Типично


Типично

Типично
Ещё и не пробило полдень, как он сменил старый Ford Explorer на совершенно новенький Saab X Concept 2006 года, расплатившись кредиткой, только что полученной от Женечки.
Припарковав машину у торгового центра, он зашёл внутрь. «Вашу кредитку, пожалуйста! Возьмите Ваши покупки!». Лучезарная улыбка продавщицы. Нет, сейчас принято говорить «консультант». «Приходите ещё» — говорит она ему. О, да! Эта точно будет тебя ждать. Особенно твой кошелёк.
Пакеты в багажник и он садится за руль. Пора домой. Отдохнуть. Маникюр. Педикюр. Немного солярия и массажа. Массаж делает сексапильная Анжела. Обычно все сеансы проходят по одному сценарию: массаж, секс, массаж. Но сегодня надо быть в форме. Первое свидание с Женечкой. Не забыть купить цветок. Орхидею в стеклянном горшочке. Обычный букет – банально до дури. Он улыбнулся собственной мысли.
Дом. Квартира на пятом этаже. Зал в 70 м². Подарила квартиру Алиска. Хорошая девчонка. Пусть живёт счастливо. Квартиру обставила Мариночка. И ей пусть немного от этого счастья перепадёт.
Он поднимался по лестнице всегда. Никогда не пользовался лифтом. Зачем? Можно бесплатно подкачать мышцы ног. Он любил всё, что бесплатно.
Третий этаж. Пятая ступенька. На ней сидит Лия. Лиичка. Лисёныш.
— Здравствуй, — натянуто улыбнулся он. – Что ты здесь делаешь?
Она сидит. Не двигается. Смотрит на него. Пристально. От этого взгляда ему что-то не хорошо делается, но он улыбается. Вчера был у стоматолога. Зубы белые, как снеговые шапки на горах.
А у неё ком в горле. Нервничает сильно. Начинает теребить ремешок на сумочке. Вздрагивает. Всхлипывает.
— Ну ты что? – уже нежно говорит он. – Лисёныш, ты что?
От «Лисёныш» всхлипывания переходят в глубокие рыдания. Сердце у неё сжимается. Больно на душе. Больно ей.
Прошло минут пять или полчаса. Она успокаивается. Он сидит на пятой ступеньке и обнимает её. Она молчит, думает, как сказать. Он молчит, думает, что уходит время, отведённое на отдых. Ему жалко этого времени. Как отвязаться?
— Лия! Ты, конечно, извини, но мне идти надо. У меня вон и мороженное тает, — он показал на пакет с продуктами.
Такая бесчувственность! У неё от его эгоизма пылают щёки. Слёз уже нет. Жалко ей себя.
— Я пришла поговорить. Вчера сидела у окна. Думала, как же я так….Докатилась.
Она замолчала. Вдруг, словно вспомнив что-то, она вскинула голову и лихорадочно на него посмотрела.
— А где машина? Я видела ты на другой приехал. Разбил Форд?
— Нет. Сегодня продал и новую купил. Лия! Так что?
— Я сказать пришла…просить…вернись, а? Сижу целыми днями у окна. Работу бросила. Зачем? Квартиру тебе свою отдала, живу в съёмной. Там кровать только, стол и стул. Комната у меня только. В другой комнате бабка живёт. Кормит меня с пенсии. Я первое время выходила газеты продавать, а теперь уборщица мне платит, чтобы я наш подъезд убирала. Я согласилась. Уборщица в наш подъезд даже и не заходит. Вонь такая стоит. А что поделаешь? У нас не подъезд, а двор проходной: наркоманы, бичи, алкаши – все там тусуются. Она мне платит двести рублей в неделю. Я и рада. На хлеб хватает.
Она же раньше директором фабрики конфет была. Тридцать пять лет. Очень быструю карьеру сделала. Не замужем, богатая, думала только о работе. Пока его не встретила. Сначала ей комфортно было. Всё устраивало. А потом она влюбилась.
— Лия. Мне, конечно, очень жаль, что так вышло. Но я ничем помочь не могу. Денег просить пришла? Вот возьми, — он протягивает ей пятьсот рублей.
Она смотрит на купюру, как будто впервые деньги увидела. Начинает смеяться. От её смеха у него мурашки по коже. Совсем баба спятила.
— Ну, спасибо, дорогой! – она всё ещё истерично смеётся. Еле-еле произносит слова.
Не виделись они полгода. А прошло как будто десять лет. У неё морщинки около глаз и у рта. Седые пряди в волосах. И руки трясутся. Нет, не пьёт. Гипертония. Дистония. И ещё чёрт знает что. Он удивился, как она быстро постарела. Вот к чему приводит затяжная депрессия и плохое питание! Надо бы ей побольше денег дать. Он достал из кошелька две тысячи и ещё немного.
— На! – протянул он.
Но она уже не смеётся.
— Ты считаешь, денег дал и забыть обо всём можно? Думаешь, я прощу, что нищенкой стала? Из-за тебя.
Он отмахнулся от неё, как от назойливой мухи.
— Лия! Ну что ты впрямь! Ты же знала, на что шла! Какие могут быть претензии? – ему надоело. Он устал. Пора домой. Он взял пакеты и собрался уже было подниматься дальше, оставив её на пятой ступеньке.
Но она проворно схватила его за ногу.
— У тебя кто-то есть? Скажи мне, кто она?! – заорала Лия на весь подъезд. У неё не хватало одного зуба. Он брезгливо поморщился, но она не заметила. – Неужели она лучше меня? – продолжала кричать Лия.
Ох, как ему это надоело! Он любил своё дело. В нём сочетались и удовольствие, и неплохой заработок. Но единственной проблемой были вот такие истерики! Он уже подумывал, чтобы после окончания каждого дела переезжать на другую квартиру. Он тяжело вздохнул и повернулся к Лии.
— Послушай ты! Бери эти чёртовы деньги и убирайся отсюда драить свои подъезды. Если ты хочешь, чтобы я был с тобой, то иди и работай на нормальной должности! Тупая что ли? Я что дурак, чтобы спать с тобой бесплатно? Да ты когда в последний раз в зеркало смотрелась? Старуха! Старуха! – кричал он.
А она ничего не слышала. Как будто слух отключился и осталось только зрение.
— Не любишь? – шёпотом спросила она.
— Нет, конечно! Я же на таких, как ты деньги зарабатываю! Дура!
Вот и её мир перевернулся. Он говорил ей, что любит. Любит. А сам сейчас её назвал, как же? Старухой? Она на его имя деньги перевела, всё имущество переписала. Он говорил, что любит её. Как же?
У Лии оставался последний козырь. Она и не хотела про него говорить. Думала, что придёт, позовёт его обратно. Он одумается. Но нет. И она сказала:
— Даня, я беременна от тебя.
Он действительно заметил её округлившийся живот, но надеялся, что не от него.
— Да пошла ты, дрянь! Спишь со всякой алкашнёй, а мне твоих ублюдков воспитывать? Пошла отсюда, и чтоб я тебя не видел больше, а то милицию вызову! – выплюнув эти слова, он наклонился и ударил её по лицу.
Она невольно отступила назад, чтобы отклониться от удара и упала с лестницы.
Он брезгливо вытер ладонь платком, взял пакеты и стал подниматься наверх. Посмотрел на часы. Прошёл час. На маникюр опоздал. Жаль.

0 комментариев

  1. uvarkina_olga

    «Такая бесчувственнсть и у неё от его эгоизма пылают щёки». Уважаемая Алекто, обратите внимание на эту фразу. Здесь где — то должны быть расставлены знаки препинания. Мне очень понравился Ваш рассказ. Спасибо. Ольга.

  2. kaschey_bessmertnyiy

    Весьма поучительно, а главное — в тему сегодняшних проблем. Но вот… Э-ээ… Речь… Впрочем, использование нелитературных выражений только придаёт произведению определённый шарм. В целом — чрезвычайно интересно.
    But light? Where is the Light Side?

  3. alekto

    Для такого произведения — только такая речь! Я хотела ещё хуже, но удалили бы:)
    Спасибо за рецензию, Серёжа!:)
    Светлой стороны здесь и быть не может. Ведь это наша жизнь. Даже название соответствует — «Типично». Т.е типично для нашей жизни. И если ты пробил меня на хороший конец для Псковы, не жди этого для других рассказов:). Не для всех, at least.
    С уважением и улыбкой

  4. tamara_sharkova

    Рассказ читается на одном дыхании. Язык повествования — живой и динамичный.
    А порочная натура главного героя, его непревзойденный цинизм настолько ошеломляют, что кажется – возможно ли такое в жизни? А ведь возможно…

  5. lisichka

    На самом деле очень динамично и четко. Последний абзац — каждое слово и каждый знак на своем месте.Что для меня осталось непонятным — поведение Дани. В его мире все просчитано. Откуда тогда нежность? После нее события должны, мне кажется. по-другому развиваться. Либо ты что-то не описала, какие-то движения его души, между нежностью и скукой. Лия у меня вызвала жалость и недоумение — если настолько глупа, что все имущество переписала на него, то как стала директором фабрики конфет? Я, конечно, слышала такие истории по телевизору про профессиональных альфонсов. Может, надо Бога благодарить, что не встречалась в жизни!) Вобщем, от Лии какое-то смущение, которое трудно выразить…
    А вообще, мне нравится, как ты умеешь представить себя другим человеком, что Даней, что девочкой-школьницей. Язык, а следовательно и стиль мышления соответствуют образу.

  6. alekto

    Спасибо за рецензию. Очень и очень приятно:). Постараюсь быть краткой:)
    Хорошо, что хоть в последнем абзаце всё на месте:). Как говорится, ради этого и стоило писать:). А-то, когда во всём произведении всё не на месте и само произведение не на своём месте, а на чужом — это начинает беспокоить:).
    Нежность. Мне кажется, он не настолько бесчувственный человек. В ту секунду в нём что-то пробудилось. Это был такой мимолётный душевный порыв….который он вскоре подавил в себе. Так что я подумала, это не стоит того, чтобы его описывать.
    Лия. Глупой её сделала любовь. К примеру, мы видим сильную женщину: дома, на работе. Везде. Она считает, что она волевая, с сильным характером и ничто её не сломит. Но, как будто, в издёвку к ней приходит вот такая любовь. Если она по-настоящему сильна, то даже, если под конец она останется ни с чем, она найдёт в себе силы начать всё заново. Но, как мы видим, Лия слишком прониклась к себе жалостью. И это очень плохо.
    Я даже не хочу думать, представлять её мысли после того, как он отверг её! Будем надеяться, что она встанет, вся чушь из её головы выйдет и ребёнок поможет ей встать на ноги ( в смысле, ради него стоит продолжать жить). Но, к сожалению, в большинстве случаях, такой поворот событий надломляет женщину. Она спивается и т.д.
    С уважением,

  7. barsik

    Наташа, неужели это, дейсвительно типичное явление?
    Я назвала бы рассказ как-нибудь по-другому.Вообще некоторые Ваши
    рассказы вызывают ужас. Но написано увлекательно.А главное- Вы
    вскрываете самые жуткие явления современной жизни.Всё же смею
    надеяться, что они не столь типичны.

    я

  8. alekto

    Спасибо!:)
    Вообще, по жизни я довольно-таки позитивный и весёлый человек. А вот в рассказы выливаю весь свой негатив, пэтому, наверно, и шокирует. Сначала пришло название, а потом уж сам рассказ. Я даже и не знала, что всё так получиться. Будем надеяться, что такие, как Даня — редкое явление в нашей жизни.
    С уважением,

  9. ilya_slavitskiy_Oldboy

    Да, это действительно в чем-то сильнее «Собак». Хотя Пскова и некоторые другие рассказы мне показались более «заряженными», что-ли.
    Я не знаю, как это точнее сформулировать, но данный рассказ, при всей его «натуральности», страдает во-первых, в мелких деталях, но, что более важно, в… недостатке «сверхзадачи» или вектора или целостной концепции.

    Да, сюжет реальный, «горячий». Но чем это отличается от любого из десятков ТВ сериалов сегодня? Или — от «Окон», или от кучи других ток шоу сюжетов? Мало просто рРАССКАЗАТЬ историю. В рассказе должно быть НЕЧТО, исходящее из души Автора, привнесенное им (ей, Вами, в данном случае). Вот этого я и не почувствовал, почему-то.

    А ведь из этого сюжета можно (и особенно ВЫ могли бы сделать) было бы вывести нечто по силе сравнимое с Дон Гуаном нашего времени. Влюбленным не в ЖЕНЩИН, но в ЗОЛОТО. Вот суть того, что Вы описали, по-моему. (Кстати, мне бы никогда такое не написать и не придумать 🙁 )

    Конечно, есть и другой «концептуальный» подход — вроде того, которому следовал Довлатов — отстраненное наблюдение как бы без авторского осуждения или одобрения. Но тут надо быть очень, ОЧЕНЬ точным в каждом слове и букве. И надо быть Довлатовым. Что, по-моему, Вам не совсем «по фасону».

    Теперь чуть-чуть о «технике». Еще раз напоминаю — я не только не профессионал, а вовсе наоборот.

    «Ещё и не пробило полдень, как он сменил старый Ford Explorer на совершенно новенький Saab X Concept 2006 года, расплатившись кредиткой, только что полученной от Женечки»

    Уже первая фраза при всей ее, вроде бы, правильности, вызвала у меня какое-то «неприятие», неудовлетворенность.

    «Пробило», по моему подразумевает какие-то куранты, часы на башне и т.д. в контексте ГОРОДА. В данном сюжете этого всего нет, и не нужно. Поэтому слово кажется чужеродным.

    «Только что» — означает именно «только что». Он что, взял кредитку, и помчался в магазин машину менять? Судя по всему, нет. Карточку он получил где-то вчера, или во всяком случае, некоторое время назад, когда уславливался о свидании, но не «только что».

    Теперь о самом свидании. Интересно бы было прояснить ситуацию, в которой дама, «Женечка», отдает свою кредитку с, видимо, изрядным лимитом, достаточным для покупки машины, альфонсу, еще даже не имея с ним ПЕРВОГО свидания. Это как же это? В метро что-ли ехали они вместе? Или в библиотеке сидели? Неувязочка-с 🙂

    «Прошло минут пять или полчаса. Она успокаивается. Он сидит на пятой ступеньке и обнимает её. Она молчит, думает, как сказать. Он молчит, думает, что уходит время, отведённое на отдых. Ему жалко этого времени. Как отвязаться?»

    Это с чьей точки зрения прошло? Его? Её? Автора? Разные вещи. Он-то точно знает, сколько прошло. У него часы на руке, наверняка. И автор должен знать.

    А дальше: «Как отвязаться?» — это очевидно изложение с ЕГО позиции.

    Тут, как и в ряде других мест, не вполне четко, по моему отработана точка, фокус проекции сюжета. Откуда мы, читатели смотрим? С точки «обзора» автора, героя или Лисенка? Поэтому, некоторые выражения кажутся неточными, даже странными.

    Вообще, распределение материала между автором, героем и героиней следует внимательно проанализировать.

    «- Лия! Ты, конечно, извини, но мне идти надо. У меня вон и мороженное тает, — он показал на пакет с продуктами”

    Ну лишняя здесь авторская вставка. Она только тормозит, по-моему, динамику сюжета. И не только здесь.

    «- Да пошла ты, дрянь! Спишь со всякой алкашнёй, а мне твоих ублюдков воспитывать? Пошла отсюда, и чтоб я тебя не видел больше, а то милицию вызову! – выплюнув эти слова, он наклонился и ударил её по лицу.
    Она невольно отступила назад, чтобы отклониться от удара и упала с лестницы.”

    «Выплюнув эти слова» при всей силе оборота, по-моему здесь уже лишнее. Только тормозит динамику изложения. Вообще, по-моему, авторских слов надо в ряде случаев поменьше. Я, читатель, и так представлю себе ужас этой сцены. Нужны лишь «опорные» детали.

    Не в качестве «образца», но в качестве упражнения, как бы я это выразил:

    «- Ну ты и дрянь! Спишь со всякой алкашнёй, а мне твоих ублюдков воспитывать? Пошла отсюда, и чтоб я тебя не видел больше, а то милицию вызову!»

    Он наклонился и несильно, а скорее брезгливо, ударил её по лицу.

    Инстинктивно отпрянув назад, она покатилась вниз по лестнице, ударяясь о ступеньки и только пытаясь руками прикрыть живот.

    Он посмотрел на часы. Прошёл час. На маникюр опоздал. Жаль.

    Он вытер ладонь платком, взял пакеты с уже обидно подтаявшим мороженым и решительно пошел наверх.

    С ув
    Илья

  10. alekto

    Мда. Вот это я понимаю рецензия:).

    Вам тоже нравится Пскова? Это моё любимое. Типично стояло на третьем месте по моей любимости. А Вам не понравилось:(.
    Отвечу на некоторые из Ваших положений.
    Знаете, у нас сейчас такое время, что между первый знакомством и первым свиданием обычно проходит о-о-очень много времени. Бывают детей уже успеют родить, а первого свидания ещё не было….
    Время. Пять минут или полчаса. Здесь имелось в виду очень абстрактно. Когда отрешаешься от всего, сидишь, то не думаешь сколько времени прошло. Не смотришь на часы. Полчаса — это для него. Время тянется, он бесится. 5 минут — для неё. И этими минутами было для неё и то время, что она его ждала. Кровь стучит в висках, её трясёт, страшно. После того, как они расстались, время для него побежало — 5 минут. Для неё стало тянуться — полчаса.
    Над Вашим вариантом концовки подумаю.
    Спасибо.
    С ув,

  11. ilya_slavitskiy_Oldboy

    А откуда следует, что не понравилось? Если бы «не», то зачем бы я столько времени на него потратил? В рассказе есть, по-моему, хороший ПОТЕНЦИАЛ, но, как натуральный алмаз требует огранки, чтобы стать бриллиантом, так и этот текст требует доводки, чтобы превратиться в НЕЧТО особенное 🙂

    Про различия в течении времени для героев я несомненно понимаю. Суть моих замечаний в том, что текст, по-моему, постоянно перемешивает разные точки обзора, и поэтому я, читатель, сбиваюсь, и впечатление портится. Возможно, это просто мой «стиль» чтения. Для меня очень важна ЛОГИКА материала, а не просто поток вызываемых текстом эмоций и асоциаций. Даже полный сюр, по моему, должен быть построен на базе какой-то, пусть и сложной, пусть явно и не сформулированной, но логической концепции. А уж реалистические или псевдореалистические детали должны быть выверены очень внимательно.

    С ув
    Илья

Добавить комментарий