клавишник группы «Машина времени» Петр Подгородецкий, актриса Анастасия фон Калманович и «лев» бо-монда Игорь Свинаренко. Здесь и закулисная жизнь «глянца» и девушка на четвертом месяце беременности, оказавшаяся без родных и друзей в маленькой квартирке. Собственно всё отсюда и началось. Однажды Маша понесла. Но в отличие от Эммы Бовари, травиться не стала. — Какой противный старикан», подумала Маша. Надо же! «Эмма – это я!». Перебьёшься. «Маша – это я!». Мария Штейнман не Флобер, конечно, но рассказывает так, как будто вы сидите рядом с ней на кухне и пьёте чай. Называется это «новый русский стиль» или «неогламуризм» (термин запатентован, прошу не заимствовать-В.П.).
В отличие от начинающих литераторов, Игорь Сахновский из Екатеринбурга — профессионал. Номинировался в прошлом году на «Нацбест», попал в шорт-лист, но Быков Дмитрий там все премии побрал со своим «Пастернаком» или «Пастернак» с Димой. Это не важно. Новый роман Сахновского «Человек, который знал всё» («Вагриус») — плутовской триллер с элементами от Стивена Кинга, сотканный из сетей мирового шпионства. Хорош в первой части, ужасно пошл во второй. При том, что слог у автора восхитителен, но это всё равно, как если бы Гоген с Ван Гогом взялись рисовать в Арле вместо «Жёлтого Христа» и «Подсолнухов» настенные коврики с лебедями во пруду. Досадно. Сахновский талантлив, но талант даётся человеку один раз и на пятаки не разменивается. Может быть поэтому молчат большие писатели?

Добавить комментарий