Дело только в ритме?


Дело только в ритме?

Документальное кино далеко шагнуло в своем развитии благодаря техническому прогрессу. Освобожденный от условностей режиссер ваяет свои нетленные полотна, все более приближаясь к кинематографической истине. Свобода и гиперреальность съемок открывают перед авторами — документалистами новые возможности. Остается надеяться, что за свободой формы они не потеряют мысль. Составители программы Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал надеются, что документальная программа после двадцатисемилетнего перерыва «вернулась на Московский Международный кинофестиваль всерьез и надолго».

Картина «Дело только в ритме» (Сценарий и режиссура: Томас Грубе, Энрике Санчес Ланш), открывшая документальную программу ММКФ «Свободная мысль», рассказывает о современных тенденциях в мире танца. Ведущий оркестр мира и выдающийся дирижер своим искусством несут в массы идеологию гуманистического преображения цивилизации. Пример тому – своеобразная акция, постановка «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского в исполнении Берлинского филармонического оркестра. Дебют английского дирижера Саймона Рэттла в качестве художественного руководителя Берлинского филармонического оркестра состоялся осенью 2002 года. Исполнение Пятой симфонии Малера и произведений Моцарта, Брамса и современного композитора Томаса Эйдса сопровождалось десятиминутной овацией и было очень высоко оценено критиками. Предшественниками 47-летнего Рэттла на посту главного дирижера одного из лучших в мире оркестров были такие суперзвезды как Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян и Клаудио Аббадо.

Взращивание определенного типа личности – цель, которую ставили перед собой создатели постановки: «В хореографии есть движения, которые учат мальчиков чувствовать себя сильными и мужественными». Молодые ребята, не умеющие танцевать абсолютно, делают первые шашки и учатся «понимать силу тишины».
Рэттл совмещает традиционность и успешно усваивает современные тенденции. В финале – сэр Саймон Рэттл, владеющий дирижерской палочкой как художник от бога — кистью, устраивает представление всего того, чему научились молодые люди 25-ти национальностей, в том числе из Европы и России. Гениальная кисть танцует по мольберту, подобно тому, как язык тела познается, не затрачивая времени на пустые слова. Танцевальная группа набиралась с расчетом объединить танец и оркестр, чтобы музыка не являлась только музыкой, а посредством себя учила людей единению. Такова идея фильма. Частная жизнь в лицах. И этих лиц – 250. О становлении каждого из участников, о трудностях, вплоть до того, что многие хотели уйти из проекта, — эта документальная лента.

Мощная постановка под музыку Игоря Стравинского – кто бы сомневался, что зрителя не прикует к месту экспрессия танца и костюмированного представления. Ритм и царствующая в сердце природа Весны – то, что зрителя оставит равнодушным экспрессия танца и костюмированного представления. Ритм и царствующая в сердце природа Весны – то, что наполняет зрителя при просмотре этой картины.

В древней музыке основополагающим началом был ритм.

Во всем мире «Весна священная» является материалом для постановки балета. Традиция «Русских сезонов», которую в свое время возглавил Сергей Дягилев, положила начало мировой славы Игоря Стравинского. Премьера его первого балета «Жар-птица» состоялась 25 июня 1910г. на сцене парижской «Гранд-оперы». Вторым произведением Стравинского был балет «Петрушка». Парижская премьера балета в 1911 году была триумфальной в немалой степени благодаря великолепной хореографии Фокина и гениальному Петрушке – Вацлаву Нижинскому. А уже 29 мая 1913 г. в Париже разразился «грандиозный театральный скандал», поводом для которого послужил новый балет Стравинского «Весна священная». Импульсивные ритмы, сменяющиеся мелодичными потоками, составляли как бы наслоения картин обрядовой жизни древнего племени с весенними гаданиями и взываниями к силам природы и финальным жертвоприношением. Сам композитор говорил: «Мой новый балет «Весна священная» не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси — Руси языческой», его ласковая песнь родной русской природы. Костюмы были представлены Н.Рерихом. Он использовал элементы древнейших орнаментов в современных формах. Выступая в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов (Нью-Йорке, 1930), Николай Рерих выразил свое мнение о балете на музыку Стравинского:
«И все же «Весна Священная» нова и молодежь принимает «Весну» как новое понятие. Может быть, вечная новизна «Весны» в том, что священность Весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании, Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого… Холмы Смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном Пастухе Леле и Купаве, или, как сказал бы индус, — о Кришне и Гопи. Нельзя не отметить, что сыны Востока совершенно определенно узнавали в образе Леля и Купавы великого Кришну и Гопи. В этих вечных понятиях опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают».

Балетов на подобные темы до тех пор вообще не существовало. В равной степени необычными и неожиданными были и музыка Стравинского, и хореография Нижинского. Это вызвало противоречивое отношение к балету, сохранившееся на многие годы. Фантастика священных танцев и символических ритмов способны заставить публику ликовать от восторга. И при умелом исполнении готовы поспорить с карнавалами в Рио-де-Жанейро и шествием китайской диаспоры в национальных костюмах, стилизованной под одеяния «Поднебесной». Один из зрителей так описывал премьеру 29 Мая 1913 года в Париже: «Ничто из когда-либо написанного о битве «Весны Священной» не дает даже слабого представления о том, что происходило на самом деле. Театр, казалось, дрожал от землетрясения. Он сотрясался. Люди выкрикивали ругательства, завывали и свистели, заглушая музыку. Раздавались пощечины и удары… сам же балет был удивительно прекрасен».
Только почему – то в Чикаго, во время постановки «Снегурочки» мастерские Маршала Фильда не испугалась гласа народа и построили современные костюмы на орнаментах и линиях доисторических славянских одеяний. А в нашей стране только в 1965 году Наталией Касаткиной и Владимиpом Василёвым была осуществлена постановка балета «Весна священная» в Большом театpе СССP, что принесло им всемирную известность. Они были первыми, кто после 1917 года дерзнул поставить балет на музыку «запрещённого» тогда композитора.

Если Вы, уважаемый читатель, сочли не нудным сей опус, пожалуйста. обратите свои взоры, а лучше ушки, к творчеству Стравинского. Гениальности редко сочетаются столь удачно: Вы почувствуете и ритм, и душу танца, и красоту славянской природы — на фоне музыки образы невольно возникают и меняются. Пожалуй, я единожды до этого испытывала подобное: на Рахманиновских вечерах, которыми щедро балуют нашу тамбовскую публику. Казалось, взлеты и падения птиц, цветов и ирреальности происходящего существуют в сознании одновременно, подпитывают слушателя и дают ему силу и надежду жить счастливее.

0 комментариев

  1. mariya_kirillova

    Спасибо Валентина!

    А я завидую по-настоящему тем людям, которые могут несколько фильмов подряд смотреть, и после сохраняют чувство такта и эмоционального ряда, чтобы сделать сравнительный анализ и дать им оценку. Меня на 1-2 от силы хватает :))

    с уважением, Мария

Добавить комментарий