ИСКУССТВО  НАПИСАНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ


ИСКУССТВО НАПИСАНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ

«Читатель, я научу тебя правильной критике. Искусство критики полезно при написании различных критических статей, заметок, рецензий и прочего — в гуманитарных областях знаний, где нет неопровержимых доказательств и четких границ истины.
Допустим перед нами стоит задача написать до завтра разгромную статью заданного объема о творчестве писателя С. и сдать ее в редакцию. Задача сложная, но не надо отчаиваться! Во-первых, лучше всего, если писатель С. — новый. Гораздо труднее писать о старом, опытном писателе. О
классике писать совсем сложно, но даже и тут есть приемы, о которых мы вскоре поведаем.

Метод выбора темы

Если задача стоит широко — «обзор творчества», а не узко — «повесть такая-то», то это наш первый козырь. Некоторые неопытные критики сразу начинают делать общий обзор — это типичная ошибка! Выберите самое на ваш взгляд неудачное произведение громимого-С. Пусть оно будет либо коротким и
малопонятным, либо длинным и запутанным. Еще лучше, если оно вообще будет не свойственно стилю громимого. Возьмите его старую статью в заводской газете, открытое письмо матери из Литвы, эпилог — главное чтобы громимый материал был опубликован под именем громимого. Таким образом,
показывая творческий путь на примере единичного произведения громимого, мы сразу ограничиваем творческие возможности громимого этим самым произведением и громим его уже в более узких рамках.
Каковы методы громления? Рассмотрим их по порядку.

Личностные методы

Суть этих методов состоит в том, что мы как бы ненароком принижаем личность громимого. Добиться этого можно методом неявного хамства, методом обнажения пороков и методом творческой аутонепонятки. Ниже мы рассмотрим эти методы.

Метод неявного хамства

Метод заключается в том, что мы неявно (это важно, иначе нашу статью не примут, да еще и по ушам треснут!) обзываем громимого нехорошим словом — графоман, допускаем нелестное сравнение, либо заставляем его имя фигурировать в совершенно несерьезных словокомбинациях. Лучше всего,
если нам удастся придумать смешной и запоминающийся слоган: «Ельцын — похмельцын», «Ахматова — лохматова», «Стругацкий — стиль уж больно гадцкий». Если слоган будет глупым — тем лучше. Помните, что в данном случае глупость скорее припишут персонажу слогана, но уж ни в коем
случае не его автору, поэтому не стесняйтесь фантазировать — в любом случае громимый, коли его имя Э. участвует в таких оборотах, будет казаться несерьезным. Очень хорошо, если из букв имени и фамилии громимого можно составить какое-нибудь смешное словцо или как-нибудь еще пошутить: «‘Достоевский идиот’ — бросилась в глаза выгравированная на обложке надпись. Ишь ты — подумал я.» Очень хорошо, к примеру, прошелся критик 19-го века по фамилиям Горького и Чехова: «Ну и фамилии писателей нонче пошли — то водку напоминают, то чихание.» — заметьте, лишь благодаря этой фразе имя критика помнят вот уже сто лет. Я правда фамилию-то его запамятовал, но пример этот вы найдете в любом школьном учебнике.
Очень хорошо как бы сначала резко схамить, а потом резко стушеваться и сделать вид будто ничего не произошло: «Перонов… Брехонович…гигант современной литературы… Почему-то сразу вспоминается простор, привольные степи, кони, навоз, еще навоз… Чо это я? Отвлекся, пардон. Итак, Перонов…»
Согласитесь, здесь трудно обвинить в хамстве, однако дело сделано — рядом с именем Перонова появилось слово «навоз» и читатель, обычно падкий на всякие пакости, радостно ухмыляется шутке.

Метод обнажения пороков

Метод применим в том случае, если нам известно о громимом нечто такое, что делает его образ менее привелекательным в глазах общества.
Рассказывая о Пушкине, не забывайте постоянно повторять какой он был бабник и вообще по национальности негр, расскажите какой обжора был баснописец Крылов, со смаком упомяните, что Маяковский был коммунист и болел сифилисом, обвините Бодлера в курении опиума, расскажите, что у Кафки была опухоль мозга, следовательно чего с него взять, бедолаги, и отметьте промежду прочим раз десять, что Уальд был педераст, а С — еврей. Сообщите как нагло богат громимый или как он постыдно беден. Вспомните какого образования у него нет, особенно если нет литературного. Расскажите про жену-еврейку и о том, где громимого видели пьяным. Знайте — среди читателей вашей будущей статьи обязательно найдутся ненавидящие негров, наркоманов, евреев или коммунистов. Если читатель как раз голоден, то весть об обжоре вызовет праведный гнев. Похмельному будет противен алкоголик. Матери-одиночке не понравится педераст, бабник и сифилитик.
Таким образом, не соврав ни на грош, вы уже вызовите у некоторой части читателей отвращение к громимому. Не забывайте использовать этот честный метод!

Метод литературной аутонепонятки

Эта стратегия заключается в том, что мы отзываемся о громимом вроде бы по-доброму, но свысока. Говорим о нем как о неразумном дитя. При этом надо всесторонне подчеркивать, что громимый писал хорошо, но стихийно и неразумно, совершенно не осознавая тех сил, которые двигали им. В противоположность этому следует давать понять, что мы (при этом имеются в виду читатели в частности, а уж лично автор разгромной статьи — в особенности) — прекрасно понимаем все силы, которые управляли громимым в момент написания, и насквозь видим все его мысли и стремления,
неосознанные им самим.
Этот метод сложен, требует серьезной литературно-критической сноровки и употребляется высокими профессионалами. Практически в каждой обзорной статье даже о классике мы найдем фразы: «неосознанно Пушкин пытается передать нам…». Или так: «…и не находя ответа на свои вопросы, Гоголь исступленно обвиняет царизм, не ведая, что тем самым…» — имеется в виду, что сами мы конечно давно знаем ответы на все вопросы Гоголя и хорошо видим причины его неразумного поведения.
Надо заметить, что этот метод хорошо применим к мертвым писателям, которые не могут встать и сказать: «Ты чо? Сам ты — ‘не отдавая себе отчета’!» Классики еще тем глупее нас, что не могли знать что случится в наше время, поэтому мы вправе писать: «он не ведал, что через сто лет его идеи…» — показывая тем самым, как мы ровно на сто лет умнее.
Но метод хорошо применим и к современникам! Действительно, ну как он докажет, что действовал сознательно? Чем он убедит читателей, что понял свое произведение лучше автора критической статьи? В любом случае можно отмахнуться: «Да что с тобой разговаривать? Уж нам со стороны виднее что ты там наковырял!» — и дело сделано.

Содержательные методы

Эта группа методов названа так потому, что громит писателя, отталкиваясь уже не от его личности, а от громимого текста. В группу содержательных методов входят: метод придрачи к словам, метод нового и шаблонного выражения, метод непонятки (не путать с аутонепоняткой!),
метод устаревших идей и метод плагиата.

Метод придрачи к словам

Метод прост: необходимо тщательнейшим образом выбрать наиболее неуклюжее слово, термин, оборот, придраться к нему и как следует обсмеять со всех сторон, показывая тем самым, что, дескать, вот каков он, громимый, в любой взятой наугад строчке.
Пример: «Эппилептик и каторжник, «классик» 19-го века Достоевский, в забытьи творчества перестав уже совсем следить за мыслью, в своем «Идиоте» (вот уж воистину!) писал: ‘Мышкин рассмеялся великоляпно’. Это, спрошу я вас, стиль? Тогда давайте писать: раскашлялся кашливо,
расчихался чихливо и расплакался плаксиво!»
Как вы видите, в этом примере мы использовали реальную неудачную фразу и обыграли ее. Попутно, если вы заметили, мы использовали уже известный нам метод обнажения пороков, метод аутонепонятки, метод неявного хамства, а также метод кавычек в слове «классик» (см. раздел
МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ).
Или можно, например, выдрать одно слово из контекста и объявить его грубо нарушающим стиль. Выберите слово «паровоз» и сообщите, что это слово стоит колом посредине описания природы и полей, и непонятно как вообще автору пришло в голову перейти к индустриальному жаргону. Можно
взять слово «ватт» и сообщить, что раз текст ведется на русском языке, то использование иностранного словца ватт» ничем иным, кроме стремления автора выпендриться, объяснить нельзя. Творите, пробуйте!

Метод нового и шаблонного выражения

Метод основывается на том, что любое словосочетание, в зависимости от степени его оригинальности, можно трактовать либо как «ненормальное», «нерусское» (или на каком там языке ведется громеж), аргументируя это тем, что «так не говорят», — либо, наоборот, сказать, что это истертый, примитивнейший штамп. Можно уточнить какой именно штамп — дореволюционный, социалистический, жаргонный, перестроечный, и т.п.
Возьмите фразу «В буром осеннем небе распластались грозовые тучи».
Объявите, что небо не бывает бурым — где вы видели бурое небо? Бурой бывает свекла, буряк отсюда, но никак не небо! Даже на Эвересте у Эрнесто. Скажите, что тучи не могут «пластаться», так как «пластание» — это расположение чего-то на какой-либо плоскости (тут уместно привести цитату из энциклопедического
словаря), а небо — это никакая не плоскость, а вообще непонятно что — это выяснили еще Бруно с Коперником и Галлилей им помогал. В то же время заявите, что словосочетания «осеннее небо» и «грозовые тучи» — настолько истертые штампы, что употреблять их должно быть не стыдно, а
суперстыдно.

Метод непонятки

Метод непонятки заключается в том, что мы делаем утверждение о том, что громимый не понял чего-то из описываемого им. Можно сказать, что его описание метро говорит о полном незнакомстве с метрополитеном, рассуждая о Боге, громимый показывает незнание элементарной физики, рассуждая о физике — полное незнакомство с мировой философией и ноосферой.
Если громимый ссылается на каких-то известных личностей или писателей-классиков — немедленно надо заявить, что он понимает их неправильно. К примеру, если громимый привел цитату Губермана, следует сказать, что Губермана он понимает слишком однобоко, как шута и балагура,
так и не сумев разглядеть в его работах тонкого философа. Либо, наоборот, представляет Губермана туманным мракобесом, игнорируя его живость и непосредственность.

Метод устаревших идей

Наилучший метод возражения против высказанной идеи — это ее диксриминация. Идею можно опровергнуть. Но это требует большой теоретической работы, а в зыбких околофилософских областях и вовсе невозможно. Поэтому есть более простой и действенный способ — навешивание ярлыка. Идею необходимо классифицировать. Например обзовите ее инфантильной, консервативной или экстремистской. Попахивающей материализмом, фашизмом или язычеством. Смело фантазируйте!
Обязательно надо подчеркнуть неоригинальность идеи. Сообщите, что такие идеи были высказаны еще сто, двести, триста лет или тысяч лет назад, и, в сущности, громимый не сказал абсолютно ничего нового, лишь повторил слова Платона, Аристотеля, Клеопатры или Лао-Цзы.
Хорошо, если удастся подогнать идею под взгляды сомнительного человека и сообщить, что подобными идейками не брезговали Гитлер, Сталин, Иуда, Раскольников, Батька Махно и поп Гапон.
Если идея и впрямь не слишком отталкивающая, бывает полезным заявить, что вы когда-то давно, в неразумной юности, тоже думали точно таким же образом, но это вскоре прошло. Тем самым вы покажете и несвежесть идеи, и ее неверность по сравнению с более новыми, и то, насколько вы умнее некоторых.

Метод плагиата

Метод плагиата представляет собой разновидность метода устаревших идей, и, возможно, его не следовало выделять в отдельную главу. Однако он настолько важен, что о нем следует говорить отдельно.
Метод состоит в том, что вы вспоминаете какое-нибудь более старое произведение, желательно очень известного автора, и говорите, что громимый один-в-один слизал все оттуда вплоть до отдельных оборотов, как Крылов у Эзопа все басни.
Естественно, не обязательно, чтобы произведения совпадали полностью — достаточно совпадения нескольких деталей. Там война и тут война, там любовь и тут любовь — все может вызвать нужную ассоциацию. Но лучше выбирать произведения не совсем старые, но и не совсем новые. Желательно последних 30-50 лет. Однако можно обратиться к известнейшим классикам средних веков. С древними и экзотическими лучше не сравнивать — читатель может не поверить, что громимый действительно читал Сенеку. Тем более, что сам читатель с Сенекой, естественно, не знаком.

Методы оформления

Последний, заключительный этап нашего руководства, описывает методы оформления вашей разгромной статьи. Это метод кавычек, метод косых взглядов и метод цитат.

Метод кавычек

Метод кавычек состоит в том, что слова, относящиеся к громимому, следует взять в кавычки. «Писатель», «книга», «открытие», «новый стиль», «сочинил», «лауреат», «хранитель» , » мастер»,»сотворил» — следует обозначить кавычками. Этим вы еще раз подчеркнете всю несерьезность как громимого, так и его работы.
Надо сказать, что этого же эффекта можно добиться вводными оборотами: «так называемый», «с позволения сказать», «простите за выражение» и т.п.
Если ваш гонорар зависит от размера разгромной рукописи — забудьте о коротких кавычках и употребляйте более длинные обороты.

Метод косых взглядов

Метод косых взглядов — описывая произведение, вы поглядываете на него искоса, сохраняете некую брезгливость, как если бы описывали внутренности разрезанного только что жука. Используйте обороты: «о чем нам толкуют подобные авторы?», «взглянем что кроется за», «чем же пахнут подобные сортирные идеи?» — и т.п. Очень хорошо завести термины, основанные на именах героев произведения, а лучше самого имени громимого: «маниловщина, карамазовщина, фурмановщина, маяковщина». Следует помнить, что не все фамилии так сконяются — если «лермонтовщина» сказать вполне допустимо, то «пушкинщина», «пушкиновщина» — не звучит. Это обидно. Но ничего — ведь есть еще множество методов отомстить громимому за неудачную фамилию.

Метод цитат

Метод цитат. Помните, умная цитата — ваш первый друг. Цитируя какого-либо знаменитого человека, вы, тем самым, даете понять, что раз в этой цитате ваши взгляды совпадают, следовательно, знаменитый человек с вами согласен и полностью на вашей стороне, даже если он умер тысячу лет назад. Откуда брать цитаты? Во-первых, у вас под рукой должен лежать энциклопедический словарь. Во-вторых, вы наверняка все пишете на компьютере (кто же в наше время пишет на бумаге или пишущей машинке?), поэтому в том же компьютере у вас должны храниться умные тексты. Это Библия, Коран, Упанишады, Платон, Кант, Маркс, Фрейд, Нострадамус, собрания стихов Басе, Пушкина, Гете — что достанете. Если вам понадобилась цитата, скажем о дураках — задайте контекстный поиск слов «дурак», «кретин», «козел», «глупец», «идиот», «урод», «дубина». Найдя подходящую по смыслу фразу, смело поместите ее в свой текст, указав точно откуда она, из какого раздела, какой главы и книги. Люди будут думать, что вы все это знаете наизусть. Кстати, цитату можно урезать — оставить только нужную вам часть. Например, найдя «Не сотвори себе кумира не из камня, не из дерева, не из глины» — оставьте только «Не сотвори себе кумира» или еще проще «Не сотвори!», отбросив подозрительную часть про какую-то непонятную глину и дерево.

Заключение

Вот и подошел к концу наш обзор. Используя эти простые приемы, вы сможете писать критические статьи на любое произведение и любого автора.
Ежедневно совершенствуйтесь в этом искусстве — это принесет вам успех.
Помните, что критикуя известного человека, вы подчеркиваете, что вы лучше его. Пусть громимый пробивает себе место под солнцем — а потом придете вы и покажете кто тут на самом деле умный. Докажите, что громимый — выскочка, дилетант, графоман, юный бездарь, либо, наоборот, давно пройденный этап искусства, ветхий, древний и ныне совершенно отживший эпизод истории. В любом случае занятия критикой принесут вам почет и уважение. Счастливого плавания Крейсер Аврора!»

0 комментариев

  1. sergey_digurko_asada

    Уважаемый, Графов! Статья, безусловно, забавная! Но, боюсь, что большинство графоманов, не поймут «юмора» заложенного в эти справедливые строки. Особенно — метод обнажения пороков, метод придрачи к словам, Метод литературной аутонепонятки,- могут обернуться к критику лицом — методом цитат от графоманов!
    С уважением:))

  2. eduard_snejin

    Автор статьи, видимо, возомнивший себя литературным графом, небрежно, свысока прошёлся по нам, бедным «графоманам».
    Его болезненный интерес к физиологическим недостаткам знаменитых писателей: кто болел сифилисом, у кого опухоль в мозге, кто и какие употреблял наркотики, кто был педерастом и прочая, прочая, заставляют предполагать, что сам автор страдает, если не всеми, то многими из этих пороков, что побуждает обратиться к нему словами Гиппократа: «Врачу — излечися сам»!
    Отдавая должное боевитому саркастическому стилю нравоучений автора, мы, чем дальше, тем больше проникаемся по мере чтения опуса тревожным разумением, что господин критик, неосознанно для себя, походя обгадил, с графским высокомерием, всех классиков, т. к. нет ничего приятней для посредственности мнимо возвыситься за счёт унижения признанных авторитетов.
    Напыщенная претенциозность статьи возникает с первых вводных слов: «Читатель, я научу тебя правильной критике». Но чему может научить литературщик, употребляющий затасканные штампы, типа: «не соврав ни на грош», «прекрасно понимаем», «туманным мракобесом» и т. п., а также изобретатель новоязов, коверкающих великий русский язык, типа: «аутонепонятки», «придрачи», «кашливо», «чихливо», которые у каждого нормального читателя вызывают тошноту.
    Автор не открыл ничего нового. Первый злобствующий критик появился с рождением первого писателя. По причине, о которой хорошо сказал Фридрих Шиллер в своей статье «Письма об эстетическом воспитании человека»: «Я часто замечал, — что полузнаек и незрелые умы труднее удовлетворить, чем мастеров и знатоков, у которых всегда найдётся известная широта суждения и свободомыслия. В театре, например, они с готовностью отдаются воздействию художника и его создания, тогда как первые становятся в оборонительное положение и упираются всеми способами. На художественных выставках настоящий мастер радуется малейшему проблеску истинного искусства; он отыскивает его, тогда как умничающий ищет и находит только недостатки. Так во всём на свете. Кто внутренне богат и содержателен, может делиться с другими, не становясь от этого беднее. А кто сам беден, тот на миг ощущает себя богатым, когда отбирает что-нибудь у других».
    Эти сортирные идеи вытащены автором из ядовитых клоак низкопробных испражнений воспалённого мозга, озабоченного задачей убедить читателей в мнимом превосходстве воспарившего на ощипанных крыльях критика над творческими личностями, которые, порой, и возразить-то ему не смогут из-за своей природной порядочности))).

  3. marina_chernomazKira_Lyss

    Класс! И как теперь прикажете обозревать свежезавершившийся Фэнт? Шоб свежо и актуально?

    Главный прикол этой статьи, что ее можно читать как со знаком + так и со знаком — (минус), то бишь: делай так, это завуалированная инструкция как писать рецензии. ИЛи НЕ ДЕЛАЙ так, нехороший человек, редиска! Ганьба!

    :))

  4. gureva_tatyana_rutenko_ta

    Вот это ДА!!!! Супер- статья! Рекомендую! Как будто лекцию по ПР прослушала, оказывается, имеются спецтехнологии.
    Господин Графов! Вы критик или Вы с нами? Подтекст — кто не с нами, тот против нас!

  5. pavel_otstavnov

    Здравствуйте, Леонид.

    Статья ваша (представленная как «окололитературная шутка») замечена давно, но ценности с течением времени не потеряла.

    «Цена вопроса»

    Редко я встречал такой глубокий анализ и такие четкие формулировки в итоге. Редко и жанр такой сейчас встретишь – сатира. Эта «шутка» бьёт по самой основе «творчества» «критиков». Это даже не назовешь «критика критиков» — это… Сатира – самое адекватное слово. Причем сатира «убийственная», настолько она точна и узнаваема.

    Сеанс разоблачения «ужимок и прыжков…»

    Хорошо, что нашелся умный человек и «покопался» в этом «критическом» «болоте». Явлены на свет практически все «ужимки и прыжки»… Действительно, «мы удавились бы с тоски», если б произведения чуть-чуть на эту «критику» были похожи.

    А «разоблаченный» «критик» удавится с тоски?

    О, нет и еще раз нет! Эти «ребята» четко знают, что пишут и кому пишут. И на вашу замечательную статью не обидятся, а воспользуются. И их критический «бриллиант» засверкает новыми гранями «методов» критического «анализа». Правда, спасибо вам они не скажут – привыкли «заимствовать», как божки, принимая обязательные дары.

    «Было бы смешно, если бы не было так грустно…»?

    Загрустили бы, кабы первый раз такую их «критику» читали. Сейчас уже с первого взгляда распознаешь и… А вот тем, кто еще не знаком с такими «методами» массового поражения, оч..оч… и еще раз очень бы рекомендовал сделать вашу статью настольной. То, что крови авторской меньше попортится, это хорошо… Но не главное, так как жизнь автора – это уход крови капля за каплей. Главное – себя сохранишь, свою суть авторскую. А иначе «критик» превратит тебя в «типичного».

    Что делать?

    Применять «метод профессора Преображенского» и «метод бедуинов».
    Преображенский: «Не читать!»
    Бедуины: «Собака такая, лает еще — но караван идет!»
    Но это опять же не главное. Главное – это хороший, большой и серьезный разговор на тему «Критика»:
    — Нужна ли?
    — Если нужна, то какая?
    И т.д.
    Вот на эту тему я бы с интересом прочитал ваши соображения. И, может быть, сам поучаствовал в разговоре.
    Главное, чтобы «караван дальше шел»! А эти… Путь на луну воют с тоски!

    P.S. «Критическая жизнь» бурлит и «развивается». Появляются «новые» методы и вспоминают хорошо забытые старые:
    — «Метод Станиславского»: «Не верю!!!»
    — Метод «Каково — таково и как его…»
    — Метод «Ахинею – Ахинееву!»
    — Метод «ЖЖОТь – не ЖЖОТь!»
    — Метод «Скока будет в баллах?»…
    И т.д. и т.п. Бесконечна «критическая» вселенная…

    С уважением, Павел Отставнов.

  6. grafov

    Здравствуйте, Павел!
    Что делать? Давать советы дело гиблое! Умострой у всех разнообразный: шершавый… скользкий…
    По обстоятельствам…
    Критика нужна. Без нее автор — аффтор зачахнет, сварится в собственном соку.
    Какая нужна критика- спросите?
    Об этом чуть позже с Вашего позволения.
    С уважением!

  7. pavel_otstavnov

    Буду ждать Вашу статью на тему «Какая критика нужна?». Уверен, это будет интересный разговор. Понятно, что говорить надо о литературе, отделяя критику от политизации и идеологизации, групповщины, вкусовщины… и прочей бесовщины.
    С уважением, Павел Отставнов.

  8. anton_vladimirovich_kaymanskiy

    Здравствуйте!
    Прочел с большим интересом. Несколько напрягли меня, впрочем, разрывы предложений. У Вас идет-идет предложение, а затем вдруг продолжается в новом абзаце. Может, при форматировании текста ошибка получилась?
    ЗдОрово Вы методы критиканов вычленили!
    С уважением, Антон

  9. irina_lyubeznova

    Господин Графов! Блеск! Одна дама в «Литературном чате» хотела извратить мой Ник — фамилия от «Лобзика», хотела чтобы было.))
    Авторы ей из словарей читали, приводили аргументы…
    Вообще эта фамилия мужа. К моему роду отношения не имеет. Пусть поизголяется.))

Добавить комментарий