Золотое сечение хокку


Золотое сечение хокку

Золотое сечение хокку.

Попытка проверить гармонию алгеброй.

1.Форма.
Чем объяснить интерес миллионов людей во всем мире к японскому трехстишию – хокку?
Множество поэтов говорящих на разных языках очарованы этой поэтической формой существующей в Японии с XII века. Три строки 5-7-5 слогов и в них целый мир красоты природы и чувства. А может быть красота и есть ключ к пониманию этого интереса?
Что стоит за визуальным чувством красоты давно известно архитекторам и живописцам.
Это – идеальная пропорция или «золотое сечение».
Если в прямоугольнике со сторонами А и В ( где В — длиннее) стороны соотносятся как

А/В = В/ (А+В) ( это отношение приблизительно равно 0,7) – то это и есть идеальная пропорция или «золотое сечение».

Самое удивительное то , что в случае с хокку мы тоже имеем «золотое сечение» :

5/7=0,7 а 7/ (5+5) =0,7 , где как вы догадались 5 и 7 – количества слогов.

Ритм 5-7-5 японского трехстишия является отшлифованным столетиями «золотым сечением» красоты хокку.

2.Содержание.
На примере творчества японского классика хокку Мацуо Басё ( Бабочки полет : Японские трехстишия. Пер. с яп. В.Н.Марковой – М., Лабиринт Пресс,2002. – 352 с.187 трехстиший М.Басё) попытаемся сделать статистический анализ содержания хокку. Для этого каждую из 3 строчек хокку отнесем по смыслу к одному из трех элементов теории познания – созерцанию, абстракции и действию. Уточним граничные условия выбранных элементов:

Созерцание — это внешний вид объекта, ощущения ( цвет, вкус , звук, тактильные и иные), например, «в небе облачка клочок», «вода так холодна!», «аромат хризантем».

Абстракция – это отвлеченные понятия, продукт деятельности мозга, например, «чем же там люди кормятся?», «как постарел знакомый печник!», «дети, кто скорей…»

Действие – это движение, «осуществление существующего в возможности», например, «омывают цаплю по самую грудь», «спрятался в рощу бамбука», «стелет постель ему ветер…»

Результаты анализа сведены в таблицу 1 и представлены графически в рис.1:

Таблица 1
% Созерцание Абстракция Действие
Первая строка 28,7 47,9 23,4
Вторая строка 24,2 26,9 48,9
Третья строка 53,5 22,7 23,8

Итак , в первой строке у 187 хокку М.Басё превалирует абстракция – 47,9 % случаев, во второй – действие 48.9% случаев, в третьей – созерцание- 53.5% случаев.

Рис.1

Можно привести несколько хокку М.Басё соответствующих приведенному распределению:

1.Как разлилась река!
Цапля бредет на коротеньких ножках
По колено в воде.

2.Сосенки…Милое имя!
Клонятся к сосенкам на ветру
Кусты и осенние травы

3. Печального меня
Сильнее грустью напои
Кукушки дальний зов!

Конечно, есть замечательные исключения из приведенных выше закономерностей,
но в целом надеюсь эта информация может быть полезна начинающему «хоккуисту

Добавить комментарий