Рассказы о Вике

Рассказы о Вике

Предисловие

В далекой Сибирской деревне Романовка, расположенной недалеко ( в 60 километрах) от городка Боготола, в годы перестройки, когда развалилась держава, именуемая Советским Союзом, жила девочка Вика, у которой не было подруг. Так получилось, что приехала она с мамой в отпуск к дедушке и бабушке из Омска (там мама работала инженером в бюро математиков на большом моторостроительном заводе), и остались там, потому что сильно разболелась бабушка. Потом ей стало легче, она смогла вставать и ходить с палочкой, но мама уже отправила письмо с заявлением об увольнении на завод.
А из деревни все разъезжались в поисках лучшей доли, – работы не было, почту закрыли. Остался медпункт – там работал дедушка Викин, пенсионер; магазин , да начальная школа.
В начальной школе стала работать мама Викина, так как учителя все уехали. О том, как жила Вика, я написала в рассказах. Вика рано научилась читать и писать. В основе рассказов лежат реальные факты, о которых старалась мне в письмах рассказать маленькая девочка. Письма ее были коротенькими, а я представляла, как ей там живется, и у меня рождались рассказы. Очень хотелось, чтобы у Вики появились друзья. И они у нее появились! Мне кажется, что с такой девочкой как Вика дружить очень интересно. А что думает по этому поводу читатель?
Поделитесь своим мнением!

Татьяна Кожухова
E-mail: raudat@mail.ru

Домик под черемухой

Вике всего четыре года. Она «маленькая»-так говорят все, и у нее нет подруг. Поэтому она играет сама с куклами, бабушкой Катей и котятами. Ей самой иногда хочется быть котенком, она даже имя себе придумала – Мур. Бабушке понравилось такое новое имя. Тогда и себя она назвала Тигром Рао. Жалко, что бабушка старенькая и плохо видит. Вика в палисаднике построила кукольный домик под черемухой и пригласила тигра Рао в гости. Очень долго расстраивалась, что Тигр Рао не мог прийти к ней в гости. Калитка заросла давно и не открывалась. Сама Вика проникала в кукольный домик, отодвинув штакетинку, которая внизу снималась с гвоздика.
Но сегодня Тигр Рао пообещал прийти в гости, ведь Вика приготовила праздничный пирог. Он был из глины, посыпан сверху черемуховыми листочками. А сейчас Вика трудилась над штакетником, отламывая доску совсем. Тигр Рао обязательно должен побывать в гостях в домике под черемухой! Бабушка с палочкой осторожно спускалась по крылечку, внизу ее ждала радостная Вика с оторванной дощечкой.
Сейчас Тигра Рао встретит котенок Мур и поможет пробраться в кукольный домик под черемухой.

16.08.05

Носик

Бедный – бедный Викин носик! Ему на собственном горьком опыте пришлось убедиться, что любопытство приводит к печальным последствиям. И теперь он, такой маленький и любопытный, знает, что не следует совать его в мамину сумку и спрашивать: « А что там есть для меня?» или накануне праздника совать его во все углы, чтобы узнать: «А что же мне подарят?»
А стал он таким мудрым накануне встречи Нового, 1995года,
когда нарядная елка стояла в комнате и переливалась золотыми и серебряными украшениями; стол был накрыт и каких вкусностей на нем только не было! Дедушка просматривал почту сразу за неделю, – почту теперь привозили редко. Бабушка сидела с распечатанными письмами на диване и просматривала фотографии. Все ждали Вику с мамой, чтобы сесть за стол встречать Новый год.
Мама в смежной комнате разглаживала на гладильной доске Викин новогодний костюм,–это было просто очень красивое платье, но мама сказала, что Вика в нем будет выглядеть как Золушка! Вике хотелось выглядеть как Золушка, но еще больше ей хотелось узнать, что ей мама купила в подарок! Именно поэтому она крутилась с одним вопросом около мамы: « А где подарки?» И вот беда, маленький кончик Викиного носика коснулся раскаленного утюга! От боли и не понимания, что же случилось, Вика заплакала так отчаянно, что мама замерла, высоко подняв, утюг; дедушка, оставив почту, быстро оказался рядом, чтобы оказать профессиональную помощь; бабушка так глядела на Вику, что ей еще больше хотелось плакать. А мама, чувствуя себя виноватой, совсем растерялась, и расстроилась.
Когда все немного пришли в себя, было уже почти двенадцать! Вику не стали наряжать в Золушку, она, всхлипывая, сидела за столом в свитерке и косилась на свой маленький любопытный и больной носик, прижимая к себе новую мягкую игрушку – плюшевого мишку, мамин подарок к Новому году!

05.08.06

Магазин

У Вики есть настоящий магазин. Конечно, готовила она его к открытию вместе с бабушкой. Но в нем было все! Многое было настоящим! Например, в магазине были выставлены на витрину все Викины игрушки, даже любимая кукла Дуся, без которой Вика не могла уснуть, каждое утро была выставлена на самом видном месте и Вика покупала ее, только уходя на «обед» домой или «закрывая магазин». Была в магазине детская обувь и одежда. Это были поношенные вещи, из которых Вика выросла, но чепчики и кофточки были наглажены и свернуты так красиво, что их непременно должны были хотеть купить, а красные, начищенные Викой ботиночки всегда покупались бабушкой как бы для другой внучки, которая жила в далеком Санкт – Петербурге. На самом деле бабушка все купленное возвращала в магазин, но это называлось привозом товара. Был в магазине и продуктовый отдел: Самый настоящий кофейный напиток с цикорием, целых 8 упаковок! Вика считала их самым драгоценным товаром,– упаковка не была нарушена ни у одной. Правда, бабушка говорила, что срок годности истек, но в игрушечном магазине это было совсем неважно! Еще большой гордостью Вики было несколько коробок конфет! Она делала их очень долго из глины, за которой они ходили с бабушкой к берегу реки. Для разных фантиков она лепила конфеты разной формы, затем укутывала их фантиком. Получалось очень хорошо. Не отличить от настоящих. А фантиков было много, бабушка разрешила их взять из коллекции тети Наташи и тети Тани. Они были маленькими, когда собирали фантики, а теперь большие и пишут Вике настоящие письма печатными буквами. Викин магазин находился в предбаннике старой бани. Жалко, что покупателей у нее было мало. Один постоянный – это бабушка. Очень редко заходят дедушка и мама. Еще Вика сама у себя покупала то, что ей нравилось, да бабушку она просила почаще приходить за покупками. Бабушка брала палочку и медленно шла к Вике. Вика ей очень радовалась, потому что бабушка не только покупала, но каждый раз давала советы по дизайну, и магазин становился все лучше и лучше.
Но самое главное, что у Вики была касса, счеты и весы! Деньги настоящие, только старые и весы старые, но настоящие, с гирьками
маленькими. А счеты совсем новые! Денег было много. Только когда дедушка и мама вздыхали, что пенсию и зарплату не выдают, и Вика предлагала им деньги из своей кассы, – они только улыбались, говорили, что на них ничего не купишь, так как они старые. Вика не совсем понимала, почему « на них ничего не купишь», ведь в своем магазине у нее на эти деньги все покупалось!
Настоящим был и замок в магазине. Он закрывался настоящим ключом. Сначала Вика не умела пользоваться замком и ей помогала бабушка. Но Вика очень быстро научилась открывать и закрывать замок, после того как бабушка смазала его машинным маслом. Конечно, замок располагался высоко, Вике приходилось пользоваться пенечком и скамеечкой, чтобы добраться до него. Но самой открыть магазин – это было здорово!
Целую неделю Вика ходила в магазин как на настоящую работу. После завтрака брала сумочку, в которой было все необходимое и самое ценное: ключ от магазина, большая пачка денег ( она еле помещалась в маленькой Викиной ладошке), блокнотик с карандашом и носовой платок. Под мышку она брала свою дорогую Дусю. Бежала открывать магазин без бабушки, хоть та и уговаривала ее идти вместе.
Вот и сегодня побежала одна. Бабушка только одну ступеньку преодолела, а Вика бежит обратно! Да и лица на ней нет: «Бабушка! Магазин ограбили!» Бабушка хотела засмеяться, но не посмела, Вика была расстроена не на шутку! Да и воровство в деревне в перестроечные времена расцвело как никогда: появилось много новых людей без определенных занятий, заселялись в пустые дома, брошенные людьми, уезжающими туда, где была работа какая- нибудь, школа для детей. В деревне раньше была полная средняя школа, а теперь только восемь учеников в начальной школе, их учит Викина мама.
Бабушка взяла спокойно Вику за руку и сказала: « Что ж, пойдем делать ревизию, раз магазин ограбили, да и надо подумать о сигнализации!» Вика как – то сразу успокоилась, предстояло столько новых дел. С бабушкой Катей все дела интересны!
Ревизия показала, что украли не так много из магазина, больше набезобразничали: вырвали пробой, чтобы войти – ведь ключа у них не было; унесли пачки с кофейными напитками; недалеко, у забора валялись на траве перемешанные сорта конфет. Некоторые были распечатаны, фантики валялись тут же. Как опытный следователь Вика сказала бабушке: «Они попробовали конфеты, и они им не понравились». Остальное все было просто разбросано по магазину, витрина уже не казалась такой привлекательной. Вике хотелось плакать, но бабушка сказала: «Кофейные напитки придется списать», и помогла составить в блокнотике у Вики акт, из которого было видно, что восемь пачек кофейного напитка унесли грабители 28 июля 1995 года. Бабушка и Вика поставили свои подписи. Потом они долго наводили порядок в магазине, расставили все по – новому. Получилось даже лучше, чем было! Дверной пробой помог починить дедушка. И после обеда бабушка и Вика занимались только сигнализацией. Пошла в ход бельевая веревка, консервные банки. От самого магазина до веранды дома протянулись веревочные провода. Консервные банки гремели, если дверь магазина приходила в движение. Все было опробовано ими. Дедушка был крайне удивлен тем, что сигнализационная конструкция действительно работала! А уставшая за день и переполненная впечатлениями Вика рано уснула, хотя собиралась всю ночь не спать: « А вдруг сработает сигнализация?» Но это был единственный случай ограбления детского игрушечного магазина, в котором продавцом была маленькая девочка Вика. Другие случаи грабежей в деревне продолжались.
30.07.06

Ольга Ивановна

Это был удивительный день! Пришла соседка тетя Лида и сказала, что завтра к ней приедет внучка Оля, первоклассница. Вернее, первый класс Оля только закончила и после каникул пойдет во второй. Тетя Лида посмотрела внимательно на Вику и, вздохнув, сказала: «Подружка приедет к тебе, более подходящих – то нет!»
Как обрадовалась Вика! Само слово «подружка» казалось ей таким замечательным! Как ждала она завтрашнего дня. Еще не видя эту девочку – школьницу Олю, она ее уже полюбила всем сердцем. Перебрала все свои богатства: игрушки, книги, коллекцию открыток и поделок – все это она завтра покажет подружке. Она рано легла спать, мама даже потрогала ей лобик, – не заболела ли? Но Вике просто хотелось, чтобы завтра наступило скорее.
Все утро следующего дня прошло в ожидании, и только после дневного сна мама сказала, что девочка уже играет у соседнего дома. Вика радостная побежала на улицу. Сердечко ее громко стучало, – Вика волновалась. Уже спускаясь по крылечку Вика подумала, что надо было взять какую – ни будь игрушку, но возвращаться не хотелось только потому, что девочка уже была на улице! За калиткой Вика пошла медленнее, потом еще медленнее и остановилась совсем, шагах в десяти от девочки. Та что – то чертила палочкой на земле, подняла голову улыбнулась Вике:
– Я знаю, тебя зовут Викой, давай играть в классы, я все уже подготовила.
Вика тихо ответила:
– Я еще не хожу в школу и в классы не умею играть.
Девочка засмеялась:
– Да, ты совсем маленькая, как с тобой дружить, просто не знаю! В классы играть могут все, даже те, кто в школу не ходит.
Она задумалась на минутку, посмотрела внимательно на притихшую Вику и сказала:
– Я буду тебя учить играть. Значит, буду твоей учительницей. Ты меня зови Ольгой Ивановной.
Вика радостно закивала головой, и подошла поближе. Оля учила ее игре: рассказала правила игры, показала как надо прыгать на одной ножке. У Вики не сразу все получилось, но игра пошла. Правда Вика никак не могла перейти во второй класс: то наступит на линию, то опустит ножку и прыгнет на двух ногах…. Ольга Ивановна строгая учительница, поблажек не делает.
Вечером, когда головка Вики уютно расположилась на голубой подушке, мама, укрывая Вику, спросила:
– Ну, как подружка твоя?
Вика вздохнула:
– Она не может со мной дружить, потому что я маленькая.
Мама удивленно посмотрела на Вику и сказала:
– А у меня подруги разного возраста есть. А как же вы так долго играли с Олей, если она с тобой дружить не может?
Вика вздохнула:
– Понимаешь, мама, она может быть только учительницей, Ольгой Ивановной.
Мама еще больше удивилась:
– А я думала, что на учительницу нужно долго учиться.
-Конечно, ответила Вика с нотками отчаяния в голосе, – Ольга Ивановна долго училась в первом классе, а теперь учит меня играть в классы. Я никак не могу перейти во второй класс!
Мама погладила Вику и спросила:
– Тебе интересно играть в классы?
– Очень! – ответила Вика, засыпая.

05.08.06
Юля

Прошло две недели со дня отъезда девочки Оли, которая играла с Викой в классы, и называла себя Ольгой Ивановной. Вика теперь сама чертила клетки на земли, уже хорошо скакала на одной ножке, но играть было не с кем. Бабушка скакать не могла совсем, а мама только один раз проскакала по всем клеткам и сказала:
– Трудновато. Но как – нибудь я с тобой поиграю.
Вика попробовала играть сама с собой. И вдруг увидела бегущую к ней с противоположной стороны улицы девочку. Это было похоже на чудо! Девочка! Вика замерла, разглядывая незнакомку: У девочки были две темные косички с красными ленточками, красная маечка со слоником на груди и пышная юбочка. Вика заметила еще, что девочка совсем не намного выше ее. Когда она подошла совсем близко и заговорила, Вика заметила, что у нее нет двух передних зубов. Вернее, они были, только совсем маленькие, с зазубринками, и один был чуть больше другого. Девочка сказала, что приехала со своей мамой на выходные к тете Полине. Это тетя Полина показала на Вику из окна и разрешила с ней поиграть. Девочку звали Юлей. В школу она не ходит еще, но осенью пойдет в первый класс. Но она ходит на бальные танцы! Говоря об этом, она, взяв пальчиками юбочку так замечательно покружилась, потом, вытянув носочек, насколько позволял сандалик, и, помогая себе рукой, так высоко подняла ножку, что стала похожа на настоящую балерину.
Представив себя, Юля стала расспрашивать, куда ходит Вика? Ни детского сада, ни бальных танцев в деревне не было. Вика сказала, что ходит в лес с дедушкой и мамой, и умеет собирать ягоды и грибы. Еще умеет играть в классы, ее научила большая девочка Оля, когда была учительницей Ольгой Ивановной. Видно они очень хорошо понимали друг друга, потому что вскоре, попрыгав в классики и просто покружившись на траве, пробрались в палисадник Викиного дома и забрались на черемуху. Конечно, вначале Вика показала свой домик под черемухой Юле, который она построила год назад. Теперь же они сидели на черемухе, поднявшись не очень высоко, и ели ягоды. На самом деле, мама не позволяла Вике есть ягоды черемухи, потому что пыль с дороги оседает на них. Вика сказала об этом Юле, но Юля возразила:
-Разве это пыль? Вот у нас в Красноярске пыль так пыль!
И они продолжали сидеть на черемухе, есть ягоды, сплевывать косточки и болтать ножками. Старая черемуха была очень хорошим местом для овладения первыми приемами лазания по деревьям. А низкие ветви были очень удобны для сидения. Вышла мама, посмотрела внимательно на девочек, губы которых были черными и языки шершавыми, и позвала их домой.
Дома Вика показала Юле все свои сокровища: игрушки, книги, коллекции и поделки, изготовленные под руководством бабушки. Юля уходила домой с подарками: Вика подарила ей шкатулку из открыток, утюжок пластмассовый и лошадку на колесиках. Мама с удивлением смотрела, как Вика расставалась со своей любимой лошадкой, но не вмешивалась в дела девочек.
Вечером, укладывая Вику спать, мама с иронией спросила:
– Что, Юля тоже твоя учительница?
Вика в знак протеста покачала головой:
– Нет, мамочка! Она подружка! Понимаешь, подружка!
– Понимаю, – ответила мама, – только что же она учила тебя пыльную черемуху есть?
Вика, защищая свою подружку Юлю, сказала:
-Там, где она живет, в Красноярске, все совсем пыльное! А на нашей черемухе пыли мало, она очень вкусная, ты попробуй сама!
Мама не стала больше ничего говорить Вике. Ей действительно, очень хотелось понять, что для Вики может значить это слово – подружка? И что значит для Вики эта девочка, которую она смогла назвать подружкой. Все свое время она проводит со взрослыми, надо учиться общаться и со сверстниками. И еще маме вспомнилось, как она в детстве так же любила сидеть на низких ветках черемухи с подружкой Наташей. Никакой пыли на черемухе тогда они не видели. И черемуха, в самом деле, была очень вкусной.
На следующий день тетя Полина принесла лошадку Вике:
– Больно красива! Да много места занимает! Уехали мои гости…
Вика заплакала.

11.08.06

Друг Вовка

Вот исполнилось Вике шесть лет. Она знала, что осенью пойдет в школу, и учить будет ее мама. Вике было радостно и спокойно. Только один раз она спросила у мамы:
– А чему я буду учиться в школе, я же умею читать, и писать, и считать?
Мама засмеялась:
– Жизни мало, детка, чтобы всему научиться. И читать нужно учиться быстрее, и писать правильнее и красивее, да разве ты так уж хорошо считаешь?
Вика подумала, что это правда: она считает до ста, в сложении бабушка Катя ее иногда поправляет, а до тысячи считать ей просто кажется очень скучным делом… А есть еще и миллион… Она посмотрела на стопку учебников, приготовленную для школы. Ей очень хотелось взять «Родную речь», которую она прочла до половины, но мама говорила ей в прошлый раз, застав за чтением:
– Читай художественную литературу, а не учебники. Скучно будет в школе, если все прочтешь от корки до корки.
Вика вздохнула, взяла книжку про Винни – Пуха и присела рядом с бабушкой на диван.
Бабушка каждый день слушает как читает Вика, ведь она плохо видит. Вика старается читать выразительно, чтобы бабушке все было понятно. Так незаметно бежит время… Вот и последние дни августа. Мама уже каждый день ходит на работу в школу, в Оскаровку, – центральную усадьбу бывшего колхоза, это в полутора километрах от Романовки. Там и медпункт, где работает дедушка, там и настоящий магазин. Еще совсем недавно там было почтовое отделение, но его закрыли, и почту привозят один раз в неделю.
А тридцать первого августа мама сказала:
– Вика, а с тобой в первом классе будет учиться мальчик, Вова Сосулькин. Он живет в конце деревни, ему немного не хватает до шести лет, но его родители решили в этом году отправить в школу.
Вика встречала иногда этого мальчика с весенней фамилией, о котором говорила мама, но он ей казался таким грозным и задиристым, что сейчас она даже нисколько не обрадовалась тому, что будет не одна в классе, как предполагалось раньше.
И первого сентября Вика нарядная с большими белыми бантами с полным ранцем учебников и букетом белых астр идет в школу вместе с мамой. Мама строго – настрого запретила Вике называть ее в школе мамой, звать ее можно только по имени отчеству.
По дороге в школу они нагоняют опрятного мальчика, – это и есть Вова Сосулькин. Он аккуратно пострижен, в белой рубашке и черном костюмчике, – совсем не похож на того задиристого мальчишку, который когда – то кидался снегом, и показывал Вике язык. Теперь он деловито расспрашивает Вику, какие она знает буквы, и какое число самое большое…
Когда показалась за деревьями школа, Вова очень серьезным голосом сказал:
– Вика! Из Романовки мы только вдвоем будем ходить в школу. Каждый день, кроме воскресений. Мама мне не велела тебя никогда обижать. Да я и сам думаю, что буду твоим лучшим другом!
Вика засмеялась радостно, и посмотрела на маму. Мама улыбалась.

18.08.06

Занятия в кружках

Вика пошла в третий класс. В этом году приехала в школу Лидия Юрьевна после окончания педучилища. Мама теперь готовила неорганизованных детей к школе, и у нее были свободные дни. И по особой договоренности с Лидией Юрьевной мама два раза в неделю возила Вику на автобусе в Тюхтетский Дом творчества для занятий в кружках. Вика выбрала три: бальные танцы, художественную студию и музыку. До районного села, называемого Тюхтетом было пятнадцать километров, автобус уходил в восемь часов, и возвращался в Романовку в пять часов вечера. Расписание позволяло Вике заниматься без опозданий во всех кружках и еще оставалось время до автобуса, – его они с мамой проводили в читальном зале библиотеки.
В те дни, когда по расписанию у Вики были занятия в кружках, она чувствовала себя счастливой уже с вечера. В Доме творчества она попадала в особый, насыщенный прекрасным мир! Вика очень расстраивалась, если из – за погодных условий автобус не приходил. Дороги осенью, когда дожди лили несколько дней подряд, становились раскисшими, бездорожье – примета тех мест.
Вот как было не расстраиваться Вике, глядя в окно, что небо в тучах, дождь моросит, а на прошлой неделе автобус не ходил. Скорее всего, не придет и завтра. Вика подошла к маме с просьбой:
-Давай завтра встанем рано и пойдем пешком в Тюхтет!
Мама вздохнула. Ей хочется помочь Вике, но преодолеть тридцать километров – путь туда и обратно для восьмилетней девочки – немыслимо! Это и взрослому нелегко.
– А ты сможешь идти долго по грязи? Да в дождь! – спросила мама Вику.
– Да! Только пойдем, мамочка! Я так хочу заниматься! У меня же есть дождевик и резиновые сапожки.
Вика так горячо просила, что мама улыбнулась, и сказала:
-Собирайся! Будет у нас большой поход. Только не плачь потом, если отдыхать в пути будет негде!
Вика с радостью бросилась собирать сумочку с красками, кистями, альбомами для рисования, нотной тетрадью и белоснежной тонкой юбочкой, покроя «солнце – клеш». Эта серебряного цвета сумочка, –
настоящий склад сокровищ! Вика легла спать только после того, как убедилась, что мама завела будильник на пять часов.
На следующий день ранним утром можно было наблюдать две фигуры, большую и маленькую, идущих по дороге в район. Это были Вика и мама. Вика не просила об отдыхе. Мама, сама чувствующая усталость, дивилась целеустремленности маленькой девочки!
В эту осень они трижды ходили пешком на занятия. Вика, встав чуть свет, пройдя пятнадцать километров, с удовольствием занималась поочередно: музыкой, рисованием и танцами! А затем шла домой, не жалуясь на усталость.
На следующий год тоже не всегда были благоприятными погодные условия. Имея опыт, мама с Викой также пошли на занятия пешком в один из осенних дней. Пройдя более половины пути, они увидели впереди собаку.
Она бежала навстречу.
– Странно, что без хозяина собака, – подумала мама.
На дороге показалась грузовик. Собака скрылась в лесу. Водитель остановил машину.
– Далеко собрались, путешественники? – спросил водитель.
– В Тюхтет, в Дом творчества,- ответила мама.
Седой водитель, внимательно и с улыбкой глядя на Вику, продолжал:
– Ножки не устают? Сколько ж ты отмахала сегодня?
Вика, пытаясь представить сколько они могли уже пройти, неуверенно ответила:
-Может девять…или десять километров.
Водитель стал серьезным:
– Волки здесь появились, не слыхали? С войны не было! Этот, что в лес сейчас сиганул, для собаки крупноват. А вы пешком ходите! В Ларионово детей двоих из школы не дождались, нашли после лишь портфели да ботиночки.
Водитель развернул машину и подвез Вику с мамой оставшиеся шесть километров.
После занятий Вика с мамой почти бежали домой. В этот раз они рекордно быстро добрались до дома, подгоняемые страхом. Больше пешком на занятия они не ходили, – это стало опасно. Но, по –прежнему, Вика с большим старанием занималась во всех кружках, с сожалением пропуская занятия в непогоду.
Для дедушкиного медпункта она оформила несколько санитарных бюллетеней. Дедушка очень гордился Викой.
Вначале под руководством бабушки, а затем сама, Вика систематически стала выпускать домашнюю газету, которую предлагала читать дедушке, маме и другу Вовке.
Вся школа была украшена рисунками Вики. Заканчивая четвертый класс, Вика заканчивала и начальную школу. В табеле у нее были все пятерки, кроме одной: из-за того, что у Вики практически все школьные уроки рисования были пропущены, так как совпадали с кружковыми занятиями, Лидия Юрьевна поставила ей в табеле единственную четверку – по рисованию.

18.08.06

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.