Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до 43-х лет. Часть 3.


Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до 43-х лет. Часть 3.

О том, как Игнатий заставил поверить в себя весь мир.

Спокойна глубина моего моря;
кто бы угадал, что она скрывает шутливых чудовищ!
Ницше.

В марте 1522 года Игнатий отправляется на богомолье в Монсеррат, где хранился чудотворный образ Богородицы, которую он выбирает своей покровительницей. По дороге он соблюдает посты, и занимается самобичеванием (к чему, как показала его самостоятельная попытка вылечить свою ногу, он был предрасположен). Дойдя до часовни, он всю ночь стоит перед образом Богородицы с оружием в руках. На следующий день, снимает с себя офицерский мундир, навсегда. Оставляет в часовне свой меч и кинжал, самых верных друзей его прошлой военной жизни, тоже навсегда. Надевает на себя рубище, и решает идти в Палестину, обращать неверных в христианство. Один.
Грубый, заносчивый, драчливый Лойола, смиренно стоящий перед образом Богородицы? Не торопитесь ему верить, ибо наш герой не так уж прост, и в его жизни тоже все не случайно. Цель этого спектакля одна – заставить о себе говорить. И о нем заговорили, правда, как о сумасшедшем. Но первая ступенька его замысла была преодолена.
Мусульманский мир от Лойолы спасает чума, которая задерживает его отъезд в Палестину. Игнатий решает переждать неблагополучное время, в небольшом городке Каталонии, Манрезе. Здесь он поселяется в пещере, и ведет отшельнический образ жизни, питаясь хлебом и водой, по семь часов стоя на коленях. Добровольное одиночество, так необходимое для обдумывания дальнейших действий, для интуитивного поиска нового пути, новому осознанию самого себя. Ведь он действительно был уже другим человеком, пережитое им психическое потрясение, не могло пройти бесследно. Этим «следом» явилось его легкое психическое расстройство, проявившееся в видениях, открывших ему космос и гармонию мироздания. Его душевное настроение было настолько беспокойным и неуравновешенным, что собственные сны он воспринимал, как реальность. Он стоял на перепутье, между темным и светлым, и выбирал. Одинокий среди ангелов, одинокий среди демонов, одинокий среди людей. Он ощущает себя избранным на избранном из многих путей. Именно в этой пещере, Игнатий и пишет «Духовные упражнения». Его первое обращение к человечеству, его первое воззвание к современникам.
Когда опасность чумы миновала, Игнатий покидает пещеру, место своих первых откровений, и отправляется спасать неверных. В сентябре 1523 года, прибыв в Иерусалим, наш герой сразу же направляется в представительство ордена францисканцев. На тот момент самый могущественный и богатый орден, упивающийся своей победой над доминиканцами. Конечно же, Игнатия поднимают на смех, над ним беззастенчиво издеваются, называя его идею — спасение неверных — глупой и сумасбродной. Ведь присутствие христианского ордена на Востоке исполняло больше политическую миссию, нежели религиозную. Игнатий не дает сбить себя с толку, и бесстрашно вступает в спор с учеными мужами, и понимает, что окончательно проиграл. Ведь уметь читать и писать, еще не значит уметь вести сложные теософские диспуты. Вот оно его слабое место – необразованность. Да и что можно было ждать от вояки! И еще, Игнатий запомнит это унижение, когда его собственный орден, займет доминирующее место во всем христианском мире, от францисканского ордена останутся рожки да ножки.
Возвращение домой было горьким, но полученные уроки полезными. Игнатий обдумывает дальнейший план действий. Он был не из тех, кто легко отказывается от цели, или кого пугают трудности. Он просто понял, что Восток, это не его поприще (ведь не зря же была задержка из-за чумы, это был знак!), но ведь есть еще Запад! И еще, Игнатий окончательно понимает, что ни один из христианских орденов его не поддержит, значит надо создать свой. И пора искать богатых друзей, для ордена надо много денег.
Вернувшись в Барселону, он два года изучает латынь, философию и богословие. Кропотливый тяжелый труд, особенно для человека, которому уже 35 лет, и который никогда никаких «университетов» не кончал. Два года… Потом терпение кончается. Полученных знаний вполне хватает для того, чтобы в подлиннике читать теософскую литературу. Он штудирует толстые и сложные учебники, трактаты, тезисы, учит, запоминает их, и все это самостоятельно! Игнатий серьезно готовится к борьбе, ему нужно место под солнцем, а не жалкие крохи с господского стола. Затем едет в Алкалу, и поступает в университет, не доучившись, бросает. То же самое было с Саламанкой, потом неудачная попытка поступления в Сорбону. Эти метания не случайны. Хороший оратор, блестящий организатор он вращается среди университетской молодежи, ища себе сторонников, и откровенно высмеивая францисканцев. Поэтому и был три раза арестован инквизицией, именно в тех городах, где учился, и три раза его отпускали. И это тоже не случайно, его уже начинают побаиваться. Умный и расчетливый он знал, на что надо давить, и как правильно играть, чтобы выпутаться из этой беды, и оставить в «дураках» инквизицию. Он решил играть самую выгодную в его случае роль – роль фанатика. Но наивно было бы думать, что в эту игру можно играть вечно. В 1528 году инквизиция высылает Игнатия из Испании. Как когда-то на карнавале его арестовали за непристойное и дерзкое поведение, так и сейчас ему указали на дверь, опять же за поведение. Игнатий направляется в Париж.
Именно в Париже, удача поворачивается к нему, и из темной полосы жизни, он вступает в светлую. На чужой земле, среди чужого народа Игнатий добивается того, к чему стремился всю жизнь. Среди чужих он становится своим. А вообще жизнь любила иронизировать над ним. Его первыми последователями, конечно же, стали испанцы, но только для этого ему пришлось уехать во Францию — Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья, Родригец. Именно на французской земле он находит души и сердца, верящие ему с полуслова и готовые идти за ним против неверных. Шесть лет Игнатий ведет, как бы мы сейчас сказали, пропагандистскую работу среди университетской молодежи Сорбонны. Да и не только среди молодежи, появляются и богатые друзья, и друзья среди кардиналов, нашептывающие Папе о славном и верном католике Лойоле, готового отдать жизнь за веру, и главное беспрекословно служить Папе, и защищать его интересы. Именно последний аргумент и стал решающим. В эпоху реформации, когда положение Церкви пошатнулось, идеи Лойолы были очень своевременны, правда, для той же Церкви.
15 августа 1534 года, Игнатий преодолевает еще одну ступень своего замысла. Он собирает своих последователей на Монмартре, и в церкви святой Марии они дают обет целомудрия и бедности, и беспрекословного повиновения Папе. Так неофициально начинает существовать орден, точнее его тень. Ибо последователей было шестеро (это за 9 лет!) – Лефевр, Ксаверий, Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья (именно он разработал тезис – цель оправдывает средства), и Родригец.
В этом обете бедность и целомудрие фигурируют не случайно. Игнатий и не собирался бедствовать, но и «колоть глаза» своим богатством, которое он наживет, уже, будучи генералом ордена, тоже не собирался. Это были первые шаги ритуала посвящения, это были первые уроки тому, кто, стремясь получить от жизни все (а другие люди в Ордене, Игнатию были и не нужны), должен научиться, чем-то жертвовать. Так просто ничего не бывает, этому и будет учить Игнатий, сам съевший, в своей жизни, не один пуд соли.
Семеро смелых стоящих у истоков самой мощной и могущественной организации в христианском мире, но это все в будущем. А в ту августовскую ночь, 1534 года, Игнатий прекрасно понимал, что он всего лишь в самом начале пути. То, через что он уже прошел и пережил – капля в море, по сравнению с тем, что еще предстояло свершить. И капля эта вместила в себя, без малого 43 года жизни.

Вместо эпилога.

В июне 1537 года Лойолу и его последователей посвящают в священнический сан. Лойола добивается свидания с Папой Павлом III, для того чтобы представить проект своего ордена, и у него есть целый час, чтобы убедить того в себя поверить. Целый час, где ты пан или пропал. Всего лишь один час, к которому Игнатий шел 14 лет. Важный, волнительный момент жизни, у Лойолы и сомнения нет в своей победе, ведь победа не любит сомневающихся. Да и цели Ордена, изложенные в этом проекте, достаточно скромные. Всего лишь мировое господство Ордена в христианском мире. Взамен, иезуиты становились проводниками папской политики, в независимости от того, какой бы глупой и не целесообразной она ни была, распространяли католицизм, в самых трудных уголках христианского мира, в Северной и Южной Америке, Африке, Азии; под свою ответственность брали борьбу с ересями, и влияние над всеми монархами Европы, которые должны были стать послушными исполнителями политики Ордена и папства. Игнатий разделил мир на сферы влияния и провинции, играя судьбами миллионов людей, словно игрушкой. В этом весь Игнатий Лойола – мыслить и действовать широко, вселенски.
То, что не удалось Карлу V, мечтавшему о мировом господстве, взялся осуществить никому не известный хромой, списанный с воинской службы. Нет, не просто так они жили в одно время, и действия одного, оказали влияние на другого, ибо то, о чем мечтал один, осуществил другой. Они даже умерли в один год, Игнатий на вершине могущества, а император, отрекшись от всего, покорно отдал себя в руки Истории.
Думается такая дерзость, произвела должное впечатление на Павла III, так как Игнатий ни на минуту не забывал подчеркивать его превосходство над собой, и полную зависимость Ордена от папы.
Аудиенция окончена, Игнатий возвращается в Париж, теперь ему надо было набраться терпения. Лишь в 1540 году устав ордена Иисуса Христа был утвержден папской буллой, а Игнатий Лойола становится первым генералом ордена иезуитов.

Добавить комментарий

Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до 43-х лет. Часть 3.

О том, как Игнатий заставил поверить в себя весь мир.

Спокойна глубина моего моря;
кто бы угадал, что она скрывает шутливых чудовищ!
Ницше.

В марте 1522 года Игнатий отправляется на богомолье в Монсеррат, где хранился чудотворный образ Богородицы, которую он выбирает своей покровительницей. По дороге он соблюдает посты, и занимается самобичеванием (к чему, как показала его самостоятельная попытка вылечить свою ногу, он был предрасположен). Дойдя до часовни, он всю ночь стоит перед образом Богородицы с оружием в руках. На следующий день, снимает с себя офицерский мундир, навсегда. Оставляет в часовне свой меч и кинжал, самых верных друзей его прошлой военной жизни, тоже навсегда. Надевает на себя рубище, и решает идти в Палестину, обращать неверных в христианство. Один.
Грубый, заносчивый, драчливый Лойола, смиренно стоящий перед образом Богородицы? Не торопитесь ему верить, ибо наш герой не так уж прост, и в его жизни тоже все не случайно. Цель этого спектакля одна – заставить о себе говорить. И о нем заговорили, правда, как о сумасшедшем. Но первая ступенька его замысла была преодолена.
Мусульманский мир от Лойолы спасает чума, которая задерживает его отъезд в Палестину. Игнатий решает переждать неблагополучное время, в небольшом городке Каталонии, Манрезе. Здесь он поселяется в пещере, и ведет отшельнический образ жизни, питаясь хлебом и водой, по семь часов стоя на коленях. Добровольное одиночество, так необходимое для обдумывания дальнейших действий, для интуитивного поиска нового пути, новому осознанию самого себя. Ведь он действительно был уже другим человеком, пережитое им психическое потрясение, не могло пройти бесследно. Этим «следом» явилось его легкое психическое расстройство, проявившееся в видениях, открывших ему космос и гармонию мироздания. Его душевное настроение было настолько беспокойным и неуравновешенным, что собственные сны он воспринимал, как реальность. Он стоял на перепутье, между темным и светлым, и выбирал. Одинокий среди ангелов, одинокий среди демонов, одинокий среди людей. Он ощущает себя избранным на избранном из многих путей. Именно в этой пещере, Игнатий и пишет «Духовные упражнения». Его первое обращение к человечеству, его первое воззвание к современникам.
Когда опасность чумы миновала, Игнатий покидает пещеру, место своих первых откровений, и отправляется спасать неверных. В сентябре 1523 года, прибыв в Иерусалим, наш герой сразу же направляется в представительство ордена францисканцев. На тот момент самый могущественный и богатый орден, упивающийся своей победой над доминиканцами. Конечно же, Игнатия поднимают на смех, над ним беззастенчиво издеваются, называя его идею — спасение неверных — глупой и сумасбродной. Ведь присутствие христианского ордена на Востоке исполняло больше политическую миссию, нежели религиозную. Игнатий не дает сбить себя с толку, и бесстрашно вступает в спор с учеными мужами, и понимает, что окончательно проиграл. Ведь уметь читать и писать, еще не значит уметь вести сложные теософские диспуты. Вот оно его слабое место – необразованность. Да и что можно было ждать от вояки! И еще, Игнатий запомнит это унижение, когда его собственный орден, займет доминирующее место во всем христианском мире, от францисканского ордена останутся рожки да ножки.
Возвращение домой было горьким, но полученные уроки полезными. Игнатий обдумывает дальнейший план действий. Он был не из тех, кто легко отказывается от цели, или кого пугают трудности. Он просто понял, что Восток, это не его поприще (ведь не зря же была задержка из-за чумы, это был знак!), но ведь есть еще Запад! И еще, Игнатий окончательно понимает, что ни один из христианских орденов его не поддержит, значит надо создать свой. И пора искать богатых друзей, для ордена надо много денег.
Вернувшись в Барселону, он два года изучает латынь, философию и богословие. Кропотливый тяжелый труд, особенно для человека, которому уже 35 лет, и который никогда никаких «университетов» не кончал. Два года… Потом терпение кончается. Полученных знаний вполне хватает для того, чтобы в подлиннике читать теософскую литературу. Он штудирует толстые и сложные учебники, трактаты, тезисы, учит, запоминает их, и все это самостоятельно! Игнатий серьезно готовится к борьбе, ему нужно место под солнцем, а не жалкие крохи с господского стола. Затем едет в Алкалу, и поступает в университет, не доучившись, бросает. То же самое было с Саламанкой, потом неудачная попытка поступления в Сорбону. Эти метания не случайны. Хороший оратор, блестящий организатор он вращается среди университетской молодежи, ища себе сторонников, и откровенно высмеивая францисканцев. Поэтому и был три раза арестован инквизицией, именно в тех городах, где учился, и три раза его отпускали. И это тоже не случайно, его уже начинают побаиваться. Умный и расчетливый он знал, на что надо давить, и как правильно играть, чтобы выпутаться из этой беды, и оставить в «дураках» инквизицию. Он решил играть самую выгодную в его случае роль – роль фанатика. Но наивно было бы думать, что в эту игру можно играть вечно. В 1528 году инквизиция высылает Игнатия из Испании. Как когда-то на карнавале его арестовали за непристойное и дерзкое поведение, так и сейчас ему указали на дверь, опять же за поведение. Игнатий направляется в Париж.
Именно в Париже, удача поворачивается к нему, и из темной полосы жизни, он вступает в светлую. На чужой земле, среди чужого народа Игнатий добивается того, к чему стремился всю жизнь. Среди чужих он становится своим. А вообще жизнь любила иронизировать над ним. Его первыми последователями, конечно же, стали испанцы, но только для этого ему пришлось уехать во Францию — Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья, Родригец. Именно на французской земле он находит души и сердца, верящие ему с полуслова и готовые идти за ним против неверных. Шесть лет Игнатий ведет, как бы мы сейчас сказали, пропагандистскую работу среди университетской молодежи Сорбонны. Да и не только среди молодежи, появляются и богатые друзья, и друзья среди кардиналов, нашептывающие Папе о славном и верном католике Лойоле, готового отдать жизнь за веру, и главное беспрекословно служить Папе, и защищать его интересы. Именно последний аргумент и стал решающим. В эпоху реформации, когда положение Церкви пошатнулось, идеи Лойолы были очень своевременны, правда, для той же Церкви.
15 августа 1534 года, Игнатий преодолевает еще одну ступень своего замысла. Он собирает своих последователей на Монмартре, и в церкви святой Марии они дают обет целомудрия и бедности, и беспрекословного повиновения Папе. Так неофициально начинает существовать орден, точнее его тень. Ибо последователей было шестеро (это за 9 лет!) – Лефевр, Ксаверий, Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья (именно он разработал тезис – цель оправдывает средства), и Родригец.
В этом обете бедность и целомудрие фигурируют не случайно. Игнатий и не собирался бедствовать, но и «колоть глаза» своим богатством, которое он наживет, уже, будучи генералом ордена, тоже не собирался. Это были первые шаги ритуала посвящения, это были первые уроки тому, кто, стремясь получить от жизни все (а другие люди в Ордене, Игнатию были и не нужны), должен научиться, чем-то жертвовать. Так просто ничего не бывает, этому и будет учить Игнатий, сам съевший, в своей жизни, не один пуд соли.
Семеро смелых стоящих у истоков самой мощной и могущественной организации в христианском мире, но это все в будущем. А в ту августовскую ночь, 1534 года, Игнатий прекрасно понимал, что он всего лишь в самом начале пути. То, через что он уже прошел и пережил – капля в море, по сравнению с тем, что еще предстояло свершить. И капля эта вместила в себя, без малого 43 года жизни.

Вместо эпилога.

В июне 1537 года Лойолу и его последователей посвящают в священнический сан. Лойола добивается свидания с Папой Павлом III, для того чтобы представить проект своего ордена, и у него есть целый час, чтобы убедить того в себя поверить. Целый час, где ты пан или пропал. Всего лишь один час, к которому Игнатий шел 14 лет. Важный, волнительный момент жизни, у Лойолы и сомнения нет в своей победе, ведь победа не любит сомневающихся. Да и цели Ордена, изложенные в этом проекте, достаточно скромные. Всего лишь мировое господство Ордена в христианском мире. Взамен, иезуиты становились проводниками папской политики, в независимости от того, какой бы глупой и не целесообразной она ни была, распространяли католицизм, в самых трудных уголках христианского мира, в Северной и Южной Америке, Африке, Азии; под свою ответственность брали борьбу с ересями, и влияние над всеми монархами Европы, которые должны были стать послушными исполнителями политики Ордена и папства. Игнатий разделил мир на сферы влияния и провинции, играя судьбами миллионов людей, словно игрушкой. В этом весь Игнатий Лойола – мыслить и действовать широко, вселенски.
То, что не удалось Карлу V, мечтавшему о мировом господстве, взялся осуществить никому не известный хромой, списанный с воинской службы. Нет, не просто так они жили в одно время, и действия одного, оказали влияние на другого, ибо то, о чем мечтал один, осуществил другой. Они даже умерли в один год, Игнатий на вершине могущества, а император, отрекшись от всего, покорно отдал себя в руки Истории.
Думается такая дерзость, произвела должное впечатление на Павла III, так как Игнатий ни на минуту не забывал подчеркивать его превосходство над собой, и полную зависимость Ордена от папы.
Аудиенция окончена, Игнатий возвращается в Париж, теперь ему надо было набраться терпения. Лишь в 1540 году устав ордена Иисуса Христа был утвержден папской буллой, а Игнатий Лойола становится первым генералом ордена иезуитов.

Добавить комментарий

Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до 43-х лет. Часть 3.

О том, как Игнатий заставил поверить в себя весь мир.

Спокойна глубина моего моря;
кто бы угадал, что она скрывает шутливых чудовищ!
Ницше.

В марте 1522 года Игнатий отправляется на богомолье в Монсеррат, где хранился чудотворный образ Богородицы, которую он выбирает своей покровительницей. По дороге он соблюдает посты, и занимается самобичеванием (к чему, как показала его самостоятельная попытка вылечить свою ногу, он был предрасположен). Дойдя до часовни, он всю ночь стоит перед образом Богородицы с оружием в руках. На следующий день, снимает с себя офицерский мундир, навсегда. Оставляет в часовне свой меч и кинжал, самых верных друзей его прошлой военной жизни, тоже навсегда. Надевает на себя рубище, и решает идти в Палестину, обращать неверных в христианство. Один.
Грубый, заносчивый, драчливый Лойола, смиренно стоящий перед образом Богородицы? Не торопитесь ему верить, ибо наш герой не так уж прост, и в его жизни тоже все не случайно. Цель этого спектакля одна – заставить о себе говорить. И о нем заговорили, правда, как о сумасшедшем. Но первая ступенька его замысла была преодолена.
Мусульманский мир от Лойолы спасает чума, которая задерживает его отъезд в Палестину. Игнатий решает переждать неблагополучное время, в небольшом городке Каталонии, Манрезе. Здесь он поселяется в пещере, и ведет отшельнический образ жизни, питаясь хлебом и водой, по семь часов стоя на коленях. Добровольное одиночество, так необходимое для обдумывания дальнейших действий, для интуитивного поиска нового пути, новому осознанию самого себя. Ведь он действительно был уже другим человеком, пережитое им психическое потрясение, не могло пройти бесследно. Этим «следом» явилось его легкое психическое расстройство, проявившееся в видениях, открывших ему космос и гармонию мироздания. Его душевное настроение было настолько беспокойным и неуравновешенным, что собственные сны он воспринимал, как реальность. Он стоял на перепутье, между темным и светлым, и выбирал. Одинокий среди ангелов, одинокий среди демонов, одинокий среди людей. Он ощущает себя избранным на избранном из многих путей. Именно в этой пещере, Игнатий и пишет «Духовные упражнения». Его первое обращение к человечеству, его первое воззвание к современникам.
Когда опасность чумы миновала, Игнатий покидает пещеру, место своих первых откровений, и отправляется спасать неверных. В сентябре 1523 года, прибыв в Иерусалим, наш герой сразу же направляется в представительство ордена францисканцев. На тот момент самый могущественный и богатый орден, упивающийся своей победой над доминиканцами. Конечно же, Игнатия поднимают на смех, над ним беззастенчиво издеваются, называя его идею — спасение неверных — глупой и сумасбродной. Ведь присутствие христианского ордена на Востоке исполняло больше политическую миссию, нежели религиозную. Игнатий не дает сбить себя с толку, и бесстрашно вступает в спор с учеными мужами, и понимает, что окончательно проиграл. Ведь уметь читать и писать, еще не значит уметь вести сложные теософские диспуты. Вот оно его слабое место – необразованность. Да и что можно было ждать от вояки! И еще, Игнатий запомнит это унижение, когда его собственный орден, займет доминирующее место во всем христианском мире, от францисканского ордена останутся рожки да ножки.
Возвращение домой было горьким, но полученные уроки полезными. Игнатий обдумывает дальнейший план действий. Он был не из тех, кто легко отказывается от цели, или кого пугают трудности. Он просто понял, что Восток, это не его поприще (ведь не зря же была задержка из-за чумы, это был знак!), но ведь есть еще Запад! И еще, Игнатий окончательно понимает, что ни один из христианских орденов его не поддержит, значит надо создать свой. И пора искать богатых друзей, для ордена надо много денег.
Вернувшись в Барселону, он два года изучает латынь, философию и богословие. Кропотливый тяжелый труд, особенно для человека, которому уже 35 лет, и который никогда никаких «университетов» не кончал. Два года… Потом терпение кончается. Полученных знаний вполне хватает для того, чтобы в подлиннике читать теософскую литературу. Он штудирует толстые и сложные учебники, трактаты, тезисы, учит, запоминает их, и все это самостоятельно! Игнатий серьезно готовится к борьбе, ему нужно место под солнцем, а не жалкие крохи с господского стола. Затем едет в Алкалу, и поступает в университет, не доучившись, бросает. То же самое было с Саламанкой, потом неудачная попытка поступления в Сорбону. Эти метания не случайны. Хороший оратор, блестящий организатор он вращается среди университетской молодежи, ища себе сторонников, и откровенно высмеивая францисканцев. Поэтому и был три раза арестован инквизицией, именно в тех городах, где учился, и три раза его отпускали. И это тоже не случайно, его уже начинают побаиваться. Умный и расчетливый он знал, на что надо давить, и как правильно играть, чтобы выпутаться из этой беды, и оставить в «дураках» инквизицию. Он решил играть самую выгодную в его случае роль – роль фанатика. Но наивно было бы думать, что в эту игру можно играть вечно. В 1528 году инквизиция высылает Игнатия из Испании. Как когда-то на карнавале его арестовали за непристойное и дерзкое поведение, так и сейчас ему указали на дверь, опять же за поведение. Игнатий направляется в Париж.
Именно в Париже, удача поворачивается к нему, и из темной полосы жизни, он вступает в светлую. На чужой земле, среди чужого народа Игнатий добивается того, к чему стремился всю жизнь. Среди чужих он становится своим. А вообще жизнь любила иронизировать над ним. Его первыми последователями, конечно же, стали испанцы, но только для этого ему пришлось уехать во Францию — Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья, Родригец. Именно на французской земле он находит души и сердца, верящие ему с полуслова и готовые идти за ним против неверных. Шесть лет Игнатий ведет, как бы мы сейчас сказали, пропагандистскую работу среди университетской молодежи Сорбонны. Да и не только среди молодежи, появляются и богатые друзья, и друзья среди кардиналов, нашептывающие Папе о славном и верном католике Лойоле, готового отдать жизнь за веру, и главное беспрекословно служить Папе, и защищать его интересы. Именно последний аргумент и стал решающим. В эпоху реформации, когда положение Церкви пошатнулось, идеи Лойолы были очень своевременны, правда, для той же Церкви.
15 августа 1534 года, Игнатий преодолевает еще одну ступень своего замысла. Он собирает своих последователей на Монмартре, и в церкви святой Марии они дают обет целомудрия и бедности, и беспрекословного повиновения Папе. Так неофициально начинает существовать орден, точнее его тень. Ибо последователей было шестеро (это за 9 лет!) – Лефевр, Ксаверий, Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья (именно он разработал тезис – цель оправдывает средства), и Родригец.
В этом обете бедность и целомудрие фигурируют не случайно. Игнатий и не собирался бедствовать, но и «колоть глаза» своим богатством, которое он наживет, уже, будучи генералом ордена, тоже не собирался. Это были первые шаги ритуала посвящения, это были первые уроки тому, кто, стремясь получить от жизни все (а другие люди в Ордене, Игнатию были и не нужны), должен научиться, чем-то жертвовать. Так просто ничего не бывает, этому и будет учить Игнатий, сам съевший, в своей жизни, не один пуд соли.
Семеро смелых стоящих у истоков самой мощной и могущественной организации в христианском мире, но это все в будущем. А в ту августовскую ночь, 1534 года, Игнатий прекрасно понимал, что он всего лишь в самом начале пути. То, через что он уже прошел и пережил – капля в море, по сравнению с тем, что еще предстояло свершить. И капля эта вместила в себя, без малого 43 года жизни.

Вместо эпилога.

В июне 1537 года Лойолу и его последователей посвящают в священнический сан. Лойола добивается свидания с Папой Павлом III, для того чтобы представить проект своего ордена, и у него есть целый час, чтобы убедить того в себя поверить. Целый час, где ты пан или пропал. Всего лишь один час, к которому Игнатий шел 14 лет. Важный, волнительный момент жизни, у Лойолы и сомнения нет в своей победе, ведь победа не любит сомневающихся. Да и цели Ордена, изложенные в этом проекте, достаточно скромные. Всего лишь мировое господство Ордена в христианском мире. Взамен, иезуиты становились проводниками папской политики, в независимости от того, какой бы глупой и не целесообразной она ни была, распространяли католицизм, в самых трудных уголках христианского мира, в Северной и Южной Америке, Африке, Азии; под свою ответственность брали борьбу с ересями, и влияние над всеми монархами Европы, которые должны были стать послушными исполнителями политики Ордена и папства. Игнатий разделил мир на сферы влияния и провинции, играя судьбами миллионов людей, словно игрушкой. В этом весь Игнатий Лойола – мыслить и действовать широко, вселенски.
То, что не удалось Карлу V, мечтавшему о мировом господстве, взялся осуществить никому не известный хромой, списанный с воинской службы. Нет, не просто так они жили в одно время, и действия одного, оказали влияние на другого, ибо то, о чем мечтал один, осуществил другой. Они даже умерли в один год, Игнатий на вершине могущества, а император, отрекшись от всего, покорно отдал себя в руки Истории.
Думается такая дерзость, произвела должное впечатление на Павла III, так как Игнатий ни на минуту не забывал подчеркивать его превосходство над собой, и полную зависимость Ордена от папы.
Аудиенция окончена, Игнатий возвращается в Париж, теперь ему надо было набраться терпения. Лишь в 1540 году устав ордена Иисуса Христа был утвержден папской буллой, а Игнатий Лойола становится первым генералом ордена иезуитов.

0 комментариев

  1. valeriy_mitrohin_WWM

    Потрясающий мужик этот Лойола. Я давно о нем знаю. Сначала мне запомнилось имя. Благозвучием своим. Потом я немного читал о нем, когда учился на историка. После время от времени, что-то извлекал о нем из книг. Благозвучие оставалось. И я даже в одном стишке срифмовал их- Лойолу и Яка Йолу…. Спасибо Вам. Вы оснащаете мой интеллект. Пока

Добавить комментарий