Случай из практики


Случай из практики

Случай этот произошел 13 марта 2001 года — в первый день моей школьной практики. Уже с утра я почувствовал что — то неладное. То ли отрицательная магия числа сыграла свою роль, то ли вполне объяснимое беспокойство перед любым ответственным начинанием, но факт в том, что в школу мне идти не хотелось … определенно не хотелось.
Однако спустя двадцать минут я был ужё там. До звонка четыре минуты, я нервно поправляю галстук и судорожно кашляю в кулак. Учитель (Владимир Петрович), который уже через три с небольшим минуты отдаст меня в полное распоряжение своего класса, как может, подбадривает меня; впрочем, это мало помогает…я кашляю …
Объяснимся: Я, студент 5 курса исторического факультета, Педагогического института — Майоров Вячеслав, — направлен в среднюю школу № 7., г. Стерлитамака, для прохождения 6-ти недельной педагогической практики. Сегодня (13-ого!) я провожу с прикрепленным за мной (10-м!) классом, свое первое практическое мероприятие — «классный час». Он посвящен предстоящему знаменательному событию, которое отмечается 23 февраля. Я перебрал множество вариантов при подготовке к данному мероприятию: от намерения пригласить ветеранов до похода в краеведческий музей, однако решил остановиться на хорошо всем известной игре «О, счастливчик!» (наполнив ее военно-патриотическим содержанием).
Как говорится: “простенько, но со вкусом”. Итак, звенит звонок… — Ни пуха, ни пера! — желают мне, мои коллеги — студенты.
— К черту! — говорю я в ответ и покидаю учительскую…
… Позади было уже минут 15, и я худо — бедно начал свыкаться со своей новой ролью (помнится даже, что — то сострил, получив в ответ жидкое хихиканье). Гром грянул, как всегда, посреди ясного неба…
…Передо мной сидел второй участник игры. (Первый благополучно отыграл свое, ответив на три вопроса, использован при этом все три подсказки). Второй оказался более эрудирован, что позволило ему дойти аж до 7 (!) вопроса. (Правда, при всех тех же трёх подсказках). Этот-то вопрос и стал роковым, и в первую очередь для меня. Вопрос звучал так: “Кто из следующих генералов русской армии не принимал участие в Отечественной войне 1812 года?
1. Барклай де Толи
2. Румянцев
З. Тормасов
4. Багратион».
Озвучив этот вопрос, я вдруг с ужасом обнаружил, что … сам не знаю правильного ответа! Сначала я решил, что это минутное замешательство, так как, еще час назад (при генеральной репетиции классного часа) я знал всё, и при том, самым отличнейшим образом! Но скоро я ясно понял, что влип и влип основательно. — — Ну так, что же, — стараясь быть абсолютно спокойным, спросил я, — кто же это?
На беду, на счастье ли, участник игры так же, находился в затруднении.
Во время его раздумий я не оставлял попыток вспомнить ответ на сей злополучный вопрос. На самом деле, не все было так безнадежно. Я прекрасно знал, что и Багратион и Барклай де Толи, в этой войне принимали самое непосредственное участие. «Кто-то был дажё ранен»,
— вспомнил я. Но вот кто же не участвовал: Тормасов или Румянцев?
Румянцев или Тормасов?
— Это.., — нерешительно промолвил игрок, — это…
“Господи, только не Тормасов или Румянцев!”
— Я еще подумаю…
— Подумай, — благодушно разрешил я, — осталось тридцать секунд, хотя нет, минуту я еще дам.
По классу прокатился недовольный гул, и какое — то хихиканье с задних рядов. “Догадываются”, — решил я, и стал мучительно думать, как же выпутываться из этой ситуации… “Если назовет Барклая или Багратиона, то говорю, неправильно и до свидания… “А какой же правильный ответ?” спросит он. Что я отвечу? Тормасов? А если это Румянцев? Учитель то наверняка знает”, я мельком взглянул на последнюю парту, и вздрогнул: Владимир Петрович смотрел прямо на меня,- “знает”, — обречено выдохнул я. “Да плевать, скажу “сам найдешь, историю читай”, ну а если назовет Тормасова, или что еще хуже — Румянцева? Сказать “да это он”, или же “нет, не он?”
Я снова взглянул на учителя, и тут же отвел глаза: он испытующе смотрел на меня и, казалось, обо всем догадывался… “Что же, что же делать?.. Румянцев… Румянцев… он, по-моему, при Екатерине служил… Очаков брал, не он ли? А если это Тормасов? Тормасов… Черт знает что такое! Не помню! Ни черта лешего не помню! — Ну скоро, нет?
— Сколько можно думать!
— Хватит уже! — раздались реплики из класса.
Я приготовился к самому худшему…
-Ну так что же? — совершено охрипшим голосом вымолвил я, — кто же это? Кто так и не соизволил принять участие в этой священной для всего русского народа войне? Кто так и не встал на защиту Отечества в этот урочный час, — начал я патриотическую тираду, дабы выиграть время для последней попытки самому вспомнить ответ.
-Мне кажется это … Тормасов, — неуверенно произнес игрок.
(Стоит ли описывать то, что пришлось мне испытывать в тот момент?).
— Хм, — криво улыбнулся я, — значит Тормасов?
— Да, — увереннее ответил игрок.
-Хорошо, Тормасов … (“Может он, может действительно он”, — лихорадочно пронеслось у меня в голове)… Хор-ош-о… это ваш окончательный ответ?
— Да, -.совершенно уверенно ответил тот.
— Не Барклай де Толи, не Багратион?
— Нет.
— А может быть Румянцев? — пытался я оттянуть неминуемое.
— Нет, Тормасов, — издевательски улыбнулся он.
Я в третий раз посмотрел на учителя, и опять же, стоит ли говорить, куда был устремлен его пронизывающий (и казалось насмешливый) взор.
— Значит Тормасов?
— Тормасов, Тормасов – торжественно-злорадно оскалился игрок.
Я глубоко вздохнул (в этот миг в моей голове переплелось столько мыслей, сколько не посещало ее за последний месяц. Отчетливо помню лишь две: это соломоновское — “все пройдет”, и (видимо принадлежащее предательскому внутреннему голосу): “тебе еще месяц с ними работать”). Так вот, я глубоко вздохнул и совершенно чужим голосом выпалил: — Правильно! После чего, стараясь не смотреть на заднюю парту, зачитал новый вопрос.
Все дальнейшее было в тумане…
После звонка, я остался один на один с учителем… Однако ничего определенного на тот счет, прав ли я был, согласившись с мнением игрока, я так и не услышал. Были лишь дежурные, ничего не значащие фразы: “Молодец”, “довольно интересно” и т.д.
Как только я оказался дома, то тут же бросился к своему книжному шкафу, отыскал учебник истории, судорожно перелистал страницы… Вот она: «Гроза 12-ого года…» Но что же я вижу!
“…армия была разделена на три далеко отстающих друг от друга группы, под командованием М. Б. Барклая де Толи, П. И. Багратиона и …А. П. Тормасова (!).
— Тормасова! — воскликнул я … Теперь я уже точно знал, кто не участвовал в этой войне. Но, как говорится: “хороша ложка к обеду…”
После этого случая, я стал проще и легче подходить к своей
практической деятельности в школе. Перестал заучивать и
репетировать предстоящие мероприятия, стал более вальяжно и
свободно чувствовать себя перед своими учениками…
Теперь я понял, что если не выучу урок, то наверняка ничего не забуду…

2001 г.

0 комментариев

  1. elena_kulikova

    Что ж, я как педагог прекрасно понимаю героя. Сама будучи практиканткой волновалась. Всегда что — нибудь проходит не так, как нам хотелось бы. Рассказ читается легко, невольно сочувствуешь бедному студенту.

Добавить комментарий