МЫ С ТОБОЙ МАКАРЕНКИ . Глава семнадцатая


МЫ С ТОБОЙ МАКАРЕНКИ . Глава семнадцатая

ЕСТЬ НАПРЯЖЕНИЕ

На установку «зозулиной» передвижной подстанции собралась не только вся бригада монтажников, но и некоторые колхозники. Правда, их помощь была не нужна, а вот Гоша Сапегин, прибывший на своем тракторе, был просто-таки необходим. Подстанция хоть и называлась маломощной, но весом была нисколько не меньше, чем ее солидные собратья. Снаружи подстанция имела очень мирный вид и своей внешностью напоминала домик, обыкновенный домик, чуть больше размерами, чем будка путевого обходчика. Только домик этот был «зашит» полностью железом, и сбоку виднелись рукоятка шинного разъединителя да два массивных кольца для транспортировки.
Уже была подготовлена бетонная площадка, и сейчас оставалось установить «дом>ик» на фундамент. Волков «колдовал» с тросами, Соединяя ими трактор с подстанцией.
— Готово!
Гоша повернул рычаг вперед.
Натянулся трос, и подстанция нехотя, словно делая людям одолжение, двинулась к уготованному ей месту.
Откалывая и измельчая куски бетона, «домик» въехал на площадку. Игорь припал к земле и, следя за подошвой подстанции, жестом стал подавать сигналы.
Один вытянутый палец — стоп. Палец изгибается — еще мало-помалу вперед. Снова стоп, и снова чуть заметное глазу движение.
Сапегин внимательно следит за сигналами. Он умеет держать в руках не только скрипку, но и рычаги. Трактор послушен ему.
Взмах Игоревен руки и — окончательный стоп. «Домик» встал на свое место. Теперь оставалось только подключить кабель к выводным зажимам да «врезаться» в высоковольтную линию.
Игорь взглянул на часы — без двадцати четыре. Через двадцать минут, согласно договоренности, будет обесточена линия.
Каждый знал, что ему нужно было делать в оставшееся время.
Митрич кувалдой вбивал в землю металлический штырь для разрядки линии. Закоротки лежали тут же, наготове.
Синельников наращивал индикатор напряжения, прикидывая на глазок примерное расстояние от земли до проводов.
— Что ты делаешь, Олег? — заинтересовалась его работой Светлана.
Волков «колдовал» с тросами, соединяя ими трактор с подстанцией.
— Готово!
Гоша повернул рычаг вперед.
Натянулся трос, и подстанция нехотя, словно делая людям одолжение, двинулась к уготованному ей месту.
Откалывая и измельчая куски бетона, «домик» въехал на площадку. Игорь припал к земле и, следя за подошвой подстанции, жестом стал подавать сигналы.
Один вытянутый палец — стоп. Палец изгибается — еще мало-помалу вперед. Снова стоп, и снова чуть заметное глазу движение.
Сапеган внимательно следит за сигналами. Он умеет держать в руках не только скрипку, но и рычаги. Трактор послушен ему.
Взмах Игоревой руки и — окончательный стоп. «Домик» встал на свое место. Теперь оставалось только подключить кабель к выводным зажимам да «врезаться» в высоковольтную линию.
Игорь взглянул на часы — без двадцати четыре. Через двадцать минут, согласно договоренности, будет обесточена линия.
Каждый знал, что ему нужно было делать в оставшееся время.
Митрич кувалдой вбивал в землю металлический штырь для разрядки линии. Закоротки лежали тут же, наготове.
Синельников наращивал индикатор напряжения, прикидывая на глазок примерное расстояние от земли до проводов.
— Что ты делаешь, Олег? — заинтересовалась его работой Светлана.
Металлический «знак вопроса» не дошел До провода еще добрых с полметра, как вспыхнула лампочка.
— Горит!—закричала Светлана.—Честное слово, горит, Игорь Николаевич!
— Вижу, — засмеялся Игорь, — значит, линия не обесточена. В нашем распоряжении еще целых пять минут. Можно пока отдыхать.
Светлана осторожно положила индикатор на землю и уселась на траву. Чувствовала она себя сейчас удивительно хорошо, словно совершила какое-то большое и нужное дело.
…Ровно через пять минут Мартьянов уловил, что гудение в линии прекратилось, значит, обесточили вовремя. Но нужно проверить.
— Скрипичкина!
— Что случилось, Игорь Николаевич? — испугалась Светлана и вскочила на ноги.
— Проверить линию и о результатах доложить! — приказал Игорь.
Светлана что-то хотела ответить, но Мартьянов уже не глядел в ее сторо«у. Он разговаривал с Волковым. Скрипичкиной ничего не оставалось делать, как выполнять приказание. Да по правде говоря, она бы и не стала отказываться. Было лестно, что ей доверили такую серьезную работу.
Светлана снова влезла в боты и накинула «крючок» индикатора прямо на провод.
— Горит, — жалобным голосом проговорила она. — Почему горит, Игорь Николаевич?!
— Остаточное напряжение, — коротко ответил Игорь и, встретив непонимающий взгляд Скрипичкиной, пояснил:
— Помните по физике? Конденсаторы. В школе проходят.
— Помню, — неуверенно произнесла Светлана. Что-что, а физику она забыла давным-давно.
— Так вот,—продолжал пояснять Игорь,— линия и является сейчас таким конденсатором. Выключенная линия как бы хранит энергию.
—- Может убить, даже когда выключено?!— воскликнула она, увидев, что Снегирев с Синельниковым подходят к опоре и готовятся к подъему.
— Не убьет, — засмеялся Игорь, — Мнтрич сейчас разрядит линию.
Действительно, в руках у Волкова была бухточка гибкого медного троса. Рассчитанным движением, точно таким же, каким ковбои ловят диких мустангов, Митрич подбросил бухту вверх, к проводам. Трос легко раскрутился — помог груз, подвешенный на ко<нце тросика, — и стал обвивать провода. Раздался треск, словно где-то поблизости дали нестройный залп из пистолетов, и в воздухе запахло озсшом, как после грозового дождя. — Вот и все, — удовлетворенно сказал Игорь, — теперь безопасно. Можно подключаться. Синельников со Снегиревым уже карабкались по решетчатой металлической опоре вверх. Вот они рукой схватились за провода. Щелкнули замки «карабинов», и монтажники прочно соединились с проводом. Пока они занимались верхним присоединением, Митрич стал заводить кабель на выводные клеммы трехполюсного линейного разъединителя. Массивный, в руку толщиной кабель вибрировал, старался вырваться. Митрич от усилий стал красным. — Помогите человеку, — сказал Игорь, обращаясь к Светлане. — Я?! — удивилась Скрипачкина. — Быстро! — вместо ответа приказал Мартьянов. Светлана подбежала к Волкову и стала помогать ему «усмирять» кабель, но ее сил не потребовалось, — с непослушным кабелем Митрич управился сам. — Бери на гайки, — прохрипел Митрич, — закручивай. Светлана просунула болт сквозь отверстие клеммы и стала закручивать гайку. — Быстрей, — подгонял ее Волков. Светлана ускорила темп движения. От непривычной работы она раскраснелась, волосы выбились из-под косынки и лезли в глаза. Гаечным ключом она отводила их в сторону. Но вот шесть гаек сидят на месте, Митрич закрепляет кабель скобами и помогает Светлане подвернуть гайки до конца, — ее сил явно мало. — Теперь все, — отдуваясь, сказал Митрич, — спасибо за помощь. Подошел Мартьянов, посмотрел на Светлану и расхохотался. — Чего смеетесь?! — обиделась девушка.— Ну чего? — Гена, зеркало! — вместо ответа сказал Игорь. Сафонов снял с «газика» смотровое зеркало и подал Скрипичкиной . Оттуда глянуло на Светлану ее и не ее лицо. Волосы взлохмачены, на них — белые полоски асбеста, а на щеках , на лбу — черные мазутные пятна. — Очень страшная?! — испуганно спросила она у Игоря. — Что вы , — искренне удивился он, — нисколько даже. Такая вы мне больше нравитесь, — неожиданно выпалил он. Светлана радостно покраснела и побежала умываться. А Митрич пристально взглянул на Игоря , да так, что Игорь понял, что последних слов ему не надо было произносить. Да Игорь и не думал их говорить. Он хотел сказать, что мазутные пятна гораздо больше Светлане к лицу, чем искусственный румянец, что ничего не значит измазанный нос — нос отмоется. Самое главное, что Светлана по-настоящему участвовала в работе. Сама, по собственному желанию, и довольна этим. А Игорь тем более доволен. Это он и хотел сказать. Но слово — не воробей, вылетело — не поймаешь. А иди знай, как его слова воспримут другие. «Хотя, должен был знать», — корил себя Мартьянов. И он переменил разговор, деловым тоном сказал Митричу: — Надо сообщить в поселок, что работы закончены. Митрич направился к Сафонову сказать, чтобы тот на своем «газике» ехал в колхоз и оттуда сообщил по телефону об окончании работ. ... До колхоза — рукой подать. Минут через десять Сафонов уже ехал обратно. Но не один, в кузове стояли Зозуля и Жора Лукьяненко. — Ура монтажникам! — закричал Жора, спрыгивая на землю. — Ура-а! — Что ты кричишь раньше времени?! — накинулся на него Зозуля. — Вспугнешь еще! — Так ведь если не закричишь, на тебя и внимания никто не обратит, — резонно заметил Жорж. — Кричи потише, — посоветовал Зозуля. К ним подошел Мартьянов. — Уже включили, Игорь Николаевич, — с заметным волнением сказал предколхоза, — наверное, можно пробовать. — Добро ,— поздоровавшись, сказал Игорь,— будем включать и мы. — И он обвел глазами лица монтажников, решая, кому бы предоставить право первого включения. Включить в первый раз рубильник — право лучшего. Достойных было много. — Синельников! Олег! Слово за комсомолом. Синельников понял Игоря с полуслова. — Я думаю, что Волков... — Разрешите мне, Игорь Николаевич, — неожиданно выпалила Светлана, — честное слово, я сумею. С лица Светланы исчезли мазутные пятна, и губы были подкрашены, но слегка, чуть-чуть. — Тут и уметь нечего ,— засмеялся Игорь,— поднять рычаг вверх, вот и все! Ну, Волков... Волков молча подошел к рубильнику и взялся за рукоятку. Все повернулись в сторону колхоза, хотя понимали, что отсюда они ничего не увидят, — солнце стояло еще высоко, и стоваттным лампочкам, помещенным в домах, не под силу было бороться со светилом. Но Волков не спешил с включением. Больше того, он выпустил рукоятку из рук. — Ты что? — недоуменно посмотрел на него Игорь. — Пусть она, — кивнул Митрич головой в сторону Светланы. — Да, но... — Пусть, — коротко сказал Волков и отошел. Мартьянову ничего не оставалось делать, как выполнить просьбу Митрича. — Товарищ Скрипичкина! — строго официально произнес он. — Попрошу включить подстанцию. Светлана благодарно взглянула на Волкова, подбежала к «домику» и схватилась за рукоят¬ку. Миг... и загорелась сигнальная лампа. — Отныне и во веки веков, — торжественно произнес Лукьяненко и, не сдержавшись, прокричал: — с Сергея Федоровича магарыч! Зозуля крутанул ус и, вторя своему художественному руководителю, не менее торжественно произнес: — Всех! — широкий жест на всю степь. — Всех приглашаю на банкет.

Добавить комментарий