Зачем?


Зачем?

Сценарий короткого фильма.

Небо. Голубое небо. Громадный горизонт. Все небо.

Где-то в Афганистане. Зной, на небе ни облачка.
Кишлак. И глинобитной хибары играет маленький чумазый мальчик 5-7 лет. Молодая женщина выглядывает из хижины и смотрит, улыбаясь, на мальчика.
Слышится шум приближающегося самолета.
Мальчик (Саид) приостанавливает игру и всматривается в небо. Лицо ребенка с сощурившимися глазками. Крупный план – лицо ребенка.

Америка. Маленький двухэтажный домик. Молодой человек (Джон) поливает газон и о чем-то, улыбаясь, думает. К нему сзади подбегает и толкает его мальчик 5-7 лет. Это младший брат. Юноша бросает шланг и похватывает мальчика. Он подбрасывает его вверх, мальчик смеется и извивается от удовольствия.
Юноша перестает его подбрасывать, прижимает к груди и с улыбкой всматривается в лицо брата. Крупным планом – счастливое лицо ребенка.

Тот же молодой юноша (Джон) в военной одежде в полном обмундировании пехотинца сидит в военном джипе, качается из стороны в сторону по ходу движения джипа. Он смотрит куда-то вдаль с улыбкой. Вдруг пальба. Машина останавливается, пехотинцы под крики офицера вываливаются из машины и рассредоточиваются вокруг транспорта.

Узбекистан. Военная авиабаза. Молодой летчик сил ВВС США стоит у телефона-автомата и о чем-то оживленно разговаривает. На той стороне – молодая женщина, которая, прижимая трубку к уху одной рукой, поглаживает свой живот другой. Она беременна, улыбается, глаза влажные.
Летчик прощается, вешает трубку. И некоторое время всматривается перед собой, также улыбаясь. Потом он, встрепенувшись, выбегает из кабинки.

Полет бомбардировщика. На передней панели фото беременной молодой женщины. Летчик с улыбкой смотрит время от времени на фото. Внизу горы Афганистана. От самолета отделяется бомба.

Афганистан. Мальчик (Саид) вслушивается в гул самолета. Лицо мальчика меняется. Оно застывает в страхе.
План: в центре мальчик стоит с опущенными руками, через мгновение огромная волна пыли сметает его как листок бумаги. Грохот чудовищный, пыль.
Крупный план: мальчик лежит на животе, пыль, маленькими пальчиками он перебирает землю. Приподнимает голову, лицо все в пыли. Он озирается, шепчет «мама», опускает голову, потом спустя некоторое время он поднимает голову снова.
Следующий план: сквозь пыль движется тень человека, когда человек приближается пыль расступает и видно, что- это обгоревший человек, который с обгоревшими руками держится за голову с обгоревшим лицом, тряпье на теле тлеет, а внизу – оно горит. Это женщина, она кричит от боли, потом падает и более уже не шевелится.
Мальчик поднимается и, шатаясь, идет к горящей матери.
План: развалины, клубы пыли, из расщелины торчит маленькое тельце почти грудного ребенка (голова и половина груди –погребены), тело конвульсирует, маленькие пальчики скребут землю.
Вокруг крики на афганском, люди суетятся, бегают.

Солдат Джон сидит у джипа с автоматом на изготовку. Ничего не происходит. Солдаты приподнимаются, но автоматы обращены на стены домов. Тревога ложная. В нескольких метрах перед Джоном из-за угла появляется мальчик (Саид). Мальчик стоит и смотрит на солдат.
Джон смотрит на Саида. Спустя некоторое время Джон улыбнулся Саиду. Саид не двигается.
Джон вытащил из кармана конфету , показывает Саиду и приглашает его к себе жестом.
Саид после некоторого замешательства потихоньку двигается к Джону.
Саид подходит к Джону и прямо смотрит на солдата. Солдат протягивает конфетку и слегка наклоняется к мальчику. Мальчик выжидает.
Спустя мгновение мальчик выхватывает из-за пазухи пистолет, и выстреливает в лицо Джону.
Крупный план: лицо мальчика, оскаленное улыбкой, обрызгивается кровью и мозгами солдата.
Джон валится на землю. Стоявший рядом другой солдат ударом ноги выбивает у мальчика пистолет, следующим ударом в грудь опрокидывает его. Тело мальчика в замедленном темпе падает. Солдат вскидывает автомат и стреляет в падающего мальчика. Пули прошивают насквозь его грудь, маленькое и беззащитное тельце треплет от каждой пули.
Крупный план: лицо мальчика оскалено улыбкой и боли и радости одновременно. Маленькие пальчики теребят землю.
Солдат прекращает очередь.
После секундной паузы он подходит вплотную к мальчику, прицеливается к его маленькой пыльной голове наклоненной в бок. И делает 2 выстрела.

План неба.

Спустя некоторое время.
Афганистан Кладбище, с него идут несколько человек. Ветер поднимает пыль. В толпе идет мальчик, понурив голову, в руках автомат. Крупный план: цепко держат автомат детские руки.
Мальчик останавливается и смотрит в небо. Вопрошающе.

Америка. Мальчик (брат Джона) пробегает по дому с детским пистолетом, замечает фотографию своего старшего брата, подходит к нему. Смотрит, плачет, поднимает взгляд в небо за окном.

Америка. Молодая женщина лежит в постели (невеста летчика). Рядом ребенок сосет грудь. Мать смотрит на ребенка, лежащего рядом с ней, и тревожно обняв, смотрит в небо за окном.

0 комментариев

  1. diana_ahundova

    Сильно! А ведь действительно зачем? Кому это нужно? Война – это страшно.
    Мне кажется, что этим небольшим по объему, но емким по содержанию сценарием удалось цельно отобразить жестокий лик войны. Из данного произведения получился бы превосходный антивоенный ролик. Ты – молодец, человек, совершенно лишенный литературного дарования ))

    С теплом,

  2. moskalev_igor_vladimirovich

    Очень прошу воспринять мою критику не как наезд, а как должно принимать критику, т.е. проанализировать ее и согласиться или не согласиться (твое право). Моей целью является не желание посмеяться над автором или оскорбить его, а передать мое видение его работы, чтобы автор смог оценить, удалось ли ему вызвать в читателе те ощущения, которые он желал вызвать или же вкладывал в работу. Моей целью является высказать свое мнение о работе для того, чтобы автор, если сочтет замечания полезными для себя, в будущем сделал свои работы интереснее,. В то же время спешу заметить, что я не являюсь профессиональным автором и рекомендую хорошо проанализировать мою критику и критику других людей, прежде чем сломя голову принимать мои слова за догму 🙂 Итак, тебе сама критика, которая боюсь может выйти короче, чем вступление, уж больно размахнулся 🙂
    На мой взгляд, стоило попробовать представить идею в более полноценном, литературном виде. Создалось ощзущение, что Вы использовали предложение «Сценарий короткого фильма» для того, чтобы снять с себя ответственность за «нескладность» повествования. Вполне можно было передать краски при похожем стиле повествования! Выш текст выглядит как фотографии, это ведь хороший прием!! Взгляни внимательно! Но фотографии у тебя получились непрофессиональные, скучные, сухие, неинформативные, неконтрастные. Добавь контраста не только между фотографиями, но и внутри самой фотографии. Не только афган вс америка, но и бома вс лазурное небо (нарисуй в голове картину: летит бомба, сделанаая в лучших традициях компьютерной кинографики, переливаясь в лучах солнца на лазурном фоне), ну это грубый, но доходчивый пример. Краски, красок не хватает, впрочем фотография может быть и чернобелой, но живой, кричащей. Было бы здорово, если бы сделал калейдоскоп из классных контрастных фотографий (фотография — это не значит. что в тексте описываешь чей-то фотоальбом, это я просто так, метафорирую (слова придумывать стал 🙂 ) ) И это выглядело бы классно.Звучало т.е. Ну пример…. Да что за примером ходить! вот, пулеметная лента классики:
    «Аптека. улица. фонарь….» — вот, это очень легко получить из твоего сценария. Согласись, что звучит гораздо лучше! И имеет вполне себе ничегосебе литературную форму. Это несложно 🙂

    Вот так я это все увидел.

    Из того, что мне показалось интересным:
    Я тут заметил. что можно было вывести на свет (проявить поярче) спрятанныую штуку такого характера: в рассказе происходит противопоставление сша и афгана, мирной жизни и военной, и в то же время у всего этого есть параллели. Но как-то эти параллели неочень хорошо выражены. Да и контрасты не самые контрастные. Но как мне показалось, Вы задумывали как раз сказать о том, что все люди и поэтому все братья, живут одинаковой жизнью, но почему-то так противоборствуют. Тема на самом деле необъятная и если Вы гуманист (как я (удивляюсь, как в себе сочетаю мизантропа и гуманиста) ), то надеюсь, что Вы еще вернетесь к этой теме с чем-то более крупным и вместительным, чем эта миниатюра. Успехов Вам искренне желаю 🙂

    Игорь aka апофема

    PS как мне кажется. чем больше пишешь, тем лучше рассказы изо дня в день становятся. Так что желаю Вам море постоянно улучшающихся произведений и на такие же хорошие темы. как в этом сценарии.

Добавить комментарий