Машино ожерелье


Машино ожерелье

Есть у Маши необычное жемчужное ожерелье. Вместо добытых из морских раковин жемчужин, сверкающих перламутром, нанизаны на нитку её речи словечки перлы из собственного неповторимого детского словаря.
Нитка обрывается, перлы разлетаются, только успевай подбирать. А не успеешь подхватить — упадут, затеряются, закатятся в щели житейской суеты взрослого мира, потеряются навсегда. Сама Маша уронит словечко жемчужину и забудет тут же, нанижет на нитку новое, совсем другое слово.
Я не поправляю Машу: «так не говорят!», я пытаюсь понять логику, истоки словотворчества. Меня восхищают её «ранние» изобретения: ежик не ИГОЛИТ (не колется), УБЛЮДИЦА (верблюдица), ПОКАДАНЬЯ (пока, до свиданья), СПОКОЧИ (спокойной ночи – изобретенное еще её папой!). И то, что дерево не оно, а ОНА, потому, что – БЕРЁЗА…
Когда начинается и когда заканчивается детское словотворчество? Думаю, никто этого не знает точно. То, что Корней Иванович Чуковский определил «диапазоном» от 2 до 5, — всего лишь возраст, когда средства общения ребенка с взрослыми и познания им окружающего мира доступны для изучения.
В шесть — семь лет ребёнок уже, сам по себе, стесняется своих перлов, стремится говорить «как все», да ещё школа, где «под пресс» попадает всякое проявление индивидуальности и, если не уничтожается, то загоняется в такие тайники личности, где проявиться вновь сможет только у очень сильных и творческих натур. Маше шестой год, немного же мне осталось собирать жемчужин…

Субботний день, у соседа топится баня, ветер гонит в нашу сторону запах дыма березовых дров. Маша замечает:
— КУРИЛОМ пахнет!

— Маша, пойдем погуляем!
— Не могу, — вздыхает Маша, — у меня «эти дни»!

— Смотри, вон Вика идёт, наверное, к тебе в гости!
— Подними меня наверх, ты высокий, а у меня НОГИ слишком МОЛОДЕНЬКИЕ!

Гляжу на Машу с улыбкой.
— Ты что смотришь на меня УЛЫБЛЕННО?

У бабушки на сковородке пузырится масло:
— Бабушка, масло КИПЯЧИТСЯ!

Бабушка жарит рыбу, и тоже выдает жемчужинку из своего ожерелья:
— Подожди немножко, я сейчас тебя ПОПОЛАМКАМИ угощу!

Значит, не всё теряется, есть надежда — «яблоко от яблони…»

0 комментариев

Добавить комментарий

Машино ожерелье

Есть у Маши необычное жемчужное ожерелье. Вместо добытых из морских раковин жемчужин, сверкающих перламутром, нанизаны на нитку её речи словечки перлы из собственного неповторимого детского словаря.
Нитка обрывается, перлы разлетаются, только успевай подбирать. А не успеешь подхватить — упадут, затеряются, закатятся в щели житейской суеты взрослого мира, потеряются навсегда. Сама Маша уронит словечко жемчужину и забудет тут же, нанижет на нитку новое, совсем другое слово.
Я не поправляю Машу: «так не говорят!», я пытаюсь понять логику, истоки словотворчества. Меня восхищают её «ранние» изобретения: ежик не ИГОЛИТ (не колется), УБЛЮДИЦА (верблюдица), ПОКАДАНЬЯ (пока, до свиданья), СПОКОЧИ (спокойной ночи – изобретенное еще её папой!). И то, что дерево не оно, а ОНА, потому, что – БЕРЁЗА…
Когда начинается и когда заканчивается детское словотворчество? Думаю, никто этого не знает точно. То, что Корней Иванович Чуковский определил «диапазоном» от 2 до 5, — всего лишь возраст, когда средства общения ребенка с взрослыми и познания им окружающего мира доступны для изучения.
В шесть — семь лет ребёнок уже, сам по себе, стесняется своих перлов, стремится говорить «как все», да ещё школа, где «под пресс» попадает всякое проявление индивидуальности и, если не уничтожается, то загоняется в такие тайники личности, где проявиться вновь сможет только у очень сильных и творческих натур. Маше шестой год, немного же мне осталось собирать жемчужин…

Субботний день, у соседа топится баня, ветер гонит в нашу сторону запах дыма березовых дров. Маша замечает:
— КУРИЛОМ пахнет!

— Маша, пойдем погуляем!
— Не могу, — вздыхает Маша, — у меня «эти дни»!

— Смотри, вон Вика идёт, наверное, к тебе в гости!
— Подними меня наверх, ты высокий, а у меня НОГИ слишком МОЛОДЕНЬКИЕ!

Гляжу на Машу с улыбкой.
— Ты что смотришь на меня УЛЫБЛЕННО?

У бабушки на сковородке пузырится масло:
— Бабушка, масло КИПЯЧИТСЯ!

Бабушка жарит рыбу, и тоже выдает жемчужинку из своего ожерелья:
— Подожди немножко, я сейчас тебя ПОПОЛАМКАМИ угощу!

Значит, не всё теряется, есть надежда — «яблоко от яблони…»

Добавить комментарий